Литература. 6 класс. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"
план-конспект урока литературы (6 класс) по теме
Развернутый конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" для 6 класса по программе В.Я.Коровиной и презентация к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stihotvoreniya_pushkina_zimnee_utro.doc | 66 КБ |
pushkin._zimnee_utro.ppt | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
По программе В.Я.Коровиной
Тема: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»
Цели урока:
Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста;
Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов;
Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.
Оборудование: зимние пейзажи русских художников, портрет поэта, аудиозапись «Времена года. Зима» А.Вивальди, Толковый словарь.
Ход урока.
Этапы урока Время | Ход урока | Примечание |
Организационный момент (3 мин) | Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока. | оформление записей в тетрадях. |
Вступительное слово учителя (7 мин) | Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь. Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам. А может, они и не особенные, может, этому можно в какой-то степени научиться? Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую бы вы увидели в воскресное утро из окна своего дома, постарайтесь нарисовать ее как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы могли ее вообразить. Всего 5-6 предложений. Но только не говорите избитых фраз, типа «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце». А помогут вам в этом картины русских живописцев, которыми сегодня оформлен наш стенд, и музыка А.Вивальди «Времена года. Зима». | Включается аудиозапись (А.Вивальди «Времена года.Зима») |
Творческая работа и ее обсуждение (5 мин) | Вот видите, как это непросто! Не хватает слов. Так и просятся «белый снег», «яркое солнце». А если предложить вам задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало радостно. Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро». | чтение 2-3 работ |
Выразительное чтение стихотворения учителем | ||
Беседа по прочитанному | - Какие слова вам не понятны? Нега – наслаждение (устар.) Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.) Вечор – вчера (диал.) Нынче – сейчас (устар.) Озарена – освещена (устар.) Велеть – приказать (устар.) Запречь – запрячь, запрягать (устар.) Предадимся – отдадимся (устар.) Проблемный вопрос: - Что описывает поэт? Утро, лес, небо, снег… Запомним ответ, а в конце урока попробуем ответить на этот вопрос еще раз. Посмотрим, изменится ли наше мнение. - С какой целью он использует контрастное описание природы? Пушкин хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. - Найдите в тексте повтор. И ель… И речка… Комментарий учителя: такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. - Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), передаче ощущения домашнего покоя. Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушаем: …Веселым треском Трещит затопленная печь. - Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? Согласные звуки [т],[р],[с],[щ],[с]. Комментарий учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией. - Каковы особенности лексики стихотворения? Пушкин использовал в одном стихотворении высокие, книжные слова, разговорные, устаревшие, диалектные. Таким образом, читатель может наблюдать соединение слов разных стилей в одном стихотворении. - Выразительное чтение первой строфы учеником. Беседа по вопросам. Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. - Прочитаем вторую строфу (читает выразительно ученик). Как и почему меняется настроение во второй строфе? Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном», «печальная», «тучи». Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании. Комментарий учителя: Такой литературный прием в литературоведении называется антитезой. - Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности. - Читаем выразительно третью строфу (читает ученик). Обратим внимание на то, что паузами поэт подчеркивает переход от грустных воспоминаний к радости: И ты печальная сидела (пауза) – А нынче… (пауза) посмотри в окно… Комментарий учителя: Мы уже знаем, что сравнение обычно выражается оборотами со словами «как», «как будто», «словно». Найдем в тексте такое сравнение (Луна, как бледное пятно). Но сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами… снег лежит». Есть ли в тексте еще подобные конструкции? Да, «звездою севера явись». - Какими красками можно нарисовать природу, изображенную в третьей строфе? Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой. - Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? Однокоренные слова «блестя», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег, милый для меня». Это создает настроение радостного и немного печального умиления. - Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы, жизни. | запись на доске и в тетрадях значений устаревших и диалектных слов, в ходе работы обращаемся к толковому словарю Вопрос и ответ на него записаны на доске определение записывается в тетради: Анафора (греч.) – повтор одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы определение записывается в тетради: Аллитерация (лат.) – повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи определение записывается в тетради: антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи |
Выразительное чтение целого стихотворения несколькими учениками – каждый по строфе. | ||
Итоги урока (3 мин) | Вспомним наш проблемный вопрос: Что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики (записывается в тетради). Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии, но и ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний. | Ответ на проблемный вопрос записывается в тетради |
Домашнее задание (2 мин) | Выучить наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро», нарисовать иллюстрации к стихотворению. Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике - сочинить свое стихотворение. |
- Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока, оформление записей в тетрадях.
- Вступительное слово учителя: Закройте глаза, представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу и вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он… Но тут я остановлюсь.
Как часто мы видим все, что нас окружает, но не умеем вслушиваться, всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам. А может, они и не особенные, может, этому можно в какой-то степени научиться? Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую бы вы увидели в воскресное утро из окна своего дома, постарайтесь нарисовать ее как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы и мы могли ее вообразить. Всего 5-6 предложений. Но только не говорите избитых фраз, типа «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце». А помогут вам в этом картины русских живописцев, которыми сегодня оформлен наш стенд, и музыка А.Вивальди «Времена года. Зима».
- Творческая работа и ее обсуждение (чтение 2-3 работ):
Вот видите, как это непросто! Не хватает слов. Так и просятся «белый снег», «яркое солнце». А если предложить вам задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало радостно. Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро».
- Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Беседа по прочитанному:
- Какие слова вам не понятны? (запись на доске и в тетрадях значений устаревших и диалектных слов, в ходе работы обращаемся к толковому словарю):
Нега – наслаждение (устар.)
Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
Вечор – вчера (диал.)
Нынче – сейчас (устар.)
