Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: "Борьба французского народа против захватчиков. Жизнь и смерть Жанны д.Арк"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Мышев Юрий Владимирович

Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме: "борьба французского народа против захватчиков".

Цель урока: 

1. На основе  самостоятельного анализа исторических документов продолжить формирование общеучебных умений:

  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими фактами и явлениями;
  • выделять главное, существенное;
  • самостоятельно пополнять запас исторической информации.

                                         2.Воспитание патриотизма, толерантности.

 

                                         Основные понятия: Столетняя война, освободительная борьба, инквизиция,  монархия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_srednikh_vekov_myshev.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мышев Юрий Владимирович,

Учитель истории высшей квалификационной категории.

Тетюшская средняя школа №1 г.Тетюши Республики Татарстан

e-mail: muv2007@rambler.ru

Тема урока:  «Борьба французского народа против захватчиков. Жанна      дАрк: жизнь и смерть».

Цель урока:   

1. На основе  самостоятельного анализа исторических документов продолжить формирование общеучебных умений:

  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими фактами и явлениями;
  • выделять главное, существенное;
  • самостоятельно пополнять запас исторической информации.

2.Воспитание патриотизма, толерантности.

Основные понятия: Столетняя война, освободительная борьба, инквизиция,  

                                     монархия.

Оборудование: настенная карта «Западная Европа  в ХV-ХVI вв.», картосхемы, репродукции картин «Вступление Жанны д Арк в Орлеан», «Битва при Креси», копия барельефа собора Домреми «Взятие в плен Жанны д Арк», копия миниатюры XV века «Обстрел города из пушек», фрагмент видеофильма.

План урока

На доске: надпись на французском языке: «Жизнь и смерть Жанны д Арк», дата  Столетней войны – 1337- 1453 г.г., настенная картосхема с обозначением городов  через которые проходил путь Жанны д Арк.

Девиз: «Вперед, без страха и упрека!»

Учитель:  Прошло почти 600 лет со дня гибели народной героини Франции Жанны д Арк. Но и сегодня во всем мире ее чтут словно живую. В 1920 году Жанну официально причислили к лику святых. Ее образ вдохновлял многих выдающихся деятелей культуры – писателей, скульпторов, художников, композиторов на создание замечательных произведений. Во многих городах воздвигнуты памятники. В годы фашистской оккупации Франции во время второй мировой войны отряды бойцов Сопротивления носили славное имя Жанны д Арк. Ежегодно к ее памятникам возлагаются цветы. Чем заслужила она благодарную память потомков? Что совершила эта девушка, прожив всего 19 лет, чтобы вечно жить « в сердцах живых»?

Представляем главных действующих лиц:

Ученица: Жанна д Арк – родилась 6 января 1412 года во французской деревне Домреми, в провинции Лотарингия. Росла в семье среднего крестьянина. В семье ее звали Жаннетой. С малых лет трудилась, помогала матери по дому, пасла коров. Родилась когда  уже 75 лет шла Столетняя война. Большая часть Франции была под властью герцога Бургундского, объединившегося с англичанами, чтобы захватить власть.

Ученик: Карл седьмой – дофин (наследник), затем король Франции с 1422 года, коронован в Реймсе при помощи Жанны д Арк в 1429 году. Современники называли его «победителем». Мягкий, ласковый, красивый, умеющий держать себя. Набожный и сострадательный к своим поданным. Лицо печальное, тревожное. Человек образованный, знал историю, любил искусство, часто играл на арфе. Был одинок.

Ученик: Жан, граф Дюнуа – его имя неразрывно связано с именем Жанны д Арк. Воспитывался вместе с дофином Карлом. Его кузен. С молодых лет, как только смог носить оружие, участвовал во многих боях и сражениях. Сражался против герцога Бургундского, попал к ним в плен, через два года освобожден. Сражался вместе с Жанной в Орлеане, осажденном англичанами, командовал отрядом.

Учитель: Пьер Кошон – год рождения неизвестен. Получив блестящее образование, стал ректором Парижского университета. Всю жизнь служил английскому королю Генриху шестому. Связал свою судьбу с герцогом Бургундским Филиппом Добрым. Выработал договор, лишавший дофина – Карла прав на наследство. Прилагал усилия, чтобы выкупить Жанну у бургундцев. Был обвинителем на процессе суда над Жанной, обвиняя ее в ереси.

