литературные игры
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Материал для уроков литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме

«Литературные игры как средство углублённого познания предмета, развития креативности мышления, повышения мотивации к обучению».

Вступление.

Учитель русского языка и литературы во все времена нёс преподаванием своего предмета, в первую очередь,  нравственность, гуманизм и всеобщее понимание времени как процесса исторического и непрерывного. Основными направлениями деятельности педагога-гуманитария следуют считать формирование культурных, моральных, духовных ценностей, а также нравственной памяти в личности.

Исходя из того, что в современном мире всё меньше места  отводится книге, что влечёт за собой плачевные последствия – потенциальную безграмотность, скудную устную и письменную речь - главной своей задачей в обучении школьников ставлю следующую: развитие интереса и уважение к слову, книге и литературе в целом. Цель реализуется через  следующие задачи:

  • овладение учащимися основными понятиями и средствами языка;
  • развитие способности  к грамотному устному и письменному общению;
  • привитие потребности в чтении не только русской, но и зарубежной литературы;
  • формирование чёткой гражданской позиции, мировоззрения на основе опыта поколений, отражённого в классической и современной литературе, с целью успешной адаптации в социуме.

На каждом уроке стремлюсь решать задачи, неразрывно связанные с задачами российского образования, воспитания и развития культурно-нравственной, гуманной личности.

Специфика предмета определяет огромную роль живого слова учителя в формировании мировоззрения учащегося. В наш век компьютеризации и информатизации очень важно убедить воспитанников в том, что мир является единым организмом, в котором всё взаимосвязано, и что поиски путей прогресса должны основываться прежде всего на общечеловеческих интересах, духовных ценностях, на гуманизме.  Личностно-ориентированных подход в обучении как нельзя лучше помогает педагогу подвести учащихся к мысли, что литература – это опыт человечества, отражённый в художественном слове, и мы должны научиться пользоваться им, находить ответы на вопросы современности. На своих уроках постоянно заставляю учащихся задавать себе три вопроса: что нового сегодня узнал? как узнанное поможет в дальнейшем мне лично? о чём заставляет задуматься произведение?

Основная часть.

Я часто убеждался в том, что простое слово благотворно действует на множество людей, и не автор слова, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу. Петрарка. О силе слова много сказано,  и неоспоримо то, что метко сказанное слово вершит судьбы,

«от малой искры до пожара Людей язык доводит...» Еврипид, слово

даёт жизнь талантам и не даёт оборваться историческому процессу, поэтическим словом возможно проникнуть в наши души,  мудрым словом передать жизненный опыт. Задача филолога научить всем премудростям употребления слова, научить ребёнка, ученика, пользоваться словом во благо, видеть его красоту. Помимо учебного материала реализации данной задачи способствуют литературные игры, являющиеся  средством углублённого познания предмета, развития креативности мышления, повышения мотивации к обучению.

Всем известно, что можно играть со словами и  играть в слова. Это одно из самых увлекательных занятий. Недаром такие игры очень любили в старину. И в наши дни литературные игры могут доставить много пользы и радости, как на уроке, так и в кругу домашних или друзей.

У словесных и литературных игр большая история. Некоторые дошли до нас от древних греков и римлян, другие придумали французы, третьи – русское изобретение. Игра в слова и со словами развивает человека, заставляет с непривычной точки зрения взглянуть на предмет, углубляет знание родного языка. Игра требует находчивости, дает простор чувству юмора. Когда-то, в 1854 году, увлекшись придумыванием псевдонимов, А.К. Толстой и братья Жемчужниковы придумали поэта-чиновника Козьму Пруткова и вложили в его уста стихи, которые судили обо всём на свете  с присущим Козьме самодовольством и тупостью. А позднее вошли в историю русской поэзии как остроумная сатира на пошлость и скудоумие.

   Из любимого:

Перед морем житейским

Все стою на камне,—

Дай-ка брошусь в море...

Что пошлет судьба мне,

Радость или горе?

Может, озадачит...

Может, не обидит...

Ведь кузнечик скачет,

А куда — не видит.

Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

Где начало того конца, которым оканчивается начало?

Девицы вообще подобны шашкам: не всякой удаётся, но всякой желается попасть в дамки.

        Именно в литературной игре возможно всесторонне проявить свою индивидуальность, креативность, а может и скрытый талант. Итак, начиная с 5 класса приобщаю учеников к литературным играм. Остановимся на некоторых из них, наиболее интересных.

Всеми любимая загадка незаметно вовлекает учащихся в процесс творчества. С древних времён люди ценили мудрую речь. Библия рассказывает, что царица Савская пришла к мудрейшему из людей, царю Соломону,  с целым караваном верблюдов, навьюченных золотом, драгоценностями и благовониями. Она хотела испытать его загадками. И царь объяснил ей все её слова. Любили загадки и на Древней Руси. Один из героев знаменитой «Повести о Петре и Февронии», созданной 500 лет назад, заходит в незнакомый дом и видит девушку с пряжей. Она говорит ему: «Нелепо быть дому без ушей, а храму без очей». Он не понял её слов и спросил: «Где хозяин дома?» А девушка говорит: «Отец мой и мать пошли взаймы плакать, брат же мой пошёл через ноги в смерть смотреть». Девушка дала разъяснения, что родители пошли на погребение, а брат полез на дерево собрать мёд диких пчёл и смотрит вниз во избежание опасности.

