рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 классы ФГОС 2016-2017
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Программа содержит календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-6_kl_fgos_ooo_izo.doc | 184.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Верхнедонской район ст. Шумилинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района
Шумилинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Шумилинской СОШ
приказ от 31.08.2016 г № 47
____________________Л.В. Шевцова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО И З О Б Р А З И Т Е Л Ь Н О М У И С К У СС Т В У
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ФГОС ООО)
(5-6 КЛАССЫ)
Количество часов 70
Учитель СУЯРОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, программы «Изобразительное искусство 5-8 классы» для общеобразовательных учреждений авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского.
- Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе ФГОС ООО, примерной программы ООО, авторской рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство 5-8» Неменский, Б. М.[и др.]. – М. :Просвещение, 2015, федерального перечня учебников на 2016-2017 уч.год и ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС ООО учебного плана МБОУ Шумилинской СОШ на 2016-2017 уч.год.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5-6 классах отводится 70 часов:
5 класс – 1 час в неделю – 35 часов в год;
6 класс – 1 час в неделю – 35 часов в год.
Программа обеспечена учебно- методическим комплектом,
соответствующим Федеральному перечню учебников на 2016-2017 уч.год
5 класс | 6 класс |
Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012 | Учебник для 6 класса «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», Л.А. Неменская, под редакцией Неменского Б.М., учебник для общеобразовательных учреждений, -М, Просвещение, 2011г. |
Рабочая тетрадь для 5 класса «Изобразительное искусство. Твоя мастерская», Н.А. Горяева-М, Просвещение, 2010г. | Неменский, И.Б. Полякова, Т.А. Мухина, Т.С. Горбачёвская, методическое пособие к учебнику 6 класса «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека», -М.: Просвещение, 2010. |
Методическое пособие для 5 класса «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Н.А. Горяева, -М, Просвещение, 2010г. |
2. Планируемы результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
- Содержание программы:
класс | Название раздела, содержание | Основные виды учебной деятельности |
5 класс | «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» Древние корни народного искусства Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Внутренний мир русской избы. Народные праздничные обряды. Связь времён в народном искусстве Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городская роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Декор – человек, общество, время Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире Современное выставочное искусство. | - восприятие произведений искусства; - художественное конструирование; - индивидуальные и коллективные; практические творческие работы. |
1 | «Древние корни народного искусства» | |
2 | «Связь времён в народном искусстве» | |
3 | «Декор, человек, общество, время» | |
4 | «Декоративное искусство в современном мире» | |
6 класс | «Изобразительное искусство в жизни человека» Виды изобразительного искусства и основы образного языка Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Программа учебного предмета. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Мир наших вещей. Натюрморт Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира. Натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Портрет Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Великие портретисты прошлого. Человек и пространство. Пейзаж Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива Язык и смысл | |
1 | «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» | |
2 | «Мир наших вещей. Натюрморт» | |
3 | «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» | |
4 | «Человек и пространство в изобразительном искусстве» |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
- понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией;
- осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;
- определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;
- различать произведения разных эпох, художественных стилей; различать работы великих мастеров по художественной манере.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства
Выпускник научится:
- понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;
- осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;
- передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;
- понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.
Язык пластических искусств и художественный образ
Выпускник научится:
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;
- понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;
- создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;
- понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.
Виды и жанры изобразительного искусства
Выпускник научится:
- различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.
Выпускник получит возможность научиться:
- определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.
Изобразительная природа фотографии, театра, кино
Выпускник научится:
- определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино;
- применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля;
- применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop;
- понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля
- Тематическое планирование 5-6 классы
№ п/п | Раздел программы, темы | Кол-во часов по классам | Формы контроля |
класс | |||
5 класс | «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» | 35 часов | - художественно-творческие задания; - проектные задания; - устные индивидуальные и фронтальные опросы; - тестирование художественно-творческих способностей; - рисунок; - викторины; - кроссворды; - отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ. |
1 | «Древние корни народного искусства» | 9 часов | |
2 | «Связь времён в народном искусстве» | 7 часов | |
