В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Федорова Наталья Витальевна

В данном материале представлена технологическая карта урока по литературе на тему  ""В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу". Целевая аудитория- 5 класс.  

Деятельностная цель: анализировать художественное произведение, способствовать развитию речи, творческих способностей учащихся, обогащению словарного запаса, воспитывать доброту и чуткость, чувство сострадания через эмоциональное восприятие произведения.

Содержательная цель: знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Задачи: научить

-                    формулировать учебные задачи, планировать достижение целей, прогнозировать и оценивать результат;

-                    анализировать художественное произведение;

определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Класс.  

  5  

Дата

Тип урока, его место в системе уроков

Урок литературы. 1-ый урок по теме В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

Технология

Технология критического мышления через чтение и письмо.

Приемы

Таблица Знаю-Хочу узнать-Узнал

Цели

Деятельностная цель: анализировать художественное произведение, способствовать развитию речи, творческих способностей учащихся, обогащению словарного запаса, воспитывать доброту и чуткость, чувство сострадания через эмоциональное восприятие произведения.

Содержательная цель: знать содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Задачи: научить

  • формулировать учебные задачи, планировать достижение целей, прогнозировать и оценивать результат;
  • анализировать художественное произведение;
  • определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Термины и  понятия

Автобиографический рассказ

Подготовка к уроку.

Медиапрезентация , сообщения учащихся

Планируемые результаты

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Метапредметные:

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умения самостоятельно определять цели своего обучения.

Предметные:

умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей 20 века.

Оборудование

Карточки с текстами, медиапрезентация, учебники  

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

МХК.  Литература.

Литература: учебник для 5 класса: Ч.2/ авт. Составитель Г.С.Меркин.2-е издание. - М.: ООО»Русское слово-учебник, 2013»

Фронтальная    индивидуальная   парная            

Формы контроля

самоконтроль взаимоконтроль

Вызов интереса к теме урока (10 минут)

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Подготовка класса к работе. Мотивация.

Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами о произведении «Три охотника», в котором  Николай Носов поведал нам интересные истории. А какие у вас получились рассказы?

Организует обсуждение творческих домашних работ «Забавный случай»

Подготовка класса к работе.

Личностные: действия смыслообразования
Регулятивные: 
прогнозирование результата
Коммуникативные: 
умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения
Познавательные:
логические - анализ объекта

2

Актуализация имеющихся знаний и фиксация затруднений в деятельности

Ребята, а вот с героем, о котором пойдет речь в рассказе «Васюткино озеро», приключился  далеко не забавный случай. Написал это произведение В. П. Астафьев.

Откройте тетради,  запишите тему урока.

Вообразите себе, что этот седовласый, с мудрыми глазами человек войдет к нам в класс.

Какие вопросы вы ему зададите, зная, что  к вам пришел сам  автор - В. П. Астафьев?

Сформулируйте их в парах.

Что у вас получилось?

 Составляют тонкие и толстые вопросы. Строят монологическое высказывание

Личностные:

умение вести диалог на основе равноправных отношений;

Регулятивные:

оценка (выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению);

Коммуникативные: 

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

решение проблемы поискового характера

3

Постановка учебной задачи

Исходя из ваших вопросов и темы урока, какую поставим цель?

Цель: узнать о жизни и творчестве писателя и дать характеристику главному герою.

Выяснить, каким показан главный герой рассказа?

 А что нам поможет достичь этой цели?

Вдумчиво прочитать текст, уметь давать характеристику герою, формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Отвечают на вопросы, определяют учебную задачу

Личностные:

умение вести диалог на основе равноправных отношений. Регулятивные:

оценка (выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению);

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Осмысление (20 мин.)

4

Получение новой информации

Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. (Слайд )

 К самому берегу подступает вековая тайга.  В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». 

(Слайд )

 Под  стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он написал  много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера  писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь-рыба». (Слайд )

А жизнь великого сына земли красноярской  была нелёгкой. Послушаем ребят.

Одним из самых интересных рассказов для детей - «Васюткино озеро».  (Слайд ) Он написан в 1956 году. Давайте  познакомимся с историей его создания

История создания рассказа. Приложение

Действительно, «Васюткино озеро» - это автобиографический рассказ, появился из школьного  сочинения «Жив!» в 1956 году. Автор  вспоминает о нескольких днях, проведённых в тайге, когда он заблудился. То есть рассказ «Васюткино озеро» основан на реальных событиях жизни автора.

Запишем в тетради этот термин:  

Автобиографичность – свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

Слушают учителя, делают записи в таблице.

Сообщения учащихся

Сообщение учащегося

Запишем в тетради этот термин:  

Регулятивные: 
прогнозирование результата
Коммуникативные: 
умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения.
Личностные:

умение вести диалог на основе равноправных отношений. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

По теме урока можете определить, кто будет героем рассказа? Как вы догадались?  Итак, посмотрим, что же случилось  с мальчиком по имени Васютка.

