Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
статья по литературе по теме
В данной статье раскрываются проблемы формирования духовной личности на уроках литературы, на примере рассказа "Васюткино озеро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fathullina_alinya_rafailevna.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Фатхуллина Алиня Рафаилевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 71» Ново-Савиновского района города Казани
Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Перед современной школой стоит ответственная задача – формирование духовно развитой личности, способной легко адаптироваться к изменяющемуся социокультурному пространству.
В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли литература занимает приоритетное место. Нравственные, бытийные, социальные проблемы, затрагивающиеся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятие её учеником. Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой — все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей. Такой богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П.Астафьева. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня.
Обращение к методическим рекомендациям (Г.И.Беленький, В.Г.Маранцман, Н.К.Силкин, Н.А.Бодрова, В.Н.Иванова, Г.М.Игнатова, О.А.Лапшина, Н.М.Лаури, Т.А.Пахомова, Н.Н.Полянских) показало, что интерес к личности и творчеству В.П. Астафьева в школе велик.
Актуальность темы исследования определяется поисками наиболее оптимальных путей повышения читательской культуры школьника в процессе обучения на уроках литературы.
Цель нашего исследования – формирование духовных качеств учащихся 5 классов (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). Расширение литературного образования, углубление читательской культуры учеников, развитие их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепление гражданских и нравственных позиций, определяются как важнейшие проблемы школьного урока литературы.
Урок литературы в пятом классе – это начало изучения нового предмета, еще один шаг в приобщении ученика к искусству. Раздумье над художественным произведением помогает самопознанию, самоусовершенствованию, саморегуляции внутренних установок личности. Цель литературного образования – становление духовного мира человека, изучение литературы как искусства слова, что предполагает систематическое чтение художественных произведений.
Основная тема многих рассказов Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.
Герой детства В.П.Астафьева по возрасту близок подросткам. Его психологическая яркость, живой образ, естественность поступков не оставляет в стороне юного читателя. Нравственные ценности не вуалируются в произведении сюжета, а рождаются из понимания причин и значимости поступков героя, как в глазах его самого, так и других окружающих его людей. Подросток, сопереживая герою, погружаясь в его мир, глубоко симпатизируя ему, невольно учится различать доброе и злое в своих поступках и в поступках людей.
Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря патроны. А главное – желание выжить во что бы то ни стало. «Тайга хлипких не любит» – эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Васютка не растерялся в тайге, сумел сохранить выдержку, смог по незначительным приметам сориентироваться на местности, благодаря чему и выжил. Поэтому воспитательная цель – помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью, воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.
Анализ эпического произведения в школе – сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.
Раскрывая основные вопросы методики анализа повести и рассказа, мы пришли к выводу, что, работая с эпическим произведением, нужно не забывать о главной задаче – задаче формирования у учащихся потребности прочесть произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать на читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке». Поэтому рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» является благодатным материалом, который становится основой урока-раздумья, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в семье, в обществе, вопросы экологии, охраны природы, сохранения здоровья. Эти вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.
Список использованных источников и литературы:
- Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2009. - № 6, с .9
- Лапшина О.А. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Литература в школе. – 2005. - № 4, с .35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"
Конспект урока и презентация по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"...
Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику под редакцией Курдюмовой, тема урока "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро"".Форма работы на уроке- индивидуально-групповая с ис...
Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Статья посвящена теме становления личности учащегося (на основе рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро")...
Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Статья посвящена теме становления личности учащегося (на основе рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро")...
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...
Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота...
Конспект урока по литературе в 5 классе «Уроки выживания» (по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»)
Целью данного урока является выявление способов выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На уроке обучающие характеризуют черты г...