Лингвопоэтический анализ баллады В.А.Жуковского «Лесной царь»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Методическая разработка урока литературы в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhukovskiy_v.a._lesnoy_tsar.doc | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 7
Тема: Лингвопоэтический анализ баллады В.А.Жуковского «Лесной царь»
Цель: дать понятие о балладе. Найти в тексте лингвопоэтические ключи и с помощью них выявить идею произведения.
Лучше перевести «Лесного царя»,
чем это сделал Жуковский, - нельзя.
М.Цветаева
Ход урока
I. Слово учителя. Понятие о балладе.
- Баллада – небольшое сюжетное стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер. В балладе большую роль играют пейзаж и диалог. В балладе наиболее важным считаются не столько события и сюжет, сколько чувство автора, эмоциональный настрой. Баллада отличается пристрастием к чудесам, ужасному, мистике. Баллада – один из любимых жанров Жуковского. Сюжеты он заимствовал преимущественно у немецких поэтов Гёте, Шиллера. Б. «Лесной царь» - перевод произведения Гёте «Король эльфов».
II. Работа с текстом баллады «Лесной царь».
- Выразительное чтение баллады учителем.
- Работа над содержанием.
- Каким настроением проникнуто произведение?
- Какие чувства вы испытывали, слушая текст?
(чувство тревоги, надвигающейся беды, неотвратимости гибели).
- Какие слова выражают эти чувства?
«Робко», «тяжко», «тоскует», «оробелый», «мертвый»
- Какое трагическое событие положено в основу сюжета? (смерть ребенка).
- Вы, наверное, заметили, что баллада построена на антитезе: Мир видимый и невидимый;
Отец не видит того, что видит сын.
- Почему баллада называется «Лесной царь»? (возможные ответы: это главный герой; лесной царь забирает младенца).
- Каким предстает видимый мир? Найдите ключевые слова.
«Мгла» - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, сумерек).
«Туман», «ветер», «ветлы седые».
- Почему ветлы «седые»? (от мглы, тумана кажутся белыми)
Главное слово здесь «мгла»
- Мир таинственный, который видит младенец, совершенно иной.
Найдите слова – ключи:
«лесной царь», из золота «чертоги», «цветы бирюзовые»;
«жемчужны струи», «прекрасные дочери»
Главное слово «Лесной царь»
- Каким представляется лесной царь младенцу?
«в темной короне», «с густой бородой».
- Кого он напоминает? (дедушку, совсем не страшный).
- Почему же ребенок боится его?
- Какое значение имеет здесь слово «сверкнул»? (ярко блеснул). Блеск от его короны? Но корона «темная». Значит это блеск иного свойства. «Сверкнул» - в душе. (Ребенок слишком мал, чтоб разобраться, что с ним происходит). Глаза – зеркало души. В глазах светится душа. Лесной царь хочет забрать его душу, отнять у отца, отлучить от реального мира.
- Каково отношение лесного царя к младенцу?
(Он хочет забрать его к себе «неволей иль волей», хотя и не желает ему зла, а сулит лишь «радость»).
- Почему лесного царя видит только ребенок?
(Возможно, это бред больного ребенка. Ведь он, «издрогнув», приник к отцу; можно предполагать, что ребенок простудился, у него жар, бред, ведь скачут они «под хладною мглой» (возможно, этот образ сложился под влиянием детских сказок, слышанных ребенком).
- Что же погубило мальчика? Кто виноват в его смерти? Прежде чем ответить на этот вопрос, сравним содержание двух баллад: Гете и Жуковского (читая и сравнивая, учащиеся находят разницу в описании царя. У Гете это что-то страшное, хвостатое, ужасное, и отец видит это чудовище. Царь причиняет ребенку боль. У Жуковского младенцу лишь становится «душно», «тяжко дышать»).
Приводим отрывок из статьи М. Цветаевой «Два Лесных царя».
Вывод: у Жуковского ребенок умирает от страха, а у Гете – от лесного царя. У Жуковского смерть естественная, у Гете – насильственная.
- Какое слово из баллады вы бы выбрали в качестве самого главного? Докажите почему.
Этот вопрос будет вашим домашним заданием.
Примечание. Этот урок был проведен в сентябре.
Подавляющее большинство учащихся в качестве ключевого выбрали слова «лесной царь». Мотивировка: это главное действующее лицо, но чем держится сюжет, без лесного царя не было бы и самой баллады, т. е. это стержневое слово. Несколько человек посчитали ключевым слово «мгла», поскольку во мгле все реальные очертания становятся загадочными, фантастическими, порой пугающими. В этой холодной (промозглой) мгле легко простудиться и заболеть, особенно ребенку. А в бреду может померещиться все что угодно. Младенец умирает не от лесного царя, не от страха перед ним, а … от болезни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.А.Жуковский "Лесной царь".
ТЕМА: «В. А. ЖУКОВСКИЙ. ДЕТСТВО И НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА. БАЛЛАДА «ЛЕСНОЙ ЦАРЬ» ЗАДАЧА УРОКА: привитие интереса к личности поэта и его творчеству. ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащ...
Урок по балладе Жуковского "Лесной царь"
Расширить представление о личности Жуковского. Знакомство с балладой. Сопоставление с балладой Гёте. Сопровождается презентацией....
Урок в 7 классе по теме: "Баллада В. А. Жуковского "Лесной царь""
Технологическая карта урока...
Урок литературы в 5 классе. Тема: Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь»
Урок литературы в 5 классе в рамках ФГОС....
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Баллада В.А. Жуковского "Лесной царь"
Презентация к уроку литературы в 5 классе...
Урок 4 Таинственная сила мистики (Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)
КОНСПЕКТЫЛитература 6 класс Урок 4 Таинственная сила мистики (Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)Раздел 1 «Пролетая над снами»Рабочая тема урока: ...
Урок литературы по теме "Баллада В.А.Жуковского "Лесной царь"
Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)...