         (Фрагмент видеофильма о Столетней войне)

В год рождения Жанны д Арк шел 75 год Столетней войны. Вспомним главные события первого этапа ее (Ученики по цепочке задают вопросы).

Примерные вопросы:

1.Сколько полных лет продолжалась эта война? – 116 лет.

2.Каковы причины войны? – Борьба между Англией и Францией за области Аквитания и Фландрия.

3.Почему она была такой продолжительной? – Силы были примерно равны. Англии было трудно доставлять пополнения. Франция была ослаблена междоусобной борьбой.

4.Что послужило поводом к войне? – В 1328 году умер французский король Карл четвертый, а английский король Эдуард третий приходился ему племянником и решил захватить королевский престол во Франции.

5.Почему французы в начале войны терпели поражения? – Рыцари действовали отдельными отрядами, разрозненно, презрительно относились к крестьянской пехоте. Хуже были вооружены.

6.В чем было преимущество англичан в начале войны? – Организованность, единой командование, кроме конницы была пехота из свободных крестьян, большие двухметровые луки стрелявшие на 600 шагов, а с 200 пробивали насквозь рыцарские доспехи.

7.Как англичане разгромили французский флот около города Слейси у берегов Фландрии? – Французским кораблям было тесно, а англичане из больших луков прицельно поражали врагов. Лишь немногие французские суда уцелели.

8.Что произошло около города Креси в 1346 году? (По картине: что за битва  изображена?) – Битва, в которой французы были разбиты. Они потеряли 1,5 тысячи рыцарей и 10 тысяч пехотинцев. Поле было мокрое, усталые лошади поскальзывались.

9.Почему на скульптуре Родена «Граждане Кале» изображены 6 горожан? – Англичане около года осаждали порт Кале. Английский король согласился пощадить жителей, если шесть наиболее уважаемых горожан будут казнены. С веревками на шее, в саванах 6 смертников добровольно отправились в лагерь победителей.

10.Почему англичане одобряли войну? – Она приносила им добычу, налоги, выкуп за пленных.

11.Почему при городе Пуатье в 1356 году, имея двойной перевес,  французы проиграли? – Англичане укрепили свой лагерь. Французские рыцари передового отряда, не дождавшись основных сил, атаковали англичан, и попали под тучи стрел англичан. Погиб весь цвет Франции.

12.Что такое арбалет? – Железный лук, вделанный в приклад и который имел механизм для натягивания тетивы.

13.Почему во времени Столетней войны произошли восстания Жакерия во Франции и Уота Тайлера в Англии? – Было разорение, народ платил большие налоги для  войны, была чума.

14.Как были вооружены воины? – Луками, стрелами, копьями, арбалетами, позже пушками.

Работа с картосхемами

(в парах)

В 1415 году большое английское войско высадилось в устье Сены и  направилось к Кале. На встречу выступил французский король Карл шестой с более многочисленной армией. Противники встретились у  деревни Азенкур (60 км от Кале) и французская армия снова была разбита. «Большой позор для французского королевства».   (Отметить крестиком) Через несколько лет бургундцы заняли Париж, перебили арманьяков. В руки герцога попал король. Тяжелые условия договора. Английский король женился на дочери французского короля. Но вскоре умерли оба короля (мистическое совпадение?). Новым королем объявлен английский король-младенец. С этим не согласился законный наследник 15-ти летний сын французского короля Карл седьмой. Народ его поддерживал – он встал на защиту независимости и от него отказались отец и мать.

Англичане продвигались на юг. Они осадили город Орлеан. Его падение открыло бы путь англичанам на юг страны. Перед Францией возникла угроза потери независимости. Каким было положение в стране?

(Сделать соответствующие пометки на картосхеме)

Работа с документом и учебником

(в группах)

Задание: прочитав документ («Из письма знатного юноши своим родным») и текст в учебнике, ответьте на вопросы:

1.Какое положение было в стране во время войны?

2.Как относился народ к англичанам?

3.Какое настроение было у народа?

