ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
элективный курс
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_10-11_klassy.docx | 41.75 КБ |
elektivnyy_kurs_9_klass.docx | 29.21 КБ |
elektiv_kurs_lit-ra_11.docx | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ»10- 11 классы (68 часов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 68 часов.
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем, что новая форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- овладение основными нормами литературного языка;
- создание прочной базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;
- развитие речевой культуры.
Программа рассчитана на 2 года обучения: 10 класс – 34 часа (1 час в неделю), 11 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся должны
знать / понимать
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
- основные особенности функциональных стилей;
уметь:
- оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка; (орфографических, орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 класс (34 часа)
Введение (2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы (1 ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы (3 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка.. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (3 ч.)
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Словообразовательные нормы (2 ч.)
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.
Морфологические нормы (9 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологичесике признаки и синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы (13 ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания. Построение словосочетаний.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11 класс (34 часа)
Орфографические нормы (4 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы (4 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст (7 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи (6 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста..
Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.)
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция (4 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ»
№ П/П | ТЕМАТИКА КУРСА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ТЕОРЕТ. ЧАСТЬ | ПРАКТИЧ. ЧАСТЬ |
10 класс | ||||
1 | Введение. Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ | 2 | 1 | 1 |
2 | Литературный язык. Языковые нормы. | 1 | 1 | - |
3 | Орфоэпические нормы русского языка | 1 | - | 1 |
4 | Лексические нормы | 3 | 1 | 2 |
5 | Грамматические нормы | 3 | 1 | 2 |
6 | Словообразовательные нормы | 2 | 1 | 1 |
7 | Морфологические нормы. | 9 | 2 | 7 |
8 | Синтаксические нормы и пунктуация | 13 | 2 | 11 |
Всего в 10 классе | 34 | 9 | 25 | |
11 класс |
|
|
| |
1 | Орфографические нормы | 7 | 3 | 4 |
2 | Пунктуационные нормы | 4 | 1 | 3 |
3 | Текст | 3 | 1 | 2 |
4 | Функционально-смысловые типы речи | 5 | 1 | 4 |
5 | Функциональные стили речи | 6 | 1 | 5 |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка | 3 | 1 | 2 |
7 | Коммуникативная компетенция. | 5 | 2 | 3 |
Всего в 11 классе | 34 | 7 | 27 | |
Итого | 68 | 16 | 52 |
Методическое обеспечение программы.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений воспитанник получал в результате практической деятельности.. Практические занятия - анализ текстов, работа со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, подготовка докладов и сообщений, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК В ФОРМАТЕ ЕГЭ» 10-11 классы (68 часов)
№ п/п | Тема занятия | К-во час. | Дата проведения |
10 класс – 34 часа | |||
I | Введение | 2 | |
1. | Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. | 1 | |
2. | Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения | 1 | |
II | Языковые нормы | 1 | |
3 | Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка. | 1 | |
III | Орфоэпические нормы | 1 | |
4. | Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение. | 1 | |
IV | Лексические нормы | 3 | |
5. | Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики русского языка. | 1 | |
6. | Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. | 1 | |
7. | Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение. | 1 | |
V | Грамматические нормы | 3 | |
8. | Грамматические нормы. | 1 | |
9. | Грамматические нормы. словообразовательные, морфологические, синтаксические. | 1 | |
10. | Грамматические ошибки и их предупреждение. | 1 | |
VI | Словообразовательные нормы | 2 | |
11. | Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. | 1 | |
12. | Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе. | 1 | |
VII | Морфологические нормы | 9 | |
13. | Морфологические нормы. | 1 | |
14. | Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. | 1 | |
15. | Морфология и орфография. Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окончаний | 1 | |
16. | Самостоятельные части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. | 1 | |
17. | Служебные части речи. | 1 | |
18. | Междометия. Звукоподражательные слова. | 1 | |
19. | Морфология. Средства связи предложений в тексте. | 1 | |
20. | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 1 | |
21. | Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. | 1 | |
VIII | Синтаксические нормы. | 13 | |
22. | Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов. | 1 | |
23. | Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. | 1 | |
24. | Простые и сложные предложения. | 1 | |
25. | Односоставные предложения. Неполные предложения. Интонационная норма. | 1 | |
26. | Нормы согласования | 1 | |
27. | Нормы управления. | 1 | |
28. | Нормы примыкания. | 1 | |
29. | Синтаксическая синонимия. | 1 | |
30. | Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную. | 1 | |
31. | Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | |
32. | Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. | 1 | |
33. | Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. | 1 | |
34. | Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. | 1 | |
| 11 класс – 34 часа | ||
I | Орфографические нормы | 7 | |
1. | Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок. | 1 | |
2. | Правописание корней. Безударные гласные корня. | ||
3. | Гласные и, ы после приставок. | ||
4. | Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. | ||
5. | –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); | 1 | |
6. | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов. | 1 | |
7 | Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. | 1 | |
II | Пунктуационные нормы | 4 | |
8. | Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. | 1 | |
9. | Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. | 1 | |
10. | Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | |
11. | Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи. | 1 | |
III | Текст | 4 | |
12. | Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | |
13. | Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. | 1 | |
14. | Средства связи предложений в тексте. | 1 | |
15. | Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. | 1 | |
IV | Функциональные стили речи | 6 | |
16. | Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. | 1 | |
17. | Разговорный стиль речи. Его особенности. | 1 | |
18. | Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. | 1 | |
19. | Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля. | 1 | |
20. | Научный стиль, его особенности. | 1 | |
21. | Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста. | ||
V | Функционально-смысловые типы речи | 5 | |
22. | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. | 1 | |
23. | Повествование. | 1 | |
24. | Описание. | 1 | |
25. | Рассуждение. | 1 | |
26. | Предупреждение ошибок при определении типов речи. | 1 | |
VI | Изобразительно-выразительные средства языка | 3 | |
27. | Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. | 1 | |
28. | Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте. | 1 | |
29. | Стилистические фигуры, их роль в тексте. | 1 | |
VII | Коммуникативная компетенция | 5 | |
30. | Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность) | 1 | |
31. | Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. | 1 | |
32. | Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. | 1 | |
33. | Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм. | 1 | |
34. | Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. Психологическая подготовка к ЕГЭ. | 1 |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово– РС», 2010.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП Сфера, 2010
- Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку.: - М.: ТП Сфера, 2010.
- Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
- Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
- Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
- Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С. 10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
- Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
- Шклярова Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Грамотей, 2008.
Предварительный просмотр:
Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика.
Элективный курс "Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель элективного курса – формирование у девятиклассников предметных компетентностей (языковых, лингвистических, коммуникативных), необходимых для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.
Для этого необходимо решить следующие задачи: повторить, обобщить и систематизировать основные сведения школьного курса русского языка, расширить коммуникативные навыки.
Программа курса рассчитана на 34 часа, из них на развитие речи отводится 15 часов, на систематизацию языковых знаний – 19 часов. Количество часов можно варьировать в зависимости от подготовленности класса или группы.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
В ходе занятий учащиеся должны:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля;
- овладеть формами обработки информации исходного текста;
- научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.
Методические рекомендации
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
При подготовке к написанию сжатого изложения, а также для контроля можно воспользоваться текстами из списка предложенной ниже литературы.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Все задания проверяют коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебноеумение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему рекомендуется использовать материал, отражающий разные языковые явления.
Подготовка к решению тестовых заданий
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом.
Данные задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при-правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.
Учебно-методический комплект
При подготовке к ОГЭ, кроме известных учебников, имеющих гриф Министерства образования РФ, рекомендуется использовать методические и практические материалы учебных пособий:
1. Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2012.
2. ОГЭ. 2015. Основной государственныйэкзамен. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под ред. И.П. Цыбулько. Русский язык. 9 класс - АСТ – Цыбулько, - 2015.
5. Русский язык. Сборник текстов для подготовки к ГИА 2011 - Дрофа - Пахнова - 2011.
6. Сборник разноуровневых заданий. Русский язык. 9 класс. ГИА - Акимова - Х. - 2011.
7. ОГЭ-2015, Русский язык. 30 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ОГЭ в 9 классе/ Степанова. – М: АСТ: Астрель, 2015
8. ФИПИ http://www.fipi.ru/
Словари и справочники
1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
Календарно-тематическое планирование элективного курса в 9 классе
«Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика.»
