Дискуссия «Что есть любовь?»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дискуссия «Что есть любовь?»
(по пьесе У.Шекспира «Ромео и Джульетта»).
Цель: создание условий для обогащения личности учащихся и восприятия ими литературного и музыкального произведений путем приобщения к искусству.
Задачи:
1.Воспитывать любовь и интерес к разным видам искусства: музыке и литературе через знакомство с музыкальными и литературными произведениями.
2.Развивать творческие способности путем глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность используемых на уроке музыкальных произведений; формировать музыкальное мышление учащихся на основе изучения закономерностей музыкального искусства, его интонационной природы, связью с литературным и жизненным опытом.
3. Воспитывать любовь, верность и преданность у учащихся.
Ход урока
I. Знакомство учащихся с понятием «дискуссия» и правилами ведения дискуссии
Теоретический материал:
Смысл слова дискуссия (лат. discussio) — исследование, разбор, заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений. |
Правила поведения в дискуссии
Я критикую идеи, а не людей Моя цель не в том, чтобы “победить”, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов |
Учитель: Сегодня мы проводим урок-дискуссию, используя такой вид, как «Снежный ком». Основной вопрос нашей дискуссии «Любовь - это проявление силы человека или его слабости?». Обратимся к тексту У.Шекспира «Ромео и Джульетта».
Условия подобной дискуссии
Вопрос 1 1. Каждый из участников пишет на карточках ответ на 1 вопрос (5 существительных) 2. Участники объединяются в пары. В результате обсуждения пара отбирает три карточки из написанных. 3. На третьем этапе участники объединяются в четверки и также путем дискуссии в микрогруппе оставляют чуть больше половины карточек от общей суммы (например, из 6 оставить 4 карточки). (Количество групп зависит от наполняемости класса) 4. Представитель от группы защищает общие наработки, демонстрируя карточки аудитории. После этого карточки, зафиксированные скотчем на доске, комментируются каждой группой, а затем проводится классификация и систематизация предложений. 5. Выделяются сходные варианты, убираются. На доске остаются неповторяющиеся ответы. (Работа обобщается сразу же после каждого ответа) Вопрос 2 (та же работа) Вопрос 3 (та же работа) Вопрос 4 (та же работа) Вопрос 5 (та же работа) |
II. Дискуссия «Снежный ком» - поиск ответов на нравственные вопросы. Просмотр ролика «Современная любовь».
Учитель: вашему вниманию предлагаются следующие вопросы.
Вопрос 1:
- Что требуется телу человека, то есть без чего человек физически не выживет?
(Примерные ответы учеников: тепло, свет, пища, вода, одежда)
Вопрос 2:
- Что нужно душе человека? (Примерные ответы учеников: любовь, забота, уважение людей, доброта, целеустремленность, доверие других)
Вопрос 3:
Отметьте, пожалуйста, положительные и отрицательные характеристики такого
чувства, как влюблённость (по три существительных). (Примерные ответы учеников: (-) – ревность, чувство собственничества, разочарование; (+) – забота, доверие, ласка)
Вопрос 4:
- Что вы больше всего цените в людях? Назовите по одному качеству от каждой
группы. (Примерные ответы учеников: доброта, умение сочувствовать, искренность,
справедливость, пунктуальность)
Вопрос 5:
- Назовите основные составляющие слова ЛЮБОВЬ (Примерные ответы учеников:
душевность, милосердие, щедрость души)
III. Обобщение ответов, расположенных на доске (карточки групп)
IV. Работа с толкованием слова «любовь» и составление кластера
Задание 1: Ознакомьтесь, как раскрывают его некоторые авторы, что общего в этих определениях, в чем отличие этого понятия? Подчеркните 2 ключевых слова.
Каждая группа выбирает одно высказывание и объясняет, почему выбрали именно это толкование.
Борис Корчевников, тележурналист Любовь это место, в котором тебя самого нет вообще, нет ни капельки, а есть – только тот, кого любишь. Альбер Камю В жизни должна быть любовь - одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены. Л. Толстой Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается. Конфуций Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек. Ф.М. Достоевский Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог. И. Тургенев Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. Омар Хайям В этом мире любовь — украшенье людей, Быть лишенным любви — это быть без друзей. Тот, чье сердце к напитку любви не прильнуло, Тот — осел, хоть не носит ослиных ушей! |
Задание 2: выберите из всех предложенных высказываний существительные, которые объясняют слово ЛЮБОВЬ как ЧУВСТВО и слово ЛЮБОВЬ как ДЕЛА. Запишите их в два столбика. Какое из высказываний объединяет и чувства, и дела. Допиши свои существительные. Сделайте вывод, что несет любовь людям.
