Урок внеклассного чтения по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", ""Повесть о том , как один мужик двух генералов пркормил ", "Премудрый пескарь"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок по данной теме является повторительно- обобщающим и проводится после изучения творчества писателя Салтыкова - Щедрина в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_7_klasse_po_skazkam.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе по сказкам «Дикий помещик» , «Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил» , «Премудрый пескарь»
Цели урока : вызвать интерес к сказкам «Салтыкова –Щедрина и их нравственным проблемам , расширить лексический багаж подростка , обогатить восприятие окружающего мира»
Оборудование : портрет М.Е. Салтыкова –Щедрина кисти И.Н. Крамского (1887 год),
рисунки учащихся с иллюстрациями сказок , презентация о жизни и творчестве писателя .
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Тверская земля богата талантами. Она подарила миру такого замечательного писателя , каким является Салтыков –Щедрин .Это писатель – сатирик .Посмотрите на портрет этого человека .
Вопрос. Чем поражает внешний облик писателя ?
(Сочетание суровости , твёрдости и доброты)
А.В. Луночарский с восхищением писал о портрете Салтыкова-Щедрина : «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо .Какая суровость ! Какие глаза судьи! Как много страдания , выразившего морщины на этом лице , поистине лице подвижника!»
Сейчас мы посмотрим презентацию о биографии и творчестве писателя и одновременно прослушаем сообщение о нём.
2. Презентация.Сообщения о биографических сведениях.
-Родился Михаил Евграфович Салтыков 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии в помещичьей семье.
Все его детство прошло в родовом имении отца Пошехонье. Что же оно из себя представляло? Огромный неуютный дом, похожий на серую коробку, стоял почти на голом месте. К нему лепились многочисленные строения для дворовых, для скота, погреба для многолетних хозяйственных припасов. За барским имением на многие версты тянулась болотистая равнина, покрытая хвойным лесом.
В доме полновластно господствовала мать- Ольга Михайловна, которая не только поставила на ноги оскудевшее поместье своего мужа, но и в короткий срок удесятерила состояние семьи. Она была женщиной необразованной, но имела хозяйскую жилку, была жестокой и властной помещицей- крепостницей. Её жестокость зачастую проявлялась не только к крепостным крестьянам, но и к собственным детям. Несмотря на то, что Михаил относился к “любимчикам”, но это не мешало применять к нему самые суровые меры наказания. “ Помню ,секут меня, кто именно не помню, но секут как следует, розгою, а немка, гувернантка моих старших братье и сестер, закрывает ладонью от ударов и говорит, что я слишком мал для этого. Было мне тогда , должно быть, года два, не больше.”
В 10 лет Сатлыков был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. В 1838, как один из отличнейших учеников, был переведен казеннокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. В лицее начал писать стихи, но позднее понял, что не обладает поэтическим даром и оставил поэзию. В 1844 окончил курс в лицее по второму разряду (с чином X класса) и поступил на службу в канцелярию Военного министерства. Первое штатное место, помощника секретаря, получил только через два года.
Первая повесть ("Противоречия") вышла в 1847. 28 апреля 1848, после выхода в печати второй повести - "Запутанное дело", Салтыков был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". 3 июля 1848 Салтыков был определен канцелярским чиновником при вятском губернском правлении, в ноябре - старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, затем два раза назначался на должность правителя губернаторской канцелярии, а с августа 1850 был назначен советником губернского правления. В Вятке прожил 8 лет.
