Интегрированный урок по литературе и географии "Урал - сказочный край"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Архипова Людмила Сергеевна

Данный урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова, с его сказом “Медной горы Хозяйка”, с разнообразием горных пород.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по литературе и географии

 «Урал – сказочный край»

Учебно-воспитательные задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова, с его сказом “Медной горы Хозяйка”, с разнообразием горных пород.

Оборудование: портрет писателя, слайд-программа, тексты произведений писателя и иллюстрации к ним.

Цели урока:

Дидактические: 

  • познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;
  • ввести (учащихся) в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать ею сходства и различие со сказкой;
  • провести наблюдения над языком художественного произведения;
  • расширение знаний о горных породах и минералах.

Развивающие: 

  • продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
  • развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;
  • развитие эстетического и экологического мышления учащихся.

Воспитательные:

на материале сказа показать стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа, пробуждение интереса к изучению природы, чтению дополнительной литературы.

ХОД УРОКА

I. Новый материал.

1. Рассказ учителя.

У.Л. Урок  сегодня у нас необычный. Вместе с вами мы отправимся на Урал, родину удивительного русского писателя Павла Петровича Бажова. Задача нашего урока – раскрыть секрет огромного успеха книги “Малахитовая шкатулка” и познакомиться с жизнью и творчеством её создателя – П.П. Бажова, а так же вы расширите свои знания об удивительном мире камней.

Эпиграфом нашего урока будут слова П.П. Бажова «Я открыл русской литературе целый край».

У.Г. Камни – такая же неотъемлемая часть природы, как растения и животные. Но мир камня древнее живого мира. Он, несомненно, оказал и до сих пор оказывает огромное влияние на возникновение и развитие человеческой цивилизации.

Горная порода- представляет собой сочетание минералов естественного происхождения

                                             Горная порода

 

                                    плотные                рыхлые              

   Минерал – внутренне однообразный твердый компонент земной коры, образовавшийся естественным путем.

                             слюда      полевой шпат        кварц

                                                    гранит

 В настоящее время известно около 3000 минералов, и ежегодно ученые открывают все новые и новые их виды. Но лишь 100 минералов имеют сравнительно большое практическое значение: одни в силу их широкой распространенности, другие – благодаря особым, ценным для человека свойствам, и только четверть из них играют существенную роль в составе горных пород.

Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые использует человек.

                                                  Полезные ископаемые

                         магматические       осадочные       метаморфические

                      гранит                        мел                            мрамор

                       пемза                       песок                           кварцит

По разнообразию минералов, горных пород и полезных ископаемых Урал – один из богатейших районов мира. В нем найдено около 1000 различных минералов и учтено более 12000 месторождений.

        Уральские горы

 По каменным плитам

Ведут за собой нас

В страну малахита,

В страну, где не счесть

Драгоценных камней,

В страну работящих

И добрых людей.        (В. Степанов)

У.Л.  - Ребята, вы видели костер?

Как он разгорается? (Медленно, постепенно).

Вот с таким “костром, разгоревшимся, ярко пылающим и согревающим добротой нашу душу и сердце”, сравнил творчество П.П. Бажова, другой писатель Евгений Пермяк.

П.П. Бажов – не просто сказочник, но и сказитель, неторопливо, обстоятельно ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, когда существовало крепостное право (крепость, как сказано в произведениях Бажова).

А коли речь зашла о сказах и сказочном, то и я, как в сказке, стану сейчас не учителем, а сказительницей. Итак, я начинаю. А вы, ребята, слушайте  яркие страницы жизни писателя и запоминайте.

В уральской деревне, что близ Полевского завода, жил себе поживал парнишечка Павлушка Бажов, Петров сын.

А уж красив уральский край так, что и не описать: озера синие, леса сосновые светлые, горы высокие, от земли воспарение и дух легкий. Сказочный край.

Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зеленый камень малахит. Так-то он невзрачный, а если отшлифуешь и отполируешь, пойдут по малахиту затейливые узоры, точно художник какой разрисовал этот камень или даже волшебник.

