Урок по литературе в 10 классе по теме: «В чем смысл жизни?» (по сказкам «Премудрый пискарь» и «Пропала совесть» М.Е. Салтыкова - Щедрина).
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Личностно-ориентированный урок  по литературе в 10 классе  по теме: «В чем смысл жизни?»  (по сказкам «Премудрый пискарь» и «Пропала совесть» М.Е. Салтыкова - Щедрина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное общеобразовательное

 бюджетное учреждение

«СОШ № 90» р. п. Чунский

                                                                                                                         

                Личностно-ориентированный урок

                                   по литературе в 10 классе

                              по теме: «В чем смысл жизни?»

 (по сказкам «Премудрый пискарь» и «Пропала совесть» М.Е. Салтыкова - Щедрина).

               Автор: учитель русского языка и литературы Пыренкина Л.А.

                                                             

                                                         

                                                                        2015- 2016 уч.год

                                       

      Цели урока:

   1.Выяснить причины обращения писателя к сказкам.

   2.Показать своеобразие сказок.

   3. Определить положительные идеалы, которые проповедует автор  сказок.

   4. Определить в чем современность сказок.

   5.Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся  через восприятие      художественного произведения.

Оформление:

  • Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Репродукции к сказкам  
  • Отзывы современников о сатире.

Примечание:

Предварительно дети получили следующее домашнее задание:

  1. Прочитать биографию сатирика;
  2. Прочитать сказки;
  3. Написать отзыв на одну из сказок.

Эпиграф к уроку:

  1.    Сказки могучей по своей мысли,

           забавны и вместе с тем  

               трагичны по своему ехидству,

               очаровывают своим языковым

   совершенством.  

                               

                                     А.В.Луначарский

  1.  Жить для тебя – тлеть,

Жить для семьи – гореть,

Жизнь для людей – светить.

                          Народная мудрость.

  1. Организационный момент.

Настал новый день. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь  друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Мы спокойны, мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что пожелаем мы сегодня друг другу. …А что пожелаете вы мне ?Спасибо. А теперь глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечного света , свежесть и красоту белого снега. Я желаю вам хорошего настроения, бережного отношения друг другу. Удивляйтесь! Знания откроют вам замечательный мир.

  1.  Работа с портретом писателя.

Обратимся к портрету М.Е .Салтыкова-Щедрина. Чем поражает внешний облик писателя?

  • Сочетание суровости, твердости и подлинной доброты.
  • Портрет писателя производил сильное впечатление на современников:

 - А.В. Луначарский с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо. Какая суровость! Какие глаза судьи! Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лицо подвижника!

-Мариэтта Шагиян: «…несравнимо сильнее всех книг Щедрина подействовал на меня его портрет…Из-под густых бровей и тяжелых надбровий прямо в глаза вам смотрит отчаянный почти безумный в своей горечи, какой-то вопрошающий вас взгляд- взгляд великого русского писателя…»

  1. Салтыков-Щедрин бывал и резок и колюч , но за внешней раздражительностью скрывались необычайная требовательность к себе и другим, огромная внутренняя деликатность, сердечность, большая и глубокая порядочность.

  1. Целеполагание.

      - Творчество Салтыкова-Щедрина…

Мы только прочитали биографию, определили веки жизни.

Сегодня у на первый урок по его творчеству.

Прочитайте тему урока. Какие цели мы должны сегодня поставить на уроке? (ребята называют цели, а потом читают цели урока, поставленные учителем и записанные на доске с обратной стороны)

  • В чем смысл жизни по Щедрину?
  • В чем современность сказок?
  • Определить положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.

  1. Актуализация субъективного первичного опыта.

- Каким человеком представился вам  М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель, сатирик, критик, публицист?

- А в чем смысл жизни писателя?

  • Приятно говорить людям о том, что их радует, доставляет несомненное удовольствие. На много труднее выговаривать необходимые, но горькие истины. Нужно иметь для этого мужество, нужно быть очень сильным и смелым человеком.

Именно таким человеком был М.Е. Салтыков-Щедрин.

- Почему писатель в свои зрелые годы обратился к сказкам?

  • Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства

В 80-е годы 19 в. – это «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «Отняли, скомкали и запечатали душу».

За короткий период М.Е. Салтыков-Щедрин создал книгу сказок. Они были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста»

- Почему изрядный возраст?

- Для кого это были сказки?

  1. Этап актуализации  обогащаемого опыта.

Работа над литературными терминами (ребята делятся на две группы)

1 группа получает карточку с заданием:

                    1.Сказка как жанр и ее признания.

                    2.Найдите признаки сказки в «Премудром пискаре»

2 группа. Дать определение и соотнести понятие:

                                                     ирония

     Сатира                                   сарказм

                                                    гротеск

                                                    гипербола

     Юмор                                    эзопов язык

                                                    аллегория

                                                    фантастика

  1. Этап актуализации закрепляемого опыта (анализ сказок)
  • Есть у М,Е. Салтыкова-Щедрина прекрасная сказка «Пропала совесть»; это одна из первых его сказок

- Какое главное слово в заглавии? (совесть)

- Что такое, по – вашему мнению, совесть?

