Программа элективного курса "Холокост в отечественной и зарубежной литературе: сущность, причины, последствия"
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Программа элективного курса по литературе "Холокост в отечественной и зарубежной литературе: сущность, причины, последствия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 148.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Карла Маркса»
Брянская область, Почепский район
Программа элективного курса по литературе
«Холокост в отечественной и зарубежной литературе: сущность, причины, последствия»
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ имени Карла Марка»
г. Почеп, Брянской области
Гончарова Оксана Петровна
2016
Долг писателя – рассказать страшную правду, гражданский долг читателя – знать её.
Василий Гроссман
Пояснительная записка
Тема Холокоста, являющегося одной из страшнейших трагедий XX века, не утрачивает своей актуальности и в веке XXI. Истребление нацистами шести миллионов евреев в годы Второй мировой войны оставило глубокий след в памяти нескольких поколений. Но Холокост – понятие, помогающее осознать не только масштаб трагедии. По словам Марии Альтман, «Холокост свидетельствует о надломе в развитии человеческой цивилизации и о реальной угрозе её существованию в будущем. Социальное зло такого масштаба не проходит бесследно, оно неминуемо разлагает и общество, и человека».
Историко-философское и нравственно-психологическое осмысление метафизики зла в мире и в душе человека, поиски ответов на «последние» вопросы «о человеческом в человеке» (Достоевский), трансформация идеи Бога – на эти непростые вопросы пытается ответить литература о Холокосте. Поэтому привлечение литературных произведений к изучению темы Холокоста очень важно для осознания и этой конкретной темы, и для понимания исторических процессов в целом. Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы определяется её сущностью как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Основная особенность и достоинство литературы (в том числе литературы о Холокосте) заключается в способности вызвать ощущение себя как части целого, всего мира, Вселенной, в осознании личной ответственности за всё происходящее на Земле. Это особенно актуально для поколения, вступающего во взрослую жизнь.
Цель программы: изучение на произведениях литературы катастрофы еврейского народа как трагедии всего человечества.
Задачи:
- раскрытие сущности Холокоста, причин, истории и последствий его возникновения;
- освоение текстов литературных произведений о Холокосте в единстве формы и содержания, расширение основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- закрепление умений чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, нетерпимого ко всякому проявлению зла и насилия.
Место курса в учебном плане школы:
Настоящая программа дополняет авторскую учебную программу по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ автор-составитель Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, Москва «Русское слово», 2009 и рассчитана на 17 часов в 11 классе (I полугодие – 1 час в неделю).
Программа помогает подготовиться к Государственной итоговой аттестации по русскому языку (в формате ЕГЭ) и литературе (выпускное сочинение).
Методологической основой программы является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, и текстоцентрический принцип, позволяющий решать проблему неформального понимания текста.
На каждом занятии заполняется интерактивная карточка по изучаемому произведению, и из них постепенно составляется «Банк аргументов для написания сочинения».
Курс «Холокост в отечественной и зарубежной литературе как глобальная проблема человечества обеспечивает развитие личности на разных уровнях:
личностном – это находит отражение в интерпретационной и оценочной деятельности читателя-одиннадцатиклассника, в формировании гражданской позиции, в формировании толерантной личности;
метапредметном – что выражается в поиске и обработке разной информации, в умении продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
предметном – что отражается в расширении круга чтения, в умении анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, в способности выявлять в текстах художественные образы, темы и проблемы и выражать отношение к ним в развёрнутых аргументированных высказываниях.
Содержание элективного курса
Раздел I. Холокост в прозе (11 часов)
Тема 1. Введение. Холокост в отечественной и зарубежной литературе.
Обсуждение заранее просмотренного фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Понятие «Холокост». Просмотр документального фильма «8 тактов забытой музыки». Статья Бориса Дорфмана «Танго смерти».
Теория литературы: экранизация художественного произведения, статья как публицистический жанр.
Тема 2. Сергей Смирнов. «Брестская крепость».
Знакомство с писателем. Повесть «Брестская крепость» - правда о легендарной обороне Брестской крепости (1941г.), о драматических судьбах её героических защитников в боях, в плену и в застенках, уничтожении европейских евреев в лагерях смерти на территории Польши. Глава «Мальчик из Бреста». История Романа Левина и его спасительницы Флории Будишевской.
