Мастер-класс "В поисках счастья" (по сказке М.Метерлинка "Синяя птица")
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Халикова Зульфия Фалитовна

Мастер-класс "В поисках счастья" (по сказке М.Метерлинка "Синяя птица")

Цель: продемонстрировать использование коммуникативной технологии на интегрированном уроке русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_1.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Рада приветствовать высокое жюри, финалистов конкурса «Учитель года района-2012» и всех гостей, сидящих в этом зале. Меня, как вам уже представили, зовут Халикова Зульфия Фалитовна. Уже девятый год, как я - учитель русского языка и литературы. В своей деятельности применяю следующие формы работы.1 слайд

Наиболее эффективной и отвечающей требованиям современного урока русского языка и литературы считаю технологию коммуникативного обучения.2 слайд.

Самой важной единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация 3 слайд. Результат внедрения коммуникативной технологии – это гармоничное развитие всех коммуникативных компетентностей. Технология коммуникативного обучения активно способствует социализации личности.4 слайд

И цель моего мастер-класса - продемонстрировать использование коммуникативной технологии на интегрированном уроке русского языка и литературы.

Звучит мелодия… (Э.Григ «Утро») 5 слайд

Люблю обычные слова,

Как неизведанные страны.

Они понятны лишь сперва,

Потом значенья их туманны.

Их протирают, как стекло,

И в этом наше ремесло.

Дорогие коллеги, я пришла к вам с открытой душой, ибо только так можно работать с юными душами, познающими с помощью нас с вами суть вещей и слов.

А будем мы говорить… Впрочем, почему бы вам не угадать это слово, решив кроссворд. 6 слайд

                                                                                     

                                              1.

с

е

м

ь

я

                                                   

                          2.

у

д

а

ч

а

                                                 

                                       3.

р

а

б

о

т

а

                                         

                                 4.

д

о

с

т

а

т

о

к

                                           

                               5.

д

е

т

и

             

            6.

л

ю

б

о

в

ь

7.                      

з

д

о

р

о

в

ь

е

                                                 

  1. Мама, папа, я – дружная…
  2. Что труднее всего поймать за хвост?
  3. Это не волк, в лес не убежит.
  4. Кататься как сыр в масле – значит жить в полном …
  5. Цветы жизни.
  6. Что движет жизнью, по мнению Тургенева?
  7. Главное богатство в жизни  – это…

  • Итак, у нас получилось слово «СЧАСТЬЕ», а все, что вы перечислили,  включает в себя это понятие – СЧАСТЬЕ.

Именно о нем, о счастье, пойдет наш сегодняшний разговор. А говорить о нем мы будем на основе удивительно мудрой сказки замечательного писателя Мориса Метерлинка «Синяя птица». 7 слайд.И пусть она написана более ста лет назад, но не потеряла своей актуальности и по сей день, в чем мы с вами, думаю,   убедимся. Перелистаем страницы сказки. Напомните мне ее сюжет.

(В рождественскую ночь, сидя в бедной хижине дровосека и глядя в окно, юные Тильтиль и Митиль мечтали о пирожных, которыми лакомились на празднике богатые детишки в доме напротив. Но вошла соседка, и наши герои, желая помочь маленькой соседской больной девочке, отправляются на поиски синей птицы. Они побывают в Царстве Воспоминаний, в царстве Ночи, в Старом лесу, в садах Блаженства и в царстве Будущего. Им предстоит сделать много открытий на своем пути и многому научиться.) 8 слайд.

- А почему именно за синей  птицей?

( Потому что Синяя птица – символ счастья)

  • Значит, мы отправляемся вместе с вами на поиски синей птицы, и тема нашего урока «В поисках синей птицы» 9 слайд.

- Когда они отправляются в путь?

( в ночь под Рождество)

-  А назовите-ка мне жанр этого произведения?

(феерия)

- Чем же запомнилось вам это путешествие?

( Запомнилось тем, что дети путешествовали не только в настоящем, но смогли оказаться и в прошлом, и в будущем)

- Но ведь Тильтиль и Митиль – всего лишь дети. Неужели они отправились в долгий и опасный путь одни? 10 слайд

(Нет, у них были спутники)

- А с кем?

