Консерваторы, либералы и социалисты в поисках счастья
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Урок основан на технологии сенсорно-оздоровительной среды, элементов игровой технологии и проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konservatory_liberaly_sotsialisty_v_poiskah_schastya.doc | 280 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории
«Консерваторы, либералы, социалисты: в поисках счастья»
8 класс.
Учебник: Всеобщая история. История нового времени, 1800 – 1900. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 303 с.
На изучение темы «Политические течения XIX века» отводится два урока. На первом происходит знакомство учащихся с основными понятиями (консерватизм, либерализм, социализм). На втором уроке происходит более детальное знакомство с различными направлениями социализма. Для облегчения понимания темы урок содержит стадии промежуточной и финальной рефлексии. Использование предметов материальной культуры повышает мотивацию учащихся к изучению темы, помогает погрузиться в эпоху.
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии и методы: элементы технологии сенсорно-развивающей среды, элементы ролевой игры, кольца Венна.
Формы работы: фронтальная работа, работа в группах.
Задачи урока:
Предметные задачи урока:
- Познакомить учащихся с основными общественно-политическими течениями Европы XIX века.
Метапредметные задачи урока:
- Регулятивные – уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
- Познавательные – анализировать различные источники информации, находить причинно-следственные связи, формулировать вывод, аргументировать собственную позицию.
- Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные задачи урока:
- Осмысление социально-нравственного опыта человечества.
Оснащение урока: доска, маркеры или мел, магниты, мультимедиа проектор, чемодан с предметами (рубашка с закатанными рукавами, библия, портмоне, серебряная ложка, бритвенные принадлежности), фотографии сословий, раздаточный материал, таблички с названиями общественно-политических течений.
На уроках истории, особенно в младших классах, я часто использую чемодан историй. Это обыкновенный старый чемодан, купленный на блошином рынке, из которого появляются соответствующие теме предметы и персонажи (египетские боги, письма с фронта и т.д.) Ученики с радостью ждут его появления, с интересом изучают содержимое. Чемодан можно использовать на любых стадиях урока.
Перед началом урока ученики рассаживаются по трем группам.
Ход урока:
- Актуализация знаний. Формулировка темы.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Откройте мне тайну: о чем вы мечтаете? (слушает ответы тех, кто хочет ответить) У вас интересные (смелые, правильные, классные) мечты! А я мечтаю, чтобы наше с вами путешествие в историю принесло как можно больше увлекательных открытий. Сегодня я принесла для вас чемодан одного путешественника. Давайте заглянем в него. (Учитель может представлять все содержимое чемодана сам или позвать на помощь ученика). Что берут с собой люди, отправляясь в дальний путь? (Открывает чемодан, достает и раскладывает вещи.) Конечно, смену белья (достает рубашку), предметы гигиены (помазок и бритва), деньги или фамильные ценности (ложка и портмоне), берет с собой свои убеждения (библия) и фотографии близких. Последними достает фотографии трех сословий. (Слайд 1)
Вопросы классу:
- Какие социальные группы представлены на фотографиях? (дворянство, буржуазия, рабочие)
- О чем мечтали эти люди? (дворяне: земля, привилегии, слава, буржуа: деньги, власть, рабочие: права, хорошая зарплата, хорошие условия труда)
- Как бы вы назвали наш урок? («Мечты разных сословий», «О чем мечтали в XIX веке» и т.д.)
Учитель: люди с одинаковыми мечтами объединялись в группы и создавали общественно-политические течения. Сегодня мы с вами поговорим о том, как эти люди хотели осуществлять свои мечты.
(Слайд 2) Тема: «Консерваторы, либералы, социалисты: в поисках счастья»
- Работа с понятиями.
Учитель: как вы думаете, с чего мы начнем нашу работу? (С изучения терминов)
Посмотрите внимательно на термины, как они могут подсказать нам свое значение? (корни слов: консерват – сохранять, консервировать, либерал – свобода, социал – общество). Ученики предполагают значение слов, учитель корректирует их, слова заносятся в словарь (Слайд 3)
- Промежуточная рефлексия.
Учитель предлагает ученикам вытянуть жребий: с каким понятием будет работать каждая группа. Таблички с названиями политических течений выставляются на парты.