В ноябре 1855, после смерти Николая I, Салтыков получил право "проживать где пожелает" и вернулся в Петербург. В феврале 1856 был причислен к Министерству внутренних дел (служил до 1858), в июне назначен чиновником особых поручений при министре, а в августе командирован в Тверскую и Владимирскую губернии "для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения" (было созвано в 1855 по случаю восточной войны). В 1856 Салтыков-Щедрин женился на 17-летней Е. Болтиной - дочери вятского вице-губернатора. В 1856, от имени "надворного советника Н.Щедрина", в "Русском Вестнике" были изданы "Губернские очерки". С этого времени Н. Щедрин стал известен всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя. В 1857 "Губернские очерки" издавались дважды (следующие издания выходили в 1864 и 1882). В марте 1858 Салтыков был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведен на ту же должность в Тверь. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров. В феврале 1862 Салтыков-Щедрин выходит в отставку и переезжает в Петербург. Приняв приглашение Н.А. Некрасова, входит в редакцию журнала "Современник", но в 1864, в результате возникновения внутрижурнальных разногласий по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях, расстается с "Современником", вернувшись на государственную службу. В ноябре 1864 Салтыков-Щедрин был назначен управляющим казенной палатой в Пензе, в 1866 переведен на ту же должность в Тулу, а в октябре 1867 - в Рязань. Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. В 1868, после жалобы рязанского губернатора, Салтыков был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Вернувшись в Петербург, в июне 1868 Салтыков-Щедрин принимает приглашение Н.А. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работает до момента запрещения журнала в 1884. Салтыков-Щедрин умер 10 мая (по старому стилю - 28 апреля) 1889 в Петербурге, незадолго до смерти начав работу над новым произведением "Забытые слова". Погребен 2 мая (по старому стилю), согласно его желанию, на Волковом кладбище, рядом с И.С. Тургеневым .
3.Вопросы после просмотра :
-Какие факты биографии Салтыкова- Щедрина повлияли на его мировоззрение ?
(Его детство «на лоне крепостного права , помещичьего произвола и семейного деспотизма , учёба в Московском дворянском институте , а затем в Царскосельском лицее, где получал когда-то знания великий Пушкин. Но за 21 год , прошедший после пушкинского выпуска , характер этого учебного заведения переменился : насаждался близкий к казарменному стиль жизни. Ссылка в Вятку . Работа в Министерстве внутренних дел.)
-Какими качествами характера обладал писатель ?
(Наблюдательность , честность непримиримость к недостаткам существующего строя , качества борца за справедливость).
4. Соревнование команд.
Слово учителя .Сегодня мы вспомним замечательные сказки писателя .Соревноваться и показывать свои знания будут команды «Головотяпы» и «Глуповцы».Нет ничего обидного в том ,что вот так именно сатирик называл наш народ . Салтыков –Щедрин восхищался его трудолюбием , но осуждал за покорность и терпение .
А)Первый конкурс состоит в том , кто быстрее ответит на вопросы:
-Для кого были предназначены сказки Салтыкова –Щедрина ? («Сказки для детей изрядного возраста», то есть для взрослых.)
-Книга «Сказок» стоила всего 3 копейки . Почему в убыток себе решил дать писатель своим произведениям такую низкую цену ? (Сатирик хотел , чтобы низкая цена позволила представителям народа приобрести эту книгу , прочитать и понять то , что он хотел сказать Михаил Евграфович верил в пробуждение народа)
-«Сказка – ложь ,да в ней намёк , добрым молодцам урок ,-говорил А.С. Пушкин. На что намекал Салтыков –Щедрин в своих сказках?» (Из сказок явно следует , что господствующие классы живут за счёт трудового народа , сами же не отличаются ни умом ,ни культурой .)
- Сколько сказок создал писатель ? (33)
-Что такое «эзопов язык» ? (Язык намёков и иносказаний , им приходилось пользоваться из-за цензурных соображений).
Б)Конкурс инсценировки (домашние заготовки).
Команда «Головотяпы » читает наизусть отрывок из сказки «Дикий помещик».(«Задумался на этот раз помещик не на шутку. Вот уж третий человек его дураком чествует, третий человек посмотрит-посмотрит на него, плюнет и отойдет. Неужто он в самом деле дурак? неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие? и неужто, вследствие одной его непреклонности, остановились и подати, и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса?