Читать будем текст фрагментами, при чтении ведем дневник, выписываем цитаты, КОТОРЫЕ ПРОИЗВОДЯТ НАИБОЛЬШЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ,  помогают  раскрыть характер героя.

Цитаты

Комментарии

5

Чтение текста. Прием «Чтение с остановками». Приложение 1

Читают текст, анализируют, прогнозируют сюжет

Участвуют в диалоге. Работают в парах

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение;

Рефлексия. Целостное осмысление и обобщение полученной информации ( 7-  8мин).

6

Итак, каким предстает перед нами главный герой?

Поработайте в парах, исходя из заполненной таблицы, выпишите те черты характера, которые проявились у Васютки.

А теперь вернемся к  вопросам,  которые вы записали в начале урока. Какие вопросы остались без ответа?

Один из учащихся выбирает из предложенных учителем  карточек те черты характера. которые присущи главному герою с положит

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: 
умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения.
Личностные:

умение вести диалог на основе равноправных отношений.

7

Продолжите любое предложение

На уроке мне показалось интересным…

У меня вызвало затруднение ….

 В дальнейшем я хотел бы поразмышлять….

8

Домашнее задание

Дочитать произведение, заполнить таблицу в тетради, найти ответы на поставленные вопросы.


Приложение 1

Фрагмент 1 , стр.144-147

“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно…вытаскивают рыбы по нескольку центнеров…  до слов «  Мать ворчит по привычке…”

Задания для групп:

  • Расскажите, что вы узнали  о мальчике.
  • Что значит фраза «Мать ворчит по привычке...»
  • Какие цитаты отметили
  • О чем же пойдет речь далее?  

Фрагмент 2, стр. 147-149

От слов “Когда Васютка с ружьем на плече…до слов «Тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу”.

Ребята анализируют поведение Васютки.

Кратко анализируем этот эпизод:

  • Какова  роль этого фрагмента для всего хода повествования. (завязка)
  • Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?
  •  О каких таежных законах говорится во втором фрагменте?
  •  Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?
  • Что было дл вас новым, неожиданным в этом фрагменте, какие цитаты выписали, дайте им комментарий.
  • Как будут дальше развиваться события?

Фрагмент 3, стр. 149-150

“Вдруг впереди Васютки что-то сильно захлопало…думая о своей удаче, Васютка, счастливый шел по лесу”.
-Что помогло мальчику во время охоты?

-Каким показан Васютка в этом эпизоде?

-Что дальше будет происходить?.

Фрагмент 4, стр.150-152

“Вдруг он спохватился: где же затеси?..Да ведь он заблудился!”

– О чем забыл Васютка? Почему потерял Васютка осторожность, забыл наставления матери?

- Кого винит Васютка в создавшемся положении?

Фрагмент 5, стр.152-153

От слов “Открытие было настолько простым и потрясающим……» до «…Живем!»

Чьи слова и почему вспомнил мальчик?
Проследите, как меняется его настроение?

Как мальчик приготовил себе еду?

Какие цитаты привлекли внимание?

Приложение 2

ДОБРЫЙ

ЖАДНЫЙ

_________________________________________________________________________

ЭГОИСТИЧНЫЙ

_________________________________________________________________________

ЗАБОТЛИВЫЙ

__________________________________________________________________________

ПЫТЛИВЫЙ

_________________________________________________________________

ВЫНОСЛИВЫЙ

__________________________________________________________________________

ТЕРПЕЛИВЫЙ

РАССУДИТЕЛЬНЫЙ

____________________________________________________________

ВАСЮТКА

СМЫШЛЁНЫЙ

НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Рассказ "Васюткино озеро" В.П. Астафьева"

Проверка знания текста рассказа в форме теста....

Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"

Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...

Урок по литературе 5 класс по рассказу "Васюткино озеро"

Данный урок разработан по программе В.Я.Коровиной....

В. П. Астафьев «Васюткино озеро»: становление главного героя.

Урок на тему «В. П. Астафьев «Васюткино озеро»: становление главного героя» следует проводить вторым в цикле уроков по творчеству В. Астафьева (после урока по биографии писател...

Тема урока: В. П. Астафьев. "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение в лесу.

Одним из перспективных методов работы на уроке литературы считаю метод  «Примеривания на себя». Нужно на уроке при изучении литературного произведения суметь поставить перед учен...

Презентация к уроку литературы. Тема урока: В. П. Астафьев. "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение в лесу.

Данная презентация может быть использована как на уроках литературы, так и  во внеклассной деятельности, так как материал, использованный в ней, учит детей правилам поведения в экстремальных ситу...