3 | «Декор, человек, общество, время» | 10 часов | |
4 | «Декоративное искусство в современном мире» | 9 часов | |
6 класс | |||
«Изобразительное искусство в жизни человека» | 35 часов | ||
1 | «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» | 9 часов | |
2 | «Мир наших вещей. Натюрморт» | 7 часов | |
3 | «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» | 10 часов | |
4 | «Человек и пространство в изобразительном искусстве» | 9 часов | |
- Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата фактически |
Тема 1 Древние корни народного искусства (9 часов) | |||
1 | Древние образы в народном искусстве | 05.09 | |
2 | Убранство русской избы | 12.09 | |
3 | Внутренний мир русской избы | 19.09 | |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта | 26.09 | |
5 | Русская народная вышивка | 03.10 | |
6 | Народный праздничный костюм. | 10.10 | |
7 | Народный праздничный костюм. (Цвет) | 17.10 | |
8 | Народные праздничные обряды | 24.10 | |
9 | Народные праздничные обряды. (Цвет) | 31.10 | |
Тема 2 «Связь времен в народном искусстве» (7 часов) | |||
10 | Древние образы в современных народных игрушках | 14.11 | |
11 | Искусство Гжели | 21.11 | |
12 | Городецкая роспись | 28.11 | |
13 | Хохлома | 05.12 | |
14 | Роспись по лубу и дереву. | 12.12 | |
15 | Жостово. Роспись по металлу | 19.12 | |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 26.12 | |
Тема 3 «Декор - человек, общество, время (10 часов) | |||
17 | Зачем людям украшения | 16.01 | |
18 | Русские народные украшения | 23.01 | |
19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 30.01 | |
20 | Декоративное искусство Египта | 06.02 | |
21 | Одежда «говорит» о человеке. Набросок. | 13.02 | |
22 | Одежда «говорит» о человеке. Работа в цвете. | 20.02 | |
23 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Набросок. | 27.02 | |
24 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. (Цвет) | 06.03 | |
25 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 13.03 | |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 20.03 | |
Тема 4 «Декоративное искусство в современном мире» (9 часов) | |||
27 | Современное выставочное искусство | 03.04 | |
28 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | 10.04 | |
29 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Цвет) | 17.04 | |
30 | Лоскутная аппликация или коллаж. | 24.04 | |
31 | Лоскутная аппликация или коллаж. (Цвет) | 01.05 | |
32 | Нарядные декоративные вазы. | 08.05 | |
33 | Нарядные декоративные вазы. (Цвет) | 15.05 | |
34 | Декоративное панно | 22.05 | |
35 | Декоративное панно (Цвет) | 29.05 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата фактически | ||
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» 9 часов | |||||
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 05.09 | |||
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества. | 12.09 | |||
3 | Рисунок – основа изобразительного творчества. | 19.09 | |||
4 | Объемные изображения в скульптуре | 26.09 | |||
5 | Объемные изображения в скульптуре | 03.10 | |||
6 | Чёрное и белое – основа языка графики | 10.10 | |||
7 | Цвет. Основы цветоведения. | 17.10 | |||
8 | Цвет – основа языка живописи. | 24.10 | |||
9 | Цвет – основа языка живописи. | 31.10 | |||
Мир наших вещей. Натюрморт. 7 часов | |||||
10 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 14.11 | |||
11 | Изображение предметного мира – натюрморт. | 21.11 | |||
12 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 28.11 | |||
13 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | 05.12 | |||
14 | Освещение. Свет и тень. | 12.12 | |||
15 | Натюрморт в графике. | 19.12 | |||
16 | Цвет в натюрморте | 26.12 | . | ||
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. 10 часов | |||||
17 | Образ человека – главная тема искусства | 16.01 | |||
18 | Конструкция головы человека и её пропорции | 23.01 | |||
19 | Изображение головы человека в пространстве | 30.01 | |||
20 | Графический портретный рисунок. | 06.02 | |||
21 | Портрет в скульптуре | 13.02 | |||
22 | Сатирические образы человека. | 20.02 | |||
23 | Образные возможности освещения в портрете | 27.02 | |||
24 | Портрет в живописи. Набросок. | 06.03 | |||
25 | Портрет в живописи. Работа в цвете. | 13.03 | |||
26 | Роль цвета в портрете. | 20.03 | |||
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» 9 часов | |||||
27 | Жанры в изобразительном искусстве. | 03.04 | |||
28 | Изображение пространства. | 10.04 | |||
29 | Правила линейной перспективы. | 17.04 | |||
30 | Правила воздушной перспективы. | 24.04 | |||
31 | Пейзаж – большой мир. | 01.05 | |||
32 | Пейзаж – настроение. | 08.05 | |||
33 | Природа и художник. Набросок. | 15.05 | |||
34 | Городской пейзаж. Набросок | 22.05 | |||
35 | Городской пейзаж. Акварель. | 29.05 | |||
ПРИНЯТО Протокол заседания педагогического совета школы от 31.08.2016 года №1 ___________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ И.С. Симонова ____ _________ 2016 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса (ФГОС ООО)
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно учебному плану МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» на изучение изобразительного искусства в...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС. (Неменский Б. М.)
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы. ФГОС. На основе авторской программы Изобразительное искусство. 5-9 классы. Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяев...
рабочая программа по иностранному языку 5-6 классы ФГОС 2016-2017
Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование в 5-6 класса ФГОС...
рабочая программа по иностранному языку 5-6 классы ФГОС 2016-2017
календарно-тематическое планирование 5-6 кл ФГОС 2016-2017...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса_ФГОС_2016-2017
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными прог...
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса_ФГОС_2016-2017
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными прогр...
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 1-4 класс, ФГОС, 2016-2017
Программа состоит из разделов: планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы, календарно-тематическое планирование....