Конспект урока. Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»)
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы в 11 классе.
Тема урока: «Лингвостилистический анализ текста
(На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»)»
Развитие ассоциативного мышления в процессе лингвостилистического анализа поэтического текста.
Базовый учебник: Ю.В.Лебедев. «Русская литература XX века»
Цель урока:
Провести лингвостилистический анализ поэтического текста, закрепить и обобщить знания учащихся по анализу текста.
Задачи урока:
1) Образовательная: постичь особенности восприятия пейзажной лирики Цветаевой на примере стихотворения «Август - астры».
2) Развивающая: развивать ассоциативное (образное) мышление детей как непременное условие в работе над текстом художественного стиля. Развивать воссоздающее воображение в восприятии произведения как явления искусства.
3) Воспитательная: воспитывать уважение к поэтическому мастерству поэта, эстетические наклонности учащихся, способность понимать, видеть, воспринимать прекрасное, любовь и уважение к русскому слову и родному языку.
Ведущие методы: эвристический, исследовательский, метод творческого чтения.
Ведущие приемы: эвристическая беседа, выразительное чтение, устное словесное рисование, работа с иллюстративным материалом (концептуализирующая наглядность), музыкальные заставки, аналитическое чтение текста, слово учителя, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: Электронная панель, ноутбук.
Музыка : А.Вивальди, «Времена года». Композиция «Лето»; П.И.Чайковский, «Времена года». Пьеса «Август», «Жатва»; В-К.Глюк, «Жалобы Эвридики» - фрагмент оперы «Орфей и Эвридика».
Структура и ход урока.
I. Оргмомент.
II. Изложение и закрепление нового материала.
Лингвостилистический анализ стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...».
1. Формулировка задач урока.
2. Комментарий эпиграфа урока.
3. Слово учителя. Своеобразие поэтической строки Цветаевой.
4. Формулировка главной проблемы урока (проблемного вопроса).
5. Лингвостилистический анализ текста:
а) тема;
б) композиция – выделение микротем;
в) образы-ассоциации 1 микротемы;
г) образы-ассоциации 2 микротемы;
д) образы-ассоциации 3 микротемы;
е) лингвостилистический анализ композиционных частей текста.
6. Работа с изобразительным материалом (репродукции с картин художников).
7. Обращение к ассоциативным рисункам детей на тему «Август».
8. Прослушивание фрагмента композиции «Лето» из цикла «Времена года» Вивальди.
III. Обобщение по уроку.
IV. Домашнее задание.
V. Поурочный балл.
Литература к уроку.
1. В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т.1. - М.:1999.
2. А.И.Тимофеев. Словарь литературоведческих терминов. - М.:2000.
3. А.Квятковский. Поэтический словарь. - М.:1998.
4. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.:1995.
5. Цветаева М. Сочинения: В 2 т. - М:1988.
6. Вольская Н.Н. О славянизмах в поэтическом языке М.И.Цветаевой // РЯШ. - 2002. - №4.
7. Гаспаров. М.Л. Слово между мелодией и ритмом (Об одной литературной встрече М.Цветаевой и А.Белого) // Русская речь. - 1989. - №4.
8. Гурова И.А. «Обольщусь сутью...» (Тема родины в лирике Цветаевой) // РЯШ. - 1997. - №5
9. Валгина Н.С. Стилистическая роль знаков препинания в поэзии М.И.Цветаевой. // Русская речь. - 1978. - №6.
10. Гольцова Н.Г. «Есть нечто в стихах, что важнее их смысла: их звучание...» (Авторская пунктуация в произведениях М.Цветаевой) // РЯШ. - 2001.
11. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой :Лингвистический аспект.- Л.:1989.
Ход урока.
Звучит фрагмент мелодии из оперы Глюка «Орфей и Эвридика»
(«Жалобы Эвридики»).