У.Г. А знаете, почему их там так много? Я расскажу вам легенду о главной нашей драгоценности.

"Налетело однажды на Русь огромное страшное чудовище, разоряло оно деревни и села. И не было от него никакого спасения. Вызвался тогда богатырь русский победить чудовище. Весь народ собирал богатыря в дорогу и подарил ему пояс, весь расшитый дорогими каменьями. Долго бился с чудищем богатырь, наконец, победил его, связал своим драгоценным поясом и закинул далеко-далеко. Так освобождена была Русь от чудища. А пояс тот, упав на землю, превратился в цепочку гор, закрывающую столицу Руси от недругов. Все камни же рассыпались в недрах этих гор. Вот почему Уральские горы такие богаты.»

У.Л. Богатый край! А народ на Урале жил бедно. С давних пор стояли тут заводы. Хозяева заводов были богатыми людьми, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах, у плавильных печей да в гранильных мастерских, где наводили красоту на дикий уральский камень.

Бывало, под вечер соберутся старики и давай байки рассказывать: про каменный цветок, что в самых глубинных шахтах цветет, про Малахитницу да её чудеса. А уж про Медную гору, где завод медеплавильный Гумешки стоит, и вовсе чего только не рассказывали.

Слушал Павлуша тайные сказы, запоминал. Как вырос, так сам мастером стал. Да не по горному делу, не по малахитному. Начал он сказы сочинять, словно узор слов плести: цельный, густой, спелый, будто шелком шит.

Так сын горного мастера, Павел Петрович Бажов, выучившись, стал учителем. Смолоду полюбились ему уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку “Малахитовая шкатулка”. Он и другие книжки написал, но эта стала самой знаменитой.

Почему сказы получили такое название? Вот как об этом говорит сам писатель:

“Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища”.

Посмотрите, ребята, на иллюстрации к книге Бажова. Яркие, красивые, они сами как драгоценный металл.

В течение 15 лет он записывал рассказы о народной жизни. Самым известным стал его сказ “Медной горы Хозяйка”. В ней, как в узоре на малахите, затейливо переплетались судьбы простых уральских людей и дела горных волшебников.

 Физкультминутка.

У.Г.  Долго слайды мы листали. Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

У.Л. У меня в руках маленькая шкатулка. И в ней сегодня ни дорогие женские украшения, а драгоценные слова, сокровища народной речи, услышанные писателем из уст старых рабочих горных мастеровых людей. Слова эти необычные, сегодня не употребляемые и значения многих их них нам уже не понятны. Познакомимся с ними, сейчас мы их встретим в тексте.

II. Работа по сказу “Медной горы Хозяйка”.

- Ребята, дома вы прочитали сказ Павла Петровича Бажова “Медной горы.

Хозяйка”:

- Что необычного вы заметили в языке произведения, давайте прочитаем начало сказа. (Речь насыщена разговорными словами и оборотами) – стр.19

Жарко – страсть

Робили (работали)

Протча (прочее)

Пташки поют – радуются.

- Кто герои этого произведения? (Мастера по добыче малахита)

- Почему у них “в глазах зелено и щеки будто зеленью подернулись?”

Это хорошие мастера, они давно и много работают с малахитом, поэтому зеленая малахитовая пыль въелась в кожу.

- Но вот появляется Хозяйка.

Какой её видит Степан?

Прочитайте её описание (с. 19–20)

Со слов “Глядит… весело, видно, ей.

Они разговорились и Хозяйка дает Степану первое испытание.

- Расскажите это испытание.

(“Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красного  рудника убирался… я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак её не добыть”.)

Трудно было решиться Степану, чтобы передать этот приказ. Но не привык он отступать, бояться чего-то.

- Расскажите, как было выполнено это поручение?

- Как был наказан Степан за свои дерзкие слова? (Выпороли, опустили в забой хуже некуда, приковали Степана, на длинную цепь, чтобы работать можно было)

Мастер Степан – человек открытый, прямой, влюбленный в свое дело, по натуре художник. Он подолгу может любоваться уральскими самоцветами, делать из них причудливые фигурки и цветы. И опять встречаются герои: мастер Степан с Хозяйкой.

