«Уроки мужества и доброты по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Степанова Лилия Алексеевна

О главном герое и о том, какие уроки извлек он из жизненных событий детства, какие уроки извлекли мы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_francuzskogo_konspekty1.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

             Урок   литературы в 6 классе.

«Уроки  мужества и доброты по произведению  В.Г.Распутина «Уроки французского».

     Тема:        В.Г.Распутин «Уроки французского».

                      Уроки доброты и мужества.

Цель:  1. Раскрытие духовных ценностей главного героя.

            2.Уроки, которые извлек главный герой и мы.

           3.Отработка навыка выразительного чтения прозаического текста, монологического высказывания, пересказа.

         4.Вызвать в детях желание критически оценивать свои поступки.

Оборудование:       1.Портрет В.Г.Распутина.

                                  2.Эпиграф  на доске: «…если в человеке есть хоть одно  доброе воспоминание, то он им держится» .(Ф.М.Достоевский).

«Всякое воспоминание-как остановка, чтобы осмотреться, отдохнуть и выбрать, куда идти дальше». (В.Г.Распутин).

                          План-конспект урока.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

Сегодня мы поговорим о рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского», о главном герое и о том, какие уроки извлек он из жизненных событий детства,      какие уроки извлекли мы. Перед писателем стояла задача: воскресить в памяти, в себе вроде бы навсегда забытое. Есть в литературе такой прием: взгляд на себя с высоты прожитых лет и переживание тех событий на другом уровне, когда суждения стали другими. Рассказчик-человек,   оценивает себя. Ему кажется важным, какие же уроки извлек он?

-Как вы понимаете слово «урок»?

-О чем говорит название рассказа? (о школе, о сверстниках, о доброте Лидии Михайловны).

-И не только. Сегодня мы расширим наши представления. Это рассказ о памяти, благодарности, об умении извлекать уроки из жизненных событий.

Словарная работа:

-память

-благодарность

-доброта

Есть такие понятия: духовная память и духовная память человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное, ценное, что мы выносим из жизненных событий и что скрепляет поколения людей.

-От чьего лица ведется повествование?

-Где еще вы встречались с таким приемом?( Астафьев «Конь с розовой гривой»).

Итак, память возвращает героя в школу, в пятый класс.

Давайте составим синонимический ряд, как мы будем называть героя: главный герой, рассказчик, мальчик, пятиклассник, школьник.

-Давайте послушаем рассказ о самостоятельной жизни героя в райцентре, вдали от родного дома. (Индивидуальное задание ученика).

Ваша задача: записать, слушая, с какими трудностями встретился герой.

-Какие качества проявил он, живя в городе?

-Как самостоятельная жизнь расширила духовный опыт героя?

-Почему мальчик  стал играть в чику?

-Как к этой игре относились главный герой и Вадик?

-Кто такой Вадик?  Составить монологическое высказывание.

-Какое качество проявил герой, начав играть в «чику»?

-Послушаем описание природы (пересказ отрывка с сохранением авторской лексики) и ответим на вопрос: «Как пейзаж связан с настроением героя»?

-Какой урок извлек герой из игры в «чику»? Зачитываем отрывок.      Выразительное чтение.    

-Чтение сцены драки на с.281.

-Как вел себя мальчик во время драки?

-А что же было в душе героя?  Задача: слушая сообщение, отбираем и записываем качества героя.

Самостоятельная работа.  На доске вывешены карточки с качествами характера героя.. Выписать только те, которые присущи нашему герою. Это трудно. Проверьте себя, но на этом построена вся русская литература.

-Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это?

-С какой целью  Лидия Михайловна пригласила мальчика домой?

-Пересказ эпизода прихода  к Лидии Михайловне от первого лица.  

Как вы расцениваете ее шаг, что она согласилась играть в «замеряшки»?

-Инсценирование сценки «Игра в замеряшки».

-Каким человеком была Лидия Михайловна?

-Чему же научила жизнь героя?

-Какие уроки извлек он из жизненных событий?

-Как вы понимаете «хороший человек»?         И можно ли так назвать героя?

_Почему рассказ называется «Уроки французского»?, а не «Уроки доброты»?