Задание: подумайте, какому сословию ближе ваше общественно-политическое течение и возьмите из чемодана одну вещь, символизирующую это сословие.
Ученики совещаются 30 секунд, затем берут предметы и объясняют свой выбор. (Например: либерализм подходит буржуазии, буржуазия стремится зарабатывать деньги, поэтому мы выбрали портмоне)
- Работа с текстом.
Учитель предлагает ученикам прочитать тексты и заполнить свою часть сравнительной таблицы. (Для экономии времени пустую сетку таблицы лучше распечатать заранее.) Опыт показывает, что текст соответствующего параграфа учебника слишком сложен для восприятия. Поэтому ученикам предлагаются сокращенные и упрощенные тексты, а работа с учебником начинается дома и продолжается на следующем уроке, когда ученики уже получили первичное представление о политических течениях. Обращение к учебнику на данном этапе урока возможно, если учитель работает с сильным классом.
Группы выступают по очереди. Один ученик рассказывает о политическом течении, второй – фиксирует на доске в соответствующей части таблицы. Учитель корректирует ответы. Для экономии времени можно не записывать таблицу на доске, а вывести ее на экран (Слайд 4)
Консерватизм | Либерализм | Социализм | |
Ценности | |||
Отношение к государству | |||
Отношение к личности | |||
Развитие общества |
- Промежуточная рефлексия
Учитель предлагает ученикам поменять выбранный ими предмет в соответствии с новыми знаниями. Ученики объясняют свое решение. (Например: группа консерваторов изначально выбрала серебряную ложку, потому что она символизирует богатство дворян. После работы с таблицей ученики решили поменять ложку на Библию, т.к. религия является одной из ценностей консерваторов, а богатство свойственно еще и буржуазии.)
- Кольца Венна. Сравнение политических течений.
Учитель: В каждой стране одновременно существовали и социалисты, и консерваторы, и либералы.
Вопрос: Возможно ли удовлетворить потребности всех течений?(Нет)
Задание: сравнить три течения при помощи колец Венна, выделить общие идеи в программах. Кольца рисуются на доске рядом с таблицей. Сначала ученики находят общее у либералов и консерваторов (неприятие революции, защита собственности), затем добавляют общее либералов и социалистов (равенство всех в правах). Учитель спрашивает, можно ли найти что-то общее между социалистами и консерваторами? (Нет).
Вопрос: Исходя из полученного результата предположите, возможно ли достижение счастья для всех сословий в обществе? (нет, неизбежны конфликты, консерваторы могут объединяться с либералами против социалистов и наоборот; или – да, возможно для большинства в том случае, если консерваторы или социалисты изменят некоторые свои взгляды).
- Промежуточная рефлексия.
Учитель: перед вами представители всех трех течений (Слайд 5). Краткий рассказ (2-3 предложения) про каждого из них. Подробнее вы изучите деятельность этих людей на других уроках. Задание: предположите, кому принадлежат эти высказывания? (Первое – Уильям Гладстон, второе – Шарль Фурье, третье – Отто фон Бисмарк)
- Проблемное задание, элемент ролевой игры.
Учитель меняет карточки и предметы на столах учащихся. Каждая группа получает новое политическое течение.
Задание: В XIX веке рабочие очень часто устраивали забастовки, борясь за свои права. Предложите от имени вашего политического течения способы решения проблемы забастовок. (Слайд 6) Ученики совещаются в группах (2-3 минуты) и представляют свои позиции. (Пример. Консерваторы: «Отказываясь работать, рабочие мешают производству товаров. Это подрыв экономики государства. Забастовки должны быть остановлены, а виновные – наказаны». Либералы: «Мы понимаем желание рабочих получить больше прав и улучшить условия труда. Однако устраивая забастовки, рабочие ущемляют наши права на получение полноценной прибыли. Мы готовы идти на переговоры с лидерами рабочих, если они обещают не нарушать трудовой распорядок». Социалисты: «Только забастовками мы сможем обратить внимание на проблемы рабочих! Никаких компромиссов! Даешь всеобщую забастовку!».)
- Итоговая рефлексия.
