Урок 4 Таинственная сила мистики (Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
КОНСПЕКТЫ
Литература 6 класс
Урок 4 Таинственная сила мистики (Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)
Раздел 1 «Пролетая над снами»
Рабочая тема урока: ?
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
| На данном уроке: наша задача выявить смыслы баллады И.-В. Гёте «Лесной царь». Разобрать понятия материального и «тонкого» миров на примере баллады. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6.Пользоваться словарями, справочниками. 7.Осуществлять анализ и синтез. 8.Устанавливать причинно-следственные связи. 9.Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
|
II. Работа с текстом. 1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения.
2. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение баллады «Лесной царь».
3. Работа с текстом после чтения. Анализ баллады, выявление смыслов.
| Как вы думаете, исходя из названия баллады, о чём в ней пойдет речь? Давайте использовать блок-схему, сделанную нами на прошлом уроке. - напомнить о некоем историческом факте, - рассказать поучительную историю, - зло, нерадивость, коварство, отлучение от Бога всегда наказывается в балладе, - часто в балладе присутствует мистика, - в балладе финал не счастливый, а поучительный. Кто такой «Лесной царь», злой он или добрый? (Предположения детей) Что происходит в балладе? (предположения детей) Давайте сформулируем тему урока: О чём рассказывает «Лесной царь»?
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? (вечер, над землей стелется болотный туман) Ездок запоздалый, с ним сын молодой. (дорога пустая, разносится топот копыт) К отцу, весь издрогнув, малютка приник; (холодно, сыро, в тумане чудится что-то зловещее) Обняв его, держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» - «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: (вдумайтесь, что может сверкнуть в темное время на болотах?) О нет, то белеет туман над водой. (подтверждается, что речь идет о мокрых местах. Туман здесь вечерами скрывает предметы, и в белой полумгле временами проступают какие-то неясные очертания) «Дитя, оглянися! Младенец, ко мне! Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои». (Это говорит с ребенком Лесной царь. Но цвета того мира, о котором он говорит – золото, бирюза, жемчуг – резко диссонируют с окружающей действительностью) «Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит». – (Ребенок понимает, что во всем этом кроется какой-то страшный обман, и вовсе не золото с жемчугами ждет его в тумане. А взрослый, с более очерствевшей душой, услышав такое наяву, мог бы и поверить, как верят сегодня в возможность быстро разбогатеть) «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы». – (взрослый успокаивает малыша, но в сердце его уже поселилась тревога. Ведь за стуком лошадиных копыт он вряд ли может различить шорох листвы) «Ко мне, мой младенец! В дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей, При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять». – (опять рисуется идиллическая картинка, но ребенок ей не верит)
«Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». – «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне». – (взрослый опять успокаивает малыша, но он не может уверенно сказать, что в ночной глубине все спокойно – он просто не в состоянии это увидеть)
«Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой!» (Маски сброшены) «Родимый, лесной царь наш хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать!» (страшное уже случилось, и это понимает даже взрослый. В отчаянии он пришпоривает коня)
Ездок оробелый не скачет – летит… Младенец тоскует, младенец кричит… Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал.
1.Почему область мистического так притягивает? (Индивидуальная работа. Формулируем ответ, три аргумента в поддержку своего мнения). 2.Что доказывает реальность мистического мира в балладе «Лесной царь»? (Формулируем ответ и аргументы) 3. Какая извечная проблема относительно взаимоотношений взрослого и ребёнка имеется в балладе? (попробуйте ответить одним словом). (непонимание)
4.Попробуйте выявить мистический, познавательный, назидательный смыслы поэмы и доказать их первостепенность (работа в группах) 5.Если бы во времена Жуковского данную балладу написали не в Германии, а у нас, в России, как был бы скомпонован сюжет? (опираемся на «Светлану») (работа в парах, один ученик должен доказать, что развязка всё равно была бы трагической, другой – что счастливой. Предположите ответ. Все ли смыслы баллады, упомянутые в блок-схеме использованы? Почему? (индивидуальная работа)
| |
III. Итог урока. | О чем можно сказать по прочтении стихотворения «Лесной царь»? 1.На всякий мистический вопрос ребенка, у взрослого заготовлен реалистический ответ. 2.Существуют так называемые материальный и тонкий миры. Причем к тонкому миру ребенок более восприимчив, его душа открыта. 3.Момент, когда тонкий мир напрямую пересекается с материальным – смерть ребенка. 4.Ребенок с самого начала воспринимает все всерьез. Взрослый – скептически.
|
|
IV. Домашнее задание | К следующему уроку учащиеся читают Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (с.17-61) | |
|
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТЫ
Литература 6 класс
Урок 4 Таинственная сила мистики (Баллада И.-В. Гёте «Лесной царь» в переводе В.А. Жуковского)
Раздел 1 «Пролетая над снами»
Рабочая тема урока: ?