на 2018-2019 учебный год
№ п/п | № в теме | Тема занятия | дата | |
план | факт | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | 1 2 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | 1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа). Особенности ОГЭ - 2019 по русскому языку в новой форме: цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. Организация и технология проведения ОГЭ по русскому языку в новой форме. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. 2. Текст. Сжатое изложение (5 часов). Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Практическая работа 1: Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 2: Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 3: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. Контрольная работа 1. Написание сжатого изложения. 3. Текст. Сочинение (15 часов). Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. Практическая работа : Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Сочинение по цитате из текста. Критерии оценки задания 15.2. Структура сочинения Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста. Учимся писать вывод сочинения по цитате 15.2. Практическая работа . Создание сочинения-рассуждения по цитате 15.2. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. 15.3. Критерии оценки задания 15.2. Структура сочинения Учимся формулировать тезис и писать комментарий Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста и жизненного опыта. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. 15.3. Практическая работа 6: Создание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. 15.3. Контрольная работа 2. Сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3 (на выбор учащегося). 4.Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (12 часов). Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос. Задание 2. Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. Задание 3. Правописание приставок. Задание 4 Правописание суффиксов. Задание 5. Синонимы. Виды синонимов. Антонимы. Задание 6 Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания. Задание 7 Грамматическая основа предложения. Задания 8, 11 Предложения с обособленными и уточняющими членами. Задание 9 Предложения с вводными словами и обращениями. Задание 10. Сложные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Сложные предложения с различными видами связи. Задания 12,13,14. Контрольная работа 3. Тест. Анализ ошибок |
Предварительный просмотр:
Программа
элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по литературе»
11-А класс
Учитель: Шнайдер Л.А.
Пояснительная записка
Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизованной формы (контрольных измерительных материалов). Содержание и структура экзаменационной работы по литературе дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету.
При сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности:
аналитическое осмысление художественного текста, его интерпретация;
ответы на вопросы по прозаическим, драматическим, лирическим произведениям с опорой на конкретный текст (отрывок);
поиск оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, воссоздание литературного контекста;
написание развернутого аргументированного ответа на проблемный вопрос.
Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественное произведение в их жанрово- родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса по литературе, содержание которого определено нормативными документами по предмету .
Данные элективный курс предназначен для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по литературе.
Программа разработана на основе действующих образовательных стандартов и Государственных образовательных программ по литературе, расширяет и углубляет содержание базового курса «Литература». Повторение теории и истории литературы, анализ художественных произведений сопровождается отработкой навыков выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.
В 8 разделов программы включены произведения художественной литературы, распределенные в соответствии с различными литературными эпохами. В программе перечислены основные темы и названия конкретных произведений, тексты которых могут оказаться включенными в экзаменационные варианты тестов ЕГЭ. Эти произведения соотнесены с определенными историко-литературными периодами и номерами тем, предлагаемых для повторения. Объем материала и степень трудности освоения данных текстов - разные. В разделы входят необходимые сведения по теории и истории литературы.
Данная программа предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа.
Цель курса – обеспечить качественную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по литературе.
Задачи:
совершенствование умений:
- воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
- выделять смысловые части художественного текста;
- понимать и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героям;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль художественно-изобразительных средств в произведении;
- анализировать и оценивать произведение как художественное единство;
- применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения, объяснять связь произведения с творчеством автора, временем написания и нашей современностью;
- соотносить художественное произведение с литературным направлением;
- выражать свое отношение к произведению в форме письменного высказывания на литературную тему;
- давать ответ на проблемный вопрос, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;
- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям, самостоятельно определять основания для сопоставления и аргументации позиций сопоставления.
Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные задания, учебная дискуссия, выполнение творческих работ, практикумы, анализ текста, сопоставительный анализ, работа с таблицами и схемами, парная, групповая и индивидуальная работа, исследование, редактирование, стилистический анализ, проект
Содержание программы
Раздел 1. Содержание ЕГЭ по литературе (1 час).
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения ЕГЭ по литературе. Структура КИМ ЕГЭ по литературе. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Структура экзаменационной работы и критерии ее оценивания.
Раздел 2. Фольклор и древнерусская литература (2 часа).
Особенности фольклора. Жанры фольклора. Художественные особенности фольклорных произведений. Тонический стих и его разновидности. Традиции фольклора в письменной литературе.
«Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и связь с фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос произведения. Образы русских князей. Жанровое многообразие «Слова...». Авторская позиция в «Слове...». Язык произведения. Приемы сравнения, олицетворения, метафоры, постоянные эпитеты. Параллелизм, антитеза, повтор, инверсия, риторический вопрос.
Раздел 3. Литература XVIII века. Классицизм (2 часа).
Классицизм как художественное направление. Литературные формы классицизма и его черты. Литературные роды и жанры.
Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Драма как род литературы. Признаки классицизма и особенности жанра комедии в пьесе Д.И. Фонвизина. Идейно-просветительская направленность произведения.
Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции и новаторство в стихотворении. Лирика как род литературы. Системы стихосложения. Стихотворные размеры.
Раздел 4. Литература первой половины XIX века (13 часов).
