Урок литературы "Нравственный смысл рассказа Л. Н. Андреева "Кусака"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

На уроке используются различные приёмы стратегии смыслового чтения как один из планируемых результатов освоения учебных программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_andreev_kusaka.docx53.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока литературы в 7 классе

 

Автор: Самсонова Оксана Николаевна ,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с. Шереметьевка

Лысогорского района

Саратовской области»

Тема:  Нравственный смысл рассказа Л. Н. Андреева «Кусака»

Цели:  стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся; познакомить с творчеством Л. Н. Андреева, учить выражать своё отношение в различных ситуациях.

Задачи:

стадия вызова: пробудить познавательный интерес к изучаемому произведению; актуализировать  знания учащихся о литературоведческих терминах; помочь самим определить направления в изучении темы.

стадия осмысления: помочь активно воспринимать изучаемый материал, соотнести имеющиеся знания с новыми, учить комментировать и анализировать,  размышлять над прочитанным, высказывать свои суждения;

стадия рефлексии:  помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Оборудование: портрет Л. Н. Андреева, карточки с пазлами, «Корзина идей»

Ход урока

I.Организационный момент
II.Стадия вызова.

2.1. Мотивация учащихся

- Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Н. Андреева.

Приём «Логическая цепочка»

- Начнём с логической дорожки (запись на доске):

ПИСАТЕЛЬ → РАССКАЗ → КУСАКА  → ОДИНОЧЕСТВО → ВЕРНОСТЬ

- Необходимо связать дорожку в единое целое.

2.2 Работа со словом ПИСАТЕЛЬ.

 Краткое сообщение о жизни и творчестве Л. Н. Андреева подготовленным учащимся.

2.3.Проверка знания литературоведческих терминов

Приём «Сложи пазлы»

- Найти соответствия литературоведческих терминов и их толкований.

Эпитет

 Олицетворение

Сравнение

Рассказ

Небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека

Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим

Образное определение предмета

Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления

            2.4. Приём «Мозговой штурм» со словом КУСАКА.

           /Прослушивание песни в исполнении Т. и С. Никитиных «Собака бывает кусачей»/

- Определите интонацию песни, как переданы страдания собаки. (В детской песенке страдания собаки передаются в шутливом тоне)

- Прочитайте  первые два предложения рассказа Л. Н. Андреева «Кусака».

 -Как вы думаете, отличается ли жизнь этой собаки от жизни собаки из песенки? Чем отличается?

2.5. Работа со словом ОДИНОЧЕСТВО.

Приём «Составляем кластер» с ключевым словом одиночество.

2.6. Работа со словом ВЕРНОСТЬ

- Что означает выражение «собачья верность»? Приведите примеры из жизни или художественных произведений?

III.Стадия осмысления.

 Работа с текстом Л. Н. Андреева «Кусака»

Приём «Чтение с остановками»

Вопросы после чтения каждой части

1 часть.

- Чем отличало Кусаку от дворовых собак?

- Как понимаете эти строки: «Только один раз её пожалели и приласкали»?

- Почему она перестала доверять людям?        

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь дальше?

2 часть.

- Что произошло в жизни собаки с наступлением весны?

- Что удерживало собаку на расстоянии от людей?

- Что же произойдёт с Кусакой дальше?

3 часть.

- Почему «расцвела Кусака»?

- Что изменилось в её внешности? Как она выражала свой восторг, любовь и благодарность людям?

- Что же может произойти дальше?

4 часть.

- Нарисуйте устно картину осени, отметьте её признаки. Какие чувства, какое настроение нам приносит осень?

- Кто задумался о судьбе Кусаки?

- Чем отличаются фразы: «Жалко», - повторила Лёля, готовая заплакать», «Жалко», - повторила Лёля, но не заплакала»?

- Когда Кусака почувствовала беду?

5 часть.

-Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»?

- Кто виноват в одиночестве Кусаки?

- Если бы собака жила в других условиях, была бы у неё та же кличка?

- Как бы вы поступили на месте героев рассказа?

- В чём проявляется мастерство писателя при описании природы в рассказе?

IV. Стадия рефлексии

4.1 Приём «Синквейн»

        Составление синквейнов со словами  ОДИНОЧЕСТВО и ВЕРНОСТЬ (по вариантам)

Обсуждение синквейнов. Выбор лучшего.

4.2. Собрать свои идеи в корзину

-Как помочь Кусаке в сложившейся ситуации?

http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_163/26/d-25407/img33.jpg

4.3. Домашнее задание: написать рассказ о любимом животном «Имя моего любимца»; по желанию проиллюстрировать рисунками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Конспект метапредметного урока по теме:  Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...

Интегрированный урок "Экономический смысл производной"

Обобщение, систематизация, углубление полученных знаний по теме: «Производная» и их практическое применение в экономике....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

«Этому нет цены…» (Идейный смысл рассказа Е.И.Носова «Лесной хозяин»)

Интегрированный бинарный урок литературы и биологии. Вид урока - открытие новых знаний....

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...

Урок внеклассного чтения «Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» в 7 классе.

Урок внеклассного чтения «Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» в 7 классе. 1. 9 февраля 2023 года в рамках открытия года Педагога и наставника в России мной был проведён ур...