-Какие уроки извлекли вы, прочитав это произведение? Быть добрым, благодарным, учиться находить выход из создавшейся ситуации, особенно, если считаешь правым.

Домашнее задание ( на выбор).

1.Пересказ понравившегося эпизода с сохранением авторской лексики.

2.Пересказ от лица Лидии Михайловны эпизода о том, почему она решила помочь главному герою.

3.Уроки, которые извлек главный герой.

4.Сочинение «Уроки, которые извлекаю я из жизненных событий».

5.Оценить иллюстрации учащихся к рассказу.

                                                                           

Урок русского языка в 6 классе.

Правописание приставок  пре-, при-. Обобщение.

План-конспект урока.

Тема. Правописание приставок пре- и при-.

Цели. 1.Закрепление навыка правописания приставок пре-, при.

2.Закрепление умения объяснять значение приставок пре-, при- и правильно писать их.

3.Обогащение словарного запаса учащихся.

4.Прподолжить формирование эстетического отношения к прекрасному.

5.Поддерживать стремление к творческому подходу в изучении предмета.

Оборудование. Распечатка материалов для комплексного анализа текста.

План.

1.Обявление целей урока.

2.Домашнее задание: упр 162 или 165 (на выбор).

3.Проверка домашнего задания.

Сочинения-миниатюры.

Приготовить мясной фарш несложно. Покупаю мясо, приношу домой, прикручиваю мясорубку и начинаю перекручивать мясо .Это привычное дело. Приглашаю бабушку и готовим котлеты. Приятно есть приготовленное самим.(   Фатина Мария).

В жизни надо учиться преодолевать преграды, приобретать определенные навыки, не привыкать к вредным привычкам, быть приятным в общении, прилежным в учебе.  (Мишутина Дарья).

Не приспосабливаюсь в жизни, преодолеваю препятствия, показываю пример в учебе, стараюсь быть приятной для окружающих в общении. (Киреева Наталья).

 Присматриваюсь к людям, не прекращаю работать над собой, порой создаю трудности и преодолеваю их. Хочу быть примером для окружающих. (Ситников Данила).

 Комплексный анализ текста.

Задания для комплексного анализа текста.

Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тиш…! В пр…  дчувствии холодов пр…умолкли птицы. Ветка (с) легка согнулась и пр…коснулась к твоему лицу и бе…предельная радость охватывает тебя.      В такую пору особую радость пр…носит рабоч… музыка дятла.

       Бере…ки ш…лестят своими золотыми монетками. Пр…рода зовет  манит к себе настроение пр…поднимается. Кажется, что пр…одолимы все пр…пятствия.

                                                                                (По В.Пескову).

Задания для комплексного анализа текста.

1.Выразительно прочитайте текст.

2.Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, объясните.

3.Назовите признаки текста. Озаглавьте текст. Определите тип речи, докажите.

4. Определите тему. Выпишите ключевые слова, которые отражают тему текста.

5.Определите основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, которые отражают основную мысль.

6.На что указывает заглавие- на тему или основную мысль?

7.Объясните, пользуясь словарем, значение слов  «беспредельная», «манит», «предчувствие».

8.Определите значение приставок пре- и при- в слова текста.

9.Синтаксический разбор предложения.  Природа зовет, манит к себе, настроение приподнимается.

10.Синтаксический разбор предложений.

Прислушайся!      Какая стоит тишь!

Что общего и чем различаются эти предложения?

Правописание слов в приставками пре- и при- в тексте. Определите значение приставок.        Приумолкли, прислушайся, прикоснулась, приносит, природа, приподнимается, преодолимы.

 Лексический диктант.

-Аппарат для приема сигнала (приемник)

-продолжатель дела (преемник)

-начать что-то (приступить)

-самовольно нарушить, не посчитаться (преступить)

-неплотно затворить(притворить)

-осуществить что-то (претворить)

-преимущественное право, льгота (привилегия)

-Подобрать синонимы и антонимы с приставками пре- и при-.

1 вариант. Подобрать антонимы .        

Удаляться-

Убежать-

Ускакать-

Ленивый-

Отозвать-

Убавлять-

Отлив-

Уважать-

2 вариант. Подобрать синонимы.