Сентиментализм и его художественные черты. Литературные формы сентиментализма. Романтизм как художественное направление: основные свойства, черты, эстетика.
В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Понятие ритма, рифмы, строфы. Особенности жанра элегии в стихотворении «Море». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении. Образ лирического героя. Белый стих.
Особенности жанра баллады в произведении «Светлана». Национальный колорит произведения. Фольклорные мотивы в балладе. Нравственный идеал поэта.
А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Стадии развития действия в произведении: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Особенности развития конфликта. Система персонажей. Речевая характеристика героя: диалог, монолог. Художественное время и пространство в пьесе. Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. Открытый финал. Новаторство комедии А.С. Грибоедова. Язык произведения А.С. Грибоедова.
А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Мотивы и образы пушкинской лирики. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.
Реализм как художественное направление. Повесть «Капитанская дочка». Историческая основа произведения. Система персонажей. Авторская характеристика, портрет героя. Проблематика повести и ее нравственный потенциал. Идейно-художественное своеобразие произведения. Роль эпиграфов в повести. Авторская позиция в произведении.
Поэма «Медный всадник». Особенности жанра произведения. Своеобразие композиции и конфликта. Тема личности и истории в поэме. Язык поэмы и средства художественной изобразительности.
Роман «Евгений Онегин». Особенности жанра произведения А.С. Пушкина. Энциклопедизм и историзм романа. Тематика и проблематика. Своеобразие композиции романа. Художественные особенности авторских отступлений и роль эпиграфов. Образ автора. Герои романа и отношение к ним автора. Литературный тип.
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Традиции и новаторство в лирике М.Ю. Лермонтова.
«Песня про... купца Калашникова». Художественная стилизация. Историческая основа произведения. Своеобразие конфликта. Нравственные идеалы в произведении М.Ю. Лермонтова.
Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и проблематика произведения. Конфликт. Образ главного героя и способы его создания. Роль пейзажа в поэме.
Роман «Герой нашего времени». Многообразие тематики и проблематики произведения. Особенности композиции романа и хронологическая последовательность. Сюжет и фабула. Приемы психологизма в романе. Система образов и образ главного героя. Портрет поколения и средства его создания. Смысл названия романа.
Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Сатира, юмор, ирония. Приемы создания комического. Особенности «миражной» интриги в пьесе. Система персонажей и средства их создания. Финал пьесы.
Повесть «Шинель». Тема «маленького человека». Гуманизм произведения. Художественные детали и их символика в повести.
Поэма « Мертвые души ». Особенности жанра. Авторский замысел и его воплощение в поэме: «смех сквозь невидимые миру слезы». Средства создания героев. Авторские отступления и их тематика. Русь «мертвая» и «живая» в поэме. Образ главного героя и отношение к нему автора. Мотив дороги в произведении Н.В. Гоголя.
Раздел 5. Литература второй половины XIX века (15 часов).
А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт пьесы. Социально- нравственная направленность драмы А.Н. Островского. Система персонажей и драматургические средства их создания. Символические образы в пьесе. Новаторство драматурга. Критика о «Грозе».
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Эпоха в романе. Мировоззренческая основа романа. Литературный прототип. Образ главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Идейное и художественное содержание произведения. Особенности сюжета и композиции. Психологизм И.С. Тургенева. «Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа И.С. Тургенева. Критика о романе.
Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах...», «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Природа — сфинкс. И тем она верней...». Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.
И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Монографичность романа. Внутренний мир главного героя и его внешнее поведение. Истоки характера Обломова и его связь с другими персонажами. «Испытания» Обломова. Художественная деталь и ее роль в повествовании. Критики о романе.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов. Сарказм.
Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...»,«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Гражданский пафос поэзии Н.А. Некрасов. Лирический сюжет. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие. Особенности композиции произведения. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы.
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, их внутренний мир, поступки, речевая характеристика (диалоги-диспуты и внутренние монологи), отношение к ним автора. Прием создания психологических двойников. Роль снов в романе. Евангельские мотивы в романе. Полифоническое звучание романа. «Вечные» темы, мотивы и образы. Смысл названия романа и его открытый финал.
А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Вечер», «Учись у них — у дуба, у березы...», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь». Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях. Средства звукописи. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А.А. Фета.
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Творческая история создания. Особенности жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мирные» и «военные» страницы романа. «Мысль семейная» и «мысль народная». Тематика и проблематика произведения. Система персонажей романа. Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»). Отношение автора к героям. Роль эпилога в романе и открытость толстовского эпоса.
