Разработка урока по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Байрамгулова Динара Талгатовна

Разработка  урока по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл revizor_otkrytyy_urok.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

лицей №4 г. Баймака муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан

Разработка урока литературы

 по теме: «Образ Хлестакова в комедии

 Н.В.Гоголя «Ревизор»

Байрамгулова Д.Т., учитель русского языка

и литературы МОБУ лицей №4 г.Баймака  

Баймак, 2015

Открытый урок по литературе. 8-й класс.

"Образ  Хлестакова " в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Цели урока:

- повторить изученный материал, дать характеристику Хлестакову, научить конструировать денотатный граф главного героя произведения;

- развивать логическое и критическое мышление и речь учащихся;

- воспитать внимательного читателя,  любовь к литературе, формировать читательский вкус к чтению произведений Н.В. Гоголя.

Тип урока: урок-закрепление

Ход урока.

1.Организационный момент.  (настрой на урок)

Добрый день, уважаемые учащиеся. Сегодня мы с вами проведем открытый  урок по литературе. Я очень надеюсь, что вы поддержите меня и будете активно работать в течение всего урока.

2. Целевая установка. Определение цели урока.

Обратимся к эпиграфу урока (читает ученик).  СЛАЙД№1

 Происходит странная вещь.

Фитюлька, спичка, мальчишка

Хлестаков силою страха и

благоговения к нему вырастает

в персону, становится сановником,

становится тем, кого в нём видят.

Г.А. Гуковский, в кн.: “Реализм Гоголя”.

- Как вы понимаете эпиграф?

- О ком говорится в нем?

- На что указывает обычно эпиграф произведения, сочинения. (На основную тему)

- Значит, какая тема сегодняшнего урока? О чём будем говорить? СЛАЙД№2

- Какие цели мы поставим перед собой?

- Что мы должны повторять, чему научиться? Используйте в ответе опорные слова: УЗНАТЬ, УМЕТЬ, НАУЧИТЬСЯ.

  СЛАЙД№3

-  Да, это наши главные цели урока.

3. Актуализация знаний

В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или, напротив, антипатию – в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты.

 Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”.

1. Издаёт при разговоре звук, похожий на букву “и” и несколько на “е”. По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт.СЛАЙДЫ№4,5 (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.)

2. Считает, что жить на деревне лучше, так как там публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. Купцы его называют “почтенный”, а он сам себя считает простым человеком.СЛАЙДЫ№6,7 (Осип, слуга Хлестакова.)

3. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что “не жалеет ничего и ревностно исполняет службу”.СЛАЙДЫ№8,9 (Артемий Филиппович Земляника.)

4. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. СЛАЙДЫ№10,11(Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.)

5. Этот герой говорит: “Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек”.СЛАЙДЫ№12,13 (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)

Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости. СЛАЙДЫ№14

А сегодня на уроке я предлагаю вам поговорить о  главном герое комедии Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” Иване Александровиче Хлестакове, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны его и попытаться объяснить причину странного превращения фитюльки, спички, мальчишки в сановника, в генеральскую персону. В этом нам поможет бессмертный текст комедии. А к концу урока мы должны составить таблицу-портрет  Ивана         Александровича Хлестакова. Для этого используем на уроке графический прием «денотатный граф». СЛАЙД№15

Денотатный граф [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] – способ вычленения  из текста существенных признаков ключевого понятия.  Граф – графический – не титул (барон, граф)

СЛАЙД№16

Итак, знакомьтесь: “Иван Александрович Хлестаков из Петербурга”!

4. Объяснение нового материала.

1. Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову даёт его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине всё. Поэтому ему и слово. Давайте  внимательно  прочитаем  монолог Осипа.СЛАЙД№17( СТР. 283-284Д. II, явл. 1), отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове.

- О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип?

(“+”: “каждый день доставай билеты в кеятр”;   “-”: “профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту”, в картишки играет; не платит в трактире). (Эти признаки записываются на доске двумя учениками в две колонки).

- Можем мы назвать Хлестакова положительным героем?

Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом.

- А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире?

-  Чтобы ответить на этот вопрос, проследим за точностью, логичностью, выразительностью речи Хлестакова. Вспомните монолог Хлестакова, каким мы его видим вы трактире (находят положительное и отрицательное в поведении Хлестакова).   СЛАЙД№18

- Какие “+” и “ - ” Хлестакова нашли отражение в этой работе?

(“+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде; “-”: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой).

4. Гимном Хлестакову, на мой взгляд, звучит Д. IV, явл. 3-7, где герой, войдя в роль генерал-губернатора, берёт взятки, или, как он говорит, взаймы.

Вспомним этот отрывок (пересказ)  и попробуем найти не только плохое, но и хорошее в Хлестакове. СЛАЙД№19

- Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?

(“+”: Хлестаков понял сущность всех чиновников; “-”: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки).

5. Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине. Где вы узнали о его отношении к Анне Андреевне и Марье Антоновне? (в письме) СЛАЙД №20

Чтение письма на стр.347

- Какие качества Хлестакова открыли вы для себя?

(“+”: нравится женщинам; “-”: волочится и за Анной Андреевной и за Марьей Антоновной; цинично, несерьёзно относится к женщинам).

5. Обобщение. Выводы урока.

В результате нашей работы на уроке мы сконструировали денотатный граф понятия “Хлестаков”, т.е. составили по ключевым словам словесный портрет, “паспорт” этого героя. СЛАЙД№21

Денотатный граф Хлестаков И.А.

Положительное.

Отрицательное

  1. “каждый день доставай билеты в кеятр”;
  2. молодой человек лет 23-24;
  3. одет по моде;
  4. знаком с русской и зарубежной литературой;
  5. умеет увлечь слушателей;
  6. нравится женщинам;
  7. разбирается в людях.
  1. “профинтил денежки”;
  2. “сидит и хвост подвернул, не горячится”;
  3. “кутит на батюшкины деньги”;
  4. “продаёт всё до последней рубашки”;
  5. “делом не занимается”;
  6. “гуляет по прешпекту”;
  7. не платит в трактире;
  8. труслив;
  9. высокомерен, нагл, груб со слугой;
  10. преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и   службе в столице;
  11. придумывает небылицы;
  12. берёт взятки;
  13. волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам;
  14. ленив.

- Может ли человек, обладая таким набором “+” и “ - ”, быть генерал-губернатором, сановником, ревизором? (Нет!)

- А почему его принимают за ревизора? СЛАЙД№22

 -Обратимся к эпиграфу урока

Надо сказать, что критики, читатели и зрители Хлестакова толковали по-разному. Мы же отнеслись к Хлестакову без категоричного осуждения. Какого Хлестакова мы увидели?

В нем есть и положительные, и отрицательные качества. Это отмечают и литературные критики. Но отрицательных качеств больше, поэтому он не является примером для подражания

6. Рефлексия 

– Что вы взяли на уроке нового СЛАЙД№23

7. Домашнее задание: СЛАЙД№ 24( написать сочинение на тему: “Иван Александрович Хлестаков – чиновник из Петербурга”,  в котором,  используя денотатный граф, вы не только расскажите о Хлестакове, но и выскажете своё отношение к герою.)

                                               
8. Оценивание

 СЛАЙД№25

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"

Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как  материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."

Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников....

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...