- Прочитаем этот эпизод (или рассказать близко к тексту) с. 71–72.

Со слов “И видит Степан огромную комнату…до слов невесты бывает.

- Какой новый приказ последовал от героини? (Берешь замуж али нет?)

- А почему Степан отказал Хозяйке жениться? (Он человек честный, прямой, открытый. Слово для него дороже олова.)

Невеста, его Настенька, сирота, девушка бедная, но именно ей Степан обещал жениться. А коли слово один раз сказано – держать его Степан будет всегда.

- Чем решила привлечь Степана Хозяйка? (Показать ему несметные богатства.)

- Завидует ли Степан, хочет иметь эти богатства у себя? (Нет)

Любой бы захотел иметь их у себя, но не Степан. Камни эти излучали удивительную красоту их мастеров. И он любовался ими, завидуя умельцам, сотворившим неземную красоту.

- А какие черты в Степане привлекают нас, читателей? Есть ли в нём то, что нам нравится?

Вот за эти качества: прямоту, доброту, честное слово и выделяет его среди всех мастеров сама Хозяйка Медной горы. Он бескорыстен, не жаждет наживы, не хочет иметь несметные богатства. Главное его дело – это любимая работа. Он как будто в мертвый камень вкладывает частицу своей души, и от этого камень становится будто живой.

Уважает Степана Хозяйка

Мы видим, что с течением сказа отношение героини к Степану меняется. Вначале она мудровала над ним, прельщала несменными богатствами, да не поддался на её уговоры Степан, рабочий человек. Характер у него под стать тем драгоценным металлам, такой же крепкий и прекрасный.

И последнее испытание услышал Степан из уст Хозяйки.

- О чём она его просит? (Не говорить и не вспоминать о ней)

Но в судьбе Степана Хозяйка оставила неизгладимый след. Стали замечать люди, что Степан ходит невесёлый, всё время о чём-то думает. Тосковал, видно, по Хозяйке. Осталось у него на память о ней горсть драгоценных камешков, да шкатулка, наполненная украшениями.

- Как закончилась жизнь Степана?

Вот такой красивый, необычный сказ.

- К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказ (сказка).

Действительно, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница.

Ребята,  рассмотрите особенности сказки и сказа.

- Давайте с вами вспомним, что такое сказка?

- Сказка (занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях).

- А что же такое сказ? Как его определял сам Бажов? Прочитайте.

Сказ – это быль с элементами сказочного.

- Итак, в чем разница между сказкой и сказом? (В сказке вымысел, в сказе – быль)(Слайд______)

- А что у них общего? (Есть элемент фантастики).

Хозяйка Медной горы бережет богатства Уральских гор, показывает их только тому, кто способен оценить красоту камня, кто никогда не будет растачивать их по посту.

У.Г. -Я хочу, чтобы мы познакомились с удивительным местом в нашей стране, где можно увидеть природную кладовую минералов. Находится оно на Южном Урале, в лесистых Ильменских горах. С незапамятных времен местные жители находили здесь редкие камни, собирали коллекции или брали их в огранку.

Ильменская кладовая быстро прославилась как одна из богатейших в мире сокровищниц минеральных богатств. Знатоки и любители камня отовсюду потянулись сюда, к мохнатым от леса горам, к хрустальным озерам, к широким полям – во все потаенные уголки, где могли лежать никем необнаруженные и нетронутые дорогие и редкие камни.

Чтобы сохранить богатства Ильмен для науки, для будущих поколений, в 1920 году был организован Ильменский минералогический заповедник. С тех пор «цветы земли» - минералы – получили надежную охрану государства.

В музее заповедника можно увидеть огромные кристаллы кварца, полевого шпата, друзы горного хрусталя, сердолик, гранаты, сапфиры и сотни других видов минерального сырья, изделия драгоценных камней.

Закрепление.

У.Г.         1. Горные породы, образовавшиеся из магмы.