Озарена – освещена (устар.)
Велеть – приказать (устар.)
Запречь – запрячь, запрягать (устар.)
Предадимся – отдадимся (устар.)
- Что описывает поэт? Утро, лес, небо, снег…
- С какой целью он использует контрастное описание природы? Пушкин хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.
- Найдите в тексте повтор. И ель… И речка…
Комментарий учителя: такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой (определение записывается в тетради: Анафора (греч.) – повтор одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы).
- Обратим внимание на то, что постепенно от любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), передаче ощущения домашнего покоя. Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушаем:
…Веселым треском
Трещит затопленная печь.
- Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? Согласные звуки [т],[р],[с],[щ],[с].
Комментарий учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией (определение записывается в тетради: Аллитерация (лат.) – повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи).
- Каковы особенности лексики стихотворения? Пушкин использовал в одном стихотворении высокие, книжные слова, разговорные, устаревшие, диалектные. Таким образом, читатель может наблюдать соединение слов разных стилей в одном стихотворении.
- Выразительное чтение первой строфы учеником. Беседа по вопросам. Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.
- Прочитаем вторую строфу (читает выразительно ученик). Как и почему меняется настроение во второй строфе? Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном», «печальная», «тучи». Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании.
Комментарий учителя: Такой литературный прием в литературоведении называется антитезой (определение записывается в тетради: антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи).
- Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения? Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности.
- Читаем выразительно третью строфу (читает ученик). Обратим внимание на то, что паузами поэт подчеркивает переход от грустных воспоминаний к радости:
И ты печальная сидела (пауза) –
А нынче… (пауза) посмотри в окно…
Комментарий учителя: Мы уже знаем, что сравнение обычно выражается оборотами со словами «как», «как будто», «словно». Найдем в тексте такое сравнение (Луна, как бледное пятно). Но сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами… снег лежит». Есть ли в тексте еще подобные конструкции? Да, «звездою севера явись».
- Какими красками можно нарисовать природу, изображенную в третьей строфе? Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой.
- Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? Однокоренные слова «блестя», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы. Эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег, милый для меня». Это создает настроение радостного и немного печального умиления.
- Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы, жизни.
6. Выразительное чтение целого стихотворения учеником или несколькими учениками – каждый по строфе.
7. Итоги урока: что же изображает поэт в стихотворении? Картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания (записывается в тетради).
Комментарий учителя: Стихотворения, которые изображают картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики (записывается в тетради). Природа является не только одной из ведущих тем в поэзии, но и ее идеалом – примером истинной красоты, гармонии, целесообразности. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.
8. Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро», нарисовать иллюстрации к стихотворению. Для желающих – попробовать свои силы в пейзажной лирике, сочинить свое стихотворение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина» Цели урока: Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта; Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
Представьте, что сейчас зима. Попробуйте в нескольких предложениях описать это время года, а поможет вам в этом следующий слайд.
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Работа со словом: Подберите синонимы. Нега Взор Вечор Нынче Озарена Велеть Запречь Предадимся Наслаждение Взгляд Вчера Сейчас Освещена Приказать Запрячь Отдадимся
Беседа по вопросам: Что описывает поэт? (утро, лес, небо, снег) С какой целью он использует контрастное описание природы? ( он хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра по сравнению со вчерашней бурей)
Выразительно прочитайте первую строфу стихотворения Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! К.А.Саврасов «Зима»
Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. С.Ю.Жуковский «Зима»
Выразительно прочитайте вторую строфу стихотворения. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно:
Как и почему меняется настроение во второй строфе? Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи». Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.
Антитеза - противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувств, усиления выразительности речи.
Выразительно прочитайте третью строфу стихотворения. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. С.Ю.Жуковский «Иней»
Какими красками нарисована природа в третьей строфе? Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой. В.Д.Поленов «Ранний снег»
Выразительно прочитайте четвертую строфу стихотворения Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь, не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Можно ли услышать, что происходит в доме? … Веселым треском Трещит затопленная печь Согласные звуки [ р ] , [ т ] , [ с ] , [ щ ] помогают передать треск дров в печи
Аллитерация - повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности речи.
Выразительно прочитайте последнюю строфу стихотворения Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Л.Л.Каменев «Зимняя дорога»
Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни. И.И.Шишкин «Зима»
Что изображает поэт в стихотворении? А.С.Пушкин изображает картину природы, а через нее свои чувства и эмоции, переживания и настроение. В своем стихотворении поэт показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком, зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит, пробуждает радость и творчество.
Домашнее задание Выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть; Нарисовать иллюстрации к стихотворению; Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации» /анализ стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)/
Цель урока: – познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева– выявить основн...
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Анализ стихотворения И. А. Бунина "Родина"
В презентации подобраны картинки, иллюстрирующие строфы стихотворения, предложены задания к анализу....
Урок литературы в 7 классе "Анализ стихотворения "Весенняя гроза" Ф.И.Тютчева"
В центре урока стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». Дети обучаются умению читать текст вдумчиво, оценивая каждое ключевое понятие....
Урок-презентация по литературе в 6 классе "Анализ стихотворения Н.Некрасова "Железная дорога"
Цель данного урока показать двойственность чувств поэта: страдание за народ и гордость за его свершения; риторическую направленность стихотворения; дать понятие о трехсложных размерах стиха...
Конспект урока литературы в 5 классе. Анализ стихотворения К.Бальмонта "Снежинка"
Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта "Снежинка", на котором сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в...
урок литературы в 5 классе Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»
Технологиская карта урока Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»Задачи урока1.Выявить первоначальные впечатления через выразительное чтение стихотворений.2.Обучить приёмам анализа информаци...