Теория литературы: документальная повесть как жанр; очерк.
Тема 3. Анатолий Рыбаков. «Тяжёлый песок».
Краткая биография писателя. Роман «Тяжёлый песок» - история еврейской семьи как история всего народа, история поломанных судеб и несбывшихся мечтаний, история предательства и мужества. Тема Дома в литературе о Холокосте.
Теория литературы: литературные реминисценции; центральная тема произведения; цензура.
Тема 4. Василий Гроссман. «Жизнь и судьба».
Краткая биография писателя. Роман «Жизнь и судьба» - одна из величайших книг двадцатого столетия. Геноцид евреев, Холокост как одна из главных тем романа. Противостояние природной доброты человека и внушаемой ему государством ненависти к врагам. Выбор между соучастием в уничтожении других людей и собственной смертью. Философский смысл названия произведения.
Теория литературы: дилогия; роман-эпопея; проблематика, сюжет, композиция; тема, идея.
Тема 5. Джек Майер. «Храброе сердце Ирены Сендлер».
Удивительная история о подвиге, совершённом во время Холокоста, и о том, как этот подвиг изменил жизни трех школьниц в современном Канзасе. Праведники народов мира. Исторический подвиг.
Теория литературы: историзм произведения и вымысел.
Тема 6. Мария Рольникайте. «Я должна рассказать».
Знакомство с писателем. Повесть как память о Вильнюсском гетто, о концлагерях, о массовой гибели еврейского народа, стойкости духа заключенных и жестокости нацистов.
Теория литературы: документальная литература; биография, мемуары, дневниковые записи.
Тема 7. Эли Визель. «Ночь. Рассвет. День».
Знакомство с писателем. Повесть «Ночь». Восприятие, оценка, толкование произведения. Взаимоотношения человека и Бога. Философские мотивы произведения.
Теория литературы: трилогия; мемуары.
Тема 8. «Чёрная книга» (под редакцией И.Эренбурга и В.Гроссмана)
«Чёрная книга» — сборник документов и свидетельств очевидцев о преступлениях против еврейского народа на территории СССР и Польши в годы Холокоста, а также об участии евреев в сопротивлении против нацистов во время Второй мировой войны. Композиция книги, авторский коллектив, история создания. Статья «Треблинский ад» как исторический документ.
Теория литературы: письма, дневники, застенографированные рассказы и показания свидетелей и очевидцев, очерк.
Тема 9. «Передайте об этом детям вашим…»
«Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе 1933—1945» как исторический сборник материалов о Холокосте, созданный в рамках проекта «Живая история» по инициативе правительства Швеции. Философские размышления о связи времён и поколений. Библия, Ветхий Завет.
Теория литературы: литературные реминисценции, историческое произведение.
Тема 10. Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр»
Краткая биография писателя. «Бабий Яр» А. Кузнецова как документальный роман. "Все в этой книге - правда". Проблема исторической памяти и забвения, нравственной стойкости человека. Проблема выбора. Государство и свобода личности. Жизнь в оккупации.
Теория литературы: документальный роман.
Тема 11. Сборник «Дети военной поры».
Обзор сборника с изучением отдельных произведений. Очерк Э. Максимовой. «Песок Саласпилса». Открытое письмо Л. Очаковской «Не хочу, чтоб была война».
Теория литературы: жанры публицистической и мемуарной литературы.
Раздел II. Холокост в поэзии (4 часа)
Тема 1. Наум Коржавин. «Дети в Освенциме», Анатолий Берлин. «Циклон «Б»». Десанка Максимович. «Кровавая сказка».
Холокост и дети: «Всем погибшим и нерождённым детям посвящаю». Литература и музыка: песня «Последний урок» (музыка: Я.А. Френкель, слова: В.Лифшиц).
Теория литературы: лиро-эпическое произведение.
Тема 2. Пауль Целан. «Фуга смерти». Владислав Броневский. «Освенцим». Илья Сельвинский. «Я это видел».
