В. П. Астафьев «Васюткино озеро»: становление главного героя.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Гаркуша Алёна Константиновна

Урок на тему «В. П. Астафьев «Васюткино озеро»: становление главного героя» следует проводить вторым в цикле уроков по творчеству В. Астафьева (после урока по биографии писателя и обзорному рассмотрению рассказа). Данная разработка нацелена на составление у обучающихся полноценной интерпретации рассказа, систематизацию теоретических знаний по анализу художественного текста. Занятие по данной разработке поможет обучающимся сделать вывод о роли авторской позиции в произведении «Васюткино озеро» и проследить становление героя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №507,  Гаркуша Алёна Константиновна.

Тема: В. П. Астафьев «Васюткино озеро»: становление главного героя.

Тип: урок общеметодологической направленности

Задачи:

• подвести учащихся к пониманию авторской позиции в рассказе «Васюткино озеро»;

• помочь учащимся сформулировать позицию автора в рассказе «Васюткино озеро», предоставить возможность откликнуться на позицию автора;

• помочь сформулировать мнение учащихся о причине обращения В. П. Астафьева к теме природы, помочь учащимся понять, почему писатель утверждал связь этой темы с темой нравственных ценностей;

• учить говорить о произведении, опираясь на авторскую позицию;

• учить говорить о мировоззрении автора с включением цитат из произведения

Планируемые результаты

Предметные:

• определять позицию автора в произведении и формулировать её;

• анализировать произведение, опираясь на взгляды автора, его мировоззрение, жизненную позицию;

• выбирать эпизоды рассказа, наиболее важные для анализа и интерпретации авторского замысла;

• понимать важность скрытого смысла названия при анализе художественного текста;

• формулировать связный ответ по собственному пониманию рассказа;

• знать и уметь апеллировать предметной терминологией (композиция, экспозиция, развитие, кульминация, развязка, эпилог);

• выразительно читать и пересказывать произведение

Метапредметные:

регулятивные:

• формулировать цели работы на уроке;

• прогнозировать результат деятельности;

• контролировать способы деятельности, оценивать их действенность в достижении результата;

• устанавливать уровень достигнутого результата;

• устанавливать «зоны» непонимания произведения и задавать вопросы на уточнение понимания произведения;

коммуникативные:

• составлять монологическое высказывание по заданным параметрам о позиции автора, проявленной в произведении.

познавательные:

• объяснять причинно-следственную связь явлений, находить закономерности, связи и разного рода отношения; • подходить к анализу текста с точки зрения целостности анализа, проектировать свои рассуждения.

Личностные:

• проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи;

• определять своё отношение к прочитанному;

• совершенствовать культуру речи;

• уважать мнение автора;

• овладевать языком искусства;

• принимать литературное произведение как ценность;

• вести диалог с классом и с учителем.

Межпредметные связи: география; русский язык (ономастика (значение имени Василий; названия рыб и таёжных растений); история (рыболовецкие бригады, артели, традиции работы рыбаков)

Ресурсы урока: учебник литературы В.Я. Коровиной, ч. 2, с. 114—142 ; Егорова «Поурочные разработки по литературе», М.Б. Багге «Поурочные разработки по литературе».

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

• Просит вспомнить материал предыдущего урока: какой рассказ читали, кто автор рассказа, что особенного известно об авторе, чем интересен рассказ и как это произведение «вписывается» в творчество писателя.

• Спрашивает мнение о том, почему писатель обращается к теме природы, есть ли в самом рассказе ответ на этот вопрос.

• Просит сформулировать своё мнение о том, почему Васютка сумел не только выйти из тайги, но и найти рыбное озеро.

• Вспоминают материал предыдущего урока, рассказывают, какое произведение читали, рассказывают о писателе, чем интересен рассказ и автор.

• Высказывают своё мнение о том, что заставило В. П. Астафьева обратиться к теме «Человек и природа», аргументируют свой ответ обращением к тексту рассказа.

• Пробуют сформулировать своё мнение о том, почему Васютка сумел не только выйти из тайги, но и найти рыбное озеро.

Мотивация познавательной деятельности

• Объявляет задачу урока и просит определить вид деятельности, предложить план действий. 

• Предлагает свой план действий на уроке, объясняет цель этих действий.

• Просит предположить, каким будет результат урока, чего смогут добиться в совместной работе друг с другом и с учителем.

• Вникают в задачу урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий для достижения цели.

• Слушают, сопоставляют собственные цели с целями учителя.

• Предполагают, каким будет результат урока.

Организация познавательной деятельности

• Спрашивает обучающихся об основных композиционных элементах, существующих в художественном тексте; что означает и для чего служит каждый отдельный элемент.

• Организует беседу по определению узловых эпизодов сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка; просит определить границы экспозиции.

• Организует беседу о роли экспозиции в рассказе: что становится известным о Васютке и его семье из экспозиции? Обсуждает роль экспозиции в рассказе «Васюткино озеро», почему в экспозиции так важен образ дедушки Афанасия.

• Просит найти причины, по которым Васютка заблудился в тайге. Какие правила нарушил Васютка?

• Организует работу в группах, позволяющую выяснить, как Васютку смог выбраться из тайги и какова авторская позиция в рассказе. В качестве задания – проанализировать ряд эпизодов, выбрать нужные моменты для ответа:

1 группа. Эпизод «Первый день в тайге». Вопросы: - С какой птицей встретился?

-Что узнали о повадках этой птицы?

( Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)

-Какую пользу приносит эта птица?

(Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)

-Почему Васютка не стал в неё стрелять?

-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?

-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?

-Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитайте.