V. Поиск ответа на проблемный вопрос
Учитель: Основной вопрос нашей дискуссии «Любовь - это проявление силы человека или его слабости?». Обратимся к тексту У.Шекспира «Ромео и Джульетта».
1) Аналитическая беседа
- Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга. (акт 2, сцена 5)
- Что мешает их любви? (Вражда их семейств.)
- Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства? ( Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Джульетта меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою любовь.)
- Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев? (Они не понимают этой вражды. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео – Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.)
- Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему? (Нет, так как в Тибальте он видит родственника своей супруги и не желает ему зла.)
- В чем видят герои смысл жизни? (В любви. Они не могут оставаться друг без друга, поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за твое здоровье пью, Ромео!» Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)
- Почему погибают герои? (Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии, примирению, доброте и любви.)
- Герои видят смысл всей жизни в любви. Тогда почему же они выбирают смерть? (Они умирают за свою любовь. Любовь торжествует над враждой, непониманием. Отняв у себя жизни, герои трагедии вынесли приговор родовым распрям, сословным предрассудкам. Трагедия Шекспира утверждает бесценность и вечность любви).
- Есть ли смысл в гибели героев? (После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло).
2) Подведение итогов
Учитель: Скажите: любовь и влюбленность – это одно и то же?
- Можно отнести к нравственной категории любви поступок, который совершили герои?
"Ромео и Джульетта": музыкальный клип
VI. Подведение итога урока. Оценивание.
Приём «Микрофон» (каждый отвечает на основной вопрос урока, аргументируя свою позицию).
«Любовь - это проявление силы человека или его слабости?»
VII. Домашнее задание.
Написать отзыв о трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».
VIII. Рефлексия. «Синквейн».
Борис Корчевников, тележурналист
Любовь это место, в котором тебя самого нет вообще, нет ни капельки, а есть – только тот, кого любишь.
Альбер Камю
В жизни должна быть любовь - одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены.
Л. Толстой
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.
Конфуций
Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.
Ф.М. Достоевский
Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог.
И. Тургенев
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Омар Хайям
В этом мире любовь — украшенье людей,
Быть лишенным любви — это быть без друзей.
Тот, чье сердце к напитку любви не прильнуло,
Тот — осел, хоть не носит ослиных ушей!
Борис Корчевников, тележурналист
Любовь это место, в котором тебя самого нет вообще, нет ни капельки, а есть – только тот, кого любишь.
Альбер Камю
В жизни должна быть любовь - одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены.
Л. Толстой
Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.
Конфуций
Любовь - начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Поэтому-то любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.
Ф.М. Достоевский
Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог.
И. Тургенев
Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Омар Хайям
В этом мире любовь — украшенье людей,
Быть лишенным любви — это быть без друзей.
Тот, чье сердце к напитку любви не прильнуло,
Тот — осел, хоть не носит ослиных ушей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Есть или не есть, или экологическая безопасность продуктов питания»
Цели:сформировать представление о категориях качества продовольственных товаров;определить источники загрязнения продуктов питания;научиться проводить первичную экологическую экспертизу продукто...
Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"
Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...
«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».
Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...
Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".
Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИСКУССИИ Различные формы организации и проведения дискуссий
Данный материал использовался на межрегиональном семинаре руководителей НКО по теме «Обучаем правам» г. Краснодар, и предназначен для вожатых, классных руководителей, работающих в воспитат...
Литературная композиция «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…» (Родная природа в творчестве русских поэтов 19 века)
Стихотворения о природе - это трепетный рассказ о собственной душе. Русские поэты всегда думали о главном - своей Родине....
Основные жанры научного стиля и устной научной речи (выступление, тезисы, дискуссия, реферат, статья, рецензия). Правила корректной дискуссии. Анализ текста.
https://videouroki.net/razrabotki/osnovnyie-zhanry-nauchnogho-stilia-i-ustnoi-riechi-pravila-korriektnoi-diskussii.html...