«Многие неукрепленные поселения превратили свои церкви в настоящие замки, окопавши их рвами, установивши на башнях камнеметательные машины. По ночам там дежурили часовые. Стояли там дети, чтобы предупредить о приближении врагов англичан. При звоне колокола крестьяне покидали свои дома и искали убежища в церкви или на  островах реки или же в лодках. Виноградники не возделывались, поля не вспахивались, быки и овцы не ходили по пастбищам. Повсюду следы дымящихся развалин. Повсюду сорные травы. Те, кто должен был защищать народ, теснили его. Отчаянная нищета царила вокруг. Народ роптал. Некоторые готовы были покориться англичанам, надеясь на облегчение своей жизни. Но большинство мечтает о свободе для своей Родины. Ходят слухи, что Бог помогает англичанам, но явится во Франции дева и спасет Родину. Во многих местах простые люди нападают на англичан и готовы наступить против них».

Учитель: Итак, положение в стране таково, что Франция может исчезнуть как самостоятельное государство. Кругом разорение. И в этот смертельно опасный момент в осажденном Орлеане появляется Жанна д Арк. Двести дней осаждают город англичане. А через девять дней после появления в нем Жанны французы добиваются победы. Англичане снимают блокаду. Наступает перелом в войне. Франция спасена. Каким образом 17-летняя девушка помогла спасти свою Родину от порабощения?

Перед вами основные действующие лица тех событий.

Слово очевидцу – графу Дюнуа:

Ученик: «Я – Жан граф Дюнуа. Мне поручена охрана города Орлеана. Недавно меня ранило стрелой из арбалета в ногу. Жителей города все больше охватывает отчаяние. Судьба Орлеана предрешена. Я уже ничего не могу изменить. Жители города не доверяют его защитникам. Они даже направили посольство к герцогу Бургундскому с просьбой пощадить город, господин которого находится в плену у англичан. Это их последняя надежда, ведь в рыцарские времена никто бы не подумал осаждать город, господин которого находится в плену. Город окружен, все выходы перекрыты. В те дни все чаще повторялся слух о том, что неожиданное спасение придет с Небес и несет его неизвестная девушка называемая себя Дева Жанна. Нам неоткуда ждать помощи, как кроме от Бога.

И вот настал день – пятница 29 апреля 1429 года. К вечеру Жанна вошла с отрядом в город  (Смотрите картину на доске). Я на коне по левую руку. Опишите сами- как принимали Жанну в Орлеане! – Она держалась уверенно. Кто-то поднес к ее знамени слишком близко факел и оно загорелось. Жанна ловко пришпорила коня и загасила огонь, словно не раз участвовала в военных делах.

Честно говоря, я не собирался ничего предпринимать до прихода королевского подкрепления. Жанна не могла сидеть сложа руки. Она исследовала позиции англичан, совершала вылазки. Она воодушевляла воинов своим примером. 7 мая ее ранило стрелой в ключицу, как она и предсказывала. Стрелу вытащили и Жанна снова ринулась в бой. Была взята крепость Турель. 8 мая англичане сняли блокаду и отступили. Орлеан был освобожден!

Что бы вы хотели спросить у Жанны?

Возможные вопросы учащихся Жанне:

1.Сколько тебе лет?

2.Как прошло твое детство?

3.Кто твои родители?

4.Правда ли, что тебе слышались голоса святых и ты послана Богом?

5.Как смогла добралаться до Орлеана?

6.Как ты относишься к тому, что люди считают тебя святой?

7.Кто тебе помог снарядить  отряд?

8.Как тебе удалось убедить короля поддерживать тебя?

9.Как к тебе относятся англичане?

– Перед вами мое письмо к  англичанам. Ответьте сами на этот вопрос!

Письмо Жанны д Арк английскому королю

 Иисус Мария!

Вы, король Англии отдайте деве, посланной сюда Богом ключи всех добрых городов, которые вы взяли. Она готова придти к мирному соглашению, если вы не уйдете, то я беру руководство войной и те, кто не хотят повиноваться мне всех их уничтожу, если повинуются – помилую. Если вы не внемлите известиям от Бога и девы, то где бы мы не нашли вас, мы будем вас бить и сделаем такую резню, какой уже не было во Франции тысячу лет».

10. Как ты относишься к королю? – Он истинный христианин. Он выступил за независимость Франции.

12.Как король относится к тебе? – Спросите у него.

Учитель: сделайте вывод – как повлияла Жанна на перелом в войне?

