В. П. Астафьев «Васюткино озеро»: становление главного героя.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок на тему «В. П. Астафьев «Васюткино озеро»: становление главного героя» следует проводить вторым в цикле уроков по творчеству В. Астафьева (после урока по биографии писателя и обзорному рассмотрению рассказа). Данная разработка нацелена на составление у обучающихся полноценной интерпретации рассказа, систематизацию теоретических знаний по анализу художественного текста. Занятие по данной разработке поможет обучающимся сделать вывод о роли авторской позиции в произведении «Васюткино озеро» и проследить становление героя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v._p._astafev_vasyutkino_ozero_stanovlenie_glavnogo_geroya.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №507, Гаркуша Алёна Константиновна. Тема: В. П. Астафьев «Васюткино озеро»: становление главного героя. | Тип: урок общеметодологической направленности | ||||
Задачи: • подвести учащихся к пониманию авторской позиции в рассказе «Васюткино озеро»; • помочь учащимся сформулировать позицию автора в рассказе «Васюткино озеро», предоставить возможность откликнуться на позицию автора; • помочь сформулировать мнение учащихся о причине обращения В. П. Астафьева к теме природы, помочь учащимся понять, почему писатель утверждал связь этой темы с темой нравственных ценностей; • учить говорить о произведении, опираясь на авторскую позицию; • учить говорить о мировоззрении автора с включением цитат из произведения | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные: • определять позицию автора в произведении и формулировать её; • анализировать произведение, опираясь на взгляды автора, его мировоззрение, жизненную позицию; • выбирать эпизоды рассказа, наиболее важные для анализа и интерпретации авторского замысла; • понимать важность скрытого смысла названия при анализе художественного текста; • формулировать связный ответ по собственному пониманию рассказа; • знать и уметь апеллировать предметной терминологией (композиция, экспозиция, развитие, кульминация, развязка, эпилог); • выразительно читать и пересказывать произведение | Метапредметные: регулятивные: • формулировать цели работы на уроке; • прогнозировать результат деятельности; • контролировать способы деятельности, оценивать их действенность в достижении результата; • устанавливать уровень достигнутого результата; • устанавливать «зоны» непонимания произведения и задавать вопросы на уточнение понимания произведения; коммуникативные: • составлять монологическое высказывание по заданным параметрам о позиции автора, проявленной в произведении. познавательные: • объяснять причинно-следственную связь явлений, находить закономерности, связи и разного рода отношения; • подходить к анализу текста с точки зрения целостности анализа, проектировать свои рассуждения. | Личностные: • проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи; • определять своё отношение к прочитанному; • совершенствовать культуру речи; • уважать мнение автора; • овладевать языком искусства; • принимать литературное произведение как ценность; • вести диалог с классом и с учителем. | |||
Межпредметные связи: география; русский язык (ономастика (значение имени Василий; названия рыб и таёжных растений); история (рыболовецкие бригады, артели, традиции работы рыбаков) | |||||
Ресурсы урока: учебник литературы В.Я. Коровиной, ч. 2, с. 114—142 ; Егорова «Поурочные разработки по литературе», М.Б. Багге «Поурочные разработки по литературе». | |||||
Ход урока | |||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||
Актуализация необходимых знаний | |||||
• Просит вспомнить материал предыдущего урока: какой рассказ читали, кто автор рассказа, что особенного известно об авторе, чем интересен рассказ и как это произведение «вписывается» в творчество писателя. • Спрашивает мнение о том, почему писатель обращается к теме природы, есть ли в самом рассказе ответ на этот вопрос. • Просит сформулировать своё мнение о том, почему Васютка сумел не только выйти из тайги, но и найти рыбное озеро. | • Вспоминают материал предыдущего урока, рассказывают, какое произведение читали, рассказывают о писателе, чем интересен рассказ и автор. • Высказывают своё мнение о том, что заставило В. П. Астафьева обратиться к теме «Человек и природа», аргументируют свой ответ обращением к тексту рассказа. • Пробуют сформулировать своё мнение о том, почему Васютка сумел не только выйти из тайги, но и найти рыбное озеро. | ||||
Мотивация познавательной деятельности | |||||
• Объявляет задачу урока и просит определить вид деятельности, предложить план действий. • Предлагает свой план действий на уроке, объясняет цель этих действий. • Просит предположить, каким будет результат урока, чего смогут добиться в совместной работе друг с другом и с учителем. | • Вникают в задачу урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий для достижения цели. • Слушают, сопоставляют собственные цели с целями учителя. • Предполагают, каким будет результат урока. | ||||
Организация познавательной деятельности | |||||
• Спрашивает обучающихся об основных композиционных элементах, существующих в художественном тексте; что означает и для чего служит каждый отдельный элемент. • Организует беседу по определению узловых эпизодов сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка; просит определить границы экспозиции. • Организует беседу о роли экспозиции в рассказе: что становится известным о Васютке и его семье из экспозиции? Обсуждает роль экспозиции в рассказе «Васюткино озеро», почему в экспозиции так важен образ дедушки Афанасия. • Просит найти причины, по которым Васютка заблудился в тайге. Какие правила нарушил Васютка? • Организует работу в группах, позволяющую выяснить, как Васютку смог выбраться из тайги и какова авторская позиция в рассказе. В качестве задания – проанализировать ряд эпизодов, выбрать нужные моменты для ответа: 1 группа. Эпизод «Первый день в тайге». Вопросы: - С какой птицей встретился? -Что узнали о повадках этой птицы? ( Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка) -Какую пользу приносит эта птица? (Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра) -Почему Васютка не стал в неё стрелять? -Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами? -Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел? -Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитайте. ( стр. 124 – «Мальчик стоял неподвижно…») -Что сделал Васютка дальше? -О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт) -В какой момент Васютка понял, что заблудился? («Где же затеси?» ) - Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился? - А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину. «Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто». -О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову? (Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.) -Страшно ли было Васютке? Почему? (Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.) - Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (Тайга наша кормилица, хлипких не любит) - Расскажите, как Васютка провёл первую ночь в тайге. - Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.) - Как мальчик приготовил себе еду? - В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать? -Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой) - О чём говорит такое поведение мальчика в тайге? - Какие черты характера обнаружились в мальчике? 