"Свет любви". Урок литературы в 11 классе по рассказу П.З.Гулакова "Попутчик"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Журнал « Подъём» ( 2009. - № 4) предоставил мне возможность открыть моим ученикам новое для них имя в современной литературе. Я решила порекомендовать выпускникам прочитать рассказ «Попутчик» Павла Захаровича Гулакова, заранее предполагая, что сюжет произведения и вечная тема любви вызовет у учащихся интерес. Один из уроков по теме «Литература последнего десятилетия» мы посвятим обсуждению этого рассказа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gulakov.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Свет любви»
Урок по рассказу П.З. Гулакова «Попутчик»
Пояснительная записка
Журнал « Подъём» ( 2009. - № 4) предоставил мне возможность открыть моим ученикам новое для них имя в современной литературе. Я решила порекомендовать выпускникам прочитать рассказ «Попутчик» Павла Захаровича Гулакова, заранее предполагая, что сюжет произведения и вечная тема любви вызовет у учащихся интерес. Один из уроков по теме «Литература последнего десятилетия» мы посвятим обсуждению этого рассказа.
Цель урока: формирование нравственных ориентиров учеников.
Задачи : показать нравственную красоту героев;
- развивать навыки анализа художественного текста;
- воспитание гуманистического отношения к окружающим
людям.
Методические приёмы: составление монтажа, беседа, чтение эпизодов.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
Ожидаемые результаты: вызвать на уроке раздумья о любви, о жизни, сделать психологически понятными поступки и мысли героев, развитие потребности в самовоспитании.
В основу урока положен рассказ П.З. Гулакова « Попутчик» (2009.-№ 4).
- На фоне музыки ученица читает отрывок из стихотворения Р.Рождественского.
Всё начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Всё,
Даже ненависть –
Родная
И вечная
Сестра любви.
Всё начинается с любви
Мечта и страх,
Вино и порох.
Трагедия,
Тоска
И подвиг-
Всё начинается с любви.
Весна шепнёт тебе:
« Живи»:
И ты от шёпота качнёшься.
И выпрямишься.
И начнёшься.
Всё начинается
С любви!
- Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и цели урока.
- Беседа по содержанию рассказа.
Вы познакомились с рассказом Павла Гулакова «Попутчик». Какое впечатление произвело на вас произведение?
( Уч-ся вспоминают русских классиков, которые писали о любви
столь же трепетно. Добавляют, что это нужное произведение, потому что в нашей обыденности не хватает очарования, красоты, пронзительной нежности, которые сопровождают настоящую любовь. Уч- ся отмечают, что сильное впечатление производит поэтизация чувств героев.)
Как построен рассказ?
(Гулаков использует композиционный приём «рассказ в рассказе».)
При каких обстоятельствах происходит встреча автора с героем?
(Автор возвращается из отпуска, который провёл в родном селе, где не был 17 лет. Душа его переполнена событиями «минувших дней». В вагоне купе он знакомится с мужчиной « со следами первой пробивающейся седины, с уверенным взглядом и открытым лицом». Это был Иван Петрович, герой рассказа.)
Они сразу нашли общий язык?
(Да. Завязалась беседа, «разговор получился открытым и непринуждённым».)
Что стало главной темой разговора?
(Роль женщины в жизни известных людей прошлого. Способность женщины разжечь в холодном сердце мужчины большую любовь.)
Добавим: автор усомнился, что в наше время можно встреть настоящую любовь, и Иван Петрович рассказывает историю, произошедшую с ним 25 лет назад, назвав её « исповедью».
Почему «исповедью»?
( Иван Петрович одинок, ему не с кем поговорить. Видно, история,
произошедшая 25 лет назад , ещё терзает душу , и герою
необходимо выговориться.)
Обратимся к содержанию «исповеди». Светлана и Иван Петрович
(тогда ещё Ваня). Кто они? Какие они?
(Он энергетик, недавно закончивший институт, любящий свою
работу и ведущий «аскетический образ жизни». Она студентка 4-го
курса филфака.)
Случилось чудо: два человека встретились- и родилась
любовь. Чтобы сохранить авторский стиль, искренность и глубину
переживаний героя, предлагаю составить монтаж из отрывков
рассказа «Историю любви Ивана и Светланы»
( Слайд: монтаж из отрывков рассказа)
Он . « В тот год нежданно- негаданно пришла моя весна…
Белокурая, голубоглазая нимфа ворвалась в мой мир…Заставила
по- новому взглянуть на … город и обитателей, услышать
гулкий зов чего-то неизведанного мною»
« Год от начала нашей встречи пролетел, как один день…. Мы
буквально купались в своей любви».
« Я постепенно привык к тому, что мы вместе и не представлял
себе, как могло быть иначе…Я решил сделать ей предложение»
Она. « Молоды мы ещё для этого, Ванечка!»
Новая весна.
« Встречи со Светланой продолжались, но стали короче… Она
корпела над дипломным проектом»
«Защита прошла успешно»
Светлана уезжает домой в Воронежскую область «её неугомонная
душа… рвалась туда- к родным истокам»
« После отъезда я в полную силу почувствовал, как мне не
хватает Светланкиных рук и губ.
« Щемящая боль разлуки с любимой»
День приезда Светланы.
«Она выпорхнула из автобуса такая же, как прежде: лёгкая, порывистая».
« Мы не могли наглядеться друг на друга»
«Мы остались одни»
« Третьего дня она уехала. Вслед летела моя душа, здесь оставались… боль разлуки, горькие бессонные ночи»
(Слайд: фрагмент картины Виктора Попкова «Северная песня»)
Светлана и Иван расстались… Известна причина размолвки?