Слово королю Карлу VII

Ученик: «Мое сердце болело за родную Францию, которую грабили англичане и бургундцы. Я ждал помощи от Бога, но сначала не верил, что спасение придет от девушки. Она прибыла в город Шинон, где я находился. Придворные отговаривали меня принимать ее. Но все же через два дня я позволил ей предстать передо мной. Но надо было проверить: действительно ли она послана Богом и ей слышались голоса святых. На трон я посадил своего приближенного, сам же встал в толпе в стороне. Жанна подошла к трону, странно посмотрела на сидевшего, потом подошла ко мне, держась просто и уверенно:

«Благороднейший господин, я пришла и я послана Богом, чтобы спасти вас и королевство. « - Я ответил: " Да разве я король, Жанна?» «Вы король Франции! Бог меня послал, чтобы привести вас в Реймс и там короновать!» Для уверенности я попросил ее сказать тайну, которую никто, кроме меня и Бога не знает и она сказала, что накануне я молился Богу, прося милости для страны. Этого никто не мог знать, и я проверил ей, предоставив в ее распоряжение отряд. Я короновался по ее совету в Реймсе и стал полноправным королем Франции.

-Жанна, какую награду ты бы хотела получить от меня за этот благородный поступок?

Жанна:

-Освободить мою родную деревню Домреми от непосильных налогов. Для себя лично мне ничего не нужно. Лишь была бы свободной Франция».

Продолжение работы с картосхемами:

Несколько раз Жанна просила у короля разрешения выступить на Париж. Но придворным удалось заронить в короля недоверие к Жанне. Тогда она сама с небольшим отрядом попробовала штурмом взять Париж. Атака была отбита бургундцами. Жанна была ранена, попала в плен. Французы отступили. (Сделать пометки на картосхеме)

Король мог предпринять шаги, чтобы спасти Жанну. Почему он не сделал это?

З а д а н и е: 

Проследите за поведением Жанны на суде и оцените его.

Инсценировка суда

Пьер Кошон: Дай клятву, что будешь говорить правду относительно того, что тебя будут здесь спрашивать!

Жанна: Я  не знаю, о чем вы хотите меня спрашивать. Возможно, вы будете спрашивать то, о чем я не могу вам сказать.

-Ты жалуешься на тяжесть оков, но не ты ли уже дважды пыталась бежать?

-Как каждый узник я по-прежнему хочу это сделать.

-Ты ушла из дома без согласия родителей. Разве это не грех?

-Даже если бы моими родителями были король и королева, я бы поступила точно так же.

-На каком языке говорил тебе голос?

-На языке, который лучше, чем ваш.

-Почему король не выручил тебя?

-Не говорите плохо о короле. Он добрый христианин.

-Почему люди поклонялись тебе будто ты святая?

-Они любили меня за  то, что я старалась им помочь.

-Сознайся, какими колдовскими приемами ты пользовалась, воодушевляя своих воинов на битву?

-Я говорила им: «Вперед!». И они следовали за мной, ничего не боясь.

-Ответь, как выглядел святой Михаил, когда являлся тебе? На нем была одежда?

-Вы думаете, Богу не во что было его одеть?

-А на каком языке говорила святая Маргарита? На английском?

-С чего бы … Она не на стороне англичан.

-Почему ты носишь мужскую одежду? Хочешь ли ты иметь женскую одежду?

-Дайте мне, я ее возьму и уйду, иначе я ее не возьму. Я довольна теперешней одеждой, после того, как Богу стало угодно, чтобы я ее носила.

-Ненавидит ли Бог англичан?

-Об  этом мне ничего не известно. Но я уверена, что все англичане будут изгнаны из Франции, кроме тех, которые найдут здесь смерть.

-Почему во время коронации в Реймсе твоему  знамени было отдано предпочтение перед знаменами других полководцев?

-Оно было  в труде и подвигах, и ему надлежало быть в чести.

-Еще раз спрашиваю, какой знак ты дала королю, что пришла от Бога?

-Вы не вырвете у меня этого признания. Идите узнавать у него самого.

Беседа с учащимися. Выскажите своё мнение о поведении Жанны на суде, её ответах на вопросы судей.

Учитель: Узнав в заключение процесса, что ее как еретичку сожгут на костре, Жанна от всей души заплачет и скажет: «Ах, я предпочту, что бы мне семь раз отрубили голову, чем один раз быть сожженной. Ах, я обжалую перед господом Богом эту велику несправедливость ко мне!...» Казнь совершится на рассвете в Руане 30 мая 1431 года. Уже привязанная к столбу, Жанна все еще не верит, что ее земной путь подходит к концу. Она смотрит по сторонам с надеждой, не придет ли откуда-нибудь помощь? Нет, на площади нет никого, кроме палачей, солдат, солдат, толпы и угрюмых горожан, насильно пригнанных наблюдать за казнью. И лишь когда под ней запылает костер, она поймет, что все кончено. И раздаться пронзительный крик: «Иисус!»