  • В словаре Ожегова: «Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми».

- У кого в руках побывала совесть? Как изменился человек?

- Почему совесть оказывается в руках ребёнка?

  • Чистая душа, не испорченная светом, бережно потечет по жизни…

- А что случится, если совесть пропадет?

- О чем сказка «Пропала совесть»?

  • Это сказка о морали общества, где все нравственные категории извращены. Здесь совесть превращена в «негодную тряпицу» , от которой каждый  стремится избавиться.

  • АНАЛИЗ СКАЗКИ «ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ»

- Сообщение ученика об эпохе написания сказки.

  • В эту мрачную эпоху реакции писатель – сатирик своими произведеньями напоминал современникам о человеческом достоинстве и совести, о мудрости истиной и мнимой.

- Каков смысл названия сказки?

 Подберите к эпитету «премудрый» синонимы (умный, мудрый, толковый…); антонимы ( глупый, неумелый…)

  • Итак, «премудрый» в устах автора звучит насмешливо, язвительно.

- А почему пискарь, а не пескарь? ( от слова писк).

- Какой завет оставил пискарь – отец своему сыну? («гляди в оба»).

- Что  это значит? ( это предостережение, напоминание о необходимости устраниться от жизненных опасностей и невзгод, заботится о себе, о своем благополучии).

  • АССОЦИАТИВНАЯ РАБОТА

- А какие заветы оставляют своим детям другие отцы герои классических  произведений русской литературы?

( Петр Гринев: «Береги платья снову, а честь смолоду».

Молчалин: «Угождать всем людям без изъятья…»

Чичиков: «… больше всего береги и копи копейку, копейка не выдаст»).

- Итак, три разных завета, к какому их этих «заветных слов» ближе всего поучение старого пискаря  «гляди в оба»?

(Жизненная позиция пискаря не совпадает до конца ни с одной)

- А какой завет оставил М.Е. Салтыков-Щедрин своему сыну?  (Учись и будь честен)

- А с какими пословицами  перекликается завет «Гляди в оба» ( Моя хата с краю ничего не знаю», «Уши выше лба не растут», «С сильным не борись»)

  • Во всех этих пословицах проповедует мораль приспособленчества , мораль рабов. Конечно следуя этим пословицам, можно легче прожить, только будет ли такая жизнь достойной?

- Какую жизнь провел пискарь , следуя этому завету? (работа с текстом)

- Итог жизни пискаря? Какие мысли посещают его перед смертью? (зачитать текст)

  • Финал сказки звучит трагически. Герой сказки мучается от самой страшной кары: осознание перед лицом смерти, что жизнь прожита напрасно, впустую.

Исправить уже ничего нельзя.

      - Какой влажный нравственный урок содержит эта сказка?

  • Поставлены важнейшие нравственные проблемы, остро волнующие людей во се времена: в чем смысл жизни, назначение человека, к  каким идеалам стремиться, как жить?

Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству.

- А в чем смысл жизни нашего современника? (обращение ко второму эпиграфу)

Вывод: В жизни человек испытывает большую радость, если он кому-то помог, кого-то спас или просто пожалел. Все-таки смысл жизни- жить не только для себя и для своих близких, но и для людей.

Домашнее задание: Поскольку у всех разные точки зрения, дома вы напишите миниатюру: «В чем смысл вашей жизни?»

  1. Интеллектуальная рефлексия.

Перед вами «лестница достижений». На какой ступени вы видите себя, оцените себя за работу на уроке.

        ЛИЧНОСТНО

                                                                                                                  ЗНАЧИМО

ВЫПОЛНЯЛ

С ИНТЕРЕСОМ

        МОГУ

ХОЧУ

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ героя в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина» «Премудрый пескарь «.

В системе школьного литературного образования большую роль играют занятия внеклассного чтения. На них учащиеся знакомятся с произведениями, выходящими за рамки школьного учебника, что способству...

Урок внеклассного чтения по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", ""Повесть о том , как один мужик двух генералов пркормил ", "Премудрый пескарь"

Урок по данной теме является повторительно- обобщающим и проводится после изучения творчества писателя Салтыкова - Щедрина в 7 классе....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Методическая разработка: Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».

Комбинированный урок с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Поговорим о совести (на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)

Это второй урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Тип урока: комбинированный, групповая работа.Вид урока: исследование, урок-практикум.Методические приёмы:...

Конкурсный урок "Сказка «Премудрый пискарь». Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке»

Урок проходил в 10 классе. Материал очень обширный, оставляю ссылку.https://disk.yandex.ru/d/4J6TR79AFpHiUgТакже оставляю ссылку на сам урокhttps://disk.yandex.ru/i/mcQUQzPaS_nBwQ...