( Они путешествовали с Хлебом, Сахаром, Молоком, Водой, Огнем, Душой Света, Собакой и Кошкой)

  • Выберите себе маски по душе. А теперь скажите, какие ассоциации у вас возникли?

( 1. Я – Хлеб.

2. Я – Вода.

3. Я – Огонь.

4. Я –Молоко.

5. Я –Сахар.

6. Я –Свет.

7. Я – Собака.

8. Я – Кошка)

- Вы заметили: в этом произведении даже неживые предметы  имеют свою душу. Согласитесь, и в повседневной жизни мы часто одушевляем предметы: часы у нас ходят, травы шепчут, стол стоит, а солнце улыбается.

Итак, первое открытие, уважаемые коллеги, которое мы  делаем с вами и героями сказки: У ВСЕГО ЕСТЬ ДУША. Есть она, по словам Бертольта Брехта, и у слов. 11 слайд. Давайте, путешествуя с Тильтилем и Митиль, заглянем  и в душу слова «СЧАСТЬЕ». И если у наших героев есть проводник – Душа Света, у нас будет свой – Душа слова с ее верными помощниками словарями, которые так необходимы в работе каждого учителя, чтобы доходчивее объяснить суть изучаемых понятий.

Что ж, друзья, в добрый путь!

ЦАРСТВО ВОСПОМИНАНИЙ. 12 слайд.

- Где оказались Тильтиль и Митиль в начале своего пути?

( в царстве Воспоминаний, в прошлом)

- Есть прошлое и у слов, а вернее ИСТОРИЯ. Чтоб узнать историю слова «СЧАСТЬЕ», Душа Слова предлагает нам ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ словарь. А что такое этимология?

( это наука, изучающая происхождение слов)

- Каково же прошлое слова «СЧАСТЬЕ»?

(Школьный этимологический словарь русского языка

СЧАСТЬЕ. Общеслав. Суф.-преф. производное (с помощью приставки съ- в значении «хороший» (см. сдоба) и суф. (-иj-) от чясть (через «юс» малый). Буквально — «хорошая часть, доля». См. часть.) 13 слайд.

- И у наших юных героев в царстве Воспоминаний своя хорошая часть. Кто это?

(бабушка и дедушка) 14 слайд.

- Но ведь они умерли?

( 1. Они просыпаются, потому что о них думают.

2. Они оживают тогда, когда о них помнят.)

- Куда мы отправляемся благодаря своей памяти?

( 1. В прошлое)

- Можно ли назвать человека счастливым, если у него нет воспоминаний?

(   1. нет, нельзя, потому что у такого человека, значит не было ничего хорошего в жизни

2. Словно он и не жил совсем)

- Какая же истина открылась героям и нам в царстве Воспоминаний?

( 1. Что надо помнить о своих близких

2. Не надо забывать прошлое

3. Ведь без воспоминаний нас нет)

  • Верно, БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО. 15 слайд.

- Нашли ли здесь синюю птицу? Значит, продолжим наши поиски. Куда попадают наши герои и мы?

САДЫ БЛАЖЕНСТВА 16 слайд.

- А знаете ли вы, что слово БЛАЖЕНСТВО есть синоним слова СЧАСТЬЕ? Посмотрите, Душа Слова протягивает нам словарь синонимов. Найдите в нем синонимический ряд слова «СЧАСТЬЯ» и замените в предложениях слово «СЧАСТЬЕ» наиболее подходящим:

 ( СЧАСТЬЕ. Благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, судьбу, фортуна, случай ). 17 слайд.

  1. Счастье ему улыбнулось.
  2. Не испытывай свое счастье.
  3. Ему всегда сопутствовало счастье.
  4. Какое кругом счастье!
  5. Он был на верху счастья. 18 слайд.

  • Вот видите, как много синонимов у слова «СЧАСТЬЕ» и как огромна роль словарей в постижении истины?

19 слайд.

- У меня в руках волшебная шапочка Тильтиля. Повернем алмаз на ней и вернемся в хижину дровосека, откуда началось наше путешествие.

ПЕРВАЯ СЦЕНКА

Берилюна: где у вас здесь птица с синими перьями? Она мне необходима для одной маленькой больной девочки

Митиль: У Тильтиля есть птица.

Тильтиль: Но я не могу дать вам ее.

Берилюна: Что-что? Почему?

Тильтиль: Потому что она МОЯ.

