Басня как эпический жанр
презентация к уроку (литература, 6 класс) по теме
в данной презентации рассказано об истории и особенностях жанра басни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
basnya_kak_epicheskiy_zhanr.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назначение басен «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса: как устроен мир? и как должен вести себя в этом мире человек ? На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней » (М.Л.Гаспаров «Басни Эзопа»)
Эзоп часто родители и взрослые, окружающие вас, читают вам нравоучения. Нравится ли это вам? Помогают ли исправить ситуацию эти нравоучения? Легендарный баснописец Эзоп, живший в Древней Греции еще в 440 году до н.э. предложил делать это в другой форме. По его словам, вовсе не нужно в скучной тираде описывать человеческие пороки и поступки, а достаточно изобразить их в коротком живом рассказе – прозаическом или стихотворном - басне.
Эзоп « Лисица и виноград» Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!» Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.
Жан де Лафонтен (1621-1695) Лисица и виноград Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен – Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
И.А. Крылов Лисица и виноград Голодная кума Лиса залезла в сад; В нём кисти винограду рделись. У кумушки глаза и зубы загорелись, А кисти сочные, как яхонты горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним не зайдёт, Хоть видит око, Да зуб неймёт. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьёшь».
Общие особенности жанра басни Общая тема, общий герой, Лисица Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей В басне высмеиваются людские пороки Басня имеет поучение, мораль
Различия Басня Эзопа написана в виде небольшого поучительного рассказа, притчи. Она содержит мораль.
Басня Лафонтена более развернутая: действие переносится во Францию (лис-гасконец, лис-нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.
Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены простонародные и устаревшие слова: «кумушка», «яхонты» (рубины), «отколь», «око», «неймет», «попусту». Действия Лисы даны подробно. Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует своей басней.
(Басня - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня состоит из вступления, описания событий и морали.) «Словарь литературоведческих терминов». С жанром басни связаны некоторые слова и словосочетания: аллегория, эзопов язык, мораль.
Аллегория (греч.) — один из видов тропов - иносказательное изображение понятия или явления действительности при помощи конкретного образа. Черты и признаки этого образа вызывают то представление о нём, которое хочет создать писатель. Аллегория часто применяется в баснях, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность - в обличий волка, коварство - в виде змеи и т. д.
Эзопов язык - Речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла
Мораль (лат.) - логический, поучительный вывод из чего-нибудь
Прочитать: «Кукушка и петух» «Свинья под дубом» «Волк и ягнёнок» «Волк на псарне» «Лебедь, Щука и Рак» «Слон и Моська» и ещё 2 любые
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"
Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...
"Басня как литературный жанр" Проверочная работа по литературе. 5 класс
Материалы проверочной работы помогут учителю выявить уровень усвоения пятиклассниками таких понятий, как жанр басни, рассказ и мораль в басне, аллегория, эзопов язык, др....
Предпосылки изучения малых эпических жанров
Какие жанры предпочитают учащиеся?...
Урок «Повесть как эпический жанр. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».
Урок литературы в 6 классе по теме: «Повесть как эпический жанр. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка»....
Басня как эпический жанр
Презентация знакомит учащихся с басней как эпическим жанром....
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...
Жанр басни. Истоки басенного жанра.
Расширить представления о басне, как одном из старейших жанров литературы....