Знакомы с ними с детства, а теперь ищем в сказках и мифах. Сначала отгадываем, потом группируем их по темам и классам, выявляем закономерности составления загадок. Работа с таблицей поможет наглядно представить, какими приёмами составляются загадки: при помощи метафоры (Днём обручем, ночью змеёй. пояс); метонимии (Овца в корове. шерстяной носок в ботинке); указание признаков предметов (Висит сито, не руками свито. Паутина); парадокс (Чем больше от неё отбавишь, тем больше она становится. Яма); параллелизм (Свернёшь – клин, развернёшь – блин. Зонтик.); выключение (Перья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь. Рыба.) Есть особый вид загадок – хитрые вопросы. Где край света? Отчего утка плавает? По какому пути никто не ходит?

 Иногда дети сочиняю хитрые загадки, которые не поддаются никакой логике взрослых.

Составляем самостоятельно загадки сначала по одной теме и одним приёмом, затем по желанию. В учебной программе всегда возможно найти место составлению загадок – это и внеклассные чтения, и обобщающие уроки по произведению, уроки – игры в конце четверти.

Центон.

Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница мартышка,

Осёл, Козёл

Да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

        -Что это за произведение? - спросите вы. Автора узнаете сразу, но смысл нарушен. Такое произведение называется центон. У древних римлян – одеяло из цветных лоскутов. Позже центон стал литературной игрой. Ведь так забавно соединять вместе строчки из разных стихотворений. Желая выразить своё уважение к какому-либо знаменитому поэту, римляне  составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами. Немного напоминает музыкальное попурри или коллаж, но в центоне сохраняется смысл и синтаксическая целостность. Возможно соединять строки стихов разных авторов:  например, пушкинист Лернер соединил строки так – Лысый с белой бородою (И. Никитин) Старый русский великан (М. Лермонтов) С догарессой молодою (А. Пушкин) Упадает на диван (Н. Некрасов). Получилась шутка. Справка – догаресса-жена дожа, главы Венецианской республики.

Итак, повторим основные правила составления центона: эмблемой этой игры могло бы стать лоскутное одеяло, соединяем строки стихотворений одного автора или нескольких и сохраняем смысловую и синтаксическую законченность.

        

Ребус.

        Одной из занимательнейших игр является ребус. Это та же загадка, в которой отгадка нарисована в виде комбинации фигур, знаков, букв. Есть определённые правила, которые помогут решать и составлять ребусы. Они вам знакомы, напомню – слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить на рисунке. Например, волосы – вол-осы.  Нарисуем вола и осу – ребус готов. Иногда в слове оказывается лишняя буква, например, сторож – рисуем цифру 100 и рожок, а после ставим две запятые, означающие, что нужно убрать две буквы. Если буква лишняя в начале слова, то запятые ставятся в начале  в нужном количестве. Например, рисуем бусы и перед ними запятую, получаем усы. Бывает, что слово можно узнать, прочитав его справа налево, тогда предмет рисуется перевёрнутым. Слова, в которых есть приставки или предлоги на, над, за, под, можно изобразить с помощью размещения предметов или букв одного над другим или за другим. Например, заяц.  Я / Ц. Буквы С и В могут стать предлогами. Например, вода – в букве О напишите ДА. Сон – Нарисуйте большую букву О и маленькую Н, держащиеся за руки.

        Составление ребусов способствует развитию логического мышления, смекалки, а если тему урока изобразить таким образом, то и мотивация повысится. Ученикам нравится зашифровывать в ребусы имена литературных героев, ответы на вопросы викторин, а также подводить итог занятию необычным способом.

Задание1.

Составьте центон из стихотворений А. С. Пушкина.

                   ***

Я помню чудное мгновенье:        

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные мечты.

Основное правило составления центона: эмблемой этой игры могло бы стать лоскутное одеяло, соединяем строки стихотворений одного автора или нескольких и сохраняем смысловую и синтаксическую законченность.

        

Задание 2.

Составьте загадки о школьной перемене, о лете, о любимой профессии.

Такими приёмами составляются загадки:

  • при помощи метафоры (Днём обручем, ночью змеёй. Пояс);
  •  метонимии (Овца в корове. Шерстяной носок в ботинке);
  • указание признаков предметов (Висит сито, не руками свито. Паутина);
  •  парадокс (Чем больше от неё отбавишь, тем больше она становится. Яма);
  •  параллелизм (Свернёшь – клин, развернёшь – блин. Зонтик.);
  •  выключение (Перья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь. Рыба.)
  •  Хитрые вопросы. Где край света? Отчего утка плавает? По какому пути никто не ходит?

Задание 3.

Разгадайте ребус, отгадка -  итог нашего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Литературная игра состоит состоит из четырех  туров: «Теория»                                    10 ...

Литературная игра. Своя игра по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

Литературная игра состоит состоит из четырех  туров: «Теория»                                    10 ...

Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА-ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛУЧАЙ» 5-6 класс

Закрепить полученные на уроках литературы знания, вызвать живой интерес к  литературе, к слову; способствовать развитию творческих способностей школьников....

Литературная игра для 5-6 классов "Литературный ринг"

Литературный ринг Оборудование: карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов, звезды.Ход игрыВедущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный рин...

Ее величество госпожа мотивация и ее ближайшая подруга игра. Литературные игры - важный инструмент технологии обучения иностранному языку на сюжетной основе.

Игра может быть веселой, интересной, забавной и серьезной одновременно! Забава и веселье генерируют энергию (порой гораздо большую, чем в обычном состоянии) для достижения очень серьезной цели— ...