Берилюна: вот как? Она ТВОЯ. Безусловно, это серьезная причина!

- Куда приглашает Тильтиля Блаженство Быть Собственником?

(в Пещеру Несчастий)

- Чем является слово «НЕСЧАСТЬЕ» по отношению к слову «СЧАСТЬЕ»?

(антонимом)

- Что может ожидать здесь Тильтиля?

(болезни, неудачи, горе, печаль)

- Повернем еще раз алмаз и окажемся хижине дровосека после возвращения наших героев из долгого путешествия.

ВТОРАЯ СЦЕНКА

Митиль: Тильтиль, смотри, горлица стала синей.

Тильтиль: Это та синяя птица. А мы искали ее везде, а она была у нас в доме. Мы отнесем ее больной девочке.

Мать: Что?! Ты собираешься отдать свою горлицу?

Тильтиль: Болеет она. Ей нужна птица.

Мать (целуя детей): Бегите.

- А куда приглашает Радость Быть Доброй?

(в сад Великих Радостей)

- Почему же Тильтиль выбрал Радость Быть Добрым?

( 1. потому что он хочет помочь больной девочке.

2. У него доброе сердце)

- Почему же дети не остались не остались в Саду Блаженств, ведь здесь так хорошо?

( надо было торопиться, ведь девочка болеет и ждет синюю птицу)

- Какая же истина открылась героям в Саду Блаженств?

(надо идти к цели, несмотря ни на что)

  • Вывод: Умей отказываться от удовольствий ради главного.

- Друзья, нам надо торопиться. Где мы остановимся сейчас с нашими героями?

ЦАРСТВО БУДУЩЕГО 20 слайд.

- Да, это царство Будущего, сказочно голубого, волшебно голубого цвета – цвета мечты. Кто его населяет?

( 1. Его  населяют Лазоревые Дети – ангелочки, не появившиеся еще на свет)

- Так какая же истина открывается здесь Тильтилю и Митиль?

( Что именно дети – это будущее) 21 слайд.

- И если мы, учителя, будем работать с душой, отдавать, говоря словами В.А.Сухомлинского, свои сердца им, то за будущее человечества не будет страшно.

  • Вывод: Дети – будущее человечества.

- А что любят дети делать?

(играть дети любят)

- Давайте и мы с вами поиграем. Ваша задача быстро передать соседу шар, сказав, о чем вы мечтаете. Начали. 22 слайд.

- Улетел?! Вот и Тильтиль с Митиль не поймали синюю птицу. Но был ли поиск Синей птицы напрасен? (нет)

- Почему?

(1. они помогли больной девочке)

 2. Что в своем доме лучше всего.

3. Что счастье не в пирожных.

4. Что у всего есть душа.

5. Без прошлого нет будущего.

6. Надо уметь отказываться от удовольствий ради главной цели.

7. Что мы, дети, - будущее человечества)

- Какими они стали в конце своего пути?

( 1.Они стали добрыми

2. Они стали внимательными

3. Они почувствовали себя счастливыми в родном доме)

  • Значит, в определённом смысле дети нашли счастье: они увидели, что радость вовсе не в пирожных, которые едят богатые дети на Рождество, они теперь знают, что хотела сказать фея своими словами о том, что в их доме не хуже.

23 слайд.

Прежде чем искать счастье, оглянись вокруг: может быть, оно где-то рядом,

а ты его не видишь?

24 слайд.

ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА

- Ах, птица опять упорхнула? Выходит поиск нужно продолжать? Что нам хочет сказать автор?

( 1. Счастье есть, нужно только его увидеть.

2. Счастье – это долгий и сложный путь, но этот путь интересен и прекрасен сам по себе)

25 слайд.

Может быть, счастье в этом бесконечном поиске? А уж тем более для нас, ведь нам, словно Душе Света не раз придется отправляться на поиски счастья, добра, истины вместе с учениками.

Самая большая роскошь на Земле – это, по словам Антуана де Сент-Экзюпери, роскошь общения, и мы с вами  благодаря общению пришли к выводу, что каждый из нас достоин счастья.

Желаю всем вам счастья, и пусть сегодня синяя птица коснется своим крылом всех финалистов конкурса «Учитель года» (дарим птиц) 26 слайд.

СЧАСТЬЕ.

