М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Образовательные цели урока:
· познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;
· обучать основам анализа поэтического произведения;
· воспитывать любовь к Родине, к родному краю.
· Формирование умения оценки языкового материала с точки зрения его нормативности.
Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:
1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.
2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки и коррекции.
3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.
4. Формирование познавательных универсальных учебных действий: навыков смыслового чтения, осуществления операций анализа, классификации, построения умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.
Ресурсы:
учебник — Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная
Оборудование: презентация, проектор,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_golovkova.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.
Образовательные цели урока:
- познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;
- обучать основам анализа поэтического произведения;
- воспитывать любовь к Родине, к родному краю.
- Формирование умения оценки языкового материала с точки зрения его нормативности.
Цели, направленные на формирование универсальных учебных действий:
1. Поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.
2. Формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки и коррекции.
3. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками.
4. Формирование познавательных универсальных учебных действий: навыков смыслового чтения, осуществления операций анализа, классификации, построения умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.
Ресурсы:
учебник — Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Форма урока: фронтальная
Оборудование: презентация, проектор,
Ход урока:
Эпиграф
Поверь мне – счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.
№ | Этап урока. Основное содержание этапа. | Основные виды деятельности учащихся |
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку, осознают учебно-познавательную задачу, планируют необходимые действия, операции | |
Учитель: 15 октября 2014 году мы отмечали 200-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841), великого сына России, рано погибшего гениального поэта, прозаика, драматурга, художника, человека. Эпиграфом нашего урока станут слова, произнесенные однажды самим поэтом: Поверь мне – счастье только там, Где любят нас, где верят нам. Этот эпиграф выбран не случайно: ведь собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу. | Совершенствование мыслительной операции анализа, построение умозаключения | |
Прослушивание стихотворения «И скучно, и грустно». (аудиозапись) Учитель. Это стихотворение было написано за год до смерти величайшим русским поэтом М.Ю. Лермонтовым. Прочитайте, пожалуйста,тему нашего урока (слайд 2) Запишем тему в тетради | Слушают стихотворение | |
Целеполагание. Учитель. Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (расширим знания о жизни, творчестве М.Ю.Лермонтова; проникнем в мир лирического героя, почувствуем настроение лермонтовского стихотворения, узнаем историю создания стихотворения, проанализируем стихотворение «Тучи» .) | самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Формирование регулятивного УУД целеполагания | |
Работа по теме урока.
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Слайд 3. Но вскоре молодая семья переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Слайд 4. Это была усадьба бабушки - помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Слайд 5. Тарханы - край лермонтовского детства и отрочества. Слайд 6. Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве. Отец мальчика, Юрий Петрович Лермонтов, был капитаном в отставке. Слайд 7. Его брак с матерью поэта Марией Михайловной по понятиям того времени, был неравным. Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и родней, была не довольна отцом. Лермонтову не было и трех лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти матери между бабушкой и отцом состоялась большая ссора. Отец вынужден был покинуть Тарханы, оставив его у любимицы бабушки. Лермонтов помнил в бабушке человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь. Она баловала его. Она старалась не расставаться с внуком. Наблюдала за каждым его шагом, боялась его малейшего нездоровья. Лермонтов получил прекрасное образование, изучал географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал. Елизавета Алексеевна переезжает в Москву, чтобы определить его в учебное заведение. В 13 лет он поступает сразу в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона. (слайд 8) Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14 лет. Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят. Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. (слайд 9) Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет, (слайд 10) писал уже стихи, поэмы. В их доме ведутся споры о свободе, о дружбе, о любви, о родине. В его стихах звучит мечта о подвиге для блага людей. Вскоре его спокойная жизнь ломается. Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. (слайд 10). Трудным был этот период. Поэт скучал по Москве, по друзьям. После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение « Смерть поэта» в 1837 году, полное любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен на ссылку на Кавказ. Слайд 11.
В 1840 году за дуэль Лермонтов снова был сослан на Кавказ, где шла война. Лермонтов стрелялся на дуэли с сыном французского посланника Баранта. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. О дуэли узнал царь и распорядился назначить Лермонтова в такой полк , который находился на самом опасном участке войны и нес тяжелые потери. Михаил Юрьевич понимал, что его отправляют на верную смерть. К этому времени он уже был знамениты поэтом. О нём писали критики, спорили читатели. Лермонтов хотел уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя литературе. Но этому не суждено было осуществиться.
