Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива. Разговор с поэтом.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Урок-исследование. Способствует раскрытию не только исследовательских навыков в работе учащихся, но и развитию творчества, ассоциативного и абстрактного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov._kogda_volnuetsya_zhelteyushchaya_niva.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия № 36 с углубленным изучением немецкого языка Авиастроительного района г. Казани»
Тема урока: «М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Разговор с поэтом»
7 класс
Учитель: Рябова М.А.,
высшая квалификационная категория
Тип урока: изучение нового материала.
Метод обучения: исследовательский.
Цели урока. Обучающая:
1. Продолжить работу над формированием
а) глубокого восприятия текста;
б) освоение языка поэзии;
в) анализировать не только идейную, но и эстетическую сторону произведения;
г) выражать собственный взгляд, впечатления.
2.Научить
а) раскрытию роли пейзажа в лирическом произведении;
б) понимать, как картины природы в лирическом произведении помогают раскрыть мысли и чувства поэта.
2. Развивающая: Развить ассоциативное и абстрактное мышление, речь.
Развить и обострить интуицию, эмоциональное восприятие бессюжетной лирики. Развить эмоциональное восприятие мира, интеллекта, памяти, творчества, интереса.
3. Воспитательная. Воспитание наблюдательности, любви к природе, к жизни.
Оборудование:
Портрет М.Ю. Лермонтова, Чайковский «Времена года», иллюстрации детей.
Ход урока.
1.Организационная часть.
2. Слово учителя.
Какую бы пору не переживала природа – весну, лето, зиму, осень – она всегда сказочно прекрасна. Родная природа привлекает своей простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Вы подготовили самостоятельно презентацию «Времена года». Посмотрим ее.
(Показ презентации)
Ребята, наш сегодняшний урок посвящен замечательному творцу лирики М.Ю. Лермонтову.
- Посмотрите на портрет Лермонтова. Каким увидели поэта? (Смелые горячие глаза, но в тоже время грустные)
28 октября 1840 года в книжных лавках появился сборник «Стихи Лермонтова», в который вошло всего 28 произведений, в том числе и стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива».
Написано же оно в 1837 году, в феврале. 27 января 1837 года после дуэли с Дантесом в 6 часов вечера раненый Пушкин доставлен на свою квартиру в доме Волконской на Мойке. В течение ближайших часов по Петербургу разнесся слух о смерти поэта. 29 января Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта». Когда стихотворение дошло до царя, он наложил резолюцию: «Приятные стихи, нечего сказать. Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону».
Шеф жандармов Бенкендорф назвал стихи бесстыдным вольнодумством, более чем преступным. Лермонтов был арестован и содержался в Главном штабе. Пускали к нему только камердинера. Здесь Лермонтов написал несколько стихотворений, в том числе «Когда волнуется желтеющая нива».
3.Чтение учителем стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»
Учитель: В этом стихотворении самые обычные простые слова. Оно бессюжетное. В чем же тайна этого стихотворения, что сделало его достойнейшей страницей мировой поэзии? Что в этом чуде есть для всякого века и поколения? Наша цель: 1.провести исследование, открыть тайну этого стихотворения. 2. Составить картограмму анализа стихотворения.
5. Повторное чтение стихотворения учащимися про себя.
6 Вопрос:
- Отметьте непонятные слова.
( Сага .1. древнескандинавское и древнеирландское народное эпическое сказание о богах и героях. 2. перен. Нечто легендарное и поэтическое)
7. Третье чтение (заранее подготовленным учеником)
8. Анализ стихотворения.
- Какие картины природы изобразил поэт в первой строфе? (ниву, лес, сливу, листок)
- Какие краски преобладают в этой строфе? (желтый, малиновый, зеленый)
- Какие картины природы нарисовал поэт во второй строфе? (росу, вечер, утро, ландыш)
- Какие краски он использует? (розовый, золотой, серебристый)
- Какие картины природы изобразил поэт в третьей строфе? (ключ)
- Какой цвет используется для изображения ключа? (голубой)
- В произведении не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года. Какие явления природы характерны для весны? («ландыш серебристый», «свежий лес»)
- Для лета? («зеленый листок»)
- Для осени? («желтеющая нива», «малиновая слива»)
- Для чего Лермонтов соединяет разновременные явления? (для создания идеальной красоты, мир открывается перед поэтом во всем многообразии, он погружается в мир иного бытия)
Учитель: Дома вы нарисовали иллюстрации к картинам природы, которые нарисовал поэт в своем стихотворении (открываются рисунки детей)
- Какие тона преобладают? (теплые)
- С каким чувством мы прочитаем эти три строфы, раз поэт преимущественно использует теплые тона? (тепло, спокойно)
- Ребята, увидели ли вы стихотворение Лермонтова? (да)
- А можете ли вы его услышать? (Да)
- Какие звуки использует поэт? (шум нивы, шум леса, журчание ручья)
- Ребята, а говорит ли поэт в стихотворении о запахах? (нет)
Но мы можем пофантазировать. Какие запахи вы можете почувствовать, любуясь этими картинами природы? (В природе пахнет разнотравьем, сливой, свежестью, мокрой травой, ландышем)
Работа со словом.
