Урок в 1 классе. Тема:"Расскажи нам, музыка, о характере русского народа".
методическая разработка по музыке по теме

Филатова Светлана Юрьевна

Урок по музыке в 1 классе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Коврова Владимирской области

                                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21 города Коврова

Расскажи нам, музыка, о характере русского народа

Урок музыки

2 класс

(По программе Е.Д. Критской,

 Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

                                                                              Филатова Светлана юрьевна

                                                                                  учитель музыки

                                                                       первой квалификационной категории

                                      Г.Ковров Владимирской области

Тема урока:  «Расскажи нам, музыка, о характере русского народа» 

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока:  определить черты характера русского человека.

Задачи:

Образовательные:

1. Сформировать понимание того, что в музыке отображается характер человека, который её сочинил.

2. Познакомить с русским народным инструментом.

Развивающие:

1. Развивать слушательскую культуру учащихся.

2. Развивать  навыки умения анализировать музыкальное произведение.

3. Формировать умения и навыки выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально –практической деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к русской народной музыке.

2.Воспитывать  товарищеские отношения,  навыки  культурного общения.

Технологии:

1.Технология деятельностного метода.

2. Проблемно-диалогическая технология.

3.Технология ИКТ.

Оборудование:

1.Элементарные музыкальные инструменты.

2.Магнитная доска.

3. Мультимедийный проектор,  компьютер, экран.

4. Фортепиано.

5. Аудио записи.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент.










2.Актуализация знаний.












3.Постановка учебной проблемы.





























4.Открытие новых знаний.


























































Работа в группах.








5.Закрепление новых знаний.






6.Итог урока.















































- Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга и сегодняшний урок.  

- Желаю хорошо себя чувствовать на уроке и плодотворно работать.

Ребята, к нам вшколу пришло письмо из далёкой страны от мальчика по имени Альфарабби.  Вам знакомо это имя?

-Давайте откроем письмо и прочитаем его (учитель читает письмо).

-Итак, о чём просит нас Альфарабби.

-Давайте выполним просьбу, расскажем мальчику охарактере русского народа. Я вам даю минуту времени, чтобы вы в парах обсудили, с помощью чего можно рассказать мальчику о характере русских людей,  каким образом мы можем это сделаем?   Пожалуйста, помните, что Альфарабби из далёкой страны, и он не знает русского языка.

- Итак, обсуждение закончили, ваши варианты ответов.

- Ребята, много вариантов  у нас получилось,  учитывая то, что мы находимся на уроке музыки,как вы думаете, какой вариант нам подходит больше всего?



- Попробуйте сами определить тему нашего урока сами. О чём пойдёт речь сегодня на уроке?



-Молодцы, вы правильно ответили. Посмотрите, как я сформулировала тему нашего урока.

- Сегодня мы с вами будем говорить о характере русского народа через музыку, причём музыку,  которую сочинил сам народ т.е. через народную музыку.

Мы  знаем, что на Руси любили петь, поэтому и разговор  начнём с хорошо знакомой нам русской народной песни,а скакой именно, вам подскажет эта нотная запись. Итак,  внимание на доску  . О какой русской народной песне пойдёт сейчас речь?

- Чтобы лучше почувствовать характер,  настроение этой песни, а потом разобраться  в характере людей, которые сочинили её, я предлагаю вам поработать над ней. Начинаем с 1 куплета.  Мы поём, простукивая ритмический рисунок, посмотрите, как это будет выглядеть. (Учитель демонстрирует как выполнять это задание). Итак, приготовили ладошки и пальчики, поём и простукиваем ритмический рисунок.


- А сейчас  задание будет ещё интересней, открываем рабочие тетради на стр. 10 вы перед собой видите клавиатуру, находим на ней ноту ля, пальчик ставим на эту ноту ,а теперь мы пропеваем 2 куплет песни и одновременно с пением, исполняем  ритмический рисунок на клавиатуре, на ноте ля.  Представьте, что эта клавиатура фортепиано, а вы настоящие пианисты.

