Календарно-тематическое планирование уроков литературы. 6 клас, ФГОС ООО
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс
№ | Тема урока | Дата план | Дата факт | Планируемые результаты | |
Предметный результат | Универсальные учебные действия | ||||
Введение ( 1 час) | |||||
1 | Художественное произведение. Содержание и форма. | Знания: 1)особенности художественной и учебной книги. Умения: 1)понимать роль художественного произведения в жизни человека и общества; 2)владеть навыками литературного чтения, использовать приобретённые знания для создания творческих работ; | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | ||
Устное народное творчество (3 часа+ 1 р/р) | |||||
2 | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни | Знания: 1) понятия «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; 2) эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; Умения: 1)соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря,; 2)анализировать их тематику. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | ||
3 | Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора. | Знания: 1)малые фольклорные жанры, их отличительные особенности, причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора; 2) изученные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, малые жанры фольклора, пословицы, поговорки, загадки. Умения: 1)осознавать разницу между литературой и фольклором; 2) использовать малые жанры фольклора в устной речи; | |||
4 | Загадки | ||||
5 | Урок развития речи. | Умения: в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи. | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь письменно формулировать и высказывать свою точку зрения. | ||
Древнерусская литература (2 часа) | |||||
6-7 | «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | Знания: 1)основные темы древнерусской литературы; 2)сюжет и содержание «Сказания». 3)изученные теоретико-литературные понятия: летопись. Умения: 1)основную мысль и лексику «Сказания»; 2)значение летописных источников для современного человека; 3)видеть связь летописи с фольклором; 4)определять тему и идею произведения; 5)сопоставлять произведения литературы и живописи. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
Литература 18 века (1 час) | |||||
8 | ИИ. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории. | Знания: 1)биографические сведения о И.И.Дмитриеве; 2) содержание басни «Муха»; 3)изученные теоретико-литературные понятия: басня. Умения: 1)понимать значение аллегории; 2)воспринимать и анализировать текст | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
Русская литература 19 века (50 часов) | |||||
И.А.Крылов (2часа+1 р/р) | |||||
9 | И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик». | Знания: 1)роды и жанры литературы; 2)истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); 2)биографические сведения об И. А. Крылове; 2) содержание прочитанных басен: «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и соловей» 3)изученные теоретико-литературные понятия: басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение; 4) афоризмы из текстов басен И.А.Крылова. Умения: 1)понимать аллегорический смысл басен; 2) выявлять лексическое значение слов; 3) выразительно читать наизусть и инсценировать басни; 4) описывать рисунки и иллюстрации к басням; 6)оценивать актёрское чтение; 7)видеть связь басен с фольклором. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
10 | И. А. Крылов. «Осел и Соловей». | ||||
11 | Урок развития речи | ||||
А.С.Пушкин (15 часов+1 р/р) | |||||
12 | А. С. Пушкин. Лицейские годы поэта.Стихотворение «Узник» | Знания: 1) биографические факты жизни поэта; 2) изученные теоретико-литературные понятия: стихотворение, сравнение, эпитет, метафора, рифма (перекрёстная, парная, опоясывающая), ритм, стопа, ямб, хорей. Умения: 1)выразительно читать стихотворения; 2) понимать разницу между прозаической и стихотворной речью; 3)находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; 4)прослеживать изменение настроения в стихотворении; 5)определять стихотворный размер. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
13 | Народнопоэтический колорит стихотворения «Зимнее утро».Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. | ||||
14 | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | ||||
15 | «Зимняя дорога».Приметы зимнего пейзажа. | ||||
16 | Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. Практическая работа. | ||||
17 | Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» | Знания: 1) биографические факты жизни поэта; 2) изученные теоретико-литературные понятия: повесть, цикл. 3)сюжет и содержание произведений А.С.Пушкина. Умения: 1)выразительно читать и пересказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции; 2) понимать разницу между прозаической и стихотворной речью; 3)характеризовать героев и их поступки; 4)понимать нравственную проблематику литературных произведений, отношение автора к героям; 7)составлять план произведения; 8)сопоставлять произведения литературы друг с другом и с иллюстрациями к ним. | |||
18 | Историческая эпоха в повести, прототипы. А.С.Пушкина «Дубровский» Изображение русского барства. | ||||
19 | Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | ||||
20 | Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. | ||||
21 | Бунт крестьян . | ||||
22 | Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | ||||
23 | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | ||||
24 | Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | ||||
25 | Обобщение по теме «Дубровский». | ||||