Учитель. Сегодня мы познакомимся его стихотворением «Тучи» и постараемся понять, что общего в судьбе поэта и туч? Но для начала послушаем, при каких обстоятельствах было написано это стихотворение.
История создания стихотворения «Тучи» Один из современников Михаила Юрьевича Лермонтова вспоминал: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, Лермонтов, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..» Гости просили поэта прочесть только что написанное стихотворение. «…Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда кончил, глаза были влажные от слёз». (по воспоминания Владимира Александровича Сологуба)
Анализ 1 части
Бирюзовый, небесный, голубой, голубоватый, светло-синий)
Комментарии учителя Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова БУДТО сравнивает судьбу тучек со своей судьбой. Смысл этого сравнения в том, что поэт нигде не может найти понимания, приюта, он вынужден скитаться в поисках понимания и любви. | Анализ языкового материала, установление причинно-следственных связей, построение логического рассуждения участвуют в творческом созидательном процессе. выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. формулируют собственные мысли, высказывают | |
Физкультминутка. Релаксация (под ф/запись «шум моря)». - А теперь немного отдохнём. Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что вы – на берегу Средиземного моря. Наступает ночь. Вас ласкает тёплый ветерок…Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики класса. Итак, продолжим нашу работу. | осознают необходимость заботы о здоровье | |
Работа по теме урока (продолжение) Анализ 2 части Прочитаем 2 строфу стихотворения
Комментарии учителя М.Лермонтов страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы. Друзей клевета ядовитая, НЕ ВРАГОВ, А ДРУЗЕЙ, что может быть страшнее?! Анализ 3 части
Третья строфа – противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта. Герой отрицает, что тучи- изгнанники. Они не имеют Родины, потому им чужды и страсти и чужды страдания. Как называется это художественное средство? ( Антитеза) Комментарии учителя Не случаен повтор слова «чужды», тем саамы автор подчеркивает, что у них разная судьба. Тучки не способны страдать, так как им нечего терять в этом мире, у них нет Родины, значит им нечего терять, значит и не изгнанники они вовсе. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно свободные»- только тот, кто глубоко любит свою Родину, может чувствовать горечь изгнания так, как переживает ее поэт.
| высказывают и обосновывает свою точку зрения | |
Синквейн – творческая работа - должен составятся с 5 строк: Тучки Свобода. Поэт. Изгнанный, несчастный. Уезжает, страдает, любит Тяжело жить без родины Одиночество. Учитель. Проблема одиночества возникает и в этом стихотворении Лермонтова. Можно сказать, что одиночество – один из основных мотивов в лирике поэта. Мотив – это устойчивый, значимый образ в произведении писателя. | осуществляют поиск необходимой информации, действуют по плану. | |
Подведение итогов урока. Рефлексия Вопросы для рефлексии ♦ Что нового вы узнали о личности М. Ю. Лермонтова? О его творчестве? Каков основной мотив поэзии Лермонтова? ♦ Как вы оцениваете своё участие в подготовке и проведении урока? ♦ Что в уроке вам понравилось больше всего? | оценивают свою работу, сравнивая с образцом; осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки | |
Заключительное слово учителя Михаил Юрьевич Лермонтов – одно из удивительных явлений в литературе. Он погиб, не дожив до 27 лет, создав такие шедевры, которые дали ему право войти в число великих людей. Как сказал, известный литературовед Ираклий Андроников: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
В конце урока давайте прослушаем песню «Тучи» на стихи Лермонтова (аудиозапись) Спасибо большое, ребята, за этот прекрасный урок! | Слушают учителя, подводят итог своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 6 класс. М.Ю.Лермонтов «Тучи»
Формирование УУД на уроках литературы...
Урок литературы в 6 классе по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе".
Данный урок является программным в курсе изучения литературы в 6 классе. На нем предлагается использовать интернет-ресурсы сайтов "Единая коллекция ЦОР" и "ФЦИОР"....
Лермонтов. Тучи.
Урок в 6 классе по стихотворению Лермонтова "Тучи"...
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова
Урок "открытия" нового знания....
Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»
М.Ю. Лермонтов...
М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»
Конспект урока литературы в 6 классе. Проблемный урок на основе работы групп (группы постоянного состава создаются перед первым уроком по изучению творчества М.Ю. Лермонтова и работают на протяжение 4...
Урок литературы: М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.
Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: комбинированный.Форма урока: фронтальная...