М.И.Цветаева сказала однажды: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, и вы увидите, как я это умею». Радости, простой, человеческой, в судьбе этой женщины было мало, еще меньше покоя. Но была поэзия, без которой Цветаева не мыслила своего существования. «Вся моя жизнь, - говорила Марина Ивановна, - это роман с собственной душой». Точнее и не скажешь. Она жила и дышала поэзией, у нее были исключительные предпочтения и пристрастия: не любила театр за его искусственность, боготворила Пушкина и Ахматову, преклонялась перед Блоком и Маяковским, не любила звуки скрипки и обожала флейту и виолончель; любимое мужское имя – Георгий, любимые цветы – астры и хризантемы. Любимый цвет – зеленый, любимый пейзаж – пенные волны моря, не любила слова «поэтесса» применительно к женщине-поэту.
Евгений Евтушенко сказал о Цветаевой: «Ее женская любящая душа – не хрупкая свечка, не прозрачный ручеек, созданный для того, чтобы в нем отражался мужчина, но пожар, перекидывающий огонь с одного дома на другой». (Завершается мелодия Глюка).
Вот эта ее «стихийность» во всем стала «стихией» ее стиха... Цветаева резка, порывиста, дисгармонична : повинуясь интонации, она разрывает строку на отдельные слова и даже слоги, разрезает стих цезурой и при помощи тире резко отбрасывает слово вниз. Она поступает как музыкант, записывающий звуки нотами. Часто ее стих становился неизящным, жестким, резким: словно в самом поэте ощущалась какая-то пугающая воинственность, дразнящая, задиристая агрессивность. Вот так женщина-поэт боролась за право иметь сильный характер.
Стихотворение «Август – астры...» - самое цветаевское произведение. Послушайте, как оно звучит, и постарайтесь увидеть образы произведения и услышать особую музыку поэтических строк.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Август – астры,
Август – звезды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! - Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август! - Месяц
Ливней звездных!
- Назовите ключевое слово стихотворения. (Август).
- Да, это слово задает тему этого стихотворения. Сколько раз оно употребляется в стихотворении? (6 раз).
- Не слишком ли много для такого небольшого произведения? (Нет, первый слог этого слова будто останавливает наше внимание на самом важном).
- Что означает слово «август»? (Восьмой месяц года).
- С какими понятиями ассоциируется это слово? (Финал лета, изобилие, щедрость).
- С какими словами-понятиями, образами ассоциируется это слово «август» у вас? (Конец каникул, жатва хлеба, фрукты, обильная роса на траве, на смену летним цветам распускаются осенние, прохладные вечера).
- Ваши ассоциации привычны, они словно лежат на поверхности вашего восприятия. Какие же образные ассоциации рождает поэтический взгляд Цветаевой? С чем ассоциируется август в первой строфе? (Это будет первая микротема текста). (С астрами, со звездами, с гроздьями винограда и рябины).
- Хорошо. Назовите ассоциативные образы второй микротемы. (Ребенок, играющий яблоком, ласковый сердечный смысл).
- И, наконец, ассоциации третьей микротемы. (Поцелуи. Цветение роз, сверкание молний, звездопад).
- Правильно, а что особенного, необычного в таком расположении образов-ассоциаций в стихотворении? (Цветаева свой ассоциативный ряд начинает с предметных образов: цветы, звезды, плоды винограда и рябины; во второй строфе появляется сравнение с живым существом – ребенком, императором; третья строфа сопряжена с действием, поступками, движением).
- Да, именно к такому выводу приводят нас первые наблюдения над текстом: стихи эти необыкновенно ассоциативны – образы, словно рябиновые бусинки, нанизываются на невидимую нить и создают необычную, удивительно оригинальную картину, которую не только видишь, но и слышишь, ощущаешь, осязаешь аромат красок, предметов, движений. Вот этими превосходными сближениями, ассоциациями и интересно стихотворение Цветаевой.
11 марта 1931 года в одном из писем Цветаева признается: «Меня всю жизнь укоряют в безыдейности. Принимаю укор, ибо у меня взамен мировоззрения – мироощущение и очень твердое...» Постараемся и мы хоть на мгновение погрузиться это мироощущение, путь к которому лежит через тайны мастерства поэта.
- Пять поэтических строк стихотворения начинаются со слова «август». Как в поэзии называется такой прием? (Анафора – единоначатие).
В чем композиционное назначение этого приема? (Заострить внимание читателя на самом главном, сообщить стиху плавность, музыкальность.)