И как был он помещик глупый, то сначала даже фыркнул от удовольствия при мысли, какую он штуку сыграл, но потом вспомнил слова исправника: "А знаете ли, чем это пахнет?" -- и струсил не на шутку. Стал он, по обыкновению, ходить взад да вперед по комнатам и все думает: "Чем же это пахнет? уж не пахнет ли водворением каким? например, Чебоксарами? или, быть может, Варнавиным?"
-- Хоть бы в Чебоксары, что ли! по крайней мере, убедился бы мир, что значит твердость души! -- говорит помещик, а сам по секрету от себя уж думает: "В Чебоксарах-то, я, может быть, мужика бы моего милого увидал!"
Походит помещик, и посидит, и опять походит. К чему ни подойдет, все, кажется, так и говорит: "А глупый ты, господин помещик!" Видит он, бежит чрез комнату мышонок и крадется к картам, которыми он гранпасьянс делал и достаточно уже замаслил, чтоб возбудить ими мышиный аппетит.
-- Кшш... -- бросился он на мышонка.
Но мышонок был умный и понимал, что помещик без Сеньки никакого вреда ему сделать не может. Он только хвостом вильнул в ответ на грозное восклицание помещика и чрез мгновение уже выглядывал на него из-под дивана, как будто говоря: "Погоди, глупый помещик! то ли еще будет! я не только карты, а и халат твой съем, как ты его позамаслишь как следует!"
Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют. Однажды к самой усадьбе подошел медведь, сел на корточках, поглядывает в окошки на помещика и облизывается.
-- Сенька! -- вскрикнул помещик, но вдруг спохватился... и заплакал.
Однако твердость души все еще не покидала его. Несколько раз он ослабевал, но как только почувствует, что сердце у него начнет растворяться, сейчас бросится к газете "Весть" и в одну минуту ожесточится опять.
-- Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев, от принципов отступил!»
Команда «Глуповцы» - отрывок из сказки «Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил». («Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море. Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру.
Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену.
- Теперь бы кофейку испить хорошо! - молвил один генерал, но вспомнил, какая с ним неслыханная штука случилась, и во второй раз заплакал.
- Что же мы будем, однако, делать? - продолжал он сквозь слезы, - ежели теперича доклад написать - какая польза из этого выйдет?
- Вот что, -отвечал другой генерал, - подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдемся; может быть, что-нибудь и найдем.
Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: "Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое". Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.
- Вот что, ваше превосходительство: вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! - сказал один генерал, который, кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее.
Сказано - сделано. Пошел один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть - ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит.
"Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!" - подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита.
Зашел генерал в лес - а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.
- Господи! еды-то! еды-то! - сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить.
Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками. Приходит, а другой генерал уж дожидается.
- Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?
- Да вот нашел старый нумер "Московских ведомостей", и больше ничего!»
)
В)Следующий этап – кто лучше знает сказку « Дикий помещик».Командам по очереди предстоит ответить на вопросы . Если команда не сможет ответить или допустит неточности , то команда соперников получает право слова и помощи .
-О чём мечтал помещик ? (Помещик мечтал о чистом воздухе . Он думал , что мужики своим запахом загрязняют всё вокруг и просил Бога избавить его от крестьян)
- Как помещик вёл себя по отношению к крестьянам ? (Не давал им никакой жизни , считал , что и земля ,и вода принадлежат только ему , не разрешал скотине заходить на водопой , а курам гулять по земле «Курица ли крестьянская в господские овсы забредет -- сейчас ее, по правилу, в суп; дровец ли крестьянин нарубить по секрету в господском лесу соберется -- сейчас эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф.
-- Больше я нынче этими штрафами на них действую! -- говорит помещик соседям своим, -- потому что для них это понятнее»… «Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут -- все нельзя, да не позволено, да не ваше! Скотинка на водопой выйдет -- помещик кричит: "Моя вода!", курица за околицу выбредет -- помещик кричит: "Моя земля!" И земля, и вода, и воздух -- все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести.»)
-Что произошло после исчезновения крестьян в государстве ?( На базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя – всё исчезло , а в казну перестали поступать налоги.)
- В кого превратился сам помещик ?( « И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.