Говорили, что при виде этого страшного зрелища на некоторое время солнце перестало подниматься над городом. Она видела перед собой крест. Это как-то поддерживало ее. Несколько человек прямо на площади потеряло сознание. Один английский солдат как бы  окаменеет и на всю жизнь лишится дара речи. Впоследствии один из очевидцев поклянется на Библии, что видел, как из бушующего пламени костра вдруг выпорхнет и полетит в сторону Франции белая голубка. Ее тело сгорит, но вот сердце наполненное алой кровью, уцелеет, останется, словно живое. И ни один мудрец за полтысячи лет не смог объяснить, почему огонь пощадил сердце прекрасной и чистой Жанны – Жаннеты…

А что произошло с другими участниками? Выскажите своё мнение об ответственности человека за свои поступки.

Ученик (Карл VII): Частично я искупил вину перед Жанной. Через 25 лет я повелел провести оправдательный процесс над Жанной. Приговор был отменен. Поговаривают, что я сделал это, чтобы не получилось, что я своей короной обязан колдунье. Пусть нас рассудит история. После гибели Жанны прожил еще 30 лет. Был одинок.

Ученик (Жан граф Дюнуа): После гибели Жанны продолжал сражаться за Францию. Выполнял важные поручения короля. Женится. Рождаются сын и дочь. Участвуют в походе в Нормандию. Даже в возрасте за пятьдесят участвуют в походе. Новый король удалил его от двора. Потом помирился с Людовиком ХI. Прожил после Жанны 37 лет. Похоронили рядом с женой в церкви.

Ученик (Пьер Кошон): Как он прожил? После гибели Жанны он присутствовал при  коронации английского короля Генриха VI в Париже 16 декабря 1431 года. Получил особняк в Руане. Продолжал выполнять поручения Генриха шестого. Когда войска Карла седьмого захватят Париж, он будет вынужден бежать из него снова в Руан. Там и закончит жизнь в 1442 году. (До окончания Столетней войны оставалось 11 лет) Его уже не было в живых во время оправдательного процесса над Жанной. Но его семье пришлось отвечать за его действия. Правнучатые племянники, добиваясь наследства, отмежевались от Кошона. «Процесс нас не касается …»

Учитель: Столетняя война закончилась освобождением Франции. Только порт Кале остался у англичан.

В 1920г. папа объявил Жанну святой. Что сегодня означает фразы «гореть на костре», «взойти на костер»?

Учитель: Огонь можно представить символом истории. С одной стороны он приносил людям добро – давал жизнь, тепло, свет. Огонь разгоняет мрак невежества и указывает путь к истине. И в то же время он приносил зло: в огне сгорали  тысячелетия: сгорали города, селения, памятники, рукописи, книги…

Было страшное время, когда в огне инквизиции сгорали люди. Среди них народная героиня Франции – Жанна д Арк.

Представим – восходит на костер Жанна. Жалеет ли она о проделанном пути? А если бы все началось заново? Если бы в начале пути она знала, предвидела – она обладала даром предвидения по свидетельству современников,- что ее ожидает в конце пути, ушла бы она из дома, прибыла бы в Орлеан и с риском для жизни повела на прорыв соотечественников, помогла бы королю короноваться?

Подумайте об этом.

                                                      ЛИТЕРАТУРА

1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение.

2.История средних веков (V-XV века).Хрестоматия.Ч.1 Пособие для учителей /Сост.В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко./ - М.:Просвещение, 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Конспект урока истории 6 класса по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями"

Данный урок расчитан на обучающихся 6 классов .Цель урока:  выяснить,  какую роль в борьбе  с западными  завоевателями сыграл Александр Невский.Задачи урока:1....

Методическая разработка урока для 7 класса на тему "Компьютер:за и против"

Данная методическая разработка состоит из плана-конспекта урока и бланка с заданиями.Урок направлен на закрепление материала по теме "Компьютер" и совершенствование коммуникативной компетенц...

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....