Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
статья по литературе по теме
В данной статье раскрываются проблемы формирования духовной личности на уроках литературы, на примере рассказа "Васюткино озеро"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Фатхуллина Алиня Рафаилевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 71» Ново-Савиновского района города Казани
Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Перед современной школой стоит ответственная задача – формирование духовно развитой личности, способной легко адаптироваться к изменяющемуся социокультурному пространству.
В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли литература занимает приоритетное место. Нравственные, бытийные, социальные проблемы, затрагивающиеся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятие её учеником. Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой — все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей. Такой богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П.Астафьева. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня.
Обращение к методическим рекомендациям (Г.И.Беленький, В.Г.Маранцман, Н.К.Силкин, Н.А.Бодрова, В.Н.Иванова, Г.М.Игнатова, О.А.Лапшина, Н.М.Лаури, Т.А.Пахомова, Н.Н.Полянских) показало, что интерес к личности и творчеству В.П. Астафьева в школе велик.
Актуальность темы исследования определяется поисками наиболее оптимальных путей повышения читательской культуры школьника в процессе обучения на уроках литературы.
Цель нашего исследования – формирование духовных качеств учащихся 5 классов (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). Расширение литературного образования, углубление читательской культуры учеников, развитие их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепление гражданских и нравственных позиций, определяются как важнейшие проблемы школьного урока литературы.
Урок литературы в пятом классе – это начало изучения нового предмета, еще один шаг в приобщении ученика к искусству. Раздумье над художественным произведением помогает самопознанию, самоусовершенствованию, саморегуляции внутренних установок личности. Цель литературного образования – становление духовного мира человека, изучение литературы как искусства слова, что предполагает систематическое чтение художественных произведений.
Основная тема многих рассказов Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.
Герой детства В.П.Астафьева по возрасту близок подросткам. Его психологическая яркость, живой образ, естественность поступков не оставляет в стороне юного читателя. Нравственные ценности не вуалируются в произведении сюжета, а рождаются из понимания причин и значимости поступков героя, как в глазах его самого, так и других окружающих его людей. Подросток, сопереживая герою, погружаясь в его мир, глубоко симпатизируя ему, невольно учится различать доброе и злое в своих поступках и в поступках людей.
Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря патроны. А главное – желание выжить во что бы то ни стало. «Тайга хлипких не любит» – эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Васютка не растерялся в тайге, сумел сохранить выдержку, смог по незначительным приметам сориентироваться на местности, благодаря чему и выжил. Поэтому воспитательная цель – помочь учащимся задуматься, как выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью, воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.
Анализ эпического произведения в школе – сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.
Раскрывая основные вопросы методики анализа повести и рассказа, мы пришли к выводу, что, работая с эпическим произведением, нужно не забывать о главной задаче – задаче формирования у учащихся потребности прочесть произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать на читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке». Поэтому рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» является благодатным материалом, который становится основой урока-раздумья, позволяющего задуматься, обсудить, попытаться объяснить сложные вопросы жизни человека в семье, в обществе, вопросы экологии, охраны природы, сохранения здоровья. Эти вопросы тесно переплетаются с вопросами морали и нравственности человека, следовательно, имеют огромное воспитывающее значение, развивают глобальное мышление учащихся.
Список использованных источников и литературы:
- Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2009. - № 6, с .9
- Лапшина О.А. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Литература в школе. – 2005. - № 4, с .35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-76463-1516530308.jpg)
Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"
Конспект урока и презентация по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-213904-1362064823.jpg)
Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Конспект урока литературы в 5 классе по учебнику под редакцией Курдюмовой, тема урока "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро"".Форма работы на уроке- индивидуально-групповая с ис...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/19/picture-692067-1445274722.jpg)
Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Статья посвящена теме становления личности учащегося (на основе рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро")...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-899972-1511266165.jpg)
Становление личности учащегося на уроке литературы (на примере рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)
Статья посвящена теме становления личности учащегося (на основе рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро")...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/10/picture-814101-1473515014.jpg)
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/12/picture-1484112-1694515401.jpg)
Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/26/picture-384589-1700989546.jpg)
Конспект урока по литературе в 5 классе «Уроки выживания» (по рассказу В.П.Астафьева « Васюткино озеро»)
Целью данного урока является выявление способов выживания в условиях природы на примере рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». На уроке обучающие характеризуют черты г...