Учебно-тематическое планирование.
занятия
Тема
1.
Содержание ЕГЭ по литературе
2-3
Фольклор и древнерусская литература. «Слово о полку Игореве». Историческая основа памятника и связь с фольклором. Идейно-художественные особенности и пафос произведения.
4-5.
Литература XVIII века. Классицизм Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль». Признаки классицизма и особенности жанра комедии в пьесе Д.И. Фонвизина. Идейно-просветительская направленность произведения.
Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник». Традиции и новаторство в стихотворении.
6.
Сентиментализм и его художественные черты. Литературные формы сентиментализма. Романтизм как художественное направление: основные свойства, черты, эстетика.
В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Особенности жанра элегии в стихотворении «Море». Изобразительно-выразительные средства в стихотворении. Образ лирического героя.
Особенности жанра баллады в произведении «Светлана». Национальный колорит произведения. Нравственный идеал поэта.
7.
А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума». Особенности развития конфликта. Система персонажей. Речевая характеристика героев. Идейно-художественное и жанровое своеобразие комедии. Новаторство комедии А.С. Грибоедова.
8.
Лирика А.С. Пушкина. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.
9.
Реализм как художественное направление. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Проблематика повести и ее нравственный потенциал. Идейно-художественное своеобразие произведения. Авторская позиция в произведении.
10.
Поэма «Медный всадник». Особенности жанра произведения. Своеобразие композиции и конфликта. Тема личности и истории в поэме.
11.
Роман «Евгений Онегин». Особенности жанра произведения А.С. Пушкина. Тематика и проблематика. Своеобразие композиции романа. Образ автора. Герои романа и отношение к ним автора.
12.
Лирика М.Ю. Лермонтова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений, основные мотивы. Традиции и новаторство в лирике М.Ю. Лермонтова.
13.
«Песня про... купца Калашникова». Художественная стилизация. Историческая основа произведения. Своеобразие конфликта. Нравственные идеалы в произведении М.Ю. Лермонтова
14.
Поэма «Мцыри». Жанр романтической поэмы. Тематика и проблематика произведения. Образ главного героя и способы его создания.
15.
Роман «Герой нашего времени». Особенности композиции романа. Приемы психологизма в романе. Портрет поколения и средства его создания. Смысл названия романа
16.
Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор». Приемы создания комического в пьесе. Особенности «миражной» интриги в комедии. Система персонажей и средства их создания. Символика финала пьесы.
17-18.
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Тема «маленького человека». Гуманизм произведения. Художественные детали и их символика в повести.
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Особенности жанра. Авторский замысел и его воплощение в поэме. Русь «мертвая» и «живая» в поэме.
19.
А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт и социально- нравственная направленность драмы. Новаторство драматурга.
20-21.
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Мировоззренческая основа романа. Образ главного героя и его взаимодействие с другими персонажами. Особенности сюжета и композиции. Психологизм И.С. Тургенева.
22.
Лирика Ф.И. Тютчева. Философская направленность стихотворений. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях
23-24.
И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Внутренний мир главного героя и истоки характера Обломова. «Испытания» Обломова.
25.
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов.
26.
Лирика Н.А. Некрасова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях
27.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие. Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы.
28-29.
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, «двойники» и антиподы. Полифоническое звучание романа.
30.
Лирика А.А. Фета. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А.А. Фета.
31-33.
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Особенности жанра романа и его композиция. Философские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мысль семейная» и «мысль народная». Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»).
34.
Практикум по оцениванию заданий С1-С4, С5. Написание собственных творческих работ.
Литература
- Агеносов В.В. Литература. Учебник для 11 класса. В 2 ч., М.: Дрофа, 2012.
- Аристова М.А. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы. М.: Экзамен, 2012.
- Ерохина Е.Л. Литература. Тематические тестовые задания. М.: Экзамен, 2013.
- Зинин С.А., Новикова Л.В. Литература. 20 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2014.
- Лебедев Ю.В. Литература. Учебник для 10 кл. В 2 ч., М.: Просвещение, 2012.
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М.: Айрис-пресс, 2004.
- Самойлова Е.А. Литература. Сборник заданий. М.: ЭКСМО, 2014.
- Сахаров В.И. Русская литература XI – XIX в.в. Учебное пособие. М.: Русское слово, 2006.
- Скубачевская Л.А., Слаутина Н.В., Надозирная Т.В. Литература. Универсальный справочник. М.: ЭКСМО, 2010.
- Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Готовимся к Единому государственному экзамену: литература. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"
Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе
В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....