26 | Контрольная работа по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | Знания: 1)содержание романа, последовательность раскрытия темы; Умения: 1)находить нужный вариант ответа на поставленный вопрос | Познавательные: Структурируют знания. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: Умеют создавать связный текст . | ||
27 | Урок развития речи | Умения: Строить собственное высказывание. | Познавательные: Структурируют знания. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: Умеют создавать связный текст | ||
М.Ю.Лермонтов (3 часа+1р/р) | |||||
28 | Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи». | Знания: 1) биографические факты жизни поэта; 2)изученные теоретико-литературные понятия: -сравнение, -гипербола, -эпитет, -метафора, -звукопись, -аллитерация; 3) содержание стихотворений «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Три пальмы». Умения: 1)находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. 2) понимать смысл стихотворений; 3)определять стихотворный размер. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | ||
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | |||||
29 | Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы» | ||||
30 | Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова | Знания: 1)содержание стихотворений; Умения: 1)находить нужный вариант ответа на поставленный вопрос | Познавательные: Структурируют знания. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: Умеют создавать связный текст . | ||
И.С.Тургенев (6 часов) | |||||
31 | И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. | Знания: 1) биографические факты жизни писателя; 2) историю создания цикла «Записки охотника»; 3)сюжет и содержание рассказа «Бежин луг»; 4)изученные теоретико-литературные понятия: портрет, пейзаж. Умения: 1)пересказывать эпизоды рассказа; 2) понимать позицию автора, его сочувственное отношение к героям; 3)понимать основную мысль произведения; 4)понимать характер отношений между людьми в крепостной России; 5)способы создания образа героя; 6)характеризовать героев и их поступки; 7)прослеживать изменения в характере героя; 8)при обсуждении прочитанных произведений аргументированно и последовательно доказывать свою точку зрения; 9)выяснять значение незнакомых слов; 10)находить в текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; 11)составлять план сочинения; подбирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды); 12)выступать с сообщениями на литературную тему. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | ||
32 | Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | ||||
33 | Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг». | ||||
34 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | ||||
35 | Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»). | ||||
Ф.И.Тютчев (3 часа) | |||||
36 | Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. | Знания: 1) биографические факты жизни поэтов; 2)содержание стихотворений: Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело», «Листья», «С поляны коршун поднялся». 3) рифма и ритм - признаки стихотворной речи. Умения: 1) выразительно читать стихотворения; 2)анализировать стихотворения: определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, определять их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | ||
37 | Природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья». | ||||
38 | Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | ||||
А.А.Фет (2 часа) | |||||
39 | Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | Знания: 1) биографические факты жизни поэта; 2) содержание стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь», «Учись у них- у дуба, у березы». 3)одно стихотворение наизусть. Умения: 1)выразительно читать стихотворения; 2)находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; 3)использовать теоретико-литературные понятия в речи. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | ||
40 | Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета | ||||
Н.А.Некрасов (5 часов+1 р/р) | |||||
41 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда. | Знания: 1) биографические факты жизни поэта; 2) историю создания стихотворения «Железная дорога» 3)содержание стихотворения; 4)определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог). 5)определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»; Умения: 1)выразительно читать стихотворение; 2) понимать отношение автора к героям; 3) понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора; 4)сочувственный пафос и нравственную проблематику произведения; 5)прослеживать изменения настроения в стихотворении; 6)находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; 7)сопоставлять поэму с фольклорными произведениями; | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
42 | Народ – созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога». | ||||
43 | Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | ||||
44 | Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога» | ||||
45 | Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».Трехсложный размер стиха | ||||
46 | Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века | Умения: 1)давать краткий и развернутый ответы на вопросы; 2)обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении | Познавательные: Структурируют знания. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: Умеют создавать связный текст | ||
Н.С.Лесков (5 часов+1 р/р) | |||||