Общеславянское слово. Образовано с помощью приставки съ- в значении «ХОРОШИЙ»  и суффикса (-иj-) от ЧАСТЬ.

Буквально — «ХОРОШАЯ ЧАСТЬ, ДОЛЯ».

СЧАСТЬЕ. Благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, судьбу, фортуна, случай.

СЧАСТЬЕ. Благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, судьбу, фортуна, случай.

СЧАСТЬЕ. Благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, судьбу, фортуна, случай.

 СЧАСТЬЕ. Благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, судьбу, фортуна, случай.

 СЧАСТЬЕ. Благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, судьбу, фортуна, случай.

Предполагаемые ответы

1. О Тильтиле и Митиль. ( в ночь под Рождество)

1. Они побывали в Царстве Воспоминаний, Царстве Ночи.

1. Нет, у них были спутники

 1. Я – Душа Хлеба.

1. это шапочка Тильтиля

1. бабушка и дедушка

1. нет, нельзя, потому что у такого человека, значит не было ничего хорошего в жизни

 1. потому что он хочет помочь больной девочке.

1. Что именно дети – это будущее

1. Что мы, дети, - будущее человечества

2. О чудесах.

2.Потому что Синяя птица – символ счастья

2. В волшебном лесу и Садах Бллаженств.

2. Я – Душа Воды.

2.помогать детям в поисках синей птицы

2. играть дети любят 

2.Они стали добрыми

3. О том, как Тильтиль и Митиль искали синюю птицу)

3. А еще они были в Царстве Будущего

3. Они путешествовали с Хлебом, Сахаром, Молоком, Водой, Огнем, Душой Света, Собакой и Кошкой)

3. Я – Душа Огня.

3.они помогли больной девочке)

3.. Они стали внимательными

4. Я – Душа Молока.

4.  в царстве Воспоминаний, в прошлом

4. Словно он и не жил совсем

4. У него доброе сердце

4. Что в своем доме лучше всего.

4. Они почувствовали себя счастливыми в родном доме)

5. Я – Душа Сахара.

5. Они просыпаются, потому что о них думают.

5. Ведь без воспоминаний нас нет

5. в Пещеру Несчастий

5. Что счастье не в пирожных.

5. Счастья не удержать в руках, нечего и пытаться

6. Запомнилось тем, что дети путешествовали не только в настоящем, но смогли оказаться и в прошлом, и в будущем

6. Я – Душа Света.

  1. это наука, изучающая происхождение слов

6. Не надо забывать прошлое

6. надо идти к цели, несмотря ни на что

6. Что у всего есть душа.

6. Счастье есть, нужно только его увидеть.

7. Я – Душа Собаки.

7. Они оживают тогда, когда о них помнят.

  1.  надо было торопиться, ведь девочка болеет и ждет синюю птицу

7. Его  населяют Лазоревые Дети – ангелочки, не появившиеся еще на свет

7. Без прошлого нет будущего.

7. Счастье – это долгий и сложный путь, но этот путь интересен и прекрасен сам по себе)

8. Я – Душа Кошки

8. В прошлое

8. Что надо помнить о своих близких

8. в сад Великих Радостей

8. Надо уметь отказываться от удовольствий ради главной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок литературы "Красота чистых человеческих взаимоотношений и поиски счастья в новеллах О.Генри и Богдана Лепкого"

Гуманистические произведения классика мировой литературы, американского писателя О.Генри хорошо известны читателям и пользуются заслуженной славой. В совместной работе над бинарным уроком  учител...

Час общения с использованием метода комплексной сказкотерапии "В поисках счастья" для подростков

На занятии происходит расширение представлений подростков о  счастье, нравственных ценностях, развитие способности к самопознанию, пониманию своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффектив...

Авторская сказка А.Новиковой (Загорулько) "В поисках счастья"

Сказка является мощным воспитательным инструментом, с ее помощью мы можем мягко воздействовать на подсознание ребенка, побуждая его к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию. Данная сказка помогает...

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

Консерваторы, либералы и социалисты в поисках счастья

Урок основан на технологии сенсорно-оздоровительной среды, элементов игровой технологии и проблемного обучения...

История семьи Маташнёвых. В поисках счастья.

История одной семьи, похожая с судьбами миллионов других семей....

урок литературы в 10 классе "Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо"

Обобщающий урок литературы в 10 классе  "Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")...