Урок «Повесть как эпический жанр. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Шайбакова Рузиля Айратовна

Урок литературы в 6 классе по теме: «Повесть как эпический жанр. А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zach.urok_.baryshnya-krestyanka.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повесть как эпический жанр. А.С.Пушкин.

 «Барышня-крестьянка».

Цели: 1) дать представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; выявить жанровые особенности повести; проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения; учить работать с текстом;

2) развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения;

3) воспитывать любовь к художественной литературе, к творчеству А.С.Пушкина.

Тип урока: урок изучения художественного произведения (восприятия художественного произведения и углублённой работы над текстом).

Форма урока: традиционная.

Методы и приёмы: метод творческого чтения (выразительное чтение, художественное рассказывание), эвристический метод (эвристическая беседа), репродуктивный метод (рассказ учителя).

Оборудование: тексты, компьютер, иллюстрации с кадрами из фильма «Барышня-крестьянка», портрет А.С.Пушкина, тест.

Литература:

  1. В мире литературы. 5 класс: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. В 2 ч. Ч.2 / Авт.-сост. Кутузов А.Г. - М.:Просвещение,2006.
  2. Донская Н.А., Жаринов Е.В.. Современная школьная энциклопедия. Русская литература. - М.:РОСМЭН,2008.
  3. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе. - М.:Просвещение,2002.
  4. Журнал «Литература в школе». №3/2010.
  5. Литература. 5 класс. Поурочные планы по программе Кутузова А.Г./сост. Серегина Л.М.-Волгоград: Учитель,2006.
  6. Материалы к уроку «Изучение повести «Барышня-крестьянка» в школе»//www.1September.ru
  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.:ЭЛПИС,2005.

План урока:

1.Оргмомент (1 мин)

2.Актуализация знаний (10мин)

3.Работа над содержанием повести (15 мин)

4.Тест «Самый внимательный» (10 мин)

4.Инструктаж по д/з  (1мин)

5.Выставление оценок (1мин)

Ход урока (40 мин)

Этап урока

Деятельность учителя

Предварительная деятельность учащихся

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Как ваше настроение? Рабочее?

- Все прочитали «Барышню-крестьянку»?

-Замечательно!

-Да!

2.Актуализация знаний.

- Итак, ребята. На прошлом занятии мы сделали небольшой шаг к изучению повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

- Ребята, что вы знаете об А.С.Пушкине?

(доклады 3 учеников)

- Хорошо. Спасибо за выступление!

 

- Что мы называем повестью? Каковы отличительные черты этого жанра?

- Молодцы! Запишем тему нашего урока.

На доске:

Одиннадцатое марта.

А.С.Пушкин. «Барышня-крестьянка».

- Родился Пушкин в Москве 6 июня 1799 года. Лето в детстве он проводил, как правило, у бабушки Марии Алексеевны (урожденной Ганнибал) в одном из сел неподалеку от Звенигорода.

В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский Лицей, где и провел последующие