Урок - викторина "Любимое имя - Пушкин"
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему
Обобщение знаний о творчестве А. С. Пушкине для учеников 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Охлинская СОШ» |
План-конспект урока-викторины |
Составитель: Омарова А.Ю. – учитель русского языка и литературы |
[Введите имя автора] 27.12.2016 г. |
Литературная игра - викторина
Любимое имя – Пушкин
(По произведениям А.С. Пушкина)
Цели и задачи:
- Проверка знания учащимися творчества Пушкина, тематики его произведений.
- Формирование навыка выразительного чтения и учения наизусть.
- Развитие речи, памяти и командного настроя, сплоченности учащихся.
- Воспитание эстетического вкуса учащихся, интереса к книге и слову.
- Поощрение дальнейшего самостоятельного изучения творчества и биографии А.С. Пушкина.
Аудитория: учащиеся 9 классов.
Жюри: завуч по УВР, учителя – словесники, библиотекарь.
Оформление класса: на доске – эпиграф «А Пушкин - наше все!»
Оборудование: выставка книг, портрет поэта, карточки.
Игра составлена на материале поэзии и прозы величайшего из классиков русской литературы.
Сценарий включает в себя разные типы заданий. Их выполнение требует собственно знания текста произведений А.С. Пушкина и прежде всего тех, которые входят в школьную программу литературного образования. В разработке представлены и конкурсы, рассчитанные на активизацию творческого мышления учащихся. В ряде случаев ученикам придется применить и актерские, и «сочинительские» способности, навык выразительного чтения, а также находчивость, сообразительность и чувство юмора, так как с сугубо «интеллектуальными» вопросами соседствуют занимательные задания.
Предполагается участие в игре двух команд.
Ведущий: «Наша память хранит с малолетства любимое имя – Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя – Пушкин»,- писал Александр Блок, один из крупнейших поэтов 20 века. Трудно не согласиться с этим высказыванием. Судьба Пушкина была трагической, но гений поэта – праздничный, солнечный – озаряет жизнь многих поколений, даруя гармонию. Настоящая игра позволит еще раз соприкоснуться с этим любимым именем – Пушкин, испить из живительного источника его творчества.
- «В начале жизни школу помню я…»
Ведущий: В 1811 году юный Саша Пушкин переступил порог вновь созданного учебного заведения для привилегированной части дворян.
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья, -
Так он впоследствии опоэтизировал это событие.
Конкурс проходит в форме устного тестирования.
Вопрос команде № 1
«Настал... наконец… день, назначенный для открытия Лицея. Этот день, памятный нам, первокурсным, не раз был воспет Пушкиным в незабвенных его для нас стихах…» - писал Иван Пущин в своих знаменитых «Записках о Пушкине». Назовите эту памятную дату, которую Пушкин и его товарищи отмечали ежегодно как день лицейского братства.
Варианты ответов: а)19 октября; б)25 октября; в) 1 сентября. (Правильный ответ – а.)
Вопрос команде № 2
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей, -
Писал Пушкин в стихотворении «19 октября 1836». Кто этот российский самодержец, принявший деятельное участие в создании Лицея?
Варианты ответов: а) Павел; б) Александр 1; в) Николай 1. (Правильный ответ – б.)
Ведущий:
Благослови, ликующая муза,
Благослови; да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу, не помня зла, за благо воздадим.
Это строки из стихотворения А.С. Пушкина «19 октября», написанного в 1825 году. Мы видим, сколь велика была благодарность поэта тем, кто «в начале жизни» направлял ищущий ум и неопытное перо.
Вопрос команде № 1
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
К кому из лицейских наставников Пушкина обращены эти строки?
Варианты ответов: а) В.Ф. Малиновскому; б) А.П. Куницыну; в) Я.И. Карцеву. (Правильный ответ – б.)
Вопрос команде № 2
Иван Пущин в «Записках о Пушкине» описал интересный случай: «В математическом классе вызвал его раз преподаватель к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал, молча, какие-то формулы… «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: «Нулю!» - «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».