Учитель: Давайте посмотрим, как Лермонтов работает со словом, как он ищет слово.
- Почему, интересно, нива не колышется, а «волнуется»? (август, нива доживает свой короткий срок)
- Почему слива не поспевает, а «прячется»? (не хочет, чтоб ее сорвали, хочет поиграть)
- Почему ключ не бежит, а «играет»? (ему некуда спешить, он хочет порезвиться)
- Сделайте вывод. Какой изобразил Лермонтов природу? ( Природа у Лермонтова живет. Он пишет о ней как о человеке. )
- Докажите. Какие еще поэт использует олицетворения? ( Лес шумит, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу.)
- А почему, говоря о природе, поэт в последней строфе вспоминает Бога? (Восхищаясь творением, нельзя не восхититься творцом)
- «Глаза без души слепы, уши – глухи», - гласит поговорка. И поэт добавляет к картинам природы свою душу, свои чувства. А каким вы представляете рассказчика, который делится с нами своими чувствами? (Поэт наблюдает природу, любуется ее красотой, дружит с ней, перестает думать о чем-то грустном, находится точно во сне)
Учитель: Поэт слит с миром природы. Он находится в полной гармонии с ней. Нет беспокойства, напряжения. Стихотворение будто плывет из души.
- Что чувствует поэт, когда наблюдает природу, любуется ею? («Смиряется душа», «расходятся морщины», «счастье я могу постигнуть», «в небесах я вижу Бога»)
- Как надо читать четвертую строфу? С какой интонацией? Выберите из этого ряда слов нужное, ключевое.
На доске: горечи
восхищения
обвинения
гнева
спокойствия
удивления
размышления
убеждения
- На какое слово здесь падает логическое ударение? (тогда)
- А когда же тогда? Прочитайте стихотворение с самого начала.
Учитель:
Поэзия – это разговор двух людей: читателя и поэта, разговор, понимание которого состоится, если читателю будет знаком его собеседник. Вспомните историю создания этого стихотворения.
- В чем же убеждает нас поэт? (Природа успокаивает нас, обновляет измученную душу человека, может излечить, заставить забыть о тревогах)
Учитель:
Вот и Лермонтов забыл о тревоге, о предстоящей ссылке, унесся мысленно в мир природы. Поэт вынес свои мысли в конец стихотворения, отодвинул на второй план, пропустил вперед природу. Природа выше человека, ибо она вечна. И эта мысль поэта почти не ощутима.
9. Дома вы должны были письменно ответить на вопрос: «Что я могу сказать о стихотворении Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»? Прочитаем некоторые из них. Посмотрим, смогли ли вы самостоятельно постичь тайну лермонтовского стихотворения. (Звучит музыка, дети читают сочинения)
10.Итоги урока.
Учитель:
Сегодня на уроке мы открыли тайну лермонтовского стихотворения. В чем же она? (1.
Лермонтов открыл красоту обычного пейзажа. Привычное в обычной жизни становится божественным. 2. Стихотворение таит мысли и чувства поэта. Она успокаивает, может излечить, заставить забыть о тревогах)
Дом задание.
Выучить наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности
В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....
М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.
Образовательные цели урока: · познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;·...
7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».
7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел»....
Урок литературы 8 класс (II вид) «Стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».
Урок предназначен для детей обучающихся в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей...
Человек и мир природы в литературе. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»
Полагаю, что без знания теории нельзя добиться полного понимания авторского замысла любого произведения. Именно поэтому после изучения теории я предлагаю учащимся такую работу с ХТ, которая наглядно д...
Урок развития речи по стихотворению М. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива.."
Словарная работа по стихотвоению М. Лермонтова и его анализ...
Урок литературы: М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.
Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: комбинированный.Форма урока: фронтальная...