Обобщение по теме "Лексика и фразеология"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Упражнения, позволяющие повторить и обобщить материал по теме "Лексика и фразеология" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchayushchiy_urok_po_teme_leksika.pptx183.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение по теме "Лексика и фразеология"

Слайд 2

Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках. Группа школьников … (пришла - зашла) в музей на лекцию. Мы все завтра … (придем - выйдем) на стадион, чтобы посмотреть игру своей любимой команды. Перед подвигом защитников Отечества мы (преклоняем - склоняем) голову. Мы так давно не виделись, что вначале я его даже не (узнал - признал). На голове отца (одета - надета) меховая шапка.

Слайд 3

В каком варианте лексическое значение слова указано неверно? а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание в) аналогия — противоположность чему-либо г) привилегия — преимущественные права, льготы

Слайд 4

Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике? а) клевый б) классный в) крутой г) отличный

Слайд 5

Какое слово относится к лексике ограниченного употребления? а) бежать б) четыреста в) гипотенуза г) время

Слайд 6

Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно. а) считать ворон — бездельничать б) в час по чайной ложке — медленно в) тертый калач — опытный (о человеке) г) седьмая вода на киселе — близкие родственники

Слайд 7

Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных? а) раскрыть карты б) попасть впросак в) смотреть сквозь пальцы г) камень преткновения

Слайд 8

В каком предложении не используется фразеологизм? а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра. б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун. в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника. г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

Слайд 9

Какой фразеологизм не соответствует значению «много»? а) куры не клюют б) семь пятниц на неделе в) тьма тьмущая г) хоть пруд пруди

Слайд 10

Выпишите устаревшие слова Ратники подъехали к реке. У многих горели на груди золотые гривны. Сверкали на солнце глухие огромные шлемы, сияли золотой насечкой щиты и панцири. Русские копья, мечи, палицы, секиры, чудовищные булавы сшиблись с турецкими саблями. Полетели арбалеты. Закипел бой.

Слайд 11

К приведенным ниже исконно русским словам подберите однокоренные слова, церковно-славянские по происхождению: (1) Борода – ..., (2) волосы – ..., (3) ворота – ..., (4) город – ..., (5) дорогой – ..., (6) норов – ..., (7) один – ..., (8) порох – ..., (9) смородина – ..., (10) волочить – ..., (11) краткий – ..., (12) молоко – ..., (13) хоронить – ..., (14) чужой – ... .

Слайд 12

Проверяю себя (1) Борода – брада. (2) волосы – власяница. (3) ворота – врата. (4) город – град. (5) дорогой – драгоценный. (6) норов – нрав. (7) один – единый. (8) порох – прах. (9) смородина – смрад. (10) волочить – влачить. (11) краткий – короткий. (12) молоко – млечный. (13) хоронить – хранить. (14) чужой – чуждый.

Слайд 13

В каком ряду неологизмы? Вакцина, указка, акварель, вокализ, наждак, учебник, акваланг, шприц, журнал. Бурак, печурка, драчёны, замолаживает, гутарить, летятина (дичь), залавье (комод) Провайдер, дизайн, постер, тинейджер, ланч, блокбастер, кастинг, киллер, брокер Зарубежка, срезался, шпора, пара, хвост, общага, стипуха, дубак

Слайд 14

Из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы: - Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты не серчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстах эвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были… Об лето хаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.

Слайд 15

Проверяем себя (1) Всяк – по-всякому (по-разному). (2) (Не) серчай – (не) сердись. (3) Примерно – например. (4) (После) молчка – (после) молчания. (5) Эвтак – этак, примерно. (6) Не станет – не будет. (7) Знатный – представительный. (8) Люди-те – люди-то. (9) Об лето – летом. (10) Вишь – видишь. (11) По околотку – по округе. (12) Пробавлялись – зарабатывали. (13) (В) осенину – осенью. (14) Дичину – дичь

Слайд 16

Домашнее задание Упражнение с. 122 № 4,5. Разборы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика и фразеология. Обобщение. 10 класс

Урок русского языка  "Обобщение по теме "Лексика и фразеология", 10 класс. Включает конспект урока, презентацию, материал для учеников....

Обобщение знаний по теме "Лексика. Фразеология"

Данный урок является заключительным при изучении темы "Лексика. Фразеология" в 6 классе. Построено занятие на основе игровой и коммуникативно -диалоговой технологий. Поможет в занимательной форме повт...

Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Лексика и фразеология" (обобщение)

Презентация к уроку русского языка в 10 классе "Лексика и фразеология" (обобщение)...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе «Обобщение по теме «Лексика и фразеология» по повести Н. Ивеншева "За кудыкины горы"

Повесть Н. Ивеншева «За Кудыкины горы» учащиеся прочитали в рамках летнего чтения из списка 30 обязательных книг кубанских авторов, рекомендованных к чтению. На уроке анализируется примеры тематически...

Повторение и обобщение материала по теме "Лексика.Фразеология"

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на основе регионального компонента в рамках подготовки к ВПР...