Рабочая программа элективного курса «Золотой век» русской литературы» для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представление о динамике литературного процесса, о его закономерностях, о связях между развитием русской литературы и движением российской империи. В итоге у них должна сложиться общая картина формирования национально-самобытной и в то же время «всемирно-отзывчивой» (по выражению Ф.М.Достоевского) культуры, которая тесно связана с мировой культурной традицией и несёт в себе мощный гуманистический заряд.
Элективный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки. Основной принцип данного курса - изучение русской классической литературы в составе литературы мировой, прежде всего, европейской.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРТКОВСКИЙ РАЙОН, СЕЛО ГРЕКОВО-СТЕПАНОВКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГРЕКОВО-СТЕПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Греково-Степановской СОШ
Приказ от 26 августа 2015г. № 86
___________________Е.Г.Пащенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Золотой век»
русской литературы»
на 2015-2016 учебный год
Уровень общего образования: среднее общее, 10 класс
Количество часов: 18
Учитель: Киселева Ольга Александровна (1 категория)
Программа разработана на основе методических пособий:
Монахова О.Л. , Малхазова М.В. Русская литература 19 века.М.Просвещение, 2014, Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи. М., 2015, Г.А.Иоффе. Русская литература второй половины 19 века. СПб, 2013
ДАТЫ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ___________________
________________
_______________
Содержание рабочей программы:
№п/п | Раздел | Страница |
1. | Пояснительная записка | |
2. | Общая характеристика учебного предмета | |
3. | Место учебного предмета в учебном плане | |
4. | Содержание учебного предмета | |
5. | Тематическое планирование | |
6. | Календарно-тематическое планирование | |
7. | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса | |
8.* | Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся | |
9. | Приложения. Лист регистрации изменений, вносимых в календарно-тематическое планирование | |
10. | Контрольно-измерительные материалы |
Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 18 часов во втором полугодии.
При составлении рабочей программы курса я руководствовалась нормативно-правовыми документами:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
-постановление Администрации Чертковского района от 28.04 2014 г. №564 «О внесении изменений в постановление Администрации Чертковского района от 01.10.2013г. №1080 «Об утверждении муниципальной программы Чертковского района «Развитие образования»;
- постановление Администрации Чертковского района от 24.05.2013г. №507 «Об утверждении Плана мероприятий ( «дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования Чертковского района».
Приказы:
- приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994);
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письма:
- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
-письмо МО РО от 08.08.2014г. № 24/4.1.1-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»;
- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
- Устав МБОУ Греково-Степановской СОШ;
- Учебный план МБОУ Греково-Степановской СОШ на 2015-2016 учебный год.;
- Годовой календарный учебный график МБОУ Греково-Степановской СОШ на 2015-2016 учебный год.
Возраст учащихся 10-го класса и их гипотетическое духовное и интеллектуальное развитие позволяют надеяться на успешность их приобщения к литературному наследию 19 века-поры подлинного расцвета русской литературы 19 века. Но чем дальше бежит время, тем серьёзнее становятся опасения , потому что каждое новое поколение учеников, выросшее не просто в других, а в принципиально иных историко-культурных реалиях, будет ощущать всё большую пропасть между собственным образом жизни образом жизни людей 19 века, описанным А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым, А.Островским и И.Гончаровым, И.Тургеневым и Ф.Достоевским, Л.Толстым и А.Чеховым. Это- объективная реальность. Однако необходимо стремиться к том, чтобы культурная палитра России не поблекла, а нравственные ценности не потеряли свои главные отличительные черты- постоянство и незыблемость.
Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представление о динамике литературного процесса, о его закономерностях, о связях между развитием русской литературы и движением российской империи. В итоге у них должна сложиться общая картина формирования национально-самобытной и в то же время «всемирно-отзывчивой» (по выражению Ф.М.Достоевского) культуры, которая тесно связана с мировой культурной традицией и несёт в себе мощный гуманистический заряд.
Элективный курс не дублирует программу, а ориентирует учащихся на творческий подход в самостоятельном изучении произведений, расширяет кругозор, развивает коммуникативные умения и навыки. Основной принцип данного курса - изучение русской классической литературы в составе литературы мировой, прежде всего- европейской.
