«Уроки доброты»: викторина по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского» (8 класс)
олимпиадные задания по литературе (8 класс) на тему
Ввикторина по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского» (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_frantsuzskogo_bez_otvetov.doc | 34 КБ |
uroki_frantsuzskogo_viktorina.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»
Л. Н. Толстой
««Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства»
В.Г. Распутин
«Уроки доброты»:
викторина по произведению В.Г. Распутина
«Уроки французского» (8 класс)
Из истории создания и публикации произведения
- Кому посвящено произведение «Уроки французского»?
- Откуда писатель знал Анастасию Прокопьевну и почему посвятил произведение именно ей?
- В каком году и где был впервые опубликован рассказ «Уроки французского?»
- Как рассказ помог писателю найти свою бывшую учительницу французского языка?
- Объясняя, как появился рассказ «Уроки французского», В.Г. Распутин писал следующее: «Есть такие понятия: духовная •?• и духовный •?• человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы, естественно, хотим поделиться им с другими людьми. Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». Назовите эти два понятия, которые имеет в виду писатель.
Фактология текста
- Почему герой должен был уехать учиться из дома в райцентр?
- В скольких километрах от деревни героя находилась школа, в которую он уехал учиться?
- Почему героя в деревне «почитали за грамотея»?
- Сколько лет было герою, когда началась его «самостоятельная» жизнь?
- Как учился герой и почему?
- Что не давалось герою во французском языке?
- Зачем герой играл на деньги?
- На что тратил герой выигранные деньги?
- По каким продуктам в посылке герой догадался, что она не от матери?
- Как учительница французского спасла героя от игры на пустыре?
О ком идет речь? Укажите персонаж произведения
- «•…•крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками».
- «•…• рослый и крепкий, заметный своей силой и властью, парень с длинной рыжей челкой. Он ходил в седьмой класс».
- «•…• большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, который всюду, как тень, ходил за Вадиком. Он остался в пятом классе на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы».
- «•…• суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает не знает – все равно тянет. Вызовут – молчит».
- «•…• было, наверное, лет двадцать пять или около того; •…• правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости •…•, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»
- «•…• тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах».
Предварительный просмотр:
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»
Л. Н. Толстой
««Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства»
В.Г. Распутин
«Уроки доброты»:
викторина по произведению В.Г. Распутина
«Уроки французского» (8 класс)
Из истории создания и публикации произведения
- Кому посвящено произведение «Уроки французского»?
(Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга, известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».)
- Откуда писатель знал Анастасию Прокопьевну и почему посвятил произведение именно ей?
(Анастасия Прокопьевна —мать писателя Александра Вампилова. «…Мне кажется, что профессию человека можно узнать по лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил Анастасии Прокопьевне. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого уже настало время. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой» (Книжное обозрение, - 1987-№38-28 августа – с.6)
- В каком году и где был впервые опубликован рассказ «Уроки французского?»
(Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодёжь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова).
- Как рассказ помог писателю найти свою бывшую учительницу французского языка?
(«Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне».)
- Объясняя, как появился рассказ «Уроки французского», В.Г. Распутин писал следующее: «Есть такие понятия: духовная •?• и духовный •?• человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы, естественно, хотим поделиться им с другими людьми. Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни. Вернее, стал записывать то, что никогда и не забывалось, что постоянно просилось во мне на люди. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». Назовите эти два понятия, которые имеет в виду писатель.
(Духовная память и духовный опыт)
Фактология текста
- Почему герой должен был уехать учиться из дома в райцентр?
(В деревне была только начальная школа, средняя располагалась в райцентре)
- В скольких километрах от деревни героя находилась школа, в которую он уехал учиться?
(В 50 км)
- Почему героя в деревне «почитали за грамотея»?
(Писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в местной библиотеке, рассказывал истории из прочитанных книг ребятам, разбирался в таблицах выигрышей по облигациям)
- Сколько лет было герою, когда началась его «самостоятельная» жизнь?
(11)
- Как учился герой и почему?
(Учился герой на одни пятерки. «Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».)
- Что не давалось герою во французском языке?
(Произношение: «произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями».)
- Зачем герой играл на деньги?
(Чтобы прокормить себя, не жить впроголодь)
- На что тратил герой выигранные деньги?
(На молоко)
- По каким продуктам в посылке герой догадался, что она не от матери?
(По макаронам и гематогену)
- Как учительница французского спасла героя от игры на пустыре?
(Сама стала играть с ним на деньги)
О ком идет речь? Укажите персонаж произведения
- «•…•крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками».
(Тетя Надя, знакомая матери героя, на квартире у которой он остановился в райцентре)
- «•…• рослый и крепкий, заметный своей силой и властью, парень с длинной рыжей челкой. Он ходил в седьмой класс».
(Вадик)
- «•…• большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, который всюду, как тень, ходил за Вадиком. Он остался в пятом классе на второй год и под каким-то предлогом устроил себе до января каникулы».
(Птаха)
- «•…• суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает не знает – все равно тянет. Вызовут – молчит».
(Тишкин)
- «•…• было, наверное, лет двадцать пять или около того; •…• правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жесткости •…•, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»
(Учитель французского Лидия Михайловна)
- «•…• тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах».
(Главный герой произведения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"
Открытый урок по литературе в 6б классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема: «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....
«Уроки мужества и доброты по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского».
О главном герое и о том, какие уроки извлек он из жизненных событий детства, какие уроки извлекли мы....
Опорный конспект и презентация к уроку литературы в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
Материал содержит основные моменты в рабочем конспекте для учеников (для самостоятельной работы) и презентацию по теме. Так же на уроке могут быть использованы видеофрагменты из отечественного фильма ...
Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского""
Урок литературы в 7 классе "Дорога добра в произведении В.Г. Распутина "Уроки французского"". Во время урока при помощи презентации можно выйти сайтwww.fskn.ru в онлайн режиме.На страницах этого сайта...
Открытый урок по литературе в 6 классе по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»
Открытый урок по литературе в 6 классе по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»...
Урок доброты (на примере рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского")
Презентация поможет вам интересно и увлекательно провести урок, проанализировать рассказ В. Г. Распутина с точки зрения добрых и нравственных поступков....