История создания произведений. Тема, идея, проблематика. Автор как очевидец описанных событий.
Теория литературы: средства речевой выразительности, проблематика произведения.
Тема 3. Евгений Евтушенко. «Бабий Яр». Илья Эренбург. «Бабий Яр». Лев Озеров. «Бабий Яр».
Восприятие, оценка, толкование. Проблема исторической памяти. Гуманизм, обличение антисемитизма в его любом виде. Реакция властей, коллег, общественности на публикации произведений. «Космополитизм». Литература и музыка: симфония (№13) Шостаковича «Бабий Яр». Опыт сопоставительного анализа поэтических текстов.
Теория литературы: поэма, стихотворение как жанр литературы, сравнительный анализ.
Раздел III. Холокост в региональной литературе (1 час)
Изучаются произведения о Холокосте региональных авторов – по выбору учителя и учащихся.
Брянская область:
Е.А.Иванова. «Вызывая огонь на себя: положение евреев при «новом порядке» гитлеровских оккупантов в 1941-1943 гг.»
Свидетельства очевидцев: особенность восприятия. Биография Е.А. Ивановой как пример самоотверженного труда исследователя.
«Память, говори… Евреи Брянщины в годы войны и мира (начало XX века – 60-е годы XX века). Очерки, статьи, воспоминания.
Раздел IV. Обобщение изученного (1 час)
Подведение итогов работы, защита коллективных и индивидуальных творческих проектов.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Всего часов | Форма занятия | Форма контроля результата |
I. | Раздел I. Холокост в прозе | 11 | ||
1. | Введение. Холокост в отечественной и зарубежной литературе | 1 | Лекция-диалог, эвристическая беседа | Работа с текстом, написание статьи о фильме, возможный проект «Фильмы о Холокосте, которые я посоветовал бы посмотреть другу» |
2. | Сергей Смирнов. «Брестская крепость» | 1 | Урок-практикум | Работа с текстом, индивидуальные задания |
3. | Анатолий Рыбаков. «Тяжёлый песок» | 1 | Урок-практикум | Работа с текстом, возможный проект «Тема Дома в литературе о Холокосте» |
4. | Василий Гроссман. «Жизнь и судьба» | 1 | Урок-практикум | Работа с текстом, групповые задания |
5. | Джек Майер. «Храброе сердце Ирены Сендлер» | 1 | Урок-практикум | Работа с текстом, возможный проект «Праведники народов мира» |
6. | Мария Рольникайте. «Я должна рассказать» | 1 | Урок-семинар | Работа с текстом, возможный проект «Гетто в Почепе» |
7. | Эли Визель. «Ночь. Рассвет. День» | 1 | Урок-практикум | Работа с текстом, написание отзыва на произведение |
8. | «Чёрная книга» (под редакцией И.Эренбурга и В.Гроссмана) | 1 | Урок-семинар | Работа с текстом, групповые задания, возможный проект «Книги о Холокосте, которые я посоветовал бы прочитать другу» |
9. | «Передайте об этом детям вашим…» | 1 | Урок-семинар | Работа с текстом, написание рецензии на произведение |
10. | Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр» | 1 | Урок-практикум | Работа с текстом, групповые задания |
11. | Сборник «Дети военной поры» | 1 | Урок-семинар | Работа с текстом, написание обращения к народам мира «Не хочу, чтобы была война!», возможный проект «Рецензия на сборник произведений о Холокосте «Опечатанный вагон»» |
II. | Раздел II. Холокост в поэзии | 4 | ||
1. | Наум Коржавин. «Дети в Освенциме», Анатолий Берлин. «Циклон «Б»». Десанка Максимович. «Кровавая сказка» | 1 | Урок-исследование, творческая лаборатория | Работа с текстом, написание стихотворения |
2. | Пауль Целан. «Фуга смерти». Владислав Броневский. «Освенцим». Илья Сельвинский. «Я это видел» | 1 | Урок-исследование, творческая лаборатория | Работа с текстом, письменный анализ стихотворения (по выбору) |
3. | Евгений Евтушенко. «Бабий Яр». Илья Эренбург. «Бабий Яр». Лев Озеров. «Бабий Яр» - сопоставительный анализ | 2 | Урок-исследование, творческая лаборатория | Работа с текстом, написание эссе «Забыть нельзя помнить» |
III. | Раздел III. Холокост в региональной литературе | 1 | Урок-семинар | Работа с текстом, возможный проект «Мои земляки о Холокосте» |
IV. | Раздел IV. Обобщение изученного | 1 | Литературная гостиная | Защита проектов |
Итого: | 17 |
Используемая литература:
- Сергей Смирнов. «Брестская крепость». Москва, «Раритет», 2000.
