Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Повторение по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Цели: Повторение и обобщение знаний учащихся;
Задачи образовательные: уметь видеть и использовать в речи синонимы, антонимы и омонимы, совершенствовать навыки работы со словарями.
Задачи развивающие: развивать логическое и творческое мышление, расширять кругозор, обогащать словарный запас, повышать речевую активность учащихся.
Задачи воспитательные: прививать любовь к слову, интерес к русскому языку и грамотной речи.
Тип урока: обобщение и повторение материала.
Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная и коллективная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_sayt.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
Повторение по теме «Лексика»
Цели: Повторение и обобщение знаний учащихся;
Задачи образовательные: уметь видеть и использовать в речи синонимы, антонимы и омонимы, совершенствовать навыки работы со словарями.
Задачи развивающие: развивать логическое и творческое мышление, расширять кругозор, обогащать словарный запас, повышать речевую активность учащихся.
Задачи воспитательные: прививать любовь к слову, интерес к русскому языку и грамотной речи.
Тип урока: обобщение и повторение материала.
Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальная и коллективная работа.
Ход урока.
- Целеполагание.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Обратить внимание на доску)
Синонимы, антонимы, омонимы, слово, лексика, лексическое значение, лексикология, словарь.
Тема урока.
–Откройте тетради и запишите тему , сформулируйте цель урока. (Повторить, что мы знаем о синонимах, антонимах, омонимах, закрепить умение определять значение слова).
II. Актуализация полученных знаний.
-Определите слово по его лексическому значению:
1. эти слова близки по лексическом значению, но разные по написанию (синонимы);
2. эти слова противоположны по значению (антонимы);
3. слова одинаковые по звучанию, но разные по лексическом значению. (омонимы)
- Проверим, насколько хорошо вы умеете различать в тексте слова этих лексических групп:
1 слайд На экране четыре пословицы. Выпишите из них парами слова синониы, антонимы и омонимы:
- Где умному горе, там глупому веселье.
- В глаза хвалит, а за глаза бранит.
- Каков ни есть, а хочет есть.
- Печаль не красит, горе не цветит.
- Какую же роль играют синонимы, антонимы, омонимы в нашей речи?
- А еще они «помогают сбросить нам лишнее напряжение». Физкультминутка «Наоборот» (нужно все команды выполнять наоборот)
- Сядьте криво (Встаньте прямо)!
- Опустите руки вниз (Поднимите руки вверх)! …….
Продолжение.
- У нас остались слова на доске:
4.Основная единица языка (Слово);
5. Словарный состав языка (Лексика);
6. Раздел науки о языке (Лексикология);
7. а вот последнему слову подберите определение сами, что такое словарь?
- Словари бывают разные.
2 слайд. «Словари». А знаете ли вы, что
- Словарь современного русского литературного языка в 17т. содержит 120 480 слов
- Словарь произведений А.С. Пушкина 21 000 слов
- Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование 12 000 слов
- Словарь младшего школьника (10 – 11 лет) 3600 слов
III. Практическая работа со словарями (групповая):
- Пусть каждая группа выберет себе словарь с полки. Посмотрите на справочник и скажите, кто его автор, как он называется, сколько слов в нем содержится?
- Найдите какое-нибудь слово, значение которого вы не знаете. Прочитайте нам его, не объясняя значения. Ребята, кто знает, какое лексическое значение у этих слов?
- Все ли слова языка можно поместить в словари? (Нет, потому что….)
-Существуют и такие слова, значения которых никто не знает кроме их автора.
Видео: отрывок из мультфильма «Алиса в Зазеркалье» (По Льюису Керроллу)
3 слайд. Бармаглот (из Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»)
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись на наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Он стал под дерево и ждет,
И вдруг граахнул гром —
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем!
Раз-два, раз-два! Горит трава,
Взы-взы — стрижает меч,
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч.
IV. Домашнее задание:
4 слайд. Придумать 3 слова и записать их вместе с лексическим значением или приготовить сообщение о каком-нибудь словаре (упр.374)
V. Подведём итоги.
5 слайд. (Схема синквейна.)
- Пусть каждая группа напишет синквейн на одно из семи ключевых слов нашего урока-повторения: синонимы, антонимы, омонимы, слово, лексика, лексикология, словарь.
-Зачитайте свои работы
VI. Выставление оценок. Рефлексия. Конец урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"
Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...
Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014
Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"
Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и ...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...