- 3 куплет песни мы исполним в сопровождении  фортепиано, а  один из вас  поможет мне сыграть.  Итак, мы с помощником играем на фортепиано, а вы ребята  играете на своих клавиатурах и поёте. Поём и играем.




- Мы сейчас так замечательно исполняли эту песню, прочувствовали её, какая эта песня по характеру?






- Давайте вспомним, кто сочинил эту песню?


-Опираясь на характер этой  народной песни, что можно сказать о характере народа,  который её сочинил?



-Итак, музыка нам помогла узнать, что русские люди добрые…  Эти черты характера мы поместим на доску.

-Ребята,  какие музыкальные инструменты сопровождали пение русских людей?


-Как одним словом назвать все перечисленные вами инструменты?


-Сегодня мы познакомимся ещё с одним русским народным инструментом. Называется он жалейка. Итак, жалейка-небольшая трубка из дерева или тростника, обычно для усиления звука на нижний её конец одевался коровий рог. В боковых стенках трубки есть несколько отверстий. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки различной высоты.  Ребята, я предлагаю вам послушать звучание этого инструмента.   Обратите внимание на необычный тембр этого инструмента. Он гнусавый, пронзительный.


- Ребята, давайте вспомним, из чего был сделан этот инструмент?

-Русский человек из чего угодно музыкальный инструмент сделает и сыграет на нём.  О каких чертах характера говорит нам этот факт?




-А теперь я вам самим предлагаю поиграть на воображаемой жалейке.



-Я знаю, что вы у меня тоже умелые и находчивые, и тоже из любого предмета сделаете музыкальный инструмент. И я предлагаю сейчас это продемонстрировать. Русскую народную песню « Ах, вы сени» мы исполним  с использованием  необычных музыкальных инструментов.


-Исполняя эту песню, мы с вами ещё раз убедились в находчивости и ловкости русских людей. Так какими чертами характера мы дополним наш список?

Ребята, а сейчас я пропою вам небольшую песню,  вы послушаете внимательно, и скажите,  как мы называем такие песни.

Я пою для вас частушку,

Слушайте внимательно.

Если вы мне подпоёте,

Буду вам признательна.

- Итак,  как мы называем такие песни?

- Частушки - весёлые, озорные куплеты сатирического содержания. Достаётся в них лодырям,  лентяям, лежебокам,  неряхам и обманщикам.

- Когда, при каких обстоятельствах  люди поют частушки?

-О какой черте характера русского народа нам рассказывают частушки?






-Мы тоже с вами любим юмор,любим веселится, поэтому я предлагаю сейчас исполнить эти маленькие, озорные куплеты.Разделитесь на группы, выберите ответственного, ответственные поднимите руки. Слушайте, как мы будем работать. Ответственный   подходит ко мне за текстом частушки, приносит её в группу, он  должен прочитать текст частушки, участники советуются и решают,  кто будет петь частушку, кто играть на  музыкальном  инструменте, кто выполнять танцевальные движения, которые вы должны придумать сами. Всё необходимое ответственный может брать. На эту работу вам отводится 3 минуты. Когда группа будет готова,дайте знак. Итак, ответственные, подойдите за частушками.  Работаем.

-Принимайте выступления друг друга  доброжелательно, с радостью.





-Итак, выполнили мы просьбу Альфарабби, удалось нам рассказать о характере русских людей?

- Какие черты характера присущи русским людям?

- Какие музыкальные  произведения  помогли рассказать о характере русских людей?

- Что объединяет все эти произведения, кто их сочинил, как мы называем такую музыку?

- С помощью русской народной музыки нам удалось рассказать о характере русского человека.

- Замечательный получился у нас урок ,и в заключении я предлагаю сделать подарок Альфарабби, давайте подарим ему нашу любимую песню.

-Наш урок подошёл к концу.

Спасибо за работу!

Учитель исполняет музыкальное приветствие.