- Верно, словесные повторы стихотворения – не единственные: семь раз Цветаева употребляет тире. Почему? (Тире подчеркивает всеохватность предметов и образов).
- Многие лингвисты считают тире самым музыкальным знаком препинания- создается длительная пауза, чтобы звуки предыдущего слова запечатлевались в сознании читателя как мелодия.
- В первой строке – образ осеннего цветка астры, в греческом языке слово это обозначало «звезда». И поскольку вся первая микротема связана с «растительными» образами природы, то второй стих должен был бы звучать как и первый. Почему «звезды»? (Вероятно, Цветаева стремится избежать неоправданного повтора).
- Скорее всего, так. Но поэт мыслит образами. Астры – это цветы, по форме напоминающие ... звезды. Как называется прием скрытого сравнения? (Метафора).
- Да, метафора – основное образное средство в стихотворении Цветаевой.
- Словом «грозди» поэт объединяет два образа, символизирующих щедрость августа – виноград и рябина.
- В.И.Даль называл виноград ягодой избранных – им лакомились цари и боги, а в поэзии виноград символизирует недостижимость какой-то высокой цели. Загадочный, таящий в себе будущий напиток Диониса, волнующий и вожделенный, в тяжелых гроздьях, у Цветаевой он – символ уходящего лета. Цветаева не дает к этому слову эпитета, но во многих своих стихах ассоциирует его с античной и библейской темами, с божественным величием мира. Послушайте внимательно стихотворение Цветаевой «Ударило в виноградник». Читает ученик:
Ударило в виноградник -
Такое сквозь мглу седу -
Что каждый кусток, как всадник,
Копьем пригвожден к седлу.
Из туч с золотым обрезом -
Такое – на краснозем,
Что весь световым железом
Пронизан – пробит – пронзен.
Светила и преисподни
Дитя: виноград! смарагд!
Твой каждый листок – Господня
Величия – транспорант.
Хвалы виноградным соком
Исполнясь, как царь Давид -
Пред солнцем Массонским Оком -
Куст служит: боготворит.
- Посмотрите, как в бронзе запечатлел античный бог Дионис с виноградной лозой : ощущаешь тяжесть налитых соком плодов на фоне зеленого малахита.
- К словообразу «рябина» Цветаева подбирает эпитет «ржавый». Возникает изумительная цветаевская метафора «ржавая рябина». Подберите синонимы к прилагательному «ржавый». (Желто-бурый, рыже-бурый, оранжевый). Но почему «ржавый»? (Неспелый).
- Действительно, Цветаева этим эпитетом стремится сообщить образу не тлен и увядание, а расцвет и очарование своего любимого дерева. Постарайтесь подтвердить свои наблюдения ассоциативными явлениями жизни и поэзии Цветаевой. Почему РЯБИНА – любимый образ?
- Родилась в рябиновую пору. (Чтение стихотворения «Красною кистью...»).
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
- Древние славяне считали, что в рябине кроются молнии, и сулит она плодородие и благополучие. Рябина обладает целебной силой, врачует многие болезни. Есть на Руси праздник Петра и Павла-рябинника: рябиновые гроздья развешивали в избах – защита от несчастья. В народной поэзии : тонкая, красная, кудрявая, у нее просят совета : «Ой,
рябина-рябинушка, сердцу подскажи...»
- С чем ассоциируется образ рябины у Цветаевой ? (С русской судьбой, горькой женской долей). Послушайте стихотворение Цветаевой «Рябину».
Рябину
Рубили
Зорькою.
Рябина -
Судьбина
Горькая,
Рябина -
Седыми
Спусками.
Рябина -
Судьбина
Русская.
Итак, у Цветаевой рябина «ржавая». Приведите собственные зрительно-цветовые ассоциации. (Красная, яркая, бурая).
- Приведите вкусовые ассоциации. (Горькая, терпкая, вяжущая).
- Осязательные. (Гладкие, холодные, круглые).
- Подумайте, почему Цветаева ставит рядом эти контрастные образы: царственный, сладкий виноград и горькая «ржавая рябина»? (Для полноты картины, подчеркнуть, что рябина для нее ближе и дороже).