Учитель снова меняет карточки на столах учеников таким образом, чтобы каждая группа снова получила новое политическое течение.
Задание: На доске представлены таблички со словами, характеризующими каждое из трех течений. Выберите те слова, которые относятся к вашему течению и составьте, используя их (все или частично) лозунг. (Слайд 7)
Слова для задания: церковь, государство, сословия, привилегии, личность, равенство в правах, закон, реформа, частная собственность, полное равенство, труд, общественный интерес, революция.
Перед составлением лозунга учитель проверяет правильность выбранных слов и корректирует в случае необходимости.
Составленный лозунг дети пишут на карточке с названием политического течения. После представления ученики кладут карточку в чемодан.
- Домашнее задание.
Параграф 9-10, стр 178-183. Вопрос для размышления: какое из трех течений кажется вам самым жизнеспособным? Ответ аргументируйте.
Задания для работы в группах
Либерализм.
Главный принцип либерализма – право человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство перед законом, свободу слова, печати, собраний и участие в управлении государством. Где заканчивается свобода человека? Ответ на этот вопрос был заложен еще в Декларации прав человека и гражданина – разрешено все, что не запрещено законом.
Либералы выдвигали требование ограничения деятельности государства законом и провозглашали принцип разделения властей. Отстаивая принцип равенства всех перед законом, либералы выступали против экономического равенства, считая, что каждый сам ответственен за свое благосостояние.
Либерализм выступает за свободный рынок и свободную конкуренцию. Государство лишь выполняет функцию «ночного сторожа», охраняя собственность. Для развития общества государство должно проводить реформы.
Консерватизм.
Это учение возникло еще в XVIII веке и выступало за сохранение существующего порядка. Главное для консерватизма – сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, порядка, семьи. Консерваторы признавали за государством право на сильную власть, подчиняющую себе личность.
Поскольку общество XIX века испытало много революционных потрясений, угрожавших сохранности традиционного порядка, консерваторы признавали возможность проведения реформ только в самом крайнем случае.
Консерваторы не верили в возможность социального равенства всех людей и выступали сторонниками сохранения сословных отличий.
Социализм.
Своим идеалом социализм выдвигает полное равенство людей, как перед законом, так и в имущественном плане. Причиной всех конфликтов в обществе социалисты считали частную собственность. Для достижения абсолютного равенства между людьми они предлагали уничтожить частную собственность и оставить только коллективную. Интересы общества ставились выше личностных. Зато в таком обществе каждый мог получить возможность для развития, труда, творчества и удовлетворения своих потребностей. Выполнение всех работ должно происходить в коллективе.
Строительство общества равенства и справедливости многие социалисты предлагали начинать с революции. Так как именно она должна была обеспечить перераспределение собственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок литературы "Красота чистых человеческих взаимоотношений и поиски счастья в новеллах О.Генри и Богдана Лепкого"
Гуманистические произведения классика мировой литературы, американского писателя О.Генри хорошо известны читателям и пользуются заслуженной славой. В совместной работе над бинарным уроком учител...
Час общения с использованием метода комплексной сказкотерапии "В поисках счастья" для подростков
На занятии происходит расширение представлений подростков о счастье, нравственных ценностях, развитие способности к самопознанию, пониманию своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффектив...
Авторская сказка А.Новиковой (Загорулько) "В поисках счастья"
Сказка является мощным воспитательным инструментом, с ее помощью мы можем мягко воздействовать на подсознание ребенка, побуждая его к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию. Данная сказка помогает...
Мастер-класс "В поисках счастья" (по сказке М.Метерлинка "Синяя птица")
Мастер-класс "В поисках счастья" (по сказке М.Метерлинка "Синяя птица")Цель: продемонстрировать использование коммуникативной технологии на интегрированном уроке русского языка и литературы....
История семьи Маташнёвых. В поисках счастья.
История одной семьи, похожая с судьбами миллионов других семей....
урок литературы в 10 классе "Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо"
Обобщающий урок литературы в 10 классе "Проблема поиска счастья или кому на Руси жить хорошо" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")...
«Проблема поиска счастья в поэме Н.А.Некрасова
Урок литературы в 10 классе по теме:«Проблема поиска счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»....