У.Л.         2. Уральский сказитель.

У.Г.          3. Минералогический заповедник.

У.Л.          4. Главный герой сказа «Медной горы Хозяйка»

У.Г.   5.Горные породы

У.Л.   6. Завод в произведении «Медной горы Хозяйка»

  7. Быль с элементами сказочного.

                   8. Родина Бажова П.П.

Почему Урал называют «сказочным» краем?

Вывод.

И  будут были жить веками

В чудесном малахите строк,

И не поблекнет, не завянет

Чудесный сказочный цветок.

Нас все порадовали на уроке.

Отлично отвечали…

Хорошо…

Когда-то один писатель сказал:

“Если ты прочитаешь хорошую книгу, она навсегда станет твоим лучшим другом”.

 Обратите свое внимание сюда. Перед вами книги, написанные П.П. Бажовым. Желающий может взять и прочитать понравившуюся ему книгу. Кто знает, может и для вас одна из них станет лучшим другом.

А сейчас домашнее задание.

Прочитать и пересказать любой, на выбор, сказ Бажова из книги «Малахитовая шкатулка».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.С.Тургенев . Страницы биографии. Пейзаж в рассказе Тургенева «Бежин луг»

Слайд 2

Цели урока: знакомство учеников с фрагментами биографии Тургенева; рассмотрение идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг». Задачи: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; продолжить развитие навыков анализа текста и выразительного чтения; воспитывать трепетное отношение к природе.

Слайд 3

«Спасское было его колыбелью» Вся моя биография в моих сочинениях… И. С. Тургенев. !»

Слайд 4

«Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле…

Слайд 5

Спасское — один из самых привлекательных уголков во всей средней России. Оно лежит среди обширной черноземной равнины, изрытой глубокими оврагами, с холмами, изредка покрытыми лиственными лесами, в двенадцати верстах от города Мценска. Окрестности живописны и величавы... Особенно красива сама усадьба. Впоследствии он вспоминал:

Слайд 6

...И понемногу начало назад Его тянуть: в деревню, в темный сад, Где липы так огромны, так тенисты, И ландыши так девственно душисты, Где круглые ракиты над водой С плотины наклонились чередой. Где тучный дуб растет над тучной нивой, Где пахнет конопелью да крапивой... ( отрывок «Из поэмы, преданной сожжению»)

Слайд 7

Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землей; Поля просторные, немые Блестят, облитые росой. . Молчит и млеет лес высокий, Зеленый, темный лес молчит. Лишь иногда в тени глубокой Бессонный лист прошелестит . Звезда дрожит в огнях заката, Любви прекрасная звезда, А на душе легко и свято, Легко, как в детские года. («Весенний вечер»)

Слайд 8

Пожалуй, лишь в общении с природой и простыми людьми он чувствовал себя свободно. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях .

Слайд 9

Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья.

Слайд 10

Сборник «Записки охотника» «В 1847 г, когда Иван Тургенев обратился к прозе и опубликовал первый короткий рассказ, открывающий «Записки охотника», он стал самостоятельным писателем. Идейная особенность сборника Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение. Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Рядом с крестьянами особенно мелкими и ничтожными выглядят их господа.

Слайд 11

Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. Очерк – разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. Л И Т Е Р А Т У Р О В Е Д Ч Е Е С К И Й Словарь

Слайд 12

"Бежин луг" Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и в феврале появился на страницах журнала «Современник».

Слайд 13

Художественные изобразительные средства: Эпитеты: Сравнение: Метафоры: Олицетворения «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»… «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»… «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…. «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

Слайд 14

С. А. Аксаков утверждал, что Он «наблюдает умно, добросовестно и тонко», именно природа открывается своей скрытой «домашней» стороной. В очерке автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастически, тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый. Выводы урока: Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное . Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

Интегрированный урок по географическому краеведению "Поселения родного края"

Тип урока: Проблемный урокЦель урока: Обучающая: рассмотреть основные типы поселений, особенности городских и сельских поселений.Развивающая: развитие коммуникативных компетенций обучающихся, нав...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...