( стр. 124 – «Мальчик стоял неподвижно…»)

-Что сделал Васютка дальше?

-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)

-В какой момент Васютка понял, что заблудился?

(«Где же затеси?» )

- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

- А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.

«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».

-О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?

(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл.

(Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

- Расскажите, как Васютка провёл первую ночь в тайге.

- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

- Как мальчик приготовил себе еду?

- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?

- Какие черты характера обнаружились в мальчике?

2 группа. Эпизод «Второй день в тайге».

Вопросы: -На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой?

-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Как называется словесное описание природы в художественном произведении?

-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?

- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?

-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?

3 группа. Эпизод «Третий день в тайге».

Вопросы: -Чем отличалась 3-я ночь?

-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?

-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.

- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).

- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

-Кому благодарен Васютка за своё спасение?

-Почему называет реку Енисеюшко?

- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?

- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

• Обобщает работу групп, просит ответить на вопрос: Что позволило Васютке выйти из тайги? Как автор относится к юному герою?

• Отвечают на вопрос учителя по известным композиционным элементам (экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог), дают определения.

• Участвуют в беседе; находят эпизоды завязки, развязки, кульминации, говорят о роли экспозиции в общем сюжете произведения (рассказ о семье Васютки), ограничивают её рамками.

• Принимают участие в беседе, выбирают из текста экспозиции сведения о Васютке и его семье, выписывают в тетрадь эти сведения, высказывают своё понимание роли экспозиции в рассказе (проводя параллель с финалом произведения), обсуждают образ дедушки Афанасия.

• Обращаются к тексту рассказа, находят причины, по которым Васютка заблудился (вспоминают историю с подстреленной птицей, желание Васютки доказать родным свою силу и взрослость, называют правила поведения в тайге, которые он нарушил, вспоминают также, как он собирался в тайгу, как не хотел слушать наставления мамы о том, чтобы мальчик взял с собой хлеб и спички, проводят параллель с поведением мальчика в лесу).

• Работают в группах, находят в тексте эпизоды и цитаты, доказывающие храбрость, отвагу, знания Васютки, «дружбу» с природой (как мальчик добыл себе пропитание, огонь, организовал ночлег, распределил оставшиеся запасы, сумел по признакам природы определить наличие водоема невдалеке, а затем и выход к реке).

• Обобщая работу в группе, отвечают на вопрос о том, что позволило Васютке выйти из тайги (личная храбрость, уроки дедушки Афанасия, школьные уроки, правила поведения в тайге, выработанные многими поколениями таёжных жителей). Делают вывод о том, как же сам автор относится к Васютке, доказывают свою точку зрения.

Подведение итогов

• Читает отрывок из воспоминаний В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“».

• Просит объяснить, случайно ли имя героя — Васютка (ведь в переводе с греческого Василий означает «царь»).

• Задаёт вопросы обобщающего характера:

При каких условиях человек может стать царём природы?

При каких условиях природа своими богатствами будет служить человеку?

• Предлагает составить синквейн по образу главного героя.

• Слушают отрывок из воспоминаний В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“».

• Объясняют, как они понимают причину того, что автор называет своего героя Василием (показал ли Васютка свои качества как «царя» природы?).

• Отвечают, при каких условиях человек может стать царём природы (любовь, уважение, знание основных ее законов, помощь и т.п.), при каких условиях природа своими богатствами будет служить человеку (когда человек будет беречь природу, ценить её безграничные дары).

• Читают получившиеся синквейны, анализируют.

Дополнительный материал: Воспоминания писателя В. П. Астафьева, биография автора, материалы предыдущего урока.

Диагностика достижения планируемых результатов:

Выполнение домашнего задания:

1. Написать сюжетный план рассказа «Васюткино озеро», обозначив основные композиционные элементы.

2. Придумать продолжение: «Как Васютка рассказал о своем приключении одноклассникам? Какая реакция была у ребят?»

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

             Методический комментарий. Урок на тему «В. П. Астафьев «Васюткино озеро»: становление                   главного героя» следует проводить вторым в цикле уроков по творчеству В. Астафьева (после урока по биографии писателя и обзорному рассмотрению рассказа). Данная разработка нацелена на составление у обучающихся полноценной интерпретации рассказа, систематизацию теоретических знаний по анализу художественного текста. Занятие по данной разработке поможет обучающимся сделать вывод о роли авторской позиции в произведении «Васюткино озеро» и проследить становление героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.П.Астафьев Васюткино озеро-урок литературы 5 класс

Разработка урока литературы 5 класс по Т.Ф.Курдюмовой: В.П.Астафьев "Васюткино озеро"...

В. П. Астафьев "Васюткино озеро"

Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное....

Виктор Петрович Астафьев "Васюткино озеро"

К презентации1 слайдВиктор Астафьев «Васюткино озеро» 2 СЛАЙД1 фотографияВиктор Петрович Астафьев. Родился 1 сентября 1924 года  в селе Овсянка  в семье Петра Павловича Астафьева ...

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

В данном материале представлена технологическая карта урока по литературе на тему  ""В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу". Целевая аудитория- 5...

Тема урока: В. П. Астафьев. "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение в лесу.

Одним из перспективных методов работы на уроке литературы считаю метод  «Примеривания на себя». Нужно на уроке при изучении литературного произведения суметь поставить перед учен...

Презентация к уроку литературы. Тема урока: В. П. Астафьев. "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение в лесу.

Данная презентация может быть использована как на уроках литературы, так и  во внеклассной деятельности, так как материал, использованный в ней, учит детей правилам поведения в экстремальных ситу...