2 группа. Эпизод «Второй день в тайге». Вопросы: -На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой? -На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных). -Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Как называется словесное описание природы в художественном произведении? -Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж? - Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути? -Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело? 3 группа. Эпизод «Третий день в тайге». Вопросы: -Чем отличалась 3-я ночь? -Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных? -Расскажите, как Васютка нашёл озеро. - В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”). - Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”) -Кому благодарен Васютка за своё спасение? -Почему называет реку Енисеюшко? - Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует? - Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.) • Обобщает работу групп, просит ответить на вопрос: Что позволило Васютке выйти из тайги? Как автор относится к юному герою? | • Отвечают на вопрос учителя по известным композиционным элементам (экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог), дают определения. • Участвуют в беседе; находят эпизоды завязки, развязки, кульминации, говорят о роли экспозиции в общем сюжете произведения (рассказ о семье Васютки), ограничивают её рамками. • Принимают участие в беседе, выбирают из текста экспозиции сведения о Васютке и его семье, выписывают в тетрадь эти сведения, высказывают своё понимание роли экспозиции в рассказе (проводя параллель с финалом произведения), обсуждают образ дедушки Афанасия. • Обращаются к тексту рассказа, находят причины, по которым Васютка заблудился (вспоминают историю с подстреленной птицей, желание Васютки доказать родным свою силу и взрослость, называют правила поведения в тайге, которые он нарушил, вспоминают также, как он собирался в тайгу, как не хотел слушать наставления мамы о том, чтобы мальчик взял с собой хлеб и спички, проводят параллель с поведением мальчика в лесу). • Работают в группах, находят в тексте эпизоды и цитаты, доказывающие храбрость, отвагу, знания Васютки, «дружбу» с природой (как мальчик добыл себе пропитание, огонь, организовал ночлег, распределил оставшиеся запасы, сумел по признакам природы определить наличие водоема невдалеке, а затем и выход к реке). • Обобщая работу в группе, отвечают на вопрос о том, что позволило Васютке выйти из тайги (личная храбрость, уроки дедушки Афанасия, школьные уроки, правила поведения в тайге, выработанные многими поколениями таёжных жителей). Делают вывод о том, как же сам автор относится к Васютке, доказывают свою точку зрения. | ||||
Подведение итогов | |||||
• Читает отрывок из воспоминаний В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“». • Просит объяснить, случайно ли имя героя — Васютка (ведь в переводе с греческого Василий означает «царь»). • Задаёт вопросы обобщающего характера: При каких условиях человек может стать царём природы? При каких условиях природа своими богатствами будет служить человеку? • Предлагает составить синквейн по образу главного героя. | • Слушают отрывок из воспоминаний В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“». • Объясняют, как они понимают причину того, что автор называет своего героя Василием (показал ли Васютка свои качества как «царя» природы?). • Отвечают, при каких условиях человек может стать царём природы (любовь, уважение, знание основных ее законов, помощь и т.п.), при каких условиях природа своими богатствами будет служить человеку (когда человек будет беречь природу, ценить её безграничные дары). • Читают получившиеся синквейны, анализируют. | ||||
Дополнительный материал: Воспоминания писателя В. П. Астафьева, биография автора, материалы предыдущего урока. | |||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнение домашнего задания: 1. Написать сюжетный план рассказа «Васюткино озеро», обозначив основные композиционные элементы. 2. Придумать продолжение: «Как Васютка рассказал о своем приключении одноклассникам? Какая реакция была у ребят?» | |||||
Самоанализ | |||||
Достижения | Сложности | Предложения | |||
Методический комментарий. Урок на тему «В. П. Астафьев «Васюткино озеро»: становление главного героя» следует проводить вторым в цикле уроков по творчеству В. Астафьева (после урока по биографии писателя и обзорному рассмотрению рассказа). Данная разработка нацелена на составление у обучающихся полноценной интерпретации рассказа, систематизацию теоретических знаний по анализу художественного текста. Занятие по данной разработке поможет обучающимся сделать вывод о роли авторской позиции в произведении «Васюткино озеро» и проследить становление героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.П.Астафьев Васюткино озеро-урок литературы 5 класс
Разработка урока литературы 5 класс по Т.Ф.Курдюмовой: В.П.Астафьев "Васюткино озеро"...
В. П. Астафьев "Васюткино озеро"
Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное....
Виктор Петрович Астафьев "Васюткино озеро"
К презентации1 слайдВиктор Астафьев «Васюткино озеро» 2 СЛАЙД1 фотографияВиктор Петрович Астафьев. Родился 1 сентября 1924 года в селе Овсянка в семье Петра Павловича Астафьева ...
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
В данном материале представлена технологическая карта урока по литературе на тему ""В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу". Целевая аудитория- 5...
Тема урока: В. П. Астафьев. "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение в лесу.
Одним из перспективных методов работы на уроке литературы считаю метод «Примеривания на себя». Нужно на уроке при изучении литературного произведения суметь поставить перед учен...
Презентация к уроку литературы. Тема урока: В. П. Астафьев. "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение в лесу.
Данная презентация может быть использована как на уроках литературы, так и во внеклассной деятельности, так как материал, использованный в ней, учит детей правилам поведения в экстремальных ситу...