Урок литературы "Нравственный смысл рассказа Л. Н. Андреева "Кусака"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
На уроке используются различные приёмы стратегии смыслового чтения как один из планируемых результатов освоения учебных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_andreev_kusaka.docx | 53.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока литературы в 7 классе
Автор: Самсонова Оксана Николаевна ,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с. Шереметьевка
Лысогорского района
Саратовской области»
Тема: Нравственный смысл рассказа Л. Н. Андреева «Кусака»
Цели: стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся; познакомить с творчеством Л. Н. Андреева, учить выражать своё отношение в различных ситуациях.
Задачи:
стадия вызова: пробудить познавательный интерес к изучаемому произведению; актуализировать знания учащихся о литературоведческих терминах; помочь самим определить направления в изучении темы.
стадия осмысления: помочь активно воспринимать изучаемый материал, соотнести имеющиеся знания с новыми, учить комментировать и анализировать, размышлять над прочитанным, высказывать свои суждения;
стадия рефлексии: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
Оборудование: портрет Л. Н. Андреева, карточки с пазлами, «Корзина идей»
Ход урока
I.Организационный момент
II.Стадия вызова.
2.1. Мотивация учащихся
- Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Н. Андреева.
Приём «Логическая цепочка»
- Начнём с логической дорожки (запись на доске):
ПИСАТЕЛЬ → РАССКАЗ → КУСАКА → ОДИНОЧЕСТВО → ВЕРНОСТЬ
- Необходимо связать дорожку в единое целое.
2.2 Работа со словом ПИСАТЕЛЬ.
Краткое сообщение о жизни и творчестве Л. Н. Андреева подготовленным учащимся.
2.3.Проверка знания литературоведческих терминов
Приём «Сложи пазлы»
- Найти соответствия литературоведческих терминов и их толкований.
Эпитет |
Олицетворение |
Сравнение |
Рассказ |
Небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека |
Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим |
Образное определение предмета |
Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления |
2.4. Приём «Мозговой штурм» со словом КУСАКА.
/Прослушивание песни в исполнении Т. и С. Никитиных «Собака бывает кусачей»/
- Определите интонацию песни, как переданы страдания собаки. (В детской песенке страдания собаки передаются в шутливом тоне)
- Прочитайте первые два предложения рассказа Л. Н. Андреева «Кусака».
-Как вы думаете, отличается ли жизнь этой собаки от жизни собаки из песенки? Чем отличается?
2.5. Работа со словом ОДИНОЧЕСТВО.
Приём «Составляем кластер» с ключевым словом одиночество.
2.6. Работа со словом ВЕРНОСТЬ
- Что означает выражение «собачья верность»? Приведите примеры из жизни или художественных произведений?
III.Стадия осмысления.
Работа с текстом Л. Н. Андреева «Кусака»
Приём «Чтение с остановками»
Вопросы после чтения каждой части
1 часть.
- Чем отличало Кусаку от дворовых собак?
- Как понимаете эти строки: «Только один раз её пожалели и приласкали»?
- Почему она перестала доверять людям?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь дальше?
2 часть.
- Что произошло в жизни собаки с наступлением весны?
- Что удерживало собаку на расстоянии от людей?
- Что же произойдёт с Кусакой дальше?
3 часть.
- Почему «расцвела Кусака»?
- Что изменилось в её внешности? Как она выражала свой восторг, любовь и благодарность людям?
- Что же может произойти дальше?
4 часть.
- Нарисуйте устно картину осени, отметьте её признаки. Какие чувства, какое настроение нам приносит осень?
- Кто задумался о судьбе Кусаки?
- Чем отличаются фразы: «Жалко», - повторила Лёля, готовая заплакать», «Жалко», - повторила Лёля, но не заплакала»?
- Когда Кусака почувствовала беду?
5 часть.
-Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»?
- Кто виноват в одиночестве Кусаки?
- Если бы собака жила в других условиях, была бы у неё та же кличка?
- Как бы вы поступили на месте героев рассказа?
- В чём проявляется мастерство писателя при описании природы в рассказе?
IV. Стадия рефлексии
4.1 Приём «Синквейн»
Составление синквейнов со словами ОДИНОЧЕСТВО и ВЕРНОСТЬ (по вариантам)
Обсуждение синквейнов. Выбор лучшего.
4.2. Собрать свои идеи в корзину
-Как помочь Кусаке в сложившейся ситуации?
4.3. Домашнее задание: написать рассказ о любимом животном «Имя моего любимца»; по желанию проиллюстрировать рисунками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")
Конспект метапредметного урока по теме: Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...
Интегрированный урок "Экономический смысл производной"
Обобщение, систематизация, углубление полученных знаний по теме: «Производная» и их практическое применение в экономике....
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."
план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....
Урок литературы в 8 классе "Скрытые смыслы рассказа Л. Н. Толстого "После бала"
Конспект урока по литературе...
«Этому нет цены…» (Идейный смысл рассказа Е.И.Носова «Лесной хозяин»)
Интегрированный бинарный урок литературы и биологии. Вид урока - открытие новых знаний....
Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)
Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...
Урок внеклассного чтения «Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» в 7 классе.
Урок внеклассного чтения «Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» в 7 классе. 1. 9 февраля 2023 года в рамках открытия года Педагога и наставника в России мной был проведён ур...