47 | Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. | Знания: 1)биографические факты биографии писателя, его литературной деятельности; 2)определение понятий «сказ»(начальное представление), «эпическое повествование»; 3)содержание сказа «Левша»; 4)понимать, как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью; 5)понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти; 6) понимать сходство и различия между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы); 7)понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции; Умения: 1)связно рассказывать о писателе; 2)воссоздавать портрет главного героя; 3) объяснять авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе; 4) выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении; 5) осознавать и видеть комическое в произведении; | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
48 | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». | ||||
49 | Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». | ||||
50 | Проект. Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша» | ||||
51 | Сказовая форма повествования. | ||||
52 | Урок развития речи. | Умения: давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении | Познавательные: Структурируют знания. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: Умеют создавать связный текст | ||
А.П.Чехов (3 часа) | |||||
53 | А.П. Чехов. Литературный портер писателя.Рассказ «Толстый и тонкий». | Знания: 1)биографические факты жизни писателя; 2) история создания и содержание рассказа; 3)определение понятий: «юмористический рассказ», «сатира», «сюжет», «фабула», «литературный герой», «речевая характеристика персонажей». Умения: 1)оперировать данными понятиями при анализе произведения; 2) определять главных героев и давать им характеристику; 3)находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
54 | Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | ||||
55 | Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». | ||||
Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века (3часа) | |||||
56 | Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | Знания: 1)определение понятий «эпитет», «метафора» «олицетворение», «инверсия», «интонация конца предложения»; 2)понимать, что в стихотворениях Я.Полонского, Е.А.Баратынского, А.К.Толстого отражаются не только картины природы, но и душевное состояние человека, воспринимающего её; Умения: 1)определять выразительные средства языка, указывая их роль в контексте стихотворений, 2)объяснять интонацию конца предложения, 3)выразительно читать, передавая интонационно смену чувств, настроений поэта, легкость, зыбкость и изменчивость картин природы. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
57 | Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...».. | ||||
58 | А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». | ||||
Русская литература 20 века (26 часов) | |||||
А.И.Куприн (2 часа) | |||||
59 | А.И.Куприн «Чудесный доктор». | Знания: 1) биографические факты жизни писателя; 2)содержание рассказа А.И.Куприна; 3) изученные теоретико-литературные понятия: -понятие о литературном герое; -портретная характеристика героя; -сюжет, композиция; - отличие повести от рассказа; - автор и его герои; -писатель, автор, рассказчик; Умения: 1)рассказывать сюжет прочитанного произведения, видеть особенности его композиции; 2) характеризовать героев и их поступки; 3) различать в произведении автора и рассказчика; 4) писать сочинение о книге, литературном герое. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
60 | Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор» | ||||
А.П.Платонов (2 часа) | |||||
61 | А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. | Знания: 1)биографию писателя, 2)факты его жизни и творческой деятельности, 3)историю создания сказки-были; Умения: 1)отмечать сказочные и реальные моменты повествования, 2)сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
62 | А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». | ||||
А.С.Грин (2 часа) | |||||
63 | Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса» | Знания: 1)факты биографии писателя, его творческой деятельности; 2)объяснять смысл понятия «феерия»; Умения: 1)составлять тезисный план прочитанной статьи, 2)находить в повести яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; 3)анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | ||
64 | Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса» | ||||
Произведения о Великой Отечественной войне (2 часа) | |||||
65 | К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» | Знания: 1) биографические факты жизни поэтов, их военная биография; 2)содержание стихотворений; 3) изученные теоретико-литературные понятия: -понятие о литературном герое; -портретная характеристика героя; -тема, идея, средства художественной выразительности; - автор и его герои; Умения: 1) выразительно читать стихотворения; 2)анализировать стихотворения: определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, определять их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
66 | Д.С. Самойлов. «Сороковые». | ||||
В.П.Астафьев ( 3 часа) | |||||
67 | Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | Знание: 1)биографические факты жизни писателя, его творческой деятельности, 2)содержание рассказа; 3)определение понятий «эпизод», «фабула»; 4)понимать, каково авторское отношение к героям рассказа; Умения: 1)выборочно рассказывать о детстве героев, 2)анализировать эпизоды, 3)прослеживать развитие действия, 4)отбирать наиболее яркие эпизоды, 5)отвечать на проблемные вопросы. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
68 | Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе. | ||||
