"Быт и характер русского народа в балладе В. А. Жуковского "Светлана"".
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Василий Андреевич Жуковский. Баллада "Светлана". Урок № 2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_ballade_v._a._zhukovskogo_svetlana.docx | 46.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Быт и характер русского народа в балладе В. А. Жуковского «Светлана».
Тема урока.
| Ф. И. О. | Орлова Елена Александровна. |
| Место работы | МБОУ «Якиманско - Слободская средняя общеобразовательная школа», о. Муром. |
| Должность | Учитель русского языка и литературы. |
| Предмет | Литература. |
| Класс | 6 класс. |
| Тема и номер урока в теме | Василий Андреевич Жуковский. Баллада «Светлана». Урок № 2. |
| Базовый учебник | Учебник - хрестоматия под редакцией Г. И. Беленького. / Литература. 6 класс: учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. / авт. - сост. М. А. Снежневская, О. М. Хренова/; - 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Мнемозина, 2008./ |
8. | Цель урока: | создать условия для формирования этнической идентичности через анализ образной, языковой и композиционной системы баллады В. А. Жуковского «Светлана». |
9. | Задачи: -обучающие (предметные): -развивающие (метапредметные):
-воспитательные (личностные): | формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в произведении на уровне эмоционального восприятия и интеллектуального осмысления. развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения; развитие умения применять символы, схемы для решения учебных задач; формирование навыков участия в различных формах исследовательской деятельности; формирование и развитие компетенции в области использования информационно – коммуникационных технологий; развитие устной и письменной речи учащихся; развитие творческой деятельности эстетического характера. создание условий для воспитания уважения к традициям своего народа; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и творческой деятельности через разные формы работы. |
10. | Тип урока: | урок – исследование. |
11. | Формы работы учащихся: | индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, фронтальная работа. |
12. | Необходимое техническое оборудование: | мультимедийный проектор, экран, персональный учительский компьютер, компьютерный класс. |
- СТРУКТУРА И ХОД УРОКА.
Таблица 1.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационный момент. | 1.Приветствие учителя. | 1.Приветствие учеников. | 1 мин. | |
2. | Стадия вызова. Мозговой штурм. | Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана», слайд № 1. Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана», слайд № 2. (после ответов учащихся). |
2.. Задаёт вопросы: 1.Когда, по вашему мнению, произносились такие слова? 2.Что такое обряд? 3. Демонстрирует презентацию. | 1. Подготовленный ученик – «актёр» разыгрывает сценическое действие (под музыку перед зеркалом произносит слова: «Суженый-ряженый, покажись мне в зеркале!») 2. Отвечают на вопросы. 3. Ученик – «лингвист» работает со словарём и корректирует ответы учащихся. | 2 мин. |
3. | Стадия осмысления. 1. Определение темы и задач урока. | О. Кипренский. Портрет В. А. Жуковского (N 203738) (№ 1) Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана», слайд № 3, 4 (после ответов учащихся). |
- В балладе В. А. Жуковского «Светлана» описываются какие-нибудь традиции и обряды? 2. Предлагает определить тему и задачи урока. 3. Корректирует ответы учащихся и демонстрирует презентацию. 4. Слово учителя: «Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали…» - так начинается баллада «Светлана» - одна из самых замечательных баллад Жуковского. Несмотря на то, что эта баллада является переводом, мы можем сказать, что «Светлана» - одно из первых русских произведений, где «русский дух, где Русью пахнет». Вспомним историю создания этого произведения. - Какую балладу и какого автора перевёл В. А. Жуковский? - Кому была посвящена эта баллада?
