« Лингво-стилистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Интегрированный урок по литературе и русскому языку в 6 классе ставит своей целью лингвостилистический анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро". Применяются компетентностно-ориентированные технологии, используется групповая форма работы с опережающим заданием для анализа языкового материала текста и интерпретирования прочитанного стихотворения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvostilisticheskiy_analiz_stihotvoreniya.docx | 38.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
Лингвостилистический анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро»
Цели урока:
- Формировать умение анализировать поэтический текст.
2. Учить вдумчивому чтению художественного текста.
3. Воспитывать любовь к родному языку, к поэтическому слову.
Оборудование: мультимедийная презентация, словари, карточки с заданиями, текст стихотворения А.С.Пушкина
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
На доске записано высказывание К.Г.Паустовского «
»»С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
-Как вы думаете, очем пойдет речь сегодня на уроке?
(о чуде русского слова, которое играет всеми красками под пером мастера)
Сегодня на уроке мы побываем в творческой лаборатории великого русского поэта, научимся вдумчивому чтению художественного текста, сами побываем в роли писателей
Мороз и солнце; день чудесный!
Эти строчки из стихотворения Пушкина на слуху у каждого. И всякий раз мы не перестаем восхищаться мастерством поэта, его умением при помощи слова нарисовать великолепную картину зимнего утра
-Скажите, приходилось ли вам бывать зимой в деревне?
Представьте себя в деревенском доме в раннее зимнее утро. Еще не все проснулись , но уже затоплена печь и в ней потрескивают горящие поленья. Из окон видны заснеженные поля, дальний лес. В комнате светло и уютно. А за окном трескучий мороз. Над горизонтом полоска золотистой зари, а выш е- чистое голубое небо. Такое утро обещает яркое солнце днем, мороз и солнце, чудесная зимняя погода! Не правда ли?
О прекрасном утре, морозном и солнечном ,написал стихотворение А.С.Пушкин. Оно так и называется «Зимнее утро»
2.Чтение стихотворения
3.Выявление первоначального восприятия стихотворения
Понравилось стихотворение?
Появилось ли желание нарисовать картину?
Какое чувство передано в стихотворении?
Пушкин помогает нам увидеть и почувствовать то, что видит и переживает лирический герой. И добивается он этого , используя все возможности нашего чудного языка
4.Анализ стихотворения на языковых уровнях
Давайте обратимся к всестороннему анализу на следующих языковых уровнях : лексический,фонетический , морфемный, лексический ,морфологический, синтаксический
а) Лексический уровень.
Основная нагрузка по выражению идеи ложится на слово
Стихотворение было написано в 19 веке, поэтому в нем есть устаревшие слова:
- Нега-наслаждение
- Взор - взгляд, но в тексте глаза
- Северная Аврора -из лат. языка; в римской мифологии это имя богиня утренней зари.
В 19 в.поэты утреннюю зарю называли именем мифологической богини
- Вечор - вчера вечером (диалектное)
- Нынче - сейчас, сегодня
- Озарена - освещена
- Лежанка - невысокий длинный выступ у печки, на котором можно было посидеть или полежать, греясь у печки
- Запречь - запрячь, запрягать(диалект.)
- Предадимся - отдадимся
Работа с лексическими изобразительными средствами
Задания по рядам
Какие лексические изобразительные средства использует Пушкин? Какова их роль?
Строфа | Изобразительные средства | Примеры | Роль в стихотворении |
1 | Эмоционально окрашенная лексика Эпитет Эпитет Эмоционально окрашенная лексика Высокая лексика Высокая лексика Метафора | Мороз и солнце День чудесный Друг прелестный Красавица Сомкнуты негой взоры Авроры Звездою севера | Создается настроение радости, придается торжественность |
2 | Олицетворение Олицетворение Сравнение Эпитет Эпитет Эпитет | Вьюга злилась Мгла носилась Луна, как бледное пятно,.. На мутном небе Сквозь тучи мрачные Ты печальная | Создают тревожный тон, мрачное настроение |
3 | Сравнение Цветопись Цветопись Цветопись Цветопись | Великолепными коврами Голубыми небесами Прозрачный лес чернеет Ель зеленеет Речка блестит | Мягкость, пышность снежных сугробов Русская зима небогата красками, но картина, созданная поэтом, насыщена цветом: голубой, черный, зеленый Все сверкает от снега |
Строфа | Изобразит средство | Примеры | Роль в стихотворении |
4 | Эпитет Эпитет Эпитет | Янтарным блеском Веселым треском Приятно думать | От любования красотами природы переходит к описанию интерьера, к передаче ощущения покоя домашнего очага |
5 | Эпитет Эпитет Эпитет Эпитет | По утреннему снегу Друг милый нетерпеливого коня Поля пустые | Радость от встречи с возлюбленной, страстное желание |
Эпитет | Леса, недавно столь густые Милый берег | разделить свое душевное состояние с близким человеком |
Какие слова повторяются? С какой целью?
Повторы | Примеры | Роль в стихотворении |
Друг | Еще ты дремлешь, друг прелестный Друг милый ,предадимся бегу | Восхищение красотой девушки Умиление Радость от встречи |
Блестя, блестит, блеском | Блестя на солнце, снег лежит И речка подо льдом блестит Вся комната янтарным блеском озарена | Все сверкает и холодным зимним снежным блеском, и теплым, золотисто- коричневым, янтарным |
Вывод:
Итак, мы выяснили, что искусно подобранные слова помогают поэту выразить свое восхищение сказочной красотой зимнего утра, теплого уютного дома, радость полноты жизни , смешанной с некоторой грустью
Б)Фонетический уровень.