69 | Контрольная работа по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | Умения: давать краткий и развернутый ответы на вопросы; обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении | Познавательные: Структурируют знания. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: Умеют создавать связный текст | ||
В.Г.Распутин (3часа) | |||||
70 | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского» | Знания: 1)биографические данные жизни писателя, 2)содержание рассказа; 3)понятия: «герой-повествователь»,«рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; 4)понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; 5)понимать скрытый смысл названия рассказа, 6)мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; 7)смысл посвящения и предисловия; Умения: 1)анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
71 | Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | ||||
72 | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | ||||
М.М.Пришвин (2 часа) | |||||
73 | Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | Знания: 1)биографические данные жизни писателя, 2)содержание сказки-были; 3)понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча; 4)определение понятия «пейзаж»; 5)понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; 6)основную идею произведения: для писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь; Умения: 1)выделять сказочные и реалистические моменты повествования, 2)анализировать предложенные эпизоды произведения, выборочно выразительно читать их и пересказывать; 3)находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; 4)делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; природа в понимании М.Пришвина - это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
74 | Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | ||||
Родная природа в лирике поэтов 20 века (4 часа) | |||||
75 | А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» | Знать: 1)биографические данные жизни поэта; 2) определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; 3)понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века; Умения: 1)находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, 2)передавать состояние души лирического героя, 3)определять ключевые слова, характеризующие мироощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), 4)выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
76 | С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». | Знания: 1)биографические данные жизни поэта; 2) определение понятии «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение»,«аллитерация»; 3)понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок, 4)близость стихотворений С.Есенина к произведениям устного народного творчества; Умения: 1)по ключевым словам стихотворений определять, какие фразы показывают любовь поэта к «чахленькой местности», 2)находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, 3)определять их роль; 4)выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, 5)определять особенности лирики С.Есенина (лиризм, напевность, мелодичность). | |||
77 | Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | Знания: 1)сведения об авторе, 2)основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), 3)постоянные образы (свет, звезда, огонек); 4)понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; 5)какие чувства испытывает лирический герой Н.Рубцова Умения: 1)интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; 2)устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; 3)соотносить названия стихотворений с их содержанием; 4)определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя. | |||
78-79 | Страна высоких вдохновений. Пейзажная лирика поэтов XX века. | Знания: 1)текстов стихотворений; Умения: 1)рассказывать и читать выразительно; | Познавательные: 1)Ориентироваться в справочной литературе, 2)сравнивать и делать выводы, 3)находить нужную информацию. Регулятивные: 1)Оценивать свои достижения. Коммуникативные: 1)Уметь произносить монолог, 2)вести диалог, 3)работать индивидуально и в группе, 4)проявлять уважительное отношение к другим, к их мнению. | ||
80 | Контрольная работа по стихотворениям о природе поэтов XX века. | Знания: 1)художественные особенности стихотворения. 2)понимать: идейный смысл стихотворения . Умения: 1)анализировать лирическое произведение. | Познавательные: Структурируют знания. Регулятивные: Оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: Умеют создавать связный текст | ||
В.М.Шукшин (2 часа) | |||||
81 | Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик». | Знания: 1)содержание рассказа; 2)понимать смысл его названия, 3) понимать авторское отношение к героям Умения: 1)анализировать характер Глеба Капустина, 2)подтверждать свой ответ цитатами из текста, 3)читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа; 4) в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев, 5)формулировать собственное отношение к персонажам | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
82 | Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал». | ||||
Ф.Искандер (2часа) | |||||
83 | Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | Знания : 1)сведения об авторе, факты его биографии, 2) сюжет рассказа; 3)понимать смысл названия рассказа, 4)нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле; Умения : 1)выражать впечатления от прочитанного, 2)анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
84 | Герой-повествователь в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» | ||||
Литература народов России (2 часа) | |||||