Цели:
-научить школьников самостоятельно добывать знания;
-совершенствовать навыки работы с текстом, библиографией, справочным материалом.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания. Особое внимание уделяется самостоятельной работе, умению подготовить сообщение, доклад, реферат и защитить свою точку зрения в ходе дискуссии. Знакомство с иллюстрациями , ауди-и видеозаписями способствует осуществлению межпредметных связей и освоению социокультурного компонента программы. Навыки, приобретённые в ходе дискуссий, устных выступлений и письменных работ, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
Задачи:
-знакомство с общенаучными методами познания и формирования навыков научно-исследовательской деятельности;
-развитие коммуникативных навыков;
-формирование литературной и культуроведческой компетенции;
- развитие самостоятельного творческого мышления.
Данный элективный курс может быть организован параллельно с изучением литературы 19 века на уроке или может проводиться по 1 часу в неделю в течение учебного года. Курс желательно вести в соответствии с материалом, изучаемом на уроке, т.к. часть занятий предполагается поводить с опорой на имеющиеся знания.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский.
Формы и приёмы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Основные виды занятий- практическое занятие, семинар. экскурсия.
Важным компонентом учебной деятельности является контрольное измерение и оценка результатов обучения. В ходе изучения курса осуществляется система проверки знаний. которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Темы сообщений и докладов указаны в методическом комментарии.
Место элективного курса в учебном плане : данный курс предназначен для учащихся 10 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 18 часов во втором полугодии, но реализован будет за 17 часов по учебному плану и календарному графику.
Ожидаемые результаты.
Предполагаемые результаты данного курса:
-овладение первичными навыками научно-исследовательской работы;
-формирование навыков написания творческих работ в жанре эссе и сочинений-рассуждений в соответствии с требованиями ЕГЭ.
-развитие коммуникативных навыков речи, формирование корректного отношения к авторской позиции;
- формирование эстетического вкуса и культуроведческой компетенции.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов | Вид учебной деятельности | Дата проведения |
1 | Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. | 1 | Обзорная лекция | 28.01.2016 |
2 -3 | А.С.Пушкин | 2 | Работа с текстом и литературно-критическими статьями, составление тезисных планов. | 4.02 11.02 |
4-5 | Н.В.Гоголь | 2 | Работа с текстом, словарём литературных терминов, составление конспекта по теме, сопоставительный анализ образов героев различных произведений писателя | 18.02 25.02 |
6 | М.Ю.Лермонтов | 1 | Анализ художественного текста, работа с литературно-критическими статьями | 3.03 |
7 | Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа | 1 | Обзорная лекция | 10.03 |
8 | А.Н.Островский | 1 | Работа с текстом, анализ драматических произведений | 17.03 |
9 | И.А.Гончаров | 1 | Сопоставительный анализ. сравнение, формулирование выводов, наблюдение над языковыми средствами | 24.03 |
10 | И.С.Тургенев | 1 | Сопоставительный анализ, беседа, творческая работа, работа в группах | 7.04 |
11 | Ф.И.Тютчев | 1 | Анализ поэтической формы, сообщения, беседа, знакомство с литературно-критическими статьями | 14.04 |
12 | А.А.Фет. | 1 | Анализ поэтической формы, сообщения, беседа, знакомство с литературно-критическими статьями | 21.04 |
13 | Н.А.Некрасов | 1 | Аналитическая деятельность, поиск средств художественной выразительности | 28.04 |
14 | М.Е.Салтыков- Щедрин | 1 | Сопоставительный анализ сатирических произведений, беседа, | 5.05 |
15 | Ф.М.Достоевский | 1 | Сопоставительный анализ, семинар с элементами диспута, мини-лекция | 12.05 |
16 | Л.Н. Толстой | 1 | Мини-лекция, семинар с элементами дискуссии, | 19.05 |
17 | А.П.Чехов | 1 | Сообщения учащихся, анализ текста, семинар, | 26.05 |
18 | Защита проектов | 1 | Презентация творческих проектов | |
Всего: | 18 |
Оценка знаний, умений, навыков
В ходе обучения осуществляется система проверки , которая обеспечивает обратную связь учителя с учеником. Оценка результатов осуществляется в ходе промежуточного и итогового контроля, который предусматривает анализ устных выступлений и письменных работ учащихся.