| 1. Отвечают на вопросы, определяют тему и задачи урока 2. Работают в тетрадях, записывая число и тему урока. 3. Слушают учителя и отвечают на вопросы. | 13 мин.: (1 мин.) |
2.Анализ сюжета и композиции баллады. | Задание: расположите названия событий в балладе "Светлана" в правильном порядке (N 174965) (№ 2) Задание: найдите продолжение стихотворных строк из баллады "Светлана" (N 203763) (№ 3) Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана», слайд № 5 (после ответов учащихся) Гадания (N 151344) (№ 4) Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана», слайд № 6 (после ответа «историка»). | 1.Предлагает выполнить задания практического характера: расположить названия событий в балладе "Светлана" в правильном порядке всем, найти продолжение стихотворных строк из баллады "Светлана" индивидуально. 2. Оценивает результаты. 3. Выставляет оценки. 4. Задаёт вопросы: - Какие события, названные в предыдущем задании, являются экспозицией, завязкой, кульминацией, развязкой произведения и связаны с «русским духом и Русью»? - О чем говорится в экспозиции баллады? 5. Демонстрирует презентацию. 6.Слово учителя: «В «Светлане» поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В начале 19 века гадания утратили свою магическую силу, став излюбленной девической игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в то время было её замужество, поэтому вопрос, кто станет её «суженым», был очень важным» . 7. Предлагает выполнить задание с использованием ЭОР 4: Сравнить иллюстрированный текст с активными зонами и балладу В. А Жуковского «Светлана», выяснить, какие гадания названы в балладе и как они помогают понять быт русского народа. Ответ аргументируйте примерами из баллады. 8. Демонстрирует презентацию. 9. Задаёт вопросы: - В какой композиционной части произведения названы гадания? - В какой форме эта часть представлена? 10. Обращает внимание на русские национальные костюмы актёров. | 1.Выполняют практическое задание. 2.Проверяют свои результаты. 3. Отвечают на вопросы. 4. Слушают учителя. 5. Выполняют исследовательское задание: анализируют и сравнивают материал текстов, делают записи в тетрадях, составляют аргументированное высказывание. 6. Ученик – «историк» дополняет ответы учащихся. 7. Делают выводы об изображении быта русского народа в балладе. 8.Отвечают на вопросы. 9. Ученики – «актёры» разыгрывают «Диалог Светланы и подруг». | (3 мин.) (4 мин.) | |
4. | Стадия размышления. 1.Анализ образной и языковой системы баллады. 2. Динамическая пауза. 3. Исследовательская работа. 4. Анализ идеи произведения | Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана», слайд № 7 (после составления учащимися наглядной картины) Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана», слайд № 8. "Светлана" (N 105731) (№ 5) Аудиофрагмент (с 1 мин. 54 сек. - по 3 мин. 04 сек.) Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана», слайд № 9. Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана», слайд № 10 (после работы учащихся). Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана», слайд № 11. | 1.Предлагает выполнить задание группам: 1 группе найти образы в балладе, которые символизируют светлые стороны жизни. 2 группе найти образы, которые символизируют тёмные стороны жизни. 3 группе найти приметы русского национального колорита. 2. Подводит учащихся к выводу о том, что все найденные в балладе образы и детали (голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души, ворон — символ тёмных сил, зима, снег, икона, избушка, утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиком, свадебная песня “Многие Леты”), отчётливо и живописно рисуют русский мир, в котором есть светлые и тёмные стороны. 3. Задаёт вопросы: - Какие цвета преобладают в балладе? Символом чего они являются? 4. Предлагает поработать в парах и из предложенных слов составить наглядную, а потом и словесную картину «Ужас ночи» и картину «Силы света и добра». 5. Задаёт вопросы: - Для чего автор создаёт контрастные картины? - Что же побеждает в балладе? 6. Демонстрирует презентацию. 7. Слово и вопросы учителя: «Композиционно победа добрых сил над злыми будет развязкой. Белый цвет побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка, утреннего света. Случайно ли имя Светлана выбрал автор? Баллада — лиро-эпический жанр. Как вы думаете, с кем в балладе будет связана лирическая тема? Поговорим о главной героине». 8.Демонстрирует презентацию. «Перед вами репродукция картины известного русского художника К. П. Брюллова “Гадающая Светлана”. Такой она представилась художнику после прочтения баллады. Какой эпизод отразил художник в своей картине? Почему мы можем сказать, что художник изобразил именно русскую девушку? А теперь послушаем, как изображён у Жуковского этот эпизод. Сядьте удобнее, закройте глаза и мысленно представьте его». 9.Включает аудиофрагмент. 10. Демонстрирует презентацию и задаёт вопросы: - Так вы представили этот эпизод? А вот художник Васильев К. А. увидел Светлану такой. 11. Задаёт вопросы: - Что вы можете сказать о характере Светланы? - Что о ней говорит автор? Как он относится к своей героине? 12.Предлагает выполнить исследовательскую работу: «В заключительной части баллады найдите оценочные слова, с которыми автор обращается к Светлане». 13. Задаёт вопрос: - Почему главную героиню можно назвать идеалом поэта? 14.Делает вывод по образу Светланы: «В образе Светланы В. А. Жуковский отражает типичные черты русской девушки. Для него, человека верующего, Светлана идеал поэта, потому что она кротка, религиозна, молчалива. В разлуке с милым Светлана грустит, она не ропщет, а ищет облегчение в молитвах и слезах. За все это её и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву её ждет радость, данная ей провидением за покорность и терпение». 15.Предлагает поиграть в игру, позволяющую определить основную мысль произведения: «Соберите пазлы (разрезанная репродукция картины Брюллова К. П. «Гадающая Светлана»), и вы узнаете главный смысл баллады». 16. Демонстрирует презентацию. 17. Задаёт вопросы: А что пишет о смысле баллады автор? Каков итог произведения?