Воплотить в жизнь-

Затруднения-

Первое представление-

Легенда-

Человек, нарушивший закон-

Вставить пропущенные буквы, определить      значение пре- и при-.

-Пр…возносить до небес-(очень, чрезвычайно хвалить)

-Пр…вратиться в слух-(внимательно слушать)

-Пр…клонить голову-(приютиться, найти кров)

-Пр…растать корнями-(прочно укрепиться на каком-нибудь месте)

Привести свои примеры:(принять за чистую монету-(считать правдой, всерьез), прийти в голову(появиться в сознании).

Задание: из текста выписать слова с приставками пре-и при-, определить значение.

Письмо Бабы-Яги Змею Горынычу.

Твое преуродское величество, Змей Горыныч!

Бью тебе своим премудрым древним челом и приоткрываю тайную завесу моих обид. Пренеприятный разговор у меня к тебе! Совсем пригорюнилась я. Обидела меня эта девчонка, которая дерзает называться Василисою Премудрой. Прескверный характер у нее! Смеется надо мною, несмотря на мой преклонный возраст, говорит, что мой нос к потолку прирос, прекословит. Решила она преподавать добро! Так Кикимора и Леший прельстились на эту ерунду, совершают только добрые поступки. Ужас!. А давеча разговаривала с Соловьем Разбойником. Василиса говорит: « Что ж ты, старая, вверх таращишься»? Превратилась в топор и срубила дерево. Оно упало вместе с Соловьем. Он обиделся и мне в отместку предательские слова говорил. Не прощу ему сей препакостный поступок. Надо наказать эту девчонку, которая преобразует наше нечистое привилегированное общество. Премного благодарна тебе, мой зеленый друг. Крепости твоим костям.

                                                                                            Баба –Яга.

Творческая работа.

Сочинение-миниатюра по опорным словам.

Город во власти осени.

Опорные слова: холода, приятное тепло, на солнышке припекает, приноровиться к отлету, стволы припудрились, полны прелести.

Работы учащихся.

1.Город во власти осени, но до холодов еще далеко. Пригревает приятное  тепло, и солнышко припекает. Птицы  держатся вместе и приноравливаются к отлету. Листья пожелтели, стволы деревьев припудрились, но осенние цветы все еще полны прелести.     ( Хараман Кристина).

2. Отступили холода, наступило бабье лето. В воздухе разливается приятное тепло. На солнышке припекает, птицы сбиваются в стайки, приноравливаются к отлету. Стволы сосен            припудрились, а цветы в саду полны прелести.      (  Ионова Наталья).

3.Мы привыкли, что с наступлением осени наступают холода. Но в этом году произошло нечто невероятное: с наступлением осени приятное тепло пронизало воздух. Солнце заботливо припекает, но птицы, повинуясь закону времени, приготовились к отлету. Каждое утро можно видеть, как стволы берез припудриваются. А их осеннее убранство полно прелести. Город во власти осени…           (Кошарин Илья).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки мужества и доброты по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Надеюсь, что мои разработки будут полезны коллегам!...

Клеймёнова Л.Ю. "Урок терпения, насточивости и доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

Урок терпения, насточивости и доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского» был проведён в 6 классе. Посвящён урок 75-летию со дня рождения В.Г. Распутина.На уроке учащиеся познакомились с нек...

Урок литературы. 6 класс. Законы доброты По рассказу В. Распутина «Уроки французского

В методической разработке приводится попытка раскрыть на примере героини рассказа Лидии Михайловны понятия, «духовные ценности», «духовная память»; вдуматься и попытаться раскрыть смысл названия расск...

Урок доброты по произведению В.Распутина «Уроки французского»

Презентация в 6-ом классе. Анализ рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского". Нравственные проблемы произведения. Мастерство писателя....

Урок мужества и доброты по повести В.Распутина "Уроки французского"

Мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести “Уроки французского”, выявим авторскую позицию  , продолжим учиться анализировать худож...

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского...

Уроки доброты по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

Уроки добротыпо рассказу  В. Распутина«Уроки французского»...