- Анатолий Рыбаков. «Тяжёлый песок». АСТ, Астрель, 2011.
- Василий Гроссман. «Жизнь и судьба». Части 1-2, «Директ-Медиа», «ИД Комсомольская правда», 2015 г.
- Джек Майер. Храброе сердце Ирены Сендлер. «Издательство «Эксмо», 2014.
- Мария Рольникайте. «Я должна рассказать». Издательство Гонзо; 2013 г.
- Эли Визель. «Ночь. Рассвет. День». Издательство: М.: Олимп, 1993 г.
- «Чёрная книга» (под редакцией И.Эренбурга и В.Гроссмана). Издательство: Иерусалим: Тарбут, 1980 г.
- «Передайте об этом детям вашим…». Автор: Стефан Брухфельд, Пол Левин. Издательство: «ТЕКСТ», 2000 г.
- Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр». Издательство: АСТ, 2014 г.
- Сборник «Дети военной поры». /Сост. Э. Максимова. - М. : Политиздат, 1984 г.
- Наум Коржавин. «Дети в Освенциме», Анатолий Берлин. «Циклон «Б»». Десанка Максимович. «Кровавая сказка» - http://rupoem.ru/korzhavin/muzhchiny-muchili-detej.aspx
http://www.stihi.ru/2016/05/04/1821
http://vetarsabalkana.com/glava_9_11
- Пауль Целан. «Фуга смерти». Владислав Броневский. «Освенцим». Илья Сельвинский. «Я это видел» -
http://www.stihi.ru/2003/12/03-1060
http://len-grib.narod.ru/bron.html
http://rupoem.ru/selvinskij/mozhno-ne-slushat.aspx
- Евгений Евтушенко. «Бабий Яр». Илья Эренбург. «Бабий Яр». Лев Озеров. «Бабий Яр» -
http://www.proza.ru/2012/08/17/363
http://rupoem.ru/erenburg/k-chemu-slova.aspx
- Елена Иванова. «Вызывая огонь на себя: положение евреев при «новом порядке» гитлеровских оккупантов в 1941-1943 гг.». Составители: И.А.Альтман, Л.Я.Терушкин, Е.В.Тестова, Москва, Центр «Холокост».
- Холокост в русской литературе: сборник уроков и методических рекомендаций. /Сост.: И.А. Альтман, А.Е.Гербер, Д.В.Прокудин, Москва, Центр и Фонд «Холокост», изд. «МИК», 2006.
- Русская литература о Холокосте. Хрестоматия для учащихся. /Редактор выпуска: И.А.Альтман. Научно-просветительный центр «Холокост», Москва, 1997
- «Память, говори… Евреи Брянщины в годы войны и мира (начало XX века – 60-е годы XX века). Очерки, статьи, воспоминания. Брянск, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный о...
Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...
Рабочая программа по кружку "Курс страноведения и зарубежной литературы"
По содержательной и тематической направленности программа является языковой, по функциональному предназначению – досуговой, учебно-познавательной; по форме организации —кружковой....
ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...
19.05, 22.05. ПК1, МЖКХ1. История. НЭП: сущность, причины, последствия
Задание1. Изучить материал учебника, стр. 224-2312. Ответить на вопросы: - Причины новой экономической политики - Мероприятия НЭПа - ...
Авторская рабочая программа элективного курса "Современный отечественный литературный процесс" 10 класс (34 часа, углубленный уровень)
Элективный курс «Современный отечественный литературный процесс» был задуман как курс подготовительно-тренировочного характера, направленный на углубление материала в рамках предметной обл...
Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "
Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "...