Рабочая программа по литературе 8 класс (ФГОС), 2016-2017 год
рабочая программа по литературе (8 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_moskvin_fgos.doc | 365 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пречистенская средняя школа
Утверждено приказом руководителя
образовательного учреждения
№________ от___________
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
8 «А, Б» классы
Составила Булыгина Наталия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
п. Пречистое, 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897 / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / (под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова). – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов). - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
- Основная образовательная программа образовательного учреждения, составленная на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
- Авторская программа по литературе под редакцией Г.В. Москвина, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в 2016-2017 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области.
- Положение об учебной рабочей программе педагога в муниципальном образовательном учреждении Пречистенской средней общеобразовательной школе (утверждено приказом директора школы №136 от 31.08.2016 г.)
Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.В. Москвина, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
УМК под редакцией Г.В. Москвина:
- Москвин Г.В, Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: Программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 8 класс. Часть 1. – М.: Вентана-Граф, 2015.
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 8 класс. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Отличия от авторской программы
На изучение литературы в 8 классе отводится 2 часа (70 часов), программа Г.В. Москвина для 8 класса – двухчасовая (70 часов). Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов, т.к. учебный план школы рассчитан на 34 учебные недели.
Учитывая реальный объём знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, в учебный план были внесены следующие изменения в распределении времени на программные темы.
Вариант распределения часов | |
в авторской программе | в рабочей программе учителя |
Аудиторные занятия – 51 ч | Аудиторные занятия – 49 ч |
Аудиторные сочинения – 8 ч | Аудиторные сочинения (+ анализ работ) – 4 + 4 = 8 ч |
Внеклассное чтение – 4 ч | Внеклассное чтение – 7 ч |
Обобщение изученного – 2 ч | Обобщение изученного – 4 ч, в том числе 2 ч итоговый контроль |
Резерв – 5 ч | Резерв – нет |
Всего – 70 ч | Всего – 68 ч |
Вариант тематического распределения часов | |
в авторской программе | в рабочей программе учителя |
Литература как искусство слова - 1 ч | Литература как искусство слова - 2 ч |
Кто такой автор? -11 ч | Кто такой автор? -13 ч |
Кто такой герой? – 11 ч | Кто такой герой? – 17 ч |
Есть ли герой в лирическом стихотворении? - 16 ч | Есть ли герой в лирическом стихотворении? - 21 ч |
Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение? – 12 ч | Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение? – 12 ч |
Аудиторные сочинения – 8 ч | Часы распределены в течение всего учебного года по темам |
Внеклассное чтение – 4 ч | |
Обобщение изученного материала – 2 | Обобщение изученного материала – 3 |
Резерв – 5 | Резерв - нет |
Всего – 70 ч | Всего – 68 ч |
Таким образом, часы распределены с учётом интереса учеников к тематике произведений, возникающих трудностей при чтении, с учётом запланированных видов практической деятельности, а также в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы по литературе.
Добавлены часы на стартовую и итоговую контрольную работу, т.к. это предусмотрено особенностями учебно-воспитательного процесса в данном образовательном учреждении.
Опираясь на «ПРИМЕРНУЮ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), в содержание рабочей программы были внесены изменения:
- Поэзия конца 19-начала 20 вв. Поэзия Ивана Бунина. «Люблю цветные стекла окон».
- Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Капитаны».
- М.И. Цветаева. Стихотворения из цикла «Стихи о Москве».
- О.Э. Мандельштам. Стихотворение «Звук осторожный и глухой».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса представленной авторами программы имеет рекомендательный характер и может корректироваться с учётом конкретных особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
№ | Раздел (дидактическая единица) | Кол-во часов | Из них | |
РР | Вн.чт | |||
1 | Литература как искусство слова | 2 | ||
2 | Кто такой автор? | 13 | 3 | 1 |
3 | Кто такой герой? | 17 | 3 | 1 |
4 | Есть ли герой в лирическом стихотворении? | 22 | 1 | 3 |
5 | Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение? | 11 | 3 | 2 |
6 | Обобщение изученного материала | 3 | 2 | 1 |
итого | 68 | 12 | 8 |
Тематическое планирование | ||||
Наименование раздела | Кол-во часов | Содержание раздела, темы | Характеристика деятельности обучающихся | Формы организации учебных занятий |
Литература как искусство слова | 2 | Литература как искусство слова. Художественный текст: его чтение и интерпретация. Литература как диалог автора и читателя. Место героя в этом диалоге. Автор-писатель, автор повествователь. | Применять полученные ранее знания на практике Воспринимать текст критической статьи. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно и письменно отвечать на вопросы | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка |
Кто такой автор? | 13 | «Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия, чудотворца» Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза» А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани», «Спасская Полесть», «Клин», «Пешки», «Слово о Ломоносове») А.С. Пушкин. Слово о писателе. Роман «Капитанская дочка» И.С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Ася» И.С. Шмелёв. «Лето господне» | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно и письменно отвечать на вопросы. Воспринимать текст критической статьи. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Подбирать и обобщать дополнительный материал о герое. Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику повести. Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Составлять план произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Формулировать вопросы по тексту произведения. | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую. |
Кто такой герой? | 17 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Трагедия о Гамлете, принце Датском» М. де Сервантес. Слово о писателе. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы I, VI, VII, XXXV, XXXXIX) М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» А.Н. Островский. Слово о писателе. Драма «Бесприданница» Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Два гусара» Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Бедные люди» В. Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери» | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую. | |
Есть ли герой в лирическом стихотворении? | 22 | А.С. Пушкин. Стихотворения «К ***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Жил на свете рыцарь бедный…», «Мадонна» М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «И скучно и грустно…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Поэзия конца 19-начала 20 вв. Поэзия Ивана Бунина. «Люблю цветные стекла окон». Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Капитаны». М.И. Цветаева. Стихотворения из цикла «Стихи о Москве». О.Э. Мандельштам. Стихотворение «Звук осторожный и глухой». С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» В.В. Маяковский. Слово о писателе. Стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Прозаседавшиеся» А.А. Блок. Слово о писателе. Стихотворения «Россия», «Девушка пела в церковном хоре…» А.А. Ахматова. Слово о писателе. Стихотворения «Песня последней встречи», «Я пришла к поэту в гости…» Б.Л. Пастернак. Слово о писателе. Стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…», «Быть знаменитым некрасиво…» Н.А. Заболоцкий. Слово о писателе. Стихотворения «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться» Поэзия второй половины XX века. Р.И. Рождественский. Слово о писателе. Стихотворение «Мгновения». А.А. Вознесенский. Слово о писателе. Стихотворение «Сага». Е.А. Евтушенко. Слово о писателе. Стихотворение «Идут белые снеги» В.С. Высоцкий. Стихотворения «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Б.Ш. Окуджава. Стихотворения «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс» | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно и письменно отвечать на вопросы. Воспринимать текст критической статьи. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать текст лирического стихотворения. Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Характеризовать лирического героя стихотворения. Устно отвечать на вопросы. Определять стихотворные размеры Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую. |
Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение? | 11 | А.С. Грибоедов. Слово о писателе. Комедия «Горе от ума» А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Шинель» А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия» Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи» | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно и письменно отвечать на вопросы. Воспринимать текст критической статьи. Воспринимать текст литературного произведения. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Подбирать и обобщать дополнительный материал о герое. Выразительно читать фрагменты произведения. Характеризовать проблематику повести. Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Составлять план произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Инсценировать пьесу. Формулировать вопросы по тексту произведения. Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую. |
Обобщение изученного материала | 3 | Итоговое контрольное сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему или тематическое тестирование за курс 8 класса Вн.чт. Читательская конференция (с приглашением родителей и классного руководителя): отзыв о любимых произведениях; защита творческих и исследовательских работ; тематических портфолио, презентация исследовательских работ по литературе. | Обсуждение вопросов. Ответы на вопросы анкеты. Презентация или фильм об уроках литературы, внеклассных занятиях, поездках, экскурсиях в 8 классе. | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах |
КАЛЕНДАРНО - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения урока | |
план | факт | |||
Вводный урок – 2 часа | ||||
1 | Стартовая контрольная работа (отзыв по рассказу Р. Брэдбери «Всё лето в один день») | Подготовить презентацию читательского дневника | ||
2 | Анализ стартовой работы. Работа над ошибками. Литература как искусство слова. Художественный текст: его чтение и интерпретация. Литература как диалог автора и читателя. Место героя в этом диалоге. Автор-писатель, автор повествователь. Выборочное чтение и обсуждение статьи | Пересказ статьи и записей в тетради. | ||
Кто такой автор? – 13 час (3Рр + 1Вн.чт) | ||||
3 | Автор в древнерусской литературе. Многообразие жанров древнерусской литературы. «Житие Сергия Радонежского»: комментированное чтение. Жанр жития. Христианско-нравственный идеал и его воплощение в произведении. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов. Черты житийности в классической русской литературе. Способы создания характера в жанре жития. Тема Русской земли. Историческая реальность и литературная традиция. | Выразительное чтение понравившегося эпизода, ответы на вопросы. Для желающих: подобрать иллюстрации к произведению, подписать соответствующую фразу из текста. | ||
4 | Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Литературный процесс. Традиции и новаторство в литературе. Литературные направления. Понятие о сентиментализме (сентиментализм как литературное направление). Чтение и анализ повести «Бедная Лиза». Изображения чувства как основа сюжета. Образ главной героини, его особенности. | Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода, ответы на вопросы. | ||
5 | Авторская позиция и способы её выражения. Значение повести для русской литературы. Чтение и анализ повести «Бедная Лиза». Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». | Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода, ответы на вопросы. Для желающих: синквейн о героях | ||
6 | А.Н. Радищев. Слово о писателе. Жанр путешествия в литературе. Углубление представления о путешествии как об одном из основных мотивов эпического сюжета. Полнота изображения русской жизни. Образ автора и его роль в произведении. Стилевое своеобразие произведения. Комментированное чтение «Путешествие из Петербурга в Москву». | Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода, ответы на вопросы. Для желающих: творческая работа в жанре путешествия «Путешествие из … в …» (о своём летнем путешествии) | ||
7 | А.С. Пушкин. Слово о писателе. Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа произведения. Соотношение исторического факта и вымысла. Замысел и воплощение. Сюжетно – композиционный анализ романа «Капитанская дочка». | Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода, ответы на вопросы. | ||
8 | Исторические события и судьбы частных людей. Тема «русского бунта» и образ Пугачева. Пугачёв как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на «бунт бессмысленный и беспощадный». Чтение и анализ содержания глав романа. | Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода, ответы на вопросы. Для желающих: синквейн о героях (на выбор) | ||
9 | Гринев и Швабрин: сравнительная характеристика главных героев романа. Обучение составлению сравнительной характеристики.. Анализ эпизодов. | Пересказ от лица героя (на выбор). Составить сравнительную характеристику по плану | ||
10 | Р.Р. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Комментированное чтение эпизодов глав романа. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов. | Составить характеристику по плану. Ответы на вопросы. Для желающих: кроссворды «Герои романа», «Сюжет романа». | ||
11 | Р.Р. Обучающее классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | Конспект научной статьи. Ю.М. Лотман «Идейная структура «Капитанской дочки» | ||
12 | Р.Р. Анализ сочинений. Работа над ошибками. | |||
13 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Своеобразие любовного конфликта. Чтение и анализ повести «Ася». Образ автора. Автор и рассказчик. | Пересказ эпизодов, ответы на вопросы. Для желающих: синквейн о героях (на выбор) | ||
14 | Образ главной героини повести И.С. Тургенева «Ася»: чтение и анализ содержания повести. Проблема счастья в повести. Образ «тургеневской девушки». Лирический сюжет. Злободневное и вечное в повести. | Пересказ от лица героя (на выбор). Отзыв или письмо герою. | ||
15 | Вн.чт. И.С. Шмелёв. «Лето господне»: обсуждение ключевых проблем. | Отзыв или письмо автору или герою. Подготовиться к литературному словарному диктанту. | ||
Кто такой герой? – 17 часов (3 Рр + 1 Вн.чт) | ||||
16 | Эпохи в истории мировой литературы. Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Герой в литературном произведении. Понятия: образ, характер, герой. Система персонажей. Автор – герой произведения. В. Шекспир. Слово о писателе. Комментированное чтение статьи. | Чтение и пересказ указанных фрагментов трагедии, составить синквейн на тему «Гамлет» | ||
17 | Чтение и анализ фрагментов трагедии У. Шекспира «Г а м л е т». «Проклятые вопросы бытия». «Вечные образы» в трагедии. Основной конфликт и его различные интерпретации. Нравственная проблематика. Гамлет как вечный герой. Индивидуальный характер и литературный тип. | Отзыв или письмо автору или герою. | ||
18 | М. де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»: чтение и анализ части первой романа. Проблема истинных и ложных ценностей. Стремление к добру как основа жизненного поведения человека. Конфликт героя и действительности. Серьёзное и комическое. | Чтение и пересказ указанных эпизодов. Письмо Дон Кихоту или эссе. Индивидуальные сообщения: «Иллюстрации Гюстава Доре и Сальвадора Дали к роману «Дон Кихот». | ||
19 | «Заступник обиженных и утесняемых власть имущими»: чтение и анализ глав романа. Дон Кихот - вечный образ в литературе. Дон Кихот и Санчо Панса: парные герои и их роль в произведении. Юмор и ирония как авторские приёмы повествования | Составить характеристику главного героя. Пересказ от лица главного героя. | ||
20 | «Вечные» образы в литературе. Типы героев в литературном произведении. Учимся работать с научной и критической литературой. И.С. Тургенев. «Гамлет и Дон Кихот» (отрывки) | Стр. 310 (конспект) | ||
21 | М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Проблема жанра произведения. Значение фольклорной формы поэмы. Историческая основа. Быт и нравы XVI века в поэме. Конфликт и проблематика. «Песня про купца Калашникова… »: сюжетно – композиционный анализ | Чтение и пересказ сюжета. ответы на вопросы, чтение по ролям, пересказ эпизода | ||
22 | Содержание конфликта Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и царя Ивана Грозного: комментирование чтение отрывков. Трагическое столкновение героев. Нравственные проблемы песни. | Составить характеристику главного героя. Пересказ от лица главного героя. | ||
23 | Героико-романтическая личность как герой произведению Герои поэмы и нравственный идеал автора. Автор – читатель. Художественное мастерство Лермонтова. Развитие понятия о романтическом герое: анализ содержания, обсуждение ключевых проблем. | выразительное чтение, наизусть понравившийся отрывок. Подобрать материал по теме сочинения. | ||
24 | Р.Р. Обучающее сочинение по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова… » (сочинение с элементами повествования, описания и рассуждения). | Индивидуальное сообщение: «А.Н. Островский: слово о писателе». Чтение драмы «Бесприданница» | ||
25 | Р.Р. Анализ сочинений. Работа над ошибками. | |||
26 | А.Н. Островский. Слово о писателе. Жанр драмы. «Бесприданница» как социально-бытовая драма. Особенность конфликта: сюжетно – композиционный анализ. | Пересказ эпизодов, выразительное чтение по ролям понравившегося эпизода, ответы на вопросы. | ||
27 | Образ главной героини: чтение и анализ эпизодов драмы. Художественный мир Островского-драматурга. | Отзыв о повести или письмо автору или герою. Для желающих: синквейн о героях | ||
28 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Своеобразие стиля Л.Н. Толстого. Комментированное чтение статьи. | Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода, ответы на вопросы. | ||
29 | Повесть «Два гусара». Образы героев: комментированное чтение повести. Герой и время. Взаимоотношение поколений. Проблема чести, любви, дружбы, жизненных ценностей | Отзыв о повести. | ||
30 | Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Бедные люди»: чтение и анализ повести. Идеал и действительность. Образы героев. | Пересказ эпизодов, ответы на вопросы. | ||
31 | Р.Р. Мечта и действительность. Тип героя – идеалиста: обучение монологическому высказыванию. Своеобразие стиля Достоевского. | Письмо автору или герою. Индивидуально: сообщение о В. Гюго | ||
32 | Вн.чт. В. Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери»: обсуждение ключевых проблем. | Отзыв или письмо автору или герою. Подготовиться к литературному словарному диктанту. Для желающих: кроссворд, синквейн. | ||
Есть ли герой в лирическом стихотворении – 22 ч (1 Рр + 3 Вн.чт) | ||||
33 | А.С. Пушкин. Любовная лирика. Актуализация изученного ранее. Любовь как пробуждение души. Чтение и анализ программных стихотворений («К***», «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии лежит ночная мгла»). | Выразительное чтение стих-я наизусть по выбору обучающихся. Для желающих: синквейн «А.С. Пушкин» или «Стихи Пушкина». | ||
34 | Лирический герой. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Чтение и анализ программных стихотворений («Я вас любил, любовь ещё быть может…», «Жил на свете рыцарь бедный», «Мадонна»). | Выразительное чтение стих-я. Анализ стихотворения по плану | ||
35 | М.Ю. Лермонтов. Философская лирика. Актуализация изученного ранее. Чтение и анализ программных стихотворений («Когда волнуется желтеющая нива…») | Выразительное чтение стих-я наизусть по выбору обучающихся. Для желающих: подобрать иллюстрации к стих-ю., подписать соответствующую фразу из текста. | ||
36 | Мир, жизнь, любовь. Поэтический мир стихотворений. Трёхсложные размеры. Чтение и анализ программных стихотворений («И скучно, и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю …»). | Выразительное чтение стих-я по выбору обучающихся, ответы на вопросы. Мини-сочинений «Чем дорог мне мой дом». | ||
37 | Поэзия конца 19 – начала 20 века: Иван Бунин: слово о писателе. И.А. Бунина «Люблю цветные стекла окон». Образ родины, дома, семьи. Поэтический мир стихотворений. | Выразительное чтение стихотворения. Написать сочинение-размышление по одной пословице о доме. | ||
38 | С.А. Есенин. Слово о писателе. Родная земля в творчестве Есенина. Чтение и анализ программных стихотворений («Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая», «Нивы сжаты, рощи голы»). | Выразительное чтение стих-я наизусть по выбору обучающихся. Для желающих: подобрать иллюстрации к стих-ю., подписать соответствующую фразу из текста. | ||
39 | Человек и природа. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных стихотворений («Песнь о собаке» и др.). | Выразительное чтение стих-я по выбору обучающихся. Анализ стихотворения | ||
40 | В.В. Маяковский. Слово о писателе. Пафос нового мира в лирике Маяковского. Своеобразие лирического героя. Чтение и анализ программного стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | Выразительное чтение отрывка стих-я наизусть по выбору обучающихся. Для желающих: письмо автору | ||
41 | Гротеск и фантастика. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программного стихотворения «Прозаседавшиеся». | Выразительное чтение стих-я, ответы на вопросы. Составить словарик неологизмов поэта. | ||
42 | А.А. Блок. Слово о писателе. Многообразие лирики Блока. Родина, душа, любовь. Символические образы. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных стихотворений («Россия», «Родина», «О доблестях, о подвигах, о славе», Девушка пела в церковном хоре», «О, я хочу безумно жить» и др. ). | Выразительное чтение стих-я по выбору обучающихся, ответы на вопросы. Для желающих: синквейн «А. Блок» или «Стихи Блока». | ||
43 | А.А. Ахматова. Слово о писателе. Лиризм поэтического мира Ахматовой. Чтение и анализ программных стихотворений («Песня последней встречи», «Я научилась просто мудро жить», «Я пришла к поэту в гости…»). | Выразительное чтение отрывка стих-я по выбору обучающихся. Для желающих: оформить интервью с автором. | ||
44 | Душевный выбор в любви и жизни. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных стихотворений («Мужество», «Родная земля», «Мне голос был. Он звал утешно…»). | Выразительное чтение отрывка стих-я наизусть по выбору обучающихся. | ||
45 | Н.С. Гумилёв: слово о писателе. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворения «Капитаны». | Выразительное чтение стих-я. Анализ стихотворения. | ||
46 | М.И. Цветаева. Слово о писателе. Краткий очерк жизни и творчества. Лирическая биография поэтессы. Обучение анализу лирического стихотворения. Образ родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». | Выразительное чтение отрывка стих-я наизусть по выбору обучающихся. | ||
47 | Б.Л. Пастернак. Слово о писателе. Человек, творчество, жизнь в лирике Пастернака. Проблема нравственного выбора. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных стихотворений («Быть знаменитым некрасиво…», «О, знал бы я, что так бывает…» и др.) | Выразительное чтение отрывка стих-я наизусть по выбору обучающихся. Для желающих: оформить интервью с автором. | ||
48 | О.М. Мандельштам: русский поэт, прозаик, переводчик. "Улица Мандельштама", «Звук осторожный и глухой», «Равноденствие» (судьба и творчество поэта): чтение и анализ стихотворений. | Выразительное чтение отрывка стих-я наизусть по выбору обучающихся. Для желающих: кластер | ||
49 | Н.А. Заболоцкий. Слово о писателе. Нравственно-философская проблематика лирики Заболоцкого. Душа, жизнь, красота. Чтение и анализ программных стихотворений («не позволяй душе лениться …», «Некрасивая девочка» и др.) | Выразительное чтение отрывка стих-я наизусть по выбору обучающихся. Подготовиться к презентации творческих работ. | ||
50 | Вн.чт. Презентация информационных проектов (защита буклетов) или исследовательских проектов. Подготовка к домашнему сочинению на тему «Поэзия Серебряного века: любимые страницы». | Домашнее сочинение на тему «Поэзия Серебряного века: любимые страницы». | ||
51 | Р.Р. Обсуждение сочинений «Поэзия Серебряного века: любимые страницы». | Индивидуальное сообщение о поэтах 20 века. | ||
52 | Поэзия второй половины XX века. Лиризм современной жизни в творчестве поэтов второй половины 20 века. Е.А. Евтушенко. А.А. Вознесенский. Р.И. Рождественский. Слово о писателях. | Выразительное чтение стихотворений. Для желающих: синквейн «Стихи …». | ||
53 | Образ современника: жизнь, внутренний мир, судьба. Открытость лирического героя. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных стихотворений:
| Выразительное чтение стихотворений наизусть (на выбор учащегося). Индивидуально: сообщение о В.С. Высоцком, Б.Ш. Окуджаве. | ||
54 | Вн.чт. В.С. Высоцкий. Чтение и анализ стихотворений «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Б.Ш. Окуджава. Чтение и анализ стихотворений «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс». Поэтический мир стихотворений. | Отзыв или письмо автору или герою. Подготовиться к литературному словарному диктанту. | ||
Зачем и для кого писатель создаёт литературные произведения – 11 ч (3 Рр + 2 вн.чт) | ||||
55 | Читатель литературного произведения. Комментированное чтение статьи. А.С. Грибоедов. Личность и судьба (обзор). История создания и публикации. Система персонажей. Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии. Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 1 действия. | Пересказ статьи и записей в тетради. Выразительное чтение по ролям. Пересказ наиболее понравившегося фрагмента. Для желающих: кроссворд, синквейн | ||
56 | Р.Р. Обучение анализу монолога. Чтение и анализ 2 действия комедии. Молодое поколение в комедии. Мастерство драматурга в создании характеров. Диалог и монолог. | Выраз.чтение диалогов; дочитать пьесу, письменно ответить на вопросы | ||
57 | Анализ сцены бала. Чтение и анализ 3 действия комедии. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической борьбы эпох. Споры вокруг главного героя. | Выразительное чтение наизусть монолога героя (отрывок). Разбиться на группы, выбрать эпизод, распределить роли и создать постановку | ||
58 | Чтение и анализ 4 действия комедии. Смысл названия. Проблема жанра. Традиции и новаторство (новаторский характер стиха и языка) в комедии. Нравственный идеал Грибоедова. Пушкин и Гончаров о комедии. | Составление толкового словаря крылатых слов и выражений из комедии. Подобрать рабочий материал к сочинению. | ||
59 | Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | Найти и прочитать статью И.А. Гончарова «Мильон терзаний». | ||
60 | Р.Р. Анализ сочинений. Работа над ошибками. Вн.чт. Обучение тезированию. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». | Доклад «Жанр … в лирике А.С. Пушкина» (на выбор учащегося). | ||
61 | А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»: чтение и анализ содержания. Ситуация испытания жизнью. Библейский сюжет в произведении. | Пересказ эпизодов, ответы на вопросы. Отзыв по прочитанному тексту Для желающих: кластер, синквейн «Самсон Вырин» | ||
62 | Маленький человек как новый герой русской литературы. Мастерство Пушкина-прозаика. Повесть «Станционный смотритель»: чтение и анализ содержания. | Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода, ответы на вопросы. | ||
63 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Тип маленького человека у Гоголя. Проблема личности. Житийность повести «Шинель»: чтение и анализ содержания. Выбор героя: необходимость и искушение. Гуманизм Гоголя. | Пересказ эпизодов, выразительное чтение понравившегося эпизода, ответы на вопросы. | ||
64 | А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий»: обсуждение ключевых проблем. Особенности чеховского героя. Юмор и сатира в рассказах. Лаконизм стиля. Роль детали | Выразительное чтение по ролям. Пересказ, ответы на вопросы. | ||
65 | Вн.чт. Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи»: обсуждение ключевых проблем. | Самостоятельная подготовка к итоговому сочинению | ||
Обобщение изученного – 3 ч | ||||
66 | Р.Р. Итоговое контрольное сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему или тематическое тестирование за курс 8 класса | Подготовиться к литературному словарному диктанту. | ||
67 | Р.Р. Анализ итоговых сочинений (теста). Работа над ошибками. | Самостоятельная подготовка к заключительному уроку | ||
68 | Вн.чт. Читательская конференция (с приглашением родителей и классного руководителя):
| Список книг на лето. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Литература как искусство слова – 2 ч | |
Выпускник научится:
| Выпускник получит возможность научиться:
|
Кто такой автор? – 14 ч Кто такой герой? – 18 ч Есть ли герой в лирическом стихотворении? – 22 ч Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение? – 12 ч | |
Выпускник научится: • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколе-ний и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | Выпускник получит возможность научиться: • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средст-вами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект) |
Обобщение изученного материала- 3 ч | |
Выпускник научится: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| Выпускник получит возможность научиться:
|
Методический блок
Контроль планируемых результатов обучающихся 8 класса
Творческие работы (сочинения) | |
аудиторное | домашнее |
|
|
| |
| |
| |
В течение учебного процесса предусмотрены также другие виды творческих работ, способствующих развитию учащихся. |
Для заучивания 8 поэт.+3пр.+2др. | Вн. чтение |
поэзия: 1. М.Ю. Лермонтов «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (отрывок), «Когда волнуется желтеющая нива...», «И скучно, и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» (2 стих-я на выбор). 2. А.С. Пушкин – «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», Мадонна» (2 стих-я на выбор). 3. С.А. Есенин «Отговорила роща золотая...». 4. А.А . Блок «О доблестях, о подвигах, о славе». 5. А.А. Ахматова «Я научилась просто, мудро жить...». 6. Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...». 7. А.А. Вознесенский «Я тебя никогда не забуду...» 8. В. Высоцкий, Б. Окуджава – 1 стих-е на выбор любого поэта. проза: 9. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (отрывок «А теперь обратимся к Лизе...»). 10. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок «Вокруг всѐ сделалось мрак и вихорь...») 11. А.С. Пушкин «Станционный смотритель» (отрывок). драма: 12. А.Н. Островский «Бесприданница» (монолог героини) 13. А.С. Грибоедов «Горе от ума» (монолог Чацкого). |
|
Раздел 10. Обзор
5 класс 2013-2014 | 6 класс 2014-2015 | 7 класс 2015-2016 | 8 класс | 9 класс |
Х.К. Андерсен «Снежная королева» - 1 час | И.В. Гёте. «Лесной царь» - 1 час | Карело-финский эпос «Калевала» (фрагменты). «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о нибелунгах» (фрагменты) – 1 час | Иван Бунин. «Люблю цветные стекла окон» - 1 час | |
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» - 1 час | Ф. Шиллер. «Перчатка» - 1 час | М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - 1 час | Н.С. Гумилёв «Капитаны» - 1 час | |
Жанр басни. Эзоп. Жан де Лафонтен. Готхольд Эфраим Лессинг - 1 час | В. Скотт. «Клятва Мойны» - 1 час | М. М. Зощенко. Рассказ «Галоша» - 1 час | А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» - 1 час | |
П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» - 2 часа | Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке» - 1 час | А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…» - 1 ч | Р. Брэдбери «Всё лето в один день» - 1 час | |
М.Ю. Лермонтов. «Тучи» - 1 час | Н.С. Лесков. «Левша» - 2 часа | П. Мериме. Новелла «Видение Карла XI» - 1 час | ||
А.А. Фет. «Чудная картина» - 1 час | А.П. Чехов. «Мальчики» - 1 час | М. Горький «Детство» (фрагменты) | ||
И.С. Никитин «Русь». И. Северянин «Запевка» - 1 час | О. Генри. «Вождь краснокожих» - 1 час | |||
И.А. Бунин. «Листопад» (фрагмент Лес, точно терем расписной…»). «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора» - 1 час | Ю.П. Казаков. «Арктур – гончий пёс» - 1 час | |||
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» - 5 часов | В.П. Астафьев. «Жизнь Трезора» - 1 час | |||
А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». Н.А. Заболоцкий «Гроза идёт» - 1 час | Дж. Лондон. «Белый клык» - 1 час | |||
А.Н. Толстой «Детство Никиты» (фрагменты) – 1 час | Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка» - 1 час | |||
М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (фрагменты) – 1 час | В. Катаев. «Сын полка» - 1 час | |||
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Д.С. Самойлов «Сороковые» - 1 час | Л.Н. Толстой. «Детство» (фрагменты) – 1 час | |||
18 часов | 14 часов | 6 часов | 4 часа |
Лист регистрации изменений к рабочей программе по литературе
учителя: Булыгиной Н.В.
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________
Подпись
Дата ___________________ Расшифровка подписи _______________________________
Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию
По: литературе
Учитель: Булыгина Н.В.
Класс: 8 а,б
Количество часов: в неделю 2 часа; в год 68 часов
Программа: Авторская программа по литературе под редакцией Г.В. Москвина, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Учебник: Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 8 класс. Часть 1.2. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Темы | По программе | По РП | РР | Внекл чтен | Проведено часов | ||||
1 чет | 2 чет | 3 чет | 4 чет | год | |||||
Литература как искусство слова | 1 | 2 | |||||||
Кто такой автор? | 11 | 13 | 3 | 1 | |||||
Кто такой герой? | 11 | 17 | 3 | 1 | |||||
Есть ли герой в лирическом стихотворении? | 16 | 22 | 1 | 3 | |||||
Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение? | 12 | 11 | 3 | 2 | |||||
Обобщение изученного материала | 2 | 3 | 2 | 1 | |||||
Аудиторные сочинения | 8 | - | |||||||
Внеклассное чтение | 4 | - | |||||||
Резерв | 5 | - | |||||||
итого | 70 | 68 | 12 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Информатике. 5 класс ФГОС 2016-2017
Рабочая программа по Информатике. 5 класс ФГОС 2016-2017...
рабочая программа по иностранному языку 5-6 классы ФГОС 2016-2017
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование в 5-6 класса ФГОС...
рабочая программа по иностранному языку 5-6 классы ФГОС 2016-2017
календарно-тематическое планирование 5-6 кл ФГОС 2016-2017...
рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 классы ФГОС 2016-2017
Программа содержит календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по физкультуре 7 класс ФГОС 2016-2017
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по физической культуре, оформленную с новыми требованиями ФГОС на 2016-2017 год. Создана в Office 2016, возможно некорректное отображение в ранних версиях о...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса_ФГОС_2016-2017
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными прог...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса_ФГОС_2016-2017
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными прогр...