« Лингво-стилистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе ставит своей целью лингвостилистический анализ стихотворения А.С. Пушкина  "Зимнее утро". Применяются компетентностно-ориентированные технологии, используется групповая форма работы с опережающим заданием для анализа языкового материала текста и интерпретирования прочитанного стихотворения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvostilisticheskiy_analiz_stihotvoreniya.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Лингвостилистический анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро»

Цели урока:

  1. Формировать умение анализировать поэтический текст.

     2. Учить вдумчивому чтению художественного текста.

       3. Воспитывать любовь к родному языку, к поэтическому слову.

Оборудование: мультимедийная презентация, словари, карточки с заданиями, текст стихотворения А.С.Пушкина

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

На доске записано высказывание К.Г.Паустовского «

»»С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

-Как вы думаете, очем пойдет речь сегодня на уроке?

(о чуде русского слова, которое играет всеми красками под пером мастера)

Сегодня на уроке мы побываем в творческой лаборатории великого русского поэта, научимся вдумчивому чтению художественного текста, сами побываем в роли писателей

Мороз и солнце; день чудесный!

Эти строчки из стихотворения Пушкина на слуху у каждого. И всякий раз мы не перестаем восхищаться мастерством поэта, его умением при помощи слова нарисовать великолепную картину зимнего утра

-Скажите, приходилось ли вам бывать зимой в деревне?

Представьте себя в деревенском доме в раннее зимнее утро. Еще не все проснулись , но уже затоплена печь и в ней потрескивают горящие поленья. Из окон видны заснеженные поля, дальний лес. В комнате светло и уютно. А за окном трескучий мороз. Над горизонтом полоска золотистой зари, а выш е- чистое голубое небо. Такое утро обещает яркое солнце днем, мороз и солнце, чудесная зимняя погода! Не правда ли?

О прекрасном утре, морозном и солнечном ,написал стихотворение А.С.Пушкин. Оно так и называется «Зимнее утро»

2.Чтение стихотворения

3.Выявление первоначального восприятия стихотворения

Понравилось стихотворение?

Появилось ли желание нарисовать картину?

Какое чувство передано в стихотворении?

Пушкин помогает нам увидеть и почувствовать то, что видит и переживает лирический герой. И добивается он этого , используя все возможности нашего чудного языка

4.Анализ стихотворения на языковых уровнях

Давайте обратимся к всестороннему анализу на следующих языковых уровнях : лексический,фонетический , морфемный, лексический ,морфологический, синтаксический 

а) Лексический уровень.

Основная нагрузка по выражению идеи ложится на слово

Стихотворение было написано в 19 веке, поэтому в нем есть устаревшие слова:

  • Нега-наслаждение
  •  Взор - взгляд, но в тексте глаза
  •  Северная Аврора -из лат. языка; в римской мифологии это имя богиня утренней зари.

В 19 в.поэты утреннюю зарю называли именем мифологической богини

  • Вечор - вчера вечером (диалектное)
  •  Нынче - сейчас, сегодня
  •  Озарена - освещена
  •  Лежанка - невысокий длинный выступ у печки, на котором можно было посидеть или полежать, греясь у печки
  •  Запречь - запрячь, запрягать(диалект.)
  •  Предадимся - отдадимся

Работа с лексическими изобразительными средствами

Задания по рядам

Какие лексические изобразительные средства использует Пушкин? Какова их роль?

Строфа

Изобразительные средства

Примеры

Роль в стихотворении

1 

Эмоционально окрашенная лексика 

Эпитет 

Эпитет 

Эмоционально окрашенная лексика 

Высокая лексика 

Высокая лексика 

Метафора 

Мороз и солнце 

День чудесный

Друг прелестный

Красавица 

Сомкнуты негой взоры 

Авроры 

Звездою севера 

Создается настроение 

радости, придается торжественность 

2 

Олицетворение 

Олицетворение 

Сравнение

Эпитет 

Эпитет 

Эпитет 

Вьюга злилась 

Мгла носилась 

Луна, как бледное

пятно,..

На мутном небе 

Сквозь тучи мрачные

Ты печальная

Создают тревожный 

тон, мрачное 

настроение 

3 

Сравнение

Цветопись

Цветопись

Цветопись

Цветопись

Великолепными 

коврами 

Голубыми небесами 

Прозрачный лес 

чернеет 

Ель зеленеет

Речка блестит

Мягкость, пышность 

снежных сугробов 

Русская зима небогата 

красками, но картина, 

созданная 

поэтом, насыщена 

цветом: голубой, 

черный, зеленый 

Все сверкает от снега 

Строфа

Изобразит средство

Примеры

Роль в стихотворении

4

Эпитет

Эпитет

Эпитет

Янтарным блеском

Веселым треском

Приятно думать

От любования

красотами природы

переходит к описанию

интерьера, к передаче

ощущения покоя

домашнего очага

5

Эпитет

Эпитет

Эпитет

Эпитет

По утреннему  снегу

Друг милый

нетерпеливого коня

Поля пустые

Радость

от встречи с возлюбленной,

страстное желание

Эпитет

Леса, недавно столь

густые

Милый берег

разделить свое

душевное состояние  с

близким человеком

Какие слова повторяются? С какой целью?

Повторы

Примеры

Роль в стихотворении

Друг

Еще ты дремлешь, друг  прелестный

Друг милый ,предадимся бегу

Восхищение красотой

девушки

Умиление

Радость от встречи

Блестя, блестит,

блеском

Блестя на солнце, снег

лежит

И речка подо льдом

блестит

Вся комната янтарным

блеском озарена

Все сверкает и

холодным зимним

снежным блеском, и

теплым, золотисто-

коричневым,

янтарным

Вывод:

Итак, мы выяснили, что искусно подобранные слова помогают поэту выразить свое восхищение сказочной красотой зимнего утра, теплого уютного дома, радость полноты жизни , смешанной с некоторой грустью

Б)Фонетический уровень.

