Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Повторение по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цели: Повторение  и обобщение знаний учащихся;

Задачи образовательные: уметь видеть и использовать в речи синонимы, антонимы и омонимы, совершенствовать навыки работы со словарями.

Задачи развивающие: развивать логическое и творческое мышление, расширять кругозор, обогащать словарный запас, повышать речевую активность учащихся.

Задачи воспитательные: прививать любовь к слову, интерес к русскому языку и грамотной речи.

Тип урока: обобщение и повторение материала.

Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная и коллективная работа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_na_sayt.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок.

Повторение по теме «Лексика»

Цели: Повторение  и обобщение знаний учащихся;

Задачи образовательные: уметь видеть и использовать в речи синонимы, антонимы и омонимы, совершенствовать навыки работы со словарями.

Задачи развивающие: развивать логическое и творческое мышление, расширять кругозор, обогащать словарный запас, повышать речевую активность учащихся.

Задачи воспитательные: прививать любовь к слову, интерес к русскому языку и грамотной речи.

Тип урока: обобщение и повторение материала.

Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная и коллективная работа.

Ход урока.

  1. Целеполагание. 

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Обратить внимание на доску)

Синонимы, антонимы, омонимы, слово, лексика, лексическое значение, лексикология, словарь.

Тема урока.

–Откройте тетради и запишите тему , сформулируйте цель урока. (Повторить, что мы знаем о синонимах, антонимах, омонимах, закрепить умение определять значение слова).

II. Актуализация полученных знаний.

-Определите слово по его лексическому значению:

1. эти слова близки по лексическом значению, но разные по написанию (синонимы);

2. эти слова противоположны по значению (антонимы);

3. слова одинаковые по звучанию, но разные по лексическом значению. (омонимы)

- Проверим, насколько хорошо вы умеете различать в тексте слова этих лексических групп:

1 слайд На экране четыре пословицы. Выпишите из них парами слова синониы, антонимы и омонимы:

  1. Где умному горе, там глупому веселье.
  2. В глаза хвалит, а за глаза бранит.
  3. Каков ни есть, а хочет есть.
  4. Печаль не красит, горе не цветит.

- Какую же роль играют синонимы, антонимы, омонимы в нашей речи?

- А еще они «помогают сбросить нам лишнее напряжение». Физкультминутка «Наоборот» (нужно все команды выполнять наоборот)

        - Сядьте криво (Встаньте прямо)!

        - Опустите руки вниз (Поднимите руки вверх)! …….

Продолжение.

- У нас остались слова на доске:

4.Основная единица языка (Слово);

5. Словарный состав языка (Лексика);

6. Раздел науки о языке (Лексикология);

7. а вот последнему слову подберите определение сами, что такое словарь?

- Словари бывают разные.

2 слайд. «Словари». А знаете ли вы, что

  • Словарь современного русского литературного языка в 17т. содержит  120 480  слов

  • Словарь произведений                       А.С. Пушкина   21 000  слов

  • Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование         12 000  слов

  •    Словарь младшего школьника (10 – 11 лет)     3600  слов   

III. Практическая работа со словарями (групповая):

- Пусть каждая группа выберет себе словарь с полки. Посмотрите на справочник и скажите, кто его автор, как он называется, сколько слов в нем содержится?

- Найдите какое-нибудь слово, значение которого вы не знаете. Прочитайте нам его, не объясняя значения. Ребята, кто знает, какое лексическое значение у этих слов?

- Все ли слова языка можно поместить в словари? (Нет, потому что….)

-Существуют и такие слова, значения которых никто не знает кроме их автора.

Видео: отрывок из мультфильма «Алиса в Зазеркалье» (По Льюису Керроллу)

3 слайд. Бармаглот (из Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»)

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись на наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

Он стал под дерево и ждет,
И вдруг граахнул гром —
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем!

Раз-два, раз-два! Горит трава,
Взы-взы — стрижает меч,
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч.

IV. Домашнее задание:

4 слайд. Придумать 3 слова и записать их вместе с лексическим значением или приготовить сообщение о каком-нибудь словаре (упр.374)

V. Подведём итоги.

5 слайд. (Схема синквейна.)

- Пусть каждая группа напишет синквейн на одно из семи ключевых слов нашего урока-повторения: синонимы, антонимы, омонимы, слово, лексика, лексикология, словарь.

-Зачитайте свои работы

VI. Выставление оценок. Рефлексия. Конец урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...