Урок литературы в 5 классе. Тема: Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Рамонова Наталья Анатольевна

Урок литературы в 5 классе в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zhukovskiy_lesnoy_tsar_5_kl.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Тема: Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь»

Тип: Изучение нового материала

Задачи:

  • Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Жуковского - переводчика, автора баллад.
  • Раскрыть своеобразие художественного мира Жуковского: тончайший психологизм, «мелодия чувств», утверждение ценности человеческой жизни. Развивать память, мышление, воображение. Воспитывать любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Планируемые результаты

Предметные

  • Понимание своеобразия художественного мира Жуковского психологизм.
  • Получение представления о балладе как жанре литературного произведения, который направлен на область чувств, эмоций.

Метапредметные

Регулятивные

  • Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Познавательные:

  • Умение извлекать фактуальную информацию из текстов.

Коммуникативные:

  • Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других; умение эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Личностные

  • Осознание ценности жизни.
  • Вера в торжество добрых начал.
  • Осознание необходимости совершенствования культуры речи.

Ресурсы урока: раздаточный материал, справочный материал, презентация по теме урока.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

 Здравствуйте, ребята!

         Сегодняшний урок будет посвящен творчеству поэта, переводчика, образованнейшего человека своего времени, о котором А.С.Пушкин сказал:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

На экране вы видите его портрет, который был написан в 1816 году Орестом Кипренским.

       Догадались, о ком идёт речь?

         Перед нами Василий Андреевич Жуковский. Один из любимых жанров Жуковского – баллады. Сюжеты их он заимствует преимущественно у немецких поэтов. Так баллада «Лесной царь» - перевод произведения Гете, у которого она называется «Король эрлов». Как вы думаете, какое произведение мы сегодня будем изучать? На какой вопрос вы бы хотели ответить? Почему Жуковский при переводе баллады поменял ее название? Кто такой эрл? А лесной царь?

  • Смотрят презентацию. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Актуализация необходимых знаний

Давайте вспомним героев сказок, быличек. Какие существа живут в лесной чаще (русалки, леший, водяной, баба-яга).

Выполните задание № 1:

Прочитайте материал для справок.

Вы прочитали сведения о лесных жителях? В чем разница между эрлом и лешим? Почему Жуковский назвал свою балладу «Лесной царь»?

В. Г. Белинского, известный литературный критик 19 века сказал, что «В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит...».

 Прав ли он?

  • Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Строят понятные для партнера высказывания.

Организация познавательной деятельности

Ребята, у каждого из вас есть текст баллады «Лесной царь. Давайте вместе прослушаем текст баллады и понаблюдаем за нашими ощущениями.

Знакомство с балладой (аудиозапись на фоне музыки).

Какое чувство осталось у вас после чтения баллады «Лесной царь?»

Выполните задание №2. Поднимите карточки с цветом, соответствующим вашему чувству.

А теперь проследим, откуда эти чувства появились

Выполните задание № 3. Выпишете действующих лиц (старик-ездок, дитя, Лесной царь)

Задание № 4. 1 группа подчеркивает в тексте слова, относящиеся к старику, 2 – к ребенку, 3 – к Лесному царю. Соберите пазл, чтобы получился земной шар, используя цвета, соответствующие видению мира вашего героя.

Проверим, что у вас получилось, и сделаем вывод, о том, какой мир реален, а какой фантастичен. Какой мир вы выбираете?

От чего умер ребенок? (От болезни, страха) Можно было его спасти? Что следовало делать?

Вспомним высказывание В.Г.Белинского. На какие мысли нас наводит баллада? (Не будем верить страшным сказкам, будем жить в реальном мире)

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, читают текст, анализируют прочитанное.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Подведение итогов

Просмотрите свой маршрутный лист, оцените работу своей группы в баллах от одного до трех за каждое задание. Посчитайте общую сумму. Если у вас получилась сумма от 1 до 6 – это 3, 7-10  - 4, 11-12 – 5.

  •  Оценивают работы товарищей. Отмечают достоинства и недостатки выступлений. Подводят итоги урока.

Рефлексия

Какие задания были самыми трудными?

Понравилось ли вам на уроке? Если да, выберите желтую звездочку и наклейте на звездное небо.

Если нет, выберите голубую звездочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Лингвопоэтический анализ баллады В.А.Жуковского «Лесной царь»

Методическая разработка урока литературы в 7 классе...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Урок 4 Таинственная сила мистики (Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)

КОНСПЕКТЫЛитература 6 класс Урок 4 Таинственная сила мистики (Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)Раздел 1 «Пролетая над снами»Рабочая тема урока: ...

Урок литературы по теме "Баллада В.А.Жуковского "Лесной царь"

Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)...