Учитель с  помощью беседы заинтересовывает учащихся и мотивирует к деятельности на занятии.
















Учитель открывает  доску, на которой  написана тема урока: «Расскажи нам, музыка, о характере русского народа».


На доске записана нотами мелодия песни «Во поле берёза стояла».





Учитель демонстрирует как выполнять это задание


Предварительно, воспользовавшись изображением клавиатуры на доске, показать ребятам клавишу, которую они должны будут нажимать.


Учитель выбрает  учащегося для совместной с ним игры на фортепиано.















Учитель помещает на доску черту характера.






Учитель рассказывает об инструменте. (Изображение инструмента на экране).



Дети слушают народную музыку в исполнении жалейки.







Дети слушают народную музыку и играюют на воображаемом инструменте.




Учитель предлагает поиграть  на тёрке, пластиковом стакане и т.д.


Учитель помещает на доску черту характера.


Учитель поёт частушку аккапельно.









Учитель помещает на доску черту характера.










Учитель помогает группам выполнить задание, 3-5 мин. группа работает и показывает результат.















В сопровождении фортепиано ребята исполняют песню.






Дети отвечают на музыкальное приветствие.



Ответы учащихся.


Ответы учащихся.


Дети в парах обсуждают варианты ответов.



Варианты ответов детей:с  помощью рисунков,  музыки, танцев, костюмов и т.д.

Учащиеся отвечают, что музыка нам поможет рассказать о характере русского народа.


Учащиеся формулируют тему урока.







Ответ учащихся: «Во поле берёза стояла». (Если ребята испытывают затруднение в определении, спеть песню нотами).


Ребята поют и одновременно простукивают пальчиком по ладошки ритмический рисунок песни.


Ребята поют и одновременно простукивают пальчиком по клавиатуре ритмический рисунок песни.


В то время, как песня будет звучать в исполнении детей, помощник играет в верхнем регистре  два звука одновременно двумя руками или поочерёдно  каждой рукой.

Ответы детей:

-душевная;

- мягкая;

- ласковая;

-нежная;

-добродушная.


Дети:

-русский народ.


Дети:

-русский народ по характеру добрый и т. д.



Дети:

-гармошка, ложки, балалайка.


Дети:

-русские народные.






Дети слушают народную музыку в исполнении жалейки.


Ответы детей.

Ответы детей:

-находчивость;

-ловкость;

- умелость;

-сообразительность.

Ребята слушают второй раз ииграют на воображаемом инструменте.




Ребята играют на тёрке, пластиковом стакане и т.д.









Дети:

-чатушки.


Дети:

-во время праздников, гуляний.

Дети:

-русский народ любит юмор, весёлый, необидчивый, незлобный. Дополняем наш список.


Ребята делятся на группы, самостоятельно работают , предварительно распределив обязанности, готовятся к исполнению частушки.



Учащиеся каждой группы по очереди выходят в центр класса и исполняют частушку.


Дети отвечают, используя ранее полученные знания.






 Ребята исполняют «Песню друзей».






















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе. Тема: "Жанры вокальной музыки".

Тема урока: «Жанры вокальной музыки»       Цель урока: сформировать представление о тесной связи в  песне двух искусств: музыки и литературыЗадачи:Обучающ...

"Музыка в жизни русского народа"

Фрагмент урока музыки (слушание). 1 клаас, 2 четверть....

Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».

Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообр...

"Быт и характер русского народа в балладе В. А. Жуковского "Светлана"".

Василий Андреевич Жуковский. Баллада "Светлана". Урок № 2....

Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".

Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....

Проект на тему "Устное народное творчество как наследие русского народа"

Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Утратив духовные традиции, мы убиваем в себе ч...

Урок музыки в 6 классе «Тема природы в музыке, литературе, изобразительном искусстве».

Показать, раскрыть  тему  природы   у  поэтов, художников, композиторов. На  музыкальных примерах,  стихах, картинах  убедиться что  природа  разнообр...