85-86 | Г.Тукай «Родная деревня», «Книга» .Любовь к малой родине и своему народу. | Знания: 1)сведения об авторе, 2)основные мотивы его творчества (родина, природа) Умения: 1)интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; 2)устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; 3)соотносить названия стихотворений с их содержанием; 4)определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
87-88 | К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». | ||||
Из зарубежной литературы ( 17 часов) | |||||
89 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия» | Знания: 1)определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; 2)время появления мифов; 3)о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н.А.Куна и Р.Грейвса, английского поэта и мифолога; понимать смысл мифов, 4)образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека, его понимание добра и зла; 5)отличие мифа от сказки; Умения: 1)давать характеристику герою, 2)анализировать его поступки | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | ||
90-91 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид». | ||||
92 | Геродот. «Легенда об Арионе». | Знания: 1)определений понятий «легенда», «миф», «реальность»; 2) отличий мифа от легенды; Умения: 1) находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.); 2)составлять художественный рассказ о герое. 3) производить сопоставительный анализ стихотворений. | |||
93 | А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа. | ||||
94-95 | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. | Знания: 1)определение понятия «героический эпос» (начальные представления), 2)признаки и отличительные особенности героического эпоса, 3)определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»; 4) как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им - с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера; Умения: 1)определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, определять их роль, 2)давать характеристику героям, 3)анализировать их поступки; 4)выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха. | Регулятивные: 1)самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; 2)в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные: 1)самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; 2)пользоваться изучающим видом чтения; 3)извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема); 4)пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; 5)излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; 6)пользоваться словарями, справочниками; 7)осуществлять анализ и синтез; 8)устанавливать причинно-следственные связи; 9)строить рассуждения. Коммуникативные: 1)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 2)формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; 3)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 4)осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; 5)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6)высказывать и обосновывать свою точку зрения; 7)слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8)выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями | ||
96-97 | М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | Знания: 1)автора, факты его биографии и творческой деятельности; 2) смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»; Умения: 1)сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; 2)соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д.С.Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е.Моисеенко «Ламанч»; 3)выражать авторское отношение к героям и свое собственное. | |||
98-99 | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении. | Знания: 1)автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; 2)определение понятия «баллада как литературный жанр», 3)ее отличие от былины и песни; 4) проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя; Умения : 1)соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения;соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого. | |||
100-101 | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | Знания: 1)автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; 2)определение понятия «новелла»; 3) смысл заглавия новеллы; Умения: 1)рассказывать о героях, 2)анализировать их поступки и поведение. | |||
102-101 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | Знания: 1)автора, факты его биографии и творческой деятельности; 2)определение понятий «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления); 3) философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей; Умения: 1)определять сказочные и реальные элементы сказки. | |||
103-104 | Путешествие по стране Литературии. | Знания: 1)содержание литературных текстов, изученных по программе. Умения: 1) определять по фрагментам произведений автора, персонажа, характера, 2)оформлять собственное высказывание в форме сочинения-рассуждения. | |||
105 | Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе по учебнику Ланина. ФГОС
планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы к УМк Ланина Б. А....
РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-м КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ «ШАГ ЗА ГОРИЗОНТ» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова), 3 часа в неделю. ФГОС
Планирование содержит названия разделов (с количеством часов), темы уроков, типы уроков, виды деятельности и элементы содержания, планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)....
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)
Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование//ФГ...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...