Назовите этого преподавателя, который, как с благодарностью замечал лицейский товарищ будущего гения, «из математического фанатизма» не стал «вести войну с… поэзией» Пушкина.
Варианты ответов: а) В.Ф. Малиновский; б)А.П. Куницын;
В) Я.И. Карцев. (Правильный ответ – в.)
Ведущий:
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Так Пушкин впоследствии в «Евгении Онегине» поведал о начале своего пути, о первых порывах вдохновения.
«При самом начале – он наш поэт… все профессоры смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина», - вспоминал И.И. Пущин. Поэтические способности Пушкина уже в раннюю пору были по достоинству оценены поэтами старшего поколения.
Вопрос команде № 1
На публичном экзамене юный Пушкин читал свои стихи и привел в восторг присутствующего там Г.Р. Державина. «Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять…» - так рассказывал об этом сам Пушкин. А помните ли вы название этого пушкинского стихотворения, произведшего такое впечатление на маститого поэта?
Варианты ответов: а) «Воспоминания в Царском селе»; б) «Царскосельская статуя»; в) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (Правильный ответ – а.)
Вопрос команде № 2
Еще на лицейской скамье Пушкин был принят в литературное общество «Арзамас». Каждому арзамасцу, помимо общего титула – Его Превосходительство Гений Арзамаса, или Арзамасский Гусь, - давалось прозвище, взятое из произведений В.А. Жуковского. А какое прозвище было у Пушкина?
Варианты ответов: а) Асмодей; б) Сверчок; в) Светлана. (Правильный ответ – б.)
- «Прекрасен наш союз!»
Ведущий:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободнее и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз, -
Восклицал А.С. Пушкин, обращаясь к своим друзьям – лицеистам.
Дружба была для Пушкина одной из главных ценностей в жизни. «У него было великое сердце. Это сказывалось в дружбе, это сказывалось в умении ценить и любить в людях их лучшие свойства», - писала А. Тыркова – Вильямс, выдающийся биограф Пушкина в своей книге о поэте. (Тыркова – Вильямс А.В. Жизнь Пушкина: в 2 т. Т.1. – М.: Молодая гвардия, 1998. – С.89.)
Вы видите перед собой портреты лицейских товарищей А.С. Пушкина: И. Пущина, А. Дельвига, И. Малиновского, А. Горчакова, В. Кюхельбекера, а также приятелей поэта: П. Каверина, П. Чаадаева. Отвечая на вопрос, нужно осуществить выбор из этого ряда, желательно правильный.
Вопросы команде № 1
- «Онегин, добрый мой приятель», - так отзывается Пушкин о своем герое. А какие общие друзья были у Пушкина и Онегина (из числа вышеназванных)? (П. Каверин)
- Один из лицейских товарищей Пушкина еще в 1815 году посвятил ему строки, предвещая будущую поэтическую славу:
Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением…
Назовите этого друга Пушкина. (А.А. Дельвиг.)
Вопросы команде № 2
- Второй (?), мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Кому из Пушкинских друзей подобен Онегин по своему франтовству? (П. Чадаеву).
- Оказавшись в Михайловской ссылке, поэт тяжело переживал разлуку с друзьями. «От Петербурга до Михайловского четыреста верст, расстояние для России небольшое, - отмечает А. Тыркова – Вильямс, - но только два лицеиста навестили его». Назовите этих товарищей Пушкина. (И. Пущин и А. Дельвиг).
- Плоды Просвещения
Настоящий конкурс представляет собой традиционную викторину. Тема конкурса – учение, книги. Ведущий поочередно задает вопросы командам. За правильный ответ на командный счет начисляется 0,5 балла.
Викторина состоит из 2 разделов.
«Мы все учились понемногу…»
Мы все учились понемногу
Чему – нибудь и как – нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
Эти строки из «Евгения Онегина» известны практически всем. А помните ли вы, какое воспитание получили герои пушкинских произведений?