Выйдет он в свой парк, в котором он когда-то нежил свое тело рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка, в один миг, взлезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит, это, заяц, встанет на задние лапки и прислушивается, нет ли откуда опасности, -- а он уж тут как тут. Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест.
И сделался он силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко.» )
В заключении этого конкурса каждая команда задаёт вопрос команде соперника на знание деталей сказки .(Примерные вопросы : «Как назывался пасьянс ,который раскладывал помещик ?» , «какую газету читал помещик ?»)
Г) Из каждой команды выходит представитель .Этот конкурс проверит ваше понимание сказки «Повесть о том , как мужик двух генералов прокормил». На столе лежат таблички , на которых написаны эпитеты , характеризующие героев этой сказки. Представитель команды «Глуповцы» выбирает эпитеты , соответствующие генералам
А представитель команды «Головотяпы »- характеризующие мужика. На отдельных табличках записаны слова : умелый, ленивый ,находчивый ,неблагодарный , никчёмный , трудолюбивый , покорный ,властолюбивый . Свой выбор нужно аргументировать , каждая команда может помогать своему представителю .
Д) Переходим к следующему этапу . В поле нашего внимания окажется сказка «Премудрый пескарь».Команда «Глуповцы »подбирает синонимы к слову « премудрый» (умный, мудрый, толковый, башковитый);
Команда «Головотяпы» подберёт антонимы к слову премудрый (глупый, бестолковый, несообразительный).
Сам писатель назвал своего героя «премудрым» , но этот эпитет мог быть ироничным , ведь Салтыков –Щедрин (не будем забывать об этом)был сатириком . Команда «Глуповцы» попытается оправдать героя , а команда «Головотяпы» в чём-то его , может, обвинить .
5.Заключительное слово учителя .Ребята , вы ,наверное ,обратили внимание на наставление , которое давал своему сыну старый пескарь – «Гляди в оба !» . Изучая литературные произведения, мы с вами познакомимся и с другими наставлениями ,которые давали отцы литературным героям . В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» отец Петруши Гринёва напутствует его такими словами : «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников, за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Павлу Ивановичу Чичикову, герою поэмы Гоголя «Мёртвые души» отец советует : « Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете… Копейка не выдаст… Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой"
«.Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.»- эти слова своего родителя сделал своим жизненным кредо герой комедии А.С. Грибоедова Молчалин .
Каждый человек думает о цели своей жизни и выбирает свой путь . Салтыков –Щедрин напомнил современникам о цели человеческой жизни , о её смысле , о человеческом достоинстве , о мужестве и чести .И , может быть , главное не сколько жить , а как жить .Юрию Алексеевичу Гагарину суждено было прожить только 34 года ,Николай Гастелло погиб в возрасте 33 лет , а капитану команды «Локомотив» Ивану Ткаченко 9 ноября 2013 года исполнилось бы 33 года. Незадолго до своей трагической гибели он перевёл свои личные сбережения в размере 500 000 рублей на счёт больной девочки. Я хочу, чтобы вы прожили и долгую, и яркую жизнь, насыщенную благородными делами , и чтобы никогда не были ни глуповцами , ни головотяпами .
6. Подведение итогов.
Домашнее задание : подготовить развёрнутый ответ на вопрос «Против чего направлена сатира Салтыкова -Щедрина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» ...
Тест по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
Тест.М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»....
Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика....
Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик».
Сравнение двух сказок на уровне тем, художественных средств, образов....
Открытый урок по литературе в 7 классе « М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Художественное своеобразие сказки».
Цели: Выявить связь сказки с народной.Научить распознавать теоретико-литературные понятия.Углубить представление учащихся о художественном своеобразии произведения.4. Развивать умение рабо...
Технологическая карта урока в 7 классе. Тема урока: Русский характер: в чём его сила и слабость? Изучая сказку М.Е.Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Технологическая карта...
Урок литературы в 7 классе по теме : "В чём смысл «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?"
Данный материал представляет методическую разработку урока литературы в 7 классе по теме "В чём смысл "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?"...