(Нет. Рассказав только часть своей истории, Иван Петрович не захотел её закончить. На вопрос автора: « Когда вы видели Светлану в последний раз?»- ответил словами из стихотворения С.А.Есенина « Не буди того, что отмечталось…» и добавил « надо выбросить из памяти то, что « не сбылось».)
Какое впечатление произвела на автора «ночная исповедь»?
(Уч-ся зачитывают цитату: « История нераскрывшейся любви, которую я услышал, звучала во мне , как музыка…»)
Почему историю любви автор сравнивает с музыкой?
( Она, как и любовь, затрагивает самые тонкие струны человеческой души.)
В ту ночь автор так и не смог выбросить из памяти услышанную историю. А через несколько лет, наткнувшись на визитку Ивана Петровича, автор захотел вновь встретиться со случайным попутчиком. И встреча состоялась, но не с Иваном Петровичем. А с кем?
( С Ольгой, дочерью Ивана и Светланы.)
Из её уст то, о чём не досказал Иван Петрович.
( Уч-ся зачитывают от слов «Это произошло 12 лет тому назад… до …не успела»)
О какой христианской заповеди напоминает нам поступок Светланы, стоивший ей жизни?
(« Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 19: 19).
И ещё : нет выше подвига у православных христиан, чем «положить живот свой за други своя» т.е. отдать свою жизнь за другого человека.
Какова тональность рассказа?
( Радостные и печальные тона перемешаны. Об отношениях героев Гулаков пишет лирично, особенно поэтична «исповедь» Ивана Петровича. Элегической тональностью проникнут рассказ Ольги, где сообщается о гибели Светланы .)
Только любовь мужчины и женщины хотел показать автор?
( Цель автора несколько иная. В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: « Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мф. 5: 46). Возлюбить ближнего – суть жизни Светланы . Любя Ивана, она постигает любовь ко всем людям. Об этом красноречиво свидетельствует её героический поступок. Погибает Светлана, но пробуждается к жизни Иван. Он видел её светлую сущность, её отношение к людям , к детям, к миру, и его душа тоже переживает взлёт, озаряется небесным светом.)
Отражается это как-то во внешнем облике героя, его поступках?
(Действительно, даже внешний облик героя говорит о внутреннем преображении: открытый взгляд, уверенное лицо, благостная улыбка.
Люди, которых он встречает, все «с добрыми лицами» ( «Для чистых всё чисто» ( Тит.1: 15). Из Ольги узнаём, что «к папе приходят сотни людей. Наши двери всегда открыты. А значит и сердца тоже.
« Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 19: 19) стало главной заповедью Ивана Петровича.)
Глубокое проникновение в духовный мир героев, переживающих необыкновенное чувство любви, невольно заставляет нас вспомнить рассказы И.А.Бунина и А.И.Куприна. Попробуем отыскать скрытые реминисценции.
( - « Любовь, живущая вечно» ( « Гранатовый браслет»);
- любовь - потрясение на всю жизнь (« Солнечный удар»);
- Любовь - лебединая верность ( « Грамматика любви».
Появление реминисценций объясняется преемственностью лучших традиций отечественной классики в раскрытии «вечных тем».)
Как соотносится в рассказе состояние природы с состоянием человека?
Настроение героев созвучно с природой. Начало рассказа- описание осенних вечеров, которые « светились белесым увядающим отливом» плавный переход, указывающий на « осенний» период в жизни героя и автора. Встреча Ивана и Светланы происходит весной, которую принято считать порой любви. В самую счастливую для героев ночь «Мохнатые снежинки кружились в каком –то таинственном неземном танце, в котором сплетались единство природы и самой жизни». Иван Петрович, прощаясь с автором, сходит с поезда в три часа ночи на пустынный перрон, такая же тьма и одиночество царят в душе героя в тот миг.
Каким настроением проникнут финал рассказа?
Финал никого не оставляет равнодушным. « Как жаль». « Больно»- так можно определить своё отношение к тому, что случилось с героями, которые вошли в нашу жизнь , как свет. Свет любви…
Закончить наш урок мне бы хотелось отрывком из стихотворения Ольги Берггольц « Перед разлукой»:
( Слайд: лицо молодой женщины в легком оранжевом шарфике на
фоне ночного города, освещённого цепочкой фонарей )
Я всё оставляю тебе при уходе:
всё лучшее
в каждом промчавшемся годе.
Всю нежность былую,
всю верность былую,
и краешек счастья, как знамя, целую…
А я забираю с собою все слёзы,
все наши утраты,
удары,
угрозы,
все наши смятенья,
все наши дерзанья,
нелёгкое наше, большое мужанье,
не спетый над дочкой
напев колыбельный,
задуманный ночью военной, метельной,-
не спетый напев, ты его не услышишь,
он только со мною- ни громче, ни тише…
Прощай же, мой щедрый! Я крепко любила.
Ты будешь богаче - я так поделила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
Урок литературы "Нравственный смысл рассказа Л. Н. Андреева "Кусака"
На уроке используются различные приёмы стратегии смыслового чтения как один из планируемых результатов освоения учебных программ....
Применение технологии развития критического мышления на уроках литературы при изучении рассказа И.С.Тургенева «Муму»
В статье описываются приемы ТРКМ, применяемые на стадии осмысления при анализе рассказа И.С. Тургенева "Муму"....
Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Статья посвящена теме становления личности учащегося (на основе рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро")...
Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
В данной статье раскрываются проблемы формирования духовной личности на уроках литературы, на примере рассказа "Васюткино озеро"...
Конспект урока литературы «Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг»
Тип урока: освоение художественного текста....
Три рассказа о любви: урок литературы, 8 класс
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво....