Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива. Разговор с поэтом.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Рябова Марина Александровна

Урок-исследование. Способствует раскрытию не только исследовательских навыков в работе учащихся, но и развитию творчества, ассоциативного и абстрактного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov._kogda_volnuetsya_zhelteyushchaya_niva.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 36 с углубленным изучением немецкого языка Авиастроительного района г. Казани»

Тема урока: «М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Разговор с поэтом»

7 класс

                                                        Учитель: Рябова М.А.,

                                                   высшая квалификационная категория

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: исследовательский.

Цели урока. Обучающая:

1. Продолжить работу над формированием

а) глубокого восприятия текста;

б) освоение языка поэзии;

в) анализировать не только идейную, но и эстетическую сторону произведения;

г) выражать собственный взгляд, впечатления.

2.Научить

а) раскрытию роли пейзажа в лирическом произведении;

б) понимать, как картины природы в лирическом произведении помогают раскрыть мысли и чувства поэта.

2. Развивающая: Развить ассоциативное и абстрактное мышление, речь.

Развить и обострить интуицию, эмоциональное восприятие бессюжетной лирики. Развить эмоциональное восприятие мира, интеллекта, памяти, творчества, интереса.

3. Воспитательная. Воспитание наблюдательности, любви к природе, к жизни.

Оборудование:

Портрет М.Ю. Лермонтова, Чайковский «Времена года», иллюстрации детей.

Ход урока.

1.Организационная часть.

2. Слово учителя.

Какую бы пору не переживала природа – весну, лето, зиму, осень – она всегда сказочно прекрасна. Родная природа привлекает своей простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Вы подготовили самостоятельно презентацию «Времена года». Посмотрим ее.

(Показ презентации)

Ребята, наш сегодняшний урок посвящен замечательному творцу лирики М.Ю. Лермонтову.

  • Посмотрите на портрет Лермонтова.  Каким увидели поэта? (Смелые горячие глаза, но в тоже  время грустные)

28 октября 1840 года в книжных лавках появился сборник «Стихи Лермонтова», в который вошло всего 28 произведений, в том числе и стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива».

       Написано же оно в 1837 году, в феврале. 27 января 1837 года после дуэли с Дантесом в 6 часов вечера раненый Пушкин доставлен на свою квартиру в доме Волконской на Мойке. В течение ближайших часов по Петербургу разнесся слух о смерти поэта. 29 января Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта». Когда стихотворение дошло до царя, он наложил резолюцию: «Приятные стихи, нечего сказать. Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону».

     Шеф жандармов Бенкендорф назвал стихи бесстыдным вольнодумством, более чем преступным. Лермонтов был арестован и содержался в Главном штабе. Пускали к нему только камердинера. Здесь Лермонтов написал несколько стихотворений, в том числе «Когда волнуется желтеющая нива».

3.Чтение учителем стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»

Учитель: В этом стихотворении самые обычные простые слова. Оно бессюжетное. В чем же тайна этого стихотворения, что сделало его достойнейшей страницей мировой поэзии? Что в этом чуде  есть для всякого века и поколения? Наша цель: 1.провести исследование, открыть тайну этого стихотворения. 2. Составить картограмму анализа стихотворения.

5. Повторное чтение стихотворения учащимися про себя.

6 Вопрос:

  • Отметьте непонятные слова.

( Сага .1. древнескандинавское и древнеирландское народное эпическое сказание о богах и героях. 2. перен. Нечто легендарное и поэтическое)

7. Третье чтение (заранее подготовленным учеником)

8. Анализ стихотворения.

  • Какие картины природы изобразил поэт в первой строфе? (ниву, лес, сливу, листок)
  • Какие краски преобладают в этой строфе? (желтый, малиновый, зеленый)
  • Какие картины природы нарисовал поэт во второй строфе? (росу,  вечер, утро, ландыш)
  • Какие краски он использует? (розовый, золотой, серебристый)
  • Какие картины природы изобразил поэт в третьей строфе? (ключ)
  • Какой цвет  используется для изображения ключа? (голубой)
  • В произведении не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года. Какие явления природы характерны для весны? («ландыш серебристый», «свежий лес»)
  • Для лета? («зеленый листок»)
  • Для осени? («желтеющая нива», «малиновая слива»)
  • Для чего Лермонтов соединяет разновременные явления? (для создания идеальной красоты, мир открывается перед поэтом во всем многообразии, он погружается в мир иного бытия)

Учитель: Дома вы нарисовали иллюстрации к картинам природы, которые нарисовал поэт в своем стихотворении (открываются рисунки детей)

  • Какие тона преобладают? (теплые)
  • С каким чувством мы прочитаем эти три строфы, раз поэт преимущественно использует теплые тона? (тепло, спокойно)
  • Ребята, увидели ли вы стихотворение Лермонтова? (да)
  •  А можете ли вы его услышать? (Да)
  • Какие звуки использует поэт? (шум нивы, шум леса, журчание ручья)
  • Ребята, а говорит ли поэт в стихотворении о запахах? (нет)

Но мы можем пофантазировать. Какие запахи вы можете почувствовать, любуясь этими картинами природы? (В природе пахнет разнотравьем, сливой, свежестью, мокрой травой,  ландышем) 

Работа со словом.

Учитель: Давайте посмотрим, как Лермонтов работает со словом, как он ищет слово.

  • Почему, интересно, нива не колышется, а «волнуется»? (август, нива доживает свой короткий срок)

-    Почему слива не поспевает, а «прячется»?    (не хочет, чтоб ее сорвали, хочет поиграть)

  • Почему ключ не бежит, а «играет»?   (ему некуда спешить, он хочет порезвиться)
  • Сделайте вывод. Какой изобразил Лермонтов природу? ( Природа у Лермонтова живет. Он пишет о ней как о человеке. )
  • Докажите. Какие еще поэт использует олицетворения? ( Лес шумит,  ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу.)

  • А почему, говоря о природе, поэт в последней строфе вспоминает Бога? (Восхищаясь творением, нельзя не восхититься творцом)

  • «Глаза без души слепы, уши – глухи», - гласит поговорка. И поэт добавляет к картинам природы свою душу, свои чувства. А каким вы представляете рассказчика, который делится с нами своими чувствами?  (Поэт наблюдает природу, любуется ее красотой, дружит с ней, перестает думать о чем-то грустном, находится точно во сне)

Учитель: Поэт слит с миром природы. Он находится в полной гармонии с ней. Нет беспокойства, напряжения. Стихотворение будто плывет из души.

  • Что  чувствует поэт, когда наблюдает природу, любуется ею? («Смиряется душа», «расходятся морщины», «счастье я могу постигнуть», «в небесах я вижу Бога»)
  • Как надо читать четвертую строфу? С какой интонацией? Выберите из этого ряда слов нужное, ключевое.

На доске: горечи

                 восхищения

                 обвинения

                 гнева

                 спокойствия

                 удивления

                 размышления

                 убеждения

  • На какое слово здесь падает логическое ударение? (тогда)
  • А когда же тогда? Прочитайте стихотворение с самого начала.

Учитель:

 Поэзия – это разговор двух людей: читателя и поэта, разговор, понимание которого состоится, если читателю будет знаком его собеседник. Вспомните историю создания этого стихотворения.

  • В чем же убеждает нас поэт? (Природа успокаивает нас, обновляет измученную душу человека, может излечить, заставить забыть о тревогах)

Учитель:

  Вот и Лермонтов забыл о тревоге, о предстоящей ссылке, унесся мысленно                в мир природы. Поэт вынес свои мысли в конец стихотворения, отодвинул на второй план, пропустил вперед природу. Природа выше человека, ибо она вечна. И эта мысль поэта почти не ощутима.

9. Дома вы должны были письменно ответить на вопрос: «Что я могу сказать о стихотворении Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»? Прочитаем некоторые из них. Посмотрим, смогли ли вы самостоятельно постичь тайну лермонтовского стихотворения. (Звучит музыка, дети читают сочинения)

10.Итоги урока.

Учитель:

 Сегодня на уроке мы открыли тайну лермонтовского стихотворения. В чем же она? (1.

Лермонтов открыл красоту обычного пейзажа. Привычное в обычной жизни становится божественным. 2. Стихотворение таит мысли и чувства поэта. Она успокаивает, может излечить, заставить забыть о тревогах)

Дом задание.

Выучить наизусть

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....

М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.

Образовательные цели урока: ·        познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;·...

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и  природы.  «Молитва», «Ангел»....

Урок литературы 8 класс (II вид) «Стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

Урок предназначен для детей обучающихся в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей...

Человек и мир природы в литературе. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»

Полагаю, что без знания теории нельзя добиться полного понимания авторского замысла любого произведения. Именно поэтому после изучения теории я предлагаю учащимся такую работу с ХТ, которая наглядно д...

Урок развития речи по стихотворению М. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива.."

Словарная работа по стихотвоению М. Лермонтова   и его  анализ...

Урок литературы: М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.

Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: комбинированный.Форма урока: фронтальная...