Лингвостилистический анализ стихотворения Есенина "Ночь".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цель урока: на основе лингвистического анализа раскрыть роль слова как важнейшего средства в системе языковых единиц, показать, как с его помощью передаются многообразные оттенки мыслей, чувств, многоцветье красок природы, как всё это даёт возможность услышать, почувствовать, как «русские слова излучают поэзию» (К,Паустовский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihotvorenie_s.esenina_noch.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №69 им.С.Есенина
Кафедра словесности
И слог,
и кисть,
и звуков чудо!
(Лингвостилистический анализ стихотворения С.Есенина «Ночь»)
Учитель Мочёнова Т.В.
г. Липецк
Цель урока: на основе лингвистического анализа раскрыть роль слова как важнейшего средства в системе языковых единиц, показать, как с его помощью передаются многообразные оттенки мыслей, чувств, многоцветье красок природы, как всё это даёт возможность услышать, почувствовать, как «русские слова излучают поэзию» (К,Паустовский)
Оборудование: - текст стихотворения С.Есенина «Ночь» (у каждого ученика);
- опорный конспект (у каждого ученика);
- презентация:
- толковый «Словарь русского языка» под ред. С.И.Ожегова;
- «Краткий литературоведческий словарь»;
- фонограмма «Звуки природы»;
- оформленная доска.
Созвучья слова не случайны!
Пусть связь речений далека,
В ней неразгаданные тайны
Всегда живого языка.
Валерий Брюсов
Ход урока
- Обсуждение записанного на доске эпиграфа.
- Слайды 1-6. Что изображено на слайдах? (Пейзажи Н.Анохина «Старые дубы», В.Поленова «Золотая осень», К.Крижицкого «Осень», И.Шишкина «Ручей в лесу», А.Саврасова Распутица, И.Левитана «Берёзовая роща»)
- Как называются изображённые на полотнах картины природы? (Пейзаж)
- Может ли пейзаж быть создан с помощью слов в литературном произведении? Какова его функция в тексте?
(Пейзаж – картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления, с которым связано произведение)
- Пейзаж создаёт настроение. Какой род литературы объединяет произведения, передающие эмоциональное состояние человека? (Лирика).
- Какие жанры произведений объединяет лирика? (стихотворения, оды, поэмы)
Слайды 7-10 (Бела берёза в снегу, старый клён, красная рябина)
- В лирике какого поэта эти образы являются центральными? (С.Есенин)
Слайды 11-12. (Портрет С.А.Есенина. Памятник С.Есенину возле школы)
- Формулирование темы урока и его целей учениками. Слайд 13.
- Звучит фонограмма звуков природы (ночь на пруду).
- Какое время суток вам представляется? Почему вы так думаете?
- Давайте послушаем, как передаёт ночной пейзаж музыка. (Звучит фонограмма мелодии Генри Манчини «Лунная река»).
- Какое определение слову НОЧЬ даёт словарь С.Ожегова?
- Физкультминутка в форме прогулки по берегу реки.
- Чтение стихотворения С.Есенина «Ночь» учителем.
- Какие образы вам представляются?
- Что помогает их создавать?
Чудесным образом в лирическом тексте работают слова, создавая звуковую и визуальную картину, а главное, создавая НАСТРОЕНИЕ.
- Какое настроение создаёт стихотворение?
7. Лексический уровень лингвистического анализа стихотворения.
- Какое значение слов использует автор? (переносное)
- Какие приёмы выразительности художественной речи, основанные на переносном значении слова вы знаете? (Метафора, эпитет, олицетворение)
- Выпишите названные вами тропы из текста. (Работа в парах)
Метафоры: день склонился, затихла волна, погасло солнце, плывёт луна, песни соловья
Эпитеты: усталый день, шумная волна, плывёт задумчиво, мирный ручей, весёлый шелест, тёмный лес
Олицетворения: долина внимает, лес дремлет, ласкаясь, шепчется река.
- Синтаксический уровень лингвистического анализа стихотворения.
- Интересны и конструкции предложений автора. Какой раздел языкознания занимается изучением построения предложений? (Синтаксис)
Построение схем конструкций предложений по вариантам.
- Посмотрите на конструкции простых предложений. Какая фигура речи здесь используется? С какой целью? (Инверсия, чтобы сделать интонационный и смысловой акцент на наиболее важных для автора словах)
-Что важно подчеркнуть автору? Найдите ещё инверсии.
9. Фонетический уровень лингвистического анализа стихотворения.
- А теперь вслушаемся в звуки. Что такое ЗВУКОПИСЬ? В каком разделе языкознания изучаются звуки? (Фонетика)
- Наблюдаем за первой строфой. Какова широта возникающего образа? (Целый мир)
- Дело в том, что первая строфа наполнено гласными звуками, а именно гласные звуки «тянутся к песенке звонкой, могут заплакать и закричать, могут в кроватке баюкать ребёнка».
- Какой гласный звук встречается чаще других? (А)
- Ещё М.В.Ломоносов сказал, что этот звук может способствовать изображению великого. Именно на повторе гласных звуков основан один из приёмов звукописи – АССОНАНС. (Запись определения)
-Как меняется сила голоса после прочтения первого четверостищия? (Ослабевает)
- С чем это связано? (Появление конкретных образов: журчание ручья, шёпот реки, шелест тростника).
- Какие согласные звуки использует автор для создания образов? (Ж, С, Ш, Ч)
- Такой приём с использованием согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЯ. (Запись определения)
- В создании стихотворения большую роль играет организация ритма и рифмы. Что такое ритм? Рифма?
- Какая рифма используется в стихотворении? (Перекрёстная).
10. Коллективная творческая работа.
- Попробуем и мы создать образ, правда, несколько иной. Игровой, задорный, светлый, чудесный. Поиграем в БУРИМЕ.
Группам раздаются наборы слов.
Солнце-оконце, небеса-чудеса: река-пока, роса-чудеса; стоит-спит, голоса-чудеса; чудез-без, солнцем-оконцем; летит-спешит, оса-чудеса.
Рано утром солнце
Светит к нам в оконце.
Голубеют небеса,
Здравствуй, здравствуй, чудеса!
Просыпается река,
В дымке вся она пока.
На цветах лежит роса,
Ведь и это чудеса!
Тихим лес ещё стоит,
Но никто уже не спит.
Слышны птичьи голоса,
Вот уж точно чудеса!
Ветер по свету летит,
Песню спеть он нам спешит.
И жужжит, жужжит оса:
«Надо верить в чудеса!»
Полон, полон мир чудес,
С умом, хохотом и без,
С дождиком и ярким солнцем,
Что глядит к тебе в оконце!
11. Рефлексия. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".
Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»). Развитие ассоциативного мышления в процессе лингвостилистического анализа поэтического текста. Ц...
СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1. Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...
Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."
Урок словесности по теме "Лингвостилистический анализ стихотворения М.Цветаевой «Рябину рубили зорькою…"...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»)...