18.Обобщает ответы учащихся: «Конец баллады жизнерадостен. С главной героиней не случилось никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, продемонстрировав при этом стойкость веры». 19. Демонстрирует презентацию. | 1.Работают в группах. 2.Отвечают на вопросы. 3.Работают в парах. 4.Составляют монологический текст. 5. Отвечают на вопросы. 6. Слушают и отвечают на вопросы. 7.Слушают и отвечают на вопросы учителя. 8. Ученик – «актёр» читает стихотворение по мотивам картины Васильева К. А. «Ожидание»: Горит свеча у мёрзлого окна, Протаяли узоры ледяные. А девушка одна, совсем одна Во всей избе, а может, и в России... У девушки волнистая коса. Ну, где найдёшь пышнее и красивей? И где найдёшь прекраснее глаза - Глубокие, как небо над Россией... 9.Отвечают на вопросы. 10.Выполняют исследовательскую работу. 11.Отвечают на вопросы. 12. Выполняют задание, аргументируют полученные результаты 1 группа. Человек должен проявлять не только покорность судьбе и смирение. 2 группа. Человек должен бороться за своё счастье. 3 группа. Человек должен сохранять веру в себя и близких. (Групповая работа) 13. Отвечают на вопросы. (Фронтальная работа) | 25 мин.: (1 мин. 30 сек.) |
5. | Итог урока. Рефлексия. | Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана», слайд № 12 (после ответов учащихся). | 1.Задаёт вопросы: - Что нового и интересного узнали на уроке? - Выполнили ли задачи, поставленные на уроке? - Какой вид работы вам больше всего понравился? 2. Демонстрирует презентацию. | 1. Делают самоанализ учебной деятельности, соотносят свои результаты с результатами других. 2. Формулируют выводы урока. (Фронтальная работа) | 2 мин. |
6. | Домашнее задание. | Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана», слайд № 13. | 1.Демонстрирует презентацию. 2. Объясняет, как выполнять домашнее задание по выбору: выразительное чтение наизусть отрывка из баллады, составление синквейна по образу Светланы, составление теста по произведению. | Задают вопросы при необходимости. | 2 мин. |
Приложение к плану-конспекту урока.
Быт и характер русского народа в балладе В. А. Жуковского «Светлана».
Тема урока.
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | О. Кипренский. Портрет В. А. Жуковского (N 203738) | Иллюстрация - И | Иллюстрация | |
2. | Задание: расположите названия событий в балладе "Светлана" в правильном порядке (N 174965) | Интерактивное задание – П | Упражнение | |
3. | Задание: найдите продолжение стихотворных строк из баллады "Светлана" (N 203763) | Интерактивное задание – П | Упражнение | |
4. | Гадания (N 151344) | Презентация – И | Иллюстрированный текст с активными зонами. | |
5. | "Светлана" (N 105731) | Аудиофрагмент - И | Аудиофрагмент | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1594ccdf-3a61-1b04-9357-8408fa369cb6/?interface=catalog |
6. | Авторский ресурс. Презентация к балладе В. А. Жуковского «Светлана». | Презентация - И | Презентация | https://docs.google.com/present/edit?id=0AQttXA_Ha0cQZGZmcXNid3hfMGRwdDRwemRm |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Урок в 1 классе. Тема:"Расскажи нам, музыка, о характере русского народа".
Урок по музыке в 1 классе....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
"Характер - русский. Мой характер"
Слайдовая презентация к классному часу по теме "Характер - русский. Мой характер". 5 - 7 классы....
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
Конспект урока родного языка (русского) в 9 классе по теме "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Урок №1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...
Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"
Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...