- Чем можно объяснить употребление слова «грозди», а не «кисти», например? (В слове «грозди» все согласные звуки звонкие: создается образ тяжелых, налитых соком плодов винограда и рябины).
- Правильно, этот образ готовит нас к восприятию второй микротемы, которая представляет нам новые образы, новые ассоциации, а значит – новые чувства. Что особенного, на внешний взгляд, во второй строфе? (Более длинные строки и слова, главный знак препинания – запятая, много прямых сравнений, много прилагательных). - Верно, строфа открывается двумя прекрасными прилагательными-эпитетами. Произведите морфемный разбор этих слов: сколько в них корней? (В словах по два корня, сложные слова с соединительной гласной).
- Как вы понимаете значение слова «благосклонный»? (Расположенный, милостивый, снисходительный, доброжелательный, любвеобильный).
- Да, это тоже все об августе: сложные слова относятся к слову «яблоко». Почему яблоко? (Яблоко -символ рая, молодильные яблоки – символ молодости, здоровья, красоты. Жар-птица похищает яблоки, в сказках яблоня укрывает детей от беды).
- А поэтическая традиция русской литературы? Приведите литературные ассоциации, связанные с образом яблока. (У Есенина: «Все мы яблоко радости носим». Яблоко – символ радости).
- Яблочный Спас, отмечаемый 19 августа.(«Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас...»).
- Яблоки – символ прошлого родины, ее золотой век («Антоновские ябло -
ки» И.А.Бунина). ). - Делаем вывод: каким может быть ассоциативный ряд к образу «яблоко»?
- ЯБЛОКО – РАДОСТЬ – ДУША – СПАСИТЕЛЬ.
- У Цветаевой яблоко в сочетании с эпитетом «полновесное и благосклонное» - это настоящий подарок, символ щедрого урожая богатейшего месяца. Но яблоко это имеет особый знак отличия. Какой? (Яблоко - «имперское»!)
- Ассоциации приводят Цветаеву к отождествлению слова «август» с именем римского императора Октавиана Августа – отсюда и «имперское» имя последнего месяца лета. Постройте ассоциативный синонимический ряд к слову «имперский». (Величавый, царственный, гордый, красивый).
- Замечательно! Эпитет «имперским» передает величавость, царственность
гордой красоты, столь свойственной этому месяцу.
- Сравнение «как дитя, играешь, август...» - не слишком ли резкий переход
от царской величавости к образу ребенка? (Нет, наоборот, образ ребенка подчеркивает характер месяца: своенравность, некое безрассудство (все - для меня!) - и как у детей – беззаботность, упоение радостью жизни).
- И уж совсем «странный», внезапный переход, образный оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий - «как ладонью, гладишь сердце именем своим имперским»... Что это? (Может быть, пала завеса величия, отчужденности, высокомерия, и владыка щедрый одарил своих подданных вниманием, лаской, любовью.)
- Верно, несочетаемость «гладишь ... имперским» становится близким, понятным, милым СЕРДЦУ. Почему Цветаева ставит двоеточие? (Этот знак будто открывает новую грань летнего месяца.)
Послушайте стихотворение Цветаевой «Июнь. Июль». Среди всех летних месяцев Цветаева отдает предпочтение августу как раз в силу его царственности и даже способности изменять человеческие судьбы. (Звучит «Осенняя песня» из цикла «Времена года» Чайковского:
Июнь. Июль. Часть соловьиной дрожи.
И было что-то птичье в нас с тобой -
Когда – ночь соловьиную тревожа -
Мы обмирали – каждый над собой!
А август – царь. Ему не до рулады,
Ему – до канонады Октября.
Да. Август – царь. - Тебе царей не надо, -
А мне таких не надо – без царя!
- Каких знаков препинания больше всего в третьей строфе? (Вопроситель -
ных).
Август, по мнению Цветаевой, это еще и СЕРДЦЕ! Как можно условно обозначить лирическое содержание, тему третьей строфы? (Жизнь сердца).
- Какие же образы раскрывают смысл «жизни сердца»?
- (Поздние поцелуи). Почему поздние? (Торопись, лови каждое мгновение любви, ничто не повторяется!).
- Почему Цветаева вводит образ «роз», ведь в августе хозяйничают астры?