Задание по рядам
1ряд-при помощи каких повторяющихся звуков автор передает желание лирического героя разбудить возлюбленную ,чтобы поделиться счастьем, которое его переполняет?
2 ряд -какие звуки чаще употребляются во2 строфе?
3 ряд -какие звуки в 4 строфе помогают услышать треск дров в печи?
Строфа | Повторяющиеся звуки | Примеры | Роль |
1 | Р (14 раз) О (7 раз) Е (8 раз) | Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь ,друг прелестный – Пора ,красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись! | Передает желание лирического героя разбудить возлюбленную, чтобы поделиться счастьем, которое его переполняет |
2 | Сонорные Р, Л, М и H в сочетании с гласными У, И,Ы | Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела | Помогают передать завывание вьюги |
3 | Е (7 раз ) | Под голубыми небесами Великолепными коврами. Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит | Звуков не слышно, может быть потому, что лирический герой находится в доме и видит зимний пейзаж из окна |
4 | ТР | Веселым треском Трещит затопленная печь | Аллитерация передает треск в печи |
5 |
Вывод:
Фонетика помогает понять смысл стихотворения: где радость, там раскатистое р, где завывание- там сонорные Л,Н, где треск огня в печи -там тр. Зловещий внешний мир противопоставлен светлому миру дома и яркому солнечному утру.
В) Морфологический уровень.
Опережающее индивидуальное задание:посчитать части речи , использованные в стихотворении, и заполнить таблицу
Строфа | Существи- тельные | Прилагательные, причастия | Местоиме-ния | Глаголы | Деепри- частия | Наречия |
1 | 10 | 4 | 1 | З (пов. накл) | 2 | |
2 | 6 | 4 | 2 | Б (в пов. накл.) | 2 | |
3 | 9 | 3 | 4 (в наст. вр.) | 1 | ||
4 | 7 | 4 | 4 (в наст.вр.) | 1 | ||
5 | 7 | 6 | 1 | 2 (в пов. накл.) | ||
итого | 39 | 19 | 19 | 1 | 5 |
Вывод:
Существительные помогают назвать предметы и явления, прилагательные описать мир вокруг. Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам: из 19 глаголов -11 стоят в форме повелительного наклонения и выражают призыв к читателям и к героине проникнуться полнотой жизни, что-то предпринять, чтобы ощутить гармонию жизни .
И тогда мутное небо обязательно превратится в «голубые небеса» , хлопья снега, кружимые злой вьюгой, станут «великолепными коврами» ,одиноко чернеющий «прозрачный лес» станет снова густым , а «кобылка бурая» превратится в «нетерпеливого коня».
Г) Синтаксический уровень.
А как синтаксис помогает проникнуть в мир поэта?
Опережающее задание: дать характеристику предложений из которых состоит стихотворение
Строфа | Количество предложений | Примеры | Характеристика предложений |
1 | 2 | 1-е 2-е | Назывное Бессоюзное сложное, Осложнено обращением и однородными сказуемыми |
2,3 | 1 | Сложное с сочинительной и бессоюзной связью, Осложнено сравнительным оборотом и деепричастным оборотом. | |
4 | 4 | 1-е 2-е 3-е 4-е | Простое Простое Простое Простое, осложнено вводным словом |
5 | 1 | Простое, осложнено обособленным определением и однородными сказуемыми |
Д) Стилистические фигуры
Опережающее задание: найти в стихотворении стилистические фигуры и определить их роль
Строфа | Стилистилистические фигуры | Примеры | Роль |
1 | Риторическое обращение Риторические восклицания | Еще ты дремлешь,друг прелестный- Пора ,красавица, проснись… Мороз и солнце; день чудесный! Открой сомкнуты негой взоры, навстречу северной Авроры Звездою севера явись! | Передает силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет |
4 | Риторический вопрос | Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? | Тактичное предложение прогулки по зимней природе |
5 | Риторическое обращение | Друг милый , предадимся бегу Нетерпеливого коня | Любовное отношение к героине |
Вывод:
Анализируя синтаксический строй стихотворения, мы выяснили ,что А.С.Пушкинипользует различные синтаксические конструкции, а при помощи стилистических фигур автор выражает свое радостное настроение от встречи с возлюбленной и созерцаничя картины зимнего утра
4.Вывод по итогам лингвистического анализастихотворения:
Поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой. Зима не усыпляет человека , а зовет к действию, бодрит. Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы пробудили лирического героя к жизни, побудили к творчеству.
Не только слова, но и звуки, знаки препинания , синтаксис значимы в художественном тексте. А мы еще раз убедились ,что «с русским языком можно творить чудеса» и что «нет таких звуков и образов, для которых в нашем языке не нашлось бы точного выражения»
5.Домашнее задание
Написать сочинения - миниатюры
Темы творческих работ:
«Зима»
«Радость»
«Счастье»
«Любовь»
«Вьюга ночью»
«Морозное солнечное утро»
«Чудесный день»
Попробуйте использовать как можно больше изобразительных средств при написании сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""
Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...
Литература. 6 класс. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"
Развернутый конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" для 6 класса по программе В.Я.Коровиной и презентация к нему....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Урок литературы : работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"
Конспект урока включает в себя план по развитию выразительного чтения,составление плана для анализа стихотворения и другие методические приемы....
Презентация к уроку « Лингво-стилистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
На слайдах представлены все этапы урока с выполненными заданиями по лингвостилистическому анализу стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"на лексическом,фонетическом, морфологическом и син...
Шаблон к анализу стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"
Шаблон предназначен для шестиклассников при написании обучающего сочинения по анализу стихотворения...