Промежуточный контроль:
-оценка устных высказываний;
-анализ таблиц, опорных схем. цитатных планов;
- редактирование письменных работ;
Итоговый контроль:
-тематическое тестирование;
-проверка рефератов и исследовательских работ;
-оценка докладов, сообщений, рефератов на итоговом сообщении.
Содержание курса
Судьбы русской литературы «золотого века» и новая эпоха европейской истории. Обзор основных тенденций европейской литературы 19 века, Представление о романтизме, сентиментализме. реализме. Специфика развития русской литературы, причины её «отставания» к 18 веку и особенности ускоренного развития.
Теория литературы: художественный метод, течение, направление, жанры и роды литературы.
А.С.Пушкин.
Художественный мир писателя. А.С.Пушкин и национальное своеобразие русской литературы. А.С.Пушкин и европеизация русской культуры. Белинский и Достоевский о Пушкине.
Русская история в прозе. А.С.Пушкина. Работа с текстом «История Пугачёвского бунта» и историческими документами, сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении.
Теория литературы: интерпретация, точка зрения автора, точка зрения героя.
Н.В.Гоголь. «Смех сквозь слёзы» в сатире Н.В.Гоголя.
Сквозные мотивы русской прозы: мотив дороги. Понятие лирического отступления как традиционного средства художественной выразительности в русском романе.
Теория литературы: рассказчик-герой, лирические отступления, сатира
М.Ю.Лермонтов. Понятие поэтической преемственности в творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и Гейне. Анализ текста. «Молитва» , «Сон».
Образ «лишнего человека» в творчестве Лермонтова как традиция в русской литературе 19 века.( «Герой нашего времени», лирика)
Теория литературы: образ художественный, лиризм, понятие об архитектонике.
Литературное движение 1840-х годов и натуральная школа. Основные тенденции европейской литературы второй пол. 19 века. Литературное движение в России. Споры западников и славянофилов. Теория литературы: детерминизм, натурализм, реализм. модернизм.
«эстетическая», « органическая» и «реальная» критика.
А.Н.Островский. Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни. Сатирические образы купцов- самодуров в пьесе.
Иллюстрации русских художников и музыка великих композиторов к пьесам А.Н.Островского. ( на примере сказки «Снегурочка») Иллюстрация М.А. Врубеля и В.М. Васнецова . Сопоставление с фрагментами пьесы. Музыка П.А.Чайковского и Н.А.Римского- Корсакова..
Теория литературы: драматургический конфликт, экранизация.
И.А.Гончаров. Художественный мир писателя. Обломов и представления автора о национальных идеалах. Споры об «обломовщине».
Роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история». Столкновение юного идеализма с буржуазно-прагматичным миром.
И.С.Тургенев. Анализ статьи Тургенева «Гамлет и Дон Кихот»
(1859 г.)
Любовь в повестях Тургенева («Первая любовь», «Вешние воды»).Тургенев и европейская литература. Г.Флобер.
Теория литературы: психологизм.
Ф.И.Тютчев. Философия природы и человека в творчестве Тютчева.
Теория литературы: поэтический цикл
А.А.Фет. Традиции и новаторство в поэзии. Философская лирика. Любовная лирика.
Н.А.Некрасов. Романсы и песни на стихи Н.А.Некрасова о любви.( Сопоставление произведений музыки и литературы )
Бурлаки в изображении Н.А.Некрасова И И.Е.Репина ( сопоставление произведений живописи и литературы)
Родная природа в изображении Н.А. Некрасова. Тема охраны природы в творчестве Некрасова.
М.Е.Салтыков- Щедрин. М.Е. Салтыков-Щедрин: личность, социальное творчество, сатирический пафос, европейские традиции.
«Сказки» М.Е.Салтыкова- Щедрина. Эзопов язык произведений сатирика.
«Презентация» сказок Салтыкова -Щедрина творческими группами. («Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист»)
Теория литературы: комическое, юмор, сатира, антитеза. гипербола, гротеск, сарказм, ирония, пародия, аллегория.
Ф.М.Достоевский. Литературная философия Достоевского и христианские ценности.
Достоевский и Гоголь. Петербург Гоголя и Петербург Достоевского. Петербург как участник действия.
Теория литературы: художественное время, художественное пространство, психологизм.
Л.Н. Толстой. Л.Н.Толстой- человек, мыслитель, писатель. Взгляды Толстого на смысл жизни.
Проблема гуманного отношения к врагу в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Эпизоды Отечественной войны 1812 года в картинах В.В.Верещагина и в романе Л..Н, Толстого «Война и мир»
Л.Н. Толстой . нравственные искания русской литературы и её место в литературе мировой.
Теория литературы: мировая литература, литературный образ.
А.П.Чехов. Особенности художественного мироощущения Чехова. Лермонтов и Чехов. Тема одиночества.
Литература и живопись. Иллюстрации Кукрыниксов к рассказам А.П. Чехова.
А.П.Чехов- драматург. Новаторство в русской драматургии. Черты чеховской поэтики.
«Вишнёвый сад» в критике и отзывах театральных деятелей. «Время против безвременья-Чехов и современность». Теория литературы: новаторство и традиционализм, пафос литературного произведения, рассказчик в малой прозе.
Защита творческих проектов.
Темы творческих проектов.
- «Любовь- претрудная школа жизни» ( по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
- Роль бытовой детали в романе И.А.Гончарова «Обломов»
- У. Шекспир и А.Н.Островский- великие драматурги европейского театра.
- Способна ли сатира улучшить мир? ( На материале сатирического творчества Салтыкова _Щедрина)
- Написание сатирической сказки на современную тему в традиции С.-Щедрина.
- История одного романса ( по творческому наследию Ф.И.Тютчева)
- А.А.Фет в музыке.
- «Усилить бой бестрепетных сердец…» (сопоставительный анализ творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета).
- «Нищета-порок-с…» (по одному из романов Ф.Достоевского)
10.Образы Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова( по роману «Преступление и наказание»)
11.Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы 19 века.
12. Чехов и Левитан.
13. Своеобразие прозы А.П.Чехова.(на примере двух-трёх рассказов Чехова)
14. Особенности чеховского диалога.(на примере одной- двух пьес А.П.Чехова)
15. Речь Катерины как средство её характеристики.(по пьесе Островского «Гроза»)
16. Роль второстепенных персонажей в раскрытии основного конфликта драмы А.Н.Островского «Гроза»
17. Соотношение реального идеального в душе Печорина. (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)
18. Лермонтов о Лермонтове. ( обзор творчества М.Ю.Лермонтова)
19. Поэма Н.В Гоголя «Мёртвые души» - гениальная сатира на крепостническую Русь.
20. Особенность языка лирических произведений А.С.Пушкина.
21. Описание музыки в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
22. Испытание любовью героев И.Тургенева. ( по одному- двум произведениям).
Литература.
- История русской литературы 19 века. Вторая половина/ под ред. Н.Н. Скатова М., 2007.
- Литературно-критические статьи В.Г.Белинского, Д.И. Писарева, Н.Н.Страхова, Н.Добролюбова, А.В.Дружинина, И.А.Гончарова, Ю.М.Лотмана.
- Монахова О.Л. , Малхазова М.В. Русская литература 19 века.
- Никитина Е.И. Русская речь: развитие речи . М., 2015
- Г.А.Иоффе. Русская литература второй половины 19 века. СПб, 2013
Приложения
Лист регистрации изменений, вносимых в календарно-тематическое планирование элективного курса по литературе в 10 классе на 2015-2016 учебный год
№ изменений | Дата | Страница с изменениями | Основания для внесения изменений | Содержание откорректированных тем (раздел) | Подпись |
Приложение 2
Контрольно- измерительные материалы
Тестовые задания
(заполняется чёрной гелевой пастой).
Часть 1. Литература как вид искусства.
- Дать краткую характеристику литературы 19го века. Для этого закончить фразы и вписать на подчёркнутою строку нужные слова.
- Основные исторические события, повлиявшие на литературу этого периода ___________________________________________________
- На развитие литературной мысли сильное воздействие оказывали идеи ______________________, для которого характерны ________________________________________________________________
- Основным литературным направлением в первой половине века был __________________, для которого в России характерны
________________________________________________________________
- Во второй половине века ведущим направлением становится ____________
- Для литературной мысли второй половины 19го века характерны ________________________________________________________________
Ответ ------------------------------------------------------ (только при отсутствии ответа)
Часть 2. Теория литературы.
- В ответах на вопросы отвечать «да» - «нет». Ответы писать на отмеченной строке.
Все указанные произведения являются поэмами.
«Мёртвые души» _________________
«Евгений Онегин» _________________
«Мцыри» ________________________
«Отцы и дети» ____________________
«История одного города» ___________
«Цыганы» ________________________
Ответ _______________________
- Вставить нужные термины и числа в подчёркнутые пропуски.
Онегинская строфа – художественное открытие ___________. Каждая __________ романа – самостоятельная миниатюра в ______ строк. Первые _____ строки представляют собой ___________________ рифму, затем столько же строк с ______________ рифмой. Далее 4 __________ с ______________ рифмой. Заключительные две строки ________________ рифма. Это позволяет избегать монотонности звучания.
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- Вставить в пропуски нужные слова.
- Ямб и хорей – это _______________ размеры стиха.
- К трёхсложным размерам стиха относятся амфибрахий, анапест и __________________.
- Противоположные по смыслу слова – это _________________.
- Художественное определение называется ________________.
- Литотой называется художественное ____________________.
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- Закончить предложение. Слова вписать вместо многоточия.
Основное отличие прозы от поэзии состоит в том, что…
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
Часть 3. Литература первой половины 19го века.
- Выбрать правильный ответ из предложенных вариантов и обвести кружочком его букву.
Произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - это
А. повесть
Б. роман
В. стихотворение
Г. роман в стихах
Д. новелла
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- Выбрать из перечисленных вариантов правильный и обвести кружочком его букву.
Главным героем романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени является
А. Максим Максимыч
Б. Грушницкий
В. Печорин
Г. доктор Вернер
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- Восстановить соответствие произведения автору. Для этого записать после вопроса соответствие в форме «цифра – буква», где цифра – это номер произведения, буква – обозначение автора, между цифрой и буквой ставить дефис.
а. Пушкин 1. «Мёртвые души»
б. Жуковский 2. «Горе от ума»
в. Грибоедов 3. «Светлана»
г. Лермонтов 4. «Южные поэмы»
д. Гоголь 5. «Выхожу один я на дорогу»
Ответ ______________________
- Восстановить соответствие жанра произведению. Для этого исключить из перечисленных в жанре произведений лишнее и записать его название в подчёркнутый пропуск.
Поэма «Белеет парус одинокий», «Руслан и Людмила», «Мёртвые души». _________________________
Стихотворение «Кинжал», «Нос», «Бородино». __________________
Драматургия «Горе от ума», «Борис Годунов», «Княгиня Лиговская» _______________________
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- Восстановить хронологию событий в жизни А. С. Пушкина. Для этого запишите ответ в форме «цифра + буква», где цифра – порядок события, а буква – его обозначение в данном списке.
а. южная ссылка
б. болдинская осень
в. лицейский период
г. дуэль с Дантесом
д. женитьба на Наталье Гончаровой
Ответ ______________________
- Как известно, в романе «Герой нашего времени» автор специально нарушил хронологию событий для лучшего раскрытия образа героя. Восстановить эту хронологию, расположив главы романа в нужном порядке. Для этого запишите номера глав в нужной последовательности в скобках после задания. Между цифрами ставить дефис.
- «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3. «Тамань» 4. «Княжна Мери» 5. «Фаталист» (………………..).
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- Вписать в подчёркнутые пропуски нужные слова.
Быть можно дельным _________________
И думать о красе _____________________:
К чему бесплодно ____________ с веком?
_________________ деспот меж людей.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде _______ педант
И то, что мы назвали _________.
Он ________ часа по крайней мере,
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил,
подобный ветреной _____________ ,
когда, надев _______________ наряд,
богиня едет в маскарад.
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- Закончить предложение. Для этого вписать в подчёркнутый пропуск нужное слово или выражение.
Название «Мёртвые души» многозначно. Оно отражает три момента: ___________________________________________________________
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
Часть 4. Литература второй половины 19го века.
- Выбрать неправильный ответ из предложенных вариантов и обвести его букву кружком.
Все указанные произведения написаны во второй половине 19го века.
А. «Война и мир»
Б. «История одного города»
В. «Бесприданница»
Г. «Мастер и Маргарита»
Д. «Кому на Руси жить хорошо»
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- Восстановить хронологическую последовательность написания романов. Ответ записать в виде набора букв, обозначающих место романа в данном списке.