(Роза – цветок любви, у Цветаевой и розы - «поздние», а все позднее – самое
красивое, волшебное, самое дорогое!)
- Что ж, убедительно. Розы у поэта – поздние, а какие у вас рождаются ассо-
циации к слову «роза»? (Алая, чайная, благоухающая, нежная, трепетная).
- Осязательные? (Бархатистая, ласковая...).
- Отвлеченные? (Загадочная, таинственная...).
- Можно ли сказать, что слово «поздний» - ключевое? (Да). У поэта и молнии
поздние. Почему? (Молнии – как озарение в жизни, просветление, рубеж)- С каким еще образом связан этот пленительный месяц август? (Со звездными ливнями). Можно ли этот образ назвать метафорой? (Да). Почему звездопад назван «ливнем», а не дождем? (Ливень – в этом слове что-то грандиозное, большое).
- Почему Цветаева завершает стихотворение этой метафорой? (Звездные ливни не только живописуют чудесную картину высокого, недоступного неба, расшитого звездными узорами, но и указывает на народную примету: издавна считалось, что август – месяц обильного звездопада, когда можно загадать желание и оно исполнится).
- Правильно. А может быть, небо плачет звездным дождем, или это не звезды вовсе, а последний дар уходящего лета, остающийся в душе человека навсегда, как и стихи этого великого поэта. (Звучит стихотворение «Стихи растут...»)
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье,
И на венцы и на апофеозы -
Один ответ: - Откуда мне сие?
Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды и формула цветка.
«Закон звезды и формула цветка»... А может быть ,– это закон поэзии вообще. Красота земная и божественная – вот что такое поэзия.
- Стихотворение «Август – астры...» на первый взгляд лишено рифмы. Так ли это? (Нет, рифмы есть, но они неточные, приблизительные, продиктован-
ные музыкой стиха).
- А какие это рифмы – мужские или женские? Почему? (Женские рифмы более слабые и более плавные, мелодичные).
- Каков же размер стиха? (Анапест с чередованием дактилических строк).
- Сравните 1 и 2 строфы стихотворения : где больше резких, взрывных зву-
ков? Где больше плавных, сонорных? (Взрывных больше в первой, а сонорных – во второй строфе, ведь речь идет о добром, ласковом и милом).
- А в третьей - «звон» - н,з,д – выражение радости.
- Понять замысел поэта можно только внимательно всмотревшись, вслушав-
шись в его творение, и тогда образы его могут вызвать самые прекрасные ассоциации. Одно слово «август» в душе гениального поэта породило целый звездный «ливень» чувств.
- О чем это стихотворение? (О щедрости земли и Бога по отношению к человеку; о радости открытия мира и восхищения им; о любви, пусть даже поздней; о жизненных озарениях; о том, что величие в доброте и великодушии; о любви к самому обыденному и самому высокому, небесному; о скоротечности времени, особенно его прекрасных мгновений).
- Верно, я бы еще добавила, что в стихах этих – вся жизнь самой Марины
Цветаевой, так хотевшей быть счастливой...
- Стихи эти – очень музыкальны. Как вы думаете, какой музыкальный инструмент мог бы полнее всего выразить образы этого стихотворения? (Звучит флейта).
Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Ассоциации, рожденные стихотворением М.И.Цветаевой «Август – астры...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»). Развитие ассоциативного мышления в процессе лингвостилистического анализа поэтического текста. Ц...
Ассоциативный анализ текста в школе. На примере стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры». 11 класс
Важным условием постижения стихотворного текста в школе является ассициативное мышление учащихся, способное проникнуть в идейный замысел поэта. Наш урок можно назвать уроком филологического прочтения ...
Конспект урока литературы в 11 классе "«Чтение – это разгадывание, толкование, сотворчество». (Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Август-астры…»)"
P { margin-bottom: 0.21cm; } Технология проблемного обучения и воспитания....
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»)...
Конспект урока "Комплексный анализ текста". Дифференцированное обучение
Урок для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА, проводится групповая деятельность учащихся...
Конспект урока. От анализа текста к сочинению.
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3). ...
Конспект урока "Лингвистический анализ текста"
Конспект урока "Лингвистичесикй анализ текста"...