Презентация. Обобщение по теме "Лексика и фразеология". 6 класс
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Презентация. Обобщение по теме "Лексика и фразеология". 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. Обобщение по теме "Лексика и фразеология". 6 класс | 635.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: повторить и обобщить все изученное по теме «Лексика. Фразеология»
Станция «Теоретическая» 1) Как называется раздел языкознания, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов? 2) Как называется раздел русского языка, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов? 3) Какие слова называются диалектными? 4) Какие слова называются профессиональными? 5) Какие слова называются общеупотребительными? 6) Какие слова называются заимствованными? 7)Как называются некоторые слова, уходящие из нашего употребления в силу определенных причин? 8)Чем объяснить появление новых слов, как они называются? 9)Какие сочетания слов называются фразеологизмами? 10) Какие слова называются историзмами, архаизмами?
Станция « Теоретическая» 1. Лексикология. 2. Фразеология. 3. Слова, употребляемые жителями определенной местности. 4. Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной профессии. 5. Слова русского языка, известные всему народу. Слова, вошедшие в русский язык из других языков. Устаревшие слова. Неологизмы (появляются новые предметы, новые представления о мире, и вместе с ними возникают новые слова, называющие их) Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Историзмы – слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений. Архаизмы – слова, которые были вытеснены современными синонимами.
Стилистически окрашенные слова — это такие слова, которые употребляются только в определенных стилях. К ним относятся: Научная лексика — слова, употребляемые в области науки, образования, техники: кислород, радиус . Разговорная лексика — слова, которые используют в устной речи, преимущественно в бытовом общении: бездельничать, велик, видос .
ПРИМЕРЫ Книжная лексика грядёт длань кара Нейтральная лексика наступает приближается рука наказание отрезать Окрашенная лексика лапа клешня нагоняй отхватить оттяпать
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16-17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (16)Собака, упершись лапами в камень и скрючив от натуги спину, всё ещё удерживается на поводке, хотя в этом уже нет надобности. (17)Верный мой Кучум ! Скрючив. Скрючив — согнув, подтянув, сжав.
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 5-6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (5)Взглянет Бобыль своими грустными глазами, взглянет — ничего не скажет. (6)Кликнет своего Дружка... Кликнет. Кликнет — позовёт.
Станция «Распределительная» Задание : Распределить слова на 2 группы: «слова-пенсионеры» и « слова-младенцы». Зеница , гамбургер, ботфорты , чело, очи , флеш-карта , уста , ди-джей, дворянин, алтын, лакей, потчевать, раб . принтер, чипсы , ноутбук.
Ответы: Станция «Распределительная» Задание : Распределить слова на 2 группы: « слова-пенсионеры » и « слова-младенцы ». Проверь себя. Слова – пенсионеры: зеница, ботфорты, чело, очи, уста, дворянин, алтын, лакей, потчевать, раб. Слова – младенцы: принтер, флеш -карта, чипсы, гамбургер, ди-джей, ноутбук. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА : ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ НЕОЛОГИЗМЫ
Ответы: Станция «Распределительная » Слова: Зеница – зрачок глаза (архаизм); ботфорты – высокие сапоги (историзм); принтер – (неологизм); флеш-карта – ( неологизм ); чело – лоб (архаизм); очи – глаза (архаизм); чипсы – (неологизм); гамбургер – (неологизм); уста – губы (архаизм); дворянин – (историзм); алтын – денежная единица (историзм); лакей – комнатный слуга (историзм); потчевать – угощать (архаизм); раб – (историзм); ди-джей – (неологизм), ноутбук – (неологизм).
Задание : замените заимствованные слова исконно русскими 1) брошюра – 2) финал – 1) инструкция – 2) антракт - 1) шоссе – 2) контролировать - 1) агрессивный – 2) анонс – 1) аккомпанемент – 2) директор – 1) колоссальный – 2)стабильный –
Ответы: Станция «Сообразительная» Задание : замените заимствованные слова исконно русскими 1) брошюра – небольшая книжечка 2) финал – завершение, конец 1) инструкция – указание 2) антракт - перерыв 1) шоссе – дорога 2) контролировать - проверять 1) агрессивный – враждебный 2) анонс – предварительное объявление 1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение 2) директор – руководитель учреждения 1) колоссальный – очень большой, огромный (успех) 2)стабильный – прочный, постоянный
Станция «Определительная» Задание : Определи, к какой сфере деятельности (медицина, математика, спортивная сфера) относятся следующие слова : 1. Периметр , сумма, треугольник, уравнение, множитель. 2. Кардиограмма , инъекция, рентген, флюорография, хирург, фонедоскоп , скальпель 3. Волейбол , пенальти, нокаут, баскетбол, защитник, гол, атлет.
Ответы: Станция «Определительная» Задание: Определи, к какой сфере деятельности (медицина , математика, спортивная сфера) относятся следующие слова : Проверь себя. Медицина: кардиограмма, инъекция, рентген, флюорография, хирург, фонедоскоп , скальпель Математика: периметр, сумма, треугольник, уравнение, множитель. Спорт: волейбол, пенальти, нокаут, баскетбол, защитник, гол, атлет. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
Станция «Диалектная» Задание: Подобрать к диалектному слову из 1 столбика диалектное слово из 2 столбика 1. Бредень 1. Обувь 2. Баять 2. Хорошая погода 3. Вёдро 3. Петух 4. Кочет 4. Говорить 5. Катанки 5. Валенки 6. Коты 6. Невод
Станция «Фразеологическая» мозолить глаза – точить лясы – клевать носом – бить баклуши - намять бока – держать язык за зубами - хоть глаз выколи - яблоку негде упасть – не в бровь, а в глаз – с три короба –
Ответы: Станция «Фразеологическая» мозолить глаза – надоедать точить лясы – болтать клевать носом – засыпать бить баклуши - бездельничать намять бока – бить держать язык за зубами - молчать хоть глаз выколи - темно яблоку негде упасть – тесно не в бровь, а в глаз – метко с три короба – много
Рефлексия Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: работал спустя рукава , хлопал ушами , шевелил мозгами, считал ворон , работал не покладая рук.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Обобщение учебного материала в 9 классе"
Презентацию можно использовать для обобщения учебного материала в 9 классе....
Презентация к уроку "Лексика и фразеология" в 9 кл.
Помогает наглядно продемонстрировать учебный материал....
презентация по теме "Лексика и фразеология"
Презентация с заданиями для повторения по лесике и фразеологии в начале учебного года в 7 классе. Она поможет учителю в подготовке урока повторения темы: "Лексика и фразеология"....
Презентация. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс
Презентация. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс...
Учебная презентация "Выразительные средства лексики и фразеологии. Подготовка к ОГЭ по русскому языку" - 2 части
Данная учебная презентация содержит теоретический материал для подготовки к выполнению задания 3 в ОГЭ по русскому языку, а также практические задания (тесты) для закрепления изученного материала....
презентация по теме "Лексика и фразеология"
Занимательный материал с иллюстрациями учащихся....
Презентация: Обобщение по теме «Глагол» 5 класс
Урок русского языка в 5 классе . Презентация: Обобщение по теме «Глагол»...