А. Дворянское гнездо»
Б. «Отцы и дети»
В. «Дым»
Г. «Рудин»
Д. «Новь»
Е. «Накануне»
Ответ ______________________
- Ответить на вопросы «да – нет». Ответы записывать рядом с названием произведения.
Все перечисленные произведения написаны Н. Некрасовым.
А. «Элегия» _______
Б. «Мороз Красный Нос» ______
В. «Семейное счастье» _______
Г. «Вешние воды» ________
Д. «Русские женщины» ________
Е. «Хамелеон» __________
Ж. «Железная дорога» _________
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- В данном списке перечислены произведения и имена героев. Восстановить соответствие, записать ответ в форме «цифра + буква».
- Вронский а. «Бесприданница»
- Инсаров б. «Преступление и наказание»
- Порфирий Петрович в. «Накануне»
- Герасим г. «Муму»
- Катя Одинцова д. «Анна Каренина»
- Огудаловы е. «Отцы и дети»
Ответ ______________________
- Восстановить последовательность и форму слов, чтобы получилась фраза из романа «Анна Каренина». Ответ записать в виде полученного предложения на подчёркнутой строке.
- Облонские
- Смешаться в
- Весь
- Дом
- ____________________________________________________
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- Закончить предложение. Для этого записать ответ на подчёркнутой строке.
Главным героем романа «Накануне» Тургенев сделал болгарина потому, что, по его мнению, на роль освободителей не годились ____________________.
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- Выбрать правильный ответ из предложенных, обвести его номер кружком.
Роман «Война и мир» рассказывает о двух войнах в истории России: 1805г. и
- 1941г.
- 1853 г.
- 1812 г.
- 1845 г.
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- Выбрать лишнее имя в предложенном списке и обвести его букву.
Перечисленные герои «живут» в романе «Война и мир».
А. Наташа
Б. Марья
В. Наполеон
Г. Пьер
Д. Аркадий
Е. Элен
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- Восстановить соответствие фамилии автора названию произведения. Ответ записать в форме «буква – фамилия», где буква – указатель места произведения в данном списке.
А. «Игрок» Н. Лесков
Б. «Гамлет и Дон Кихот» Л. Толстой
В. «Поэт и гражданин» И. Тургенев
Г. «Тупейный художник» Ф. Достоевский
Д. «Крейцерова соната» Н. Некрасов
Ответ ______________________
- Вставить в пропуски нужные слова и цифры.
- В комнате Фенечки на стене висели портреты её самой, Николая Петровича Кирсанова и генерала _______________ (историческое лицо).
- Базаров сказал об Одинцовой: «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в ________________________ театр».
- Действие романа «Отцы и дети» происходит в __________ году.
- Единственным свидетелем дуэли Базарова и Павла Петровича был лакей ______________.
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
- Ответы на вопрос записать в форме «да – нет». Ответ записать на подчёркнутой строке через дефисы.
- Раскольников убил старуху – ростовщицу ради денег
- Инсаров сбежал от Елены
- У Анны и Вронского родилась дочь
- Сына Карениной звали Алексей
- Ростова вышла замуж за Андрея
- Поэма «Русские женщины» посвящена жёнам декабристов
- ___________________________________________________
Ответ ______________________(только при отсутствии ответа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА." для 8 класса
Элективный курс разработан с целью подготовки учащихся 8 класса к экзамену по русскому языку в новой форме. Дано подробное описание содержания элективного курса, тематическое планирование на 34 часа. ...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:- содействие выбору учащимися дальнейшего профессионального обучения...
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по ...
Рабочая программа элективного курса "Основные принципы русской орфографии". 11 класс
Элективный курс рассчитан на 34 часа. В ходе занятий учащиеся знакомятся с основными принципами русской орфографии, получают возможность глубоко изучить грамматику русского языка....
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов (базовый уровень)
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» составлена на основе авторской программы Акимова Н.В. (Программы элективных курсов ИПК работников образования. 10-11к...
Рабочая программа элективного курса "Тайны сочинения по литературе"
Рабочая программа элективного курса по литературе для 11 класса...
Рабочая программа элективного курса "Беседы о русской стилистике и культуре речи" (11 класс)
Рабочая программа элективного курса "Беседы о русской стилистике и культуре речи" для учащихся 11 класса...