Задание по рядам

1ряд-при помощи каких повторяющихся звуков автор передает желание лирического героя разбудить возлюбленную ,чтобы поделиться счастьем, которое его переполняет?

2 ряд -какие звуки чаще употребляются во2 строфе?

3 ряд -какие звуки в 4 строфе помогают услышать треск дров в печи?

Строфа

Повторяющиеся звуки

Примеры

Роль

1

Р (14 раз)

О (7 раз)

Е (8 раз)

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь ,друг прелестный –

Пора ,красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Передает желание лирического героя разбудить возлюбленную, чтобы поделиться счастьем, которое его переполняет

2

Сонорные Р, Л, М и H в сочетании с гласными У, И,Ы

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела

Помогают передать завывание вьюги

3

Е (7 раз )

Под голубыми небесами

Великолепными коврами.

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит

Звуков не слышно, может быть потому, что лирический герой находится в доме и видит зимний пейзаж из окна

4

ТР

Веселым треском

Трещит затопленная печь

Аллитерация передает треск в печи

5

Вывод:

Фонетика помогает понять смысл стихотворения: где радость, там раскатистое р, где завывание- там сонорные Л,Н, где треск огня в печи -там тр.  Зловещий внешний мир противопоставлен светлому миру дома и яркому солнечному утру.

В) Морфологический уровень.

Опережающее индивидуальное задание:посчитать части речи , использованные в стихотворении, и заполнить таблицу

Строфа

Существи-

тельные

Прилагательные,

причастия

Местоиме-ния

Глаголы

Деепри-

частия

Наречия

1

10

4

1

З (пов. накл)

2

2

6

4

2

Б (в пов. накл.)

2

3

9

3

4 (в наст. вр.)

1

4

7

4

4 (в наст.вр.)

1

5

7

6

1

2 (в пов. накл.)

итого

39

19

19

1

5

Вывод:

Существительные помогают назвать предметы и явления, прилагательные описать мир вокруг. Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам: из 19 глаголов -11 стоят в форме повелительного наклонения и выражают призыв к читателям и к героине проникнуться полнотой жизни, что-то предпринять, чтобы ощутить гармонию жизни .

И тогда мутное небо обязательно превратится в «голубые небеса» , хлопья снега, кружимые злой вьюгой, станут «великолепными коврами» ,одиноко чернеющий «прозрачный лес» станет снова густым , а «кобылка бурая» превратится в «нетерпеливого коня».

Г) Синтаксический уровень.

А как синтаксис помогает проникнуть в мир поэта?

Опережающее задание: дать характеристику предложений из которых состоит стихотворение

Строфа

Количество

предложений

Примеры

Характеристика

предложений

1

2

1-е

2-е

Назывное

Бессоюзное сложное,

Осложнено

обращением и

однородными

сказуемыми

2,3

1

Сложное с

сочинительной и

бессоюзной связью,

Осложнено

сравнительным оборотом и

деепричастным оборотом.

4

4

1-е

2-е

3-е

4-е

Простое

Простое

Простое

Простое, осложнено

вводным словом

5

1

Простое, осложнено

обособленным

определением и

однородными

сказуемыми

Д) Стилистические фигуры

Опережающее задание: найти в стихотворении стилистические фигуры и определить их роль

Строфа 

Стилистилистические

фигуры 

Примеры 

Роль 

1 

Риторическое обращение

Риторические восклицания 

Еще ты дремлешь,друг прелестный-

Пора ,красавица, проснись…

Мороз и солнце; день чудесный!

Открой сомкнуты негой взоры,

навстречу  северной Авроры

Звездою севера явись!

Передает силу чувства поэта, счастье, которое его 

переполняет 

4

Риторический вопрос

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Тактичное предложение прогулки по зимней природе

5

Риторическое обращение

Друг милый , предадимся бегу

Нетерпеливого коня

Любовное отношение к героине

Вывод:

Анализируя синтаксический строй стихотворения, мы выяснили ,что А.С.Пушкинипользует различные синтаксические конструкции, а при помощи стилистических фигур автор выражает свое радостное настроение от встречи с возлюбленной и созерцаничя картины зимнего утра

4.Вывод по итогам лингвистического анализастихотворения:

 Поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой. Зима не усыпляет человека , а зовет к действию, бодрит. Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы пробудили лирического героя к жизни, побудили к творчеству.

Не только слова, но и звуки, знаки препинания , синтаксис значимы в художественном тексте. А мы еще раз убедились ,что «с русским языком можно творить чудеса» и что «нет таких звуков и образов, для которых в нашем языке не нашлось бы точного выражения»

5.Домашнее задание

Написать сочинения - миниатюры

Темы творческих работ:

«Зима»

«Радость»

«Счастье»

«Любовь»

«Вьюга ночью»

«Морозное солнечное утро»

«Чудесный день»

Попробуйте использовать как можно больше изобразительных средств при написании сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""

Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...

Литература. 6 класс. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Развернутый конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" для 6 класса по программе В.Я.Коровиной  и презентация к нему....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Урок литературы : работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Конспект урока включает в себя план по развитию выразительного чтения,составление плана для анализа стихотворения и другие методические приемы....

Презентация к уроку « Лингво-стилистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

На слайдах представлены все этапы урока с выполненными заданиями по  лингвостилистическому анализу стихотворения А.С. Пушкина  "Зимнее утро"на лексическом,фонетическом, морфологическом и син...

Шаблон к анализу стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Шаблон предназначен для шестиклассников при написании обучающего сочинения по анализу стихотворения...