Басня как эпический жанр
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему
Презентация знакомит учащихся с басней как эпическим жанром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basnya_kak_epicheskiy_zhanr.ppt | 992.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Басня – один из малых эпических жанров.
БАСНЯ КАК ЖАНР
Отличительная особенность басни Стремление учить на «отрицательном примере», в силу чего в произведении неизменно присутствует герой, который является носителем какого-либо нравственного недостатка
Особенности басни Фамильярно-бытовая лексика и фразеология (из кожи вон лезет) Сказочно-народная лексика и фразеология (бедняжка-куманек) Восклицательные и вопросительные предложения (Спой, светик, не стыдись!) Частицы устного обихода (ей-же-ей) Слова с суффиксами уменьшительно-ласкательными, увеличительными, пренебрежительными, префиксами эмоционально-экспрессивного значения (перушки, мастерище, огородишко, объедала) Диалог – с краткими, динамичными репликами Часты обращения (Это, Щука, тебе наука…)
Этапы развития басни
1 этап Эзоп (древнегреческий баснописец) – 6 век до н.э. Отличительные особенности: краткость, ясность, простота. Федр (древнеримский баснописец) – 1 век до н.э. Короткие басни в прозе. Называлась басня притчей.
2 этап (17 век) Лафонтен (французский баснописец). Создал стихотворную басню. Заимствовал сюжеты у древних.
3 этап (18-19 вв.) И.А.Крылов (русский баснописец). Создал подлинно-народную реалистическую басню. Написал 204 басни (только 67 из них переводные, остальные – оригинальные). Создавал басни-сатиры. Басни сказочные, занимательные, короткие, динамичные (мало описаний и много действия).
Кантемир А.Д. Тредиаковский В.К. Сумароков А.П. Хемницер И.И. Дмитриев И.И. также писали басни Грибоедов А.С. Жуковский В.А. Гоголь Н.В. Салтыков-Щедрин М.Е. Островский А.Н. Толстой А.К. Толстой Л.Н. продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика
4 этап (20 век) С.В.Михалков В.Кривин продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика
Объясните высказывание Лафонтена: «Тело есть басня, душа – мораль». Именно мораль прячется за внешней оболочкой басенного рассказа, за вымышленными героями и обстоятельствами. Ради нее создается басня, которая служит высокой цели – сделать мир добрее, справедливее, лучше и чище.
Почему поучительный вывод из басни сравнивают с «позолоченной пилюлей»? Выражение «позолотить пилюлю» значит «смягчить, скрасить что-нибудь не слишком приятное». Мораль басни – ее целебное лекарство от людских недостатков. Но она подается совсем не как прямое «указывание пальцем» на конкретного человека. Речь идет о внешне далеких от читателя каких-то зверях, птицах и тому подобном; на самом же деле читатель зачастую узнает в них, их слабостях и промахах, себя и своих знакомых – а это достаточно горькое, хотя и важное открытие, которое может быть целебным, как лекарство.
Почему басня сохранилась на протяжении многих веков и жива сейчас? Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает. Басня актуальна, потому что человеческая натура остается почти неизменной, ей свойственны те же слабости, недостатки, пороки, что и много веков назад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"
Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...
Предпосылки изучения малых эпических жанров
Какие жанры предпочитают учащиеся?...
Басня как эпический жанр
в данной презентации рассказано об истории и особенностях жанра басни...
Урок «Повесть как эпический жанр. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».
Урок литературы в 6 классе по теме: «Повесть как эпический жанр. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка»....
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...
Жанр басни. Истоки басенного жанра.
Расширить представления о басне, как одном из старейших жанров литературы....
Басня как литературный жанр. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова
Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером,...