Вопрос команде № 1
О герое какого произведения автор сообщает, что тот был «ученый малый, но педант»? (Евгений Онегин)
Вопрос команде № 2
О Ленском автор говорит:
«Он из Германии туманной//
Привез учености плоды…»
И далее разъясняет читатель, в чем они состояли. Не могли бы и вы прояснить этот вопрос? («Вольнолюбивые мечты,// Дух пылкий и довольно странный…»)
«…С книжкою в руках»
Ведущий: Книги занимали в жизни Пушкина огромное место. Младший брат поэта вспоминал, что, будучи ребенком, Пушкин проводил бессонные ночи, тайком забравшись в кабинет отца и без разбора «пожирая» книги. «Прощайте, друзья!» - сказал умирающий поэт книгам в своем кабинете. А какую роль играли книги в жизни персонажей пушкинских произведений?
Вопрос команде № 1
В каком произведении Пушкина девушка, читавшая вслух романы своей покровительнице, «виновата была во всех ошибках автора»? (Лизавета Ивановна, «Пиковая Дама».)
Вопрос команде № 2
Известный Пушкинский герой в дружеской беседе дал такой совет приятелю:
Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку
Иль перечти…
Кто этот герой? Из какой книги он предлагал другу черпать хорошее настроение? (Моцарт советовал Сальери перечитать «Женитьбу Фигаро» Бомарше.)
- «Я вас любил…»
Представители состязающихся сторон читают наизусть стихотворения Пушкина. А соперники должны угадать, кому адресованы эти послания?
Выразительность чтения стихотворений оценивается по двух- или трехбалльной шкале. За правильное «узнавание» поэтического произведения команды зарабатывают один балл.
(«Я вас любил», «Мадона», «Я помню чудное мгновение», «Признание», «Сожженное письмо», «Талисман», «Прощание», «Её глаза» и т.д.)
- «Рядиться никогда не лень!»
Разыгрывание сценки из произведений А.С. Пушкина. Участвуют по 3 игрока с каждой команды, задача соперника угадать произведение с 2 попыток. Если угадывают сразу - 2 балла, если после подсказки – один балл.
- Времена года.
Тема конкурса «Пейзаж в произведениях Пушкина». Ведущий вручает представителям команд карточки, на которых записаны поэтические отрывки. Игроки читают вслух пейзажные зарисовки и находят «лишнее» звено – строки, принадлежащие на Пушкину, а какому – нибудь другому поэту.
(Осень: стихотворения Пушкина и Тютчева, осень: стихотворения Пушкина и Фета, зима: стихотворения Пушкина и Некрасова, весна: стихотворения Пушкина и Плещеева.)
По окончании мероприятия подводятся итоги, награждаются победители.
Заключительное слово ведущего: «У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся один для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», - писал выдающийся российский поэт 20 века А.Т. Твардовский. В вашей жизни будет еще немало встреч с Пушкиным, встреч и официальных – на уроках, и конфиденциальных – дома наедине с томиком его творений. Надеюсь, последних будет намного больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания к обобщающему уроку по роману Пушкина "Евгений Онегин"
Содержатся задания и вопросы к обобщающему уроку по роману Пушкина "Евгений Онегин" для работы в группах...
Урок-праздник "Наш Пушкин"
Урок-праздник "Наш Пушкин"...
Презентация урока математики по Пушкину
интегрированный урок математики по Пушкину...
Конспект урока в 8 классе по чтению и развитию речи . Тема урока: «А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне».
Урок предназначен для обучающихся с ОВЗ...
Урок литературы в 6 классе (с учетом требований ФГОС ООО) Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях.
Урок литературы в 6 классе с использованием ЭОР Учебного портала.Тема урока: А.С.Пушкин Стихотворение «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытан...
Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных технологий.
Открытый урок проводился в рамках прогрммы по музыке Е. Критской и Сергеевой по теме:"Авторская песня:прошлое и настоящее". Цель урока: познакомиться с образом Пушкина в авторской песне...
Технологическая карта урока "«Весёлое имя: Пушкин!» А.С. Пушкин в иллюстрациях современных художников"
Урок литературы в 10 классе проводится в начале года и посвящен повторению биографии и творчества А.С. Пушкина на основе осмысления иллюстративного материала к его произведениям. Сопоставляются портре...