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД и технология оценивания |
| На данном уроке: наша задача выявить смыслы баллады И.-В. Гёте «Лесной царь». Разобрать понятия материального и «тонкого» миров на примере баллады. | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную. 2.Пользоваться приёмами изучающего чтения. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4.Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. 5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6.Пользоваться словарями, справочниками. 7.Осуществлять анализ и синтез. 8.Устанавливать причинно-следственные связи. 9.Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2.Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 5.Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6.Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. Технология оценивания «На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь? Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений. |
II. Работа с текстом. 1.Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения. 2. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение баллады «Лесной царь». 3. Работа с текстом после чтения. Анализ баллады, выявление смыслов. | Как вы думаете, исходя из названия баллады, о чём в ней пойдет речь? Давайте использовать блок-схему, сделанную нами на прошлом уроке. - напомнить о некоем историческом факте, - рассказать поучительную историю, - зло, нерадивость, коварство, отлучение от Бога всегда наказывается в балладе, - часто в балладе присутствует мистика, - в балладе финал не счастливый, а поучительный. Кто такой «Лесной царь», злой он или добрый? (Предположения детей) Что происходит в балладе? (предположения детей) Давайте сформулируем тему урока: О чём рассказывает «Лесной царь»? Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? (вечер, над землей стелется болотный туман) Ездок запоздалый, с ним сын молодой. (дорога пустая, разносится топот копыт) К отцу, весь издрогнув, малютка приник; (холодно, сыро, в тумане чудится что-то зловещее) Обняв его, держит и греет старик. «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» - «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: (вдумайтесь, что может сверкнуть в темное время на болотах?) О нет, то белеет туман над водой. (подтверждается, что речь идет о мокрых местах. Туман здесь вечерами скрывает предметы, и в белой полумгле временами проступают какие-то неясные очертания) «Дитя, оглянися! Младенец, ко мне! Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои». (Это говорит с ребенком Лесной царь. Но цвета того мира, о котором он говорит – золото, бирюза, жемчуг – резко диссонируют с окружающей действительностью) «Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит». – (Ребенок понимает, что во всем этом кроется какой-то страшный обман, и вовсе не золото с жемчугами ждет его в тумане. А взрослый, с более очерствевшей душой, услышав такое наяву, мог бы и поверить, как верят сегодня в возможность быстро разбогатеть) «О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы». – (взрослый успокаивает малыша, но в сердце его уже поселилась тревога. Ведь за стуком лошадиных копыт он вряд ли может различить шорох листвы) «Ко мне, мой младенец! В дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей, При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять». – (опять рисуется идиллическая картинка, но ребенок ей не верит) «Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей». – «О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне». – (взрослый опять успокаивает малыша, но он не может уверенно сказать, что в ночной глубине все спокойно – он просто не в состоянии это увидеть) «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой!» (Маски сброшены) «Родимый, лесной царь наш хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать!» (страшное уже случилось, и это понимает даже взрослый. В отчаянии он пришпоривает коня) Ездок оробелый не скачет – летит… Младенец тоскует, младенец кричит… Ездок погоняет, ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал. 1.Почему область мистического так притягивает? (Индивидуальная работа. Формулируем ответ, три аргумента в поддержку своего мнения). 2.Что доказывает реальность мистического мира в балладе «Лесной царь»? (Формулируем ответ и аргументы) 3. Какая извечная проблема относительно взаимоотношений взрослого и ребёнка имеется в балладе? (попробуйте ответить одним словом). (непонимание) 4.Попробуйте выявить мистический, познавательный, назидательный смыслы поэмы и доказать их первостепенность (работа в группах) 5.Если бы во времена Жуковского данную балладу написали не в Германии, а у нас, в России, как был бы скомпонован сюжет? (опираемся на «Светлану») (работа в парах, один ученик должен доказать, что развязка всё равно была бы трагической, другой – что счастливой. Предположите ответ. Все ли смыслы баллады, упомянутые в блок-схеме использованы? Почему? (индивидуальная работа) | |
III. Итог урока. | О чем можно сказать по прочтении стихотворения «Лесной царь»? 1.На всякий мистический вопрос ребенка, у взрослого заготовлен реалистический ответ. 2.Существуют так называемые материальный и тонкий миры. Причем к тонкому миру ребенок более восприимчив, его душа открыта. 3.Момент, когда тонкий мир напрямую пересекается с материальным – смерть ребенка. 4.Ребенок с самого начала воспринимает все всерьез. Взрослый – скептически. |
|
IV. Домашнее задание | К следующему уроку учащиеся читают Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (с.17-61) | |
© ООО Баласс, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по балладе Жуковского "Лесной царь"
Расширить представление о личности Жуковского. Знакомство с балладой. Сопоставление с балладой Гёте. Сопровождается презентацией....
Урок в 7 классе по теме: "Баллада В. А. Жуковского "Лесной царь""
Технологическая карта урока...
конспект урока :«В.А. Жуковский. Перевод баллады Гете «Лесной царь»»
знакомство учащихся с В.А. Жуковским; дать представление об особенностях художественного перевода....
Тема урока: « Баллада И.Гете «Лесной царь» и перевод В.А.Жуковского. Средства создания эмоционального напряжения в балладе»
Литература6 класс (общеобразовательный)Программно-методическое обеспечение: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, учебник Литература 6 класс, автор-сост...
В.А. Жуковский. Анализ баллады «Лесной царь». Урок литературы в 8 классе.
Презентация к уроку....
Урок литературы в 5 классе. Тема: Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь»
Урок литературы в 5 классе в рамках ФГОС....
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Баллада В.А. Жуковского "Лесной царь"
Презентация к уроку литературы в 5 классе...