Урок литературы по теме "Баллада В.А.Жуковского "Лесной царь"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhukovskiy_lesnoy_tsar.docx | 749.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пудова Любовь Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ города Кургана «Лицей №12»
высшей квалификационной категории
Сценарий интегрированного урока
по литературе для 6 класса.
ТЕМА: Василий Андреевич Жуковский. Баллада «Лесной царь».
ЦЕЛЬ:
Образовательная:
- закрепить литературоведческие знания о балладе;
- пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Жуковского - переводчика, автора баллад;
- познакомиться с балладой «Лесной царь» В.А.Жуковского;
- подготовит ребят к запоминанию наизусть.
Развивающая:
- определить место баллады в искусстве;
- выяснить причину популярности баллады в творческих кругах;
- Развивать память, мышление, воображение, устную речь учащихс;.
- повысить мотивацию к изучению литературы.
Воспитательная:
- воспитывать интерес к вокальной музыке, формировать эмоциональную отзывчивость к музыке на основе ее восприятия;
- привить интерес к искусству.
ХОД УРОКА:
В балладе ... главное не событие,
а ощущение, которое оно возбуждает,
дума, на которую оно наводит читателя...
В.Г. Белинский
- Вступительное слово
Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи.
Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он духом был...» (Ф.И. Тютчев)
Это - Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский - автор баллад.
- Проверка домашнего задания
- Что такое баллада? (Небольшое лирическое стихотворение, имеющее сюжет, который чаще всего описывает таинственные драматические события)
- Что лежит в основе любой баллады? (Диалог, развитие событий, загадка, тайна, нечто трагическое)
- Работа с балладой
Сегодня речь пойдёт о балладе немецкого поэта И.В. Гёте, которую на русский язык перевёл поэт В.А. Жуковский. Называется эта баллада «Лесной царь».
Сегодня нам предстоит познакомиться с её содержанием, поговорить об особенностях балладного сюжета.
Наблюдая за развитием сюжета, мы должны будем определить его особенности. И мне кажется, что в какой - то мере нам в этом поможет мысль В. Г. Белинского о том, что «В балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит...».
Знакомство с балладой (выразительное чтение баллады учеником)
- Почему же Жуковский назвал свой перевод «Лесной царь»? (Царь имеет целое царство. У него «цветы бирюзовы, жемчужны цветы, из золота слиты чертоги мои…»)
- Можем ли это произведение мы назвать балладой? Докажите (Стихотворение постоено в форме диалога, можем проследить сюжет, т.е. развитие действия, в основе лежит трагедия)
- Как называются художественно-изобразительные средства «бирюзовы», «жемчужны», «седые»? (Эпитеты)
- Какое трагическое событие положено в основу сюжета? (Смерть мальчика)
- Сколько героев в балладе? (Три: Ездок, его сын, Леечной царь)
- Видит ли отец Лесного царя? (Нет, взрослые менее доверчивы)
- Почему видение является только сыну? (Только невинная детская душа может фантазировать, выдумывать тайный мир)
- В какое время происходит действие? (Ночь; господство тьмы: «под хладною мглой», «в ночной глубине», «тёмные ветви»).
- Какое чувство вызывает эта баллада? (Трагическое, тревожное, жалко ребенка, ощущение тайны, загадки)
IV. Литература и музыка
Австрийский композитор Франц Шуберт, современник И. В. Гёте, создал музыкальное произведение на слова баллады «Лесной царь».
Великий австрийский композитор Франц Шуберт – современник Бетховена. Они не были знакомы, хотя и жили в одном городе. Незадолго до смерти, желая развлечь великого композитора, кто-то из друзей показал ему несколько песен Шуберта. Бетховена поразила сила лирического дарования Шуберта. «Поистине у этого Шуберта есть искра божья!» - воскликнул Бетховен.
Мелодии приходили ему во сне, они рождались непрерывно, и композитор не успевал записывать их на нотную бумагу. Из-под его пера выходили песни (более 600) и фортепианные миниатюры; 20 сонат, из которых при жизни прозвучало только три; пьесы для фортепиано; камерные ансамбли; 18 произведений для сцены, среди которых оперы и музыка к драматическим спектаклям.
Франц Шуберт прожил 31 год, очень короткую, тяжелую, но в то же время творческую жизнь.
А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали мой рассказ?
- Истощенный морально, душевно, физически, измученный неудачами в жизни, он прожил не долго. Сколько лет прожил Шуберт? (31 год)
- В каких жанрах писал Ф.Шуберт? (Симфонии, сонаты, оперы, вокальные произведения)
- Сколько симфоний написано Шубертом? (9)
- Сколько им написано песен? (Более 600)
Современники Шуберта дали яркую оценку музыки баллады: «Мелодия захватывает своей глубокой правдивостью, характеризуя внутреннее содержание действия, смену переживаний отца, ребёнка и Лесного царя».
Вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь". И обратите внимание на то, как композитор рисует музыкальный образ каждого действующего лица.
Восприятие музыки: Ф.Шуберт. Песня-баллада "Лесной царь". Перевод В.А.Жуковского
- Что вы можете сказать об этом произведении? (ответы детей)
- Чувствуется трагизм этого произведения, присутствует элемент фантастики (Лесной царь, очень ярко переданы образ и настроение персонажей).
- Быстрый темп, контрастная динамика, соответствующий характер музыки - то ласковый, а то злой и страшный.
- Скажите, как меняется характер музыки каждого персонажа? (Рассказчик – взволнованный, отец - переживание, внутреннее беспокойство, лесной царь - музыка ласкова, завораживающая, затем слышится злость, и даже ярость, младенец - страдание, мольба, ужас)
V. Литература и живопись.
Многих художников заинтересовало это стихотворение, и они рисовали картины к нему. Вы видите несколько иллюстраций к балладе.
- Что общего в них? Какая цветовая гамма их объединяет? (Мрачные тона)
- Какое настроение они производят? (Тягостное, унылое, тревожное)
- Какая картина лучше всего иллюстрирует балладу? Почему? (Ответы детей)
- Какая иллюстрация менее всего подходит к балладе? Почему? (Иллюстрация в теплых тонах: желто-оранжево-коричнывых. На ней одной не изображен ездок, а только Лесной царь и ребенок)
VI. Домашнее задание.
- Выучить балладу наизусть.
- Подготовить рассказ о Шуберте.
- Создать иллюстрацию к балладе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
Урок литературы личностно ориентированной направленности в 7 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."
Урок построен по технологии личностно ориентированной направленности. Через сопереживание и сочувствие героям, через сопоставление с ними, обучающиеся самоопределяются, принимают решение и делают выбо...
Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."
Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...
К урокам литературы в старших классах. Современная проза. (В.П. Астафьев "Царь-рыба" и Л.Улицкая "Казус Кукоцкого")
Пособие может быть использовано на уроках, посвященных русской литературе последних десятилетий: как для изучения программного произведения (В.П.Астафьев "Царь-рыба"), так и для обзорных, последних в ...
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..."- поэма об историческом прошлом нашей Родины"
Интегрированый урок истории и литературы представлен планом-конспектом урока и презентацией на тему "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича..." - поэма об историческом прошлом нашей Родины"....
Интегрированный урок литературы, музыки и ИЗО «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ И ИЗО. 2 класс. Тема: «Сказка о царе Салтане….» А.С.Пушкина в музыке Н.А.Римского- Корсакова и в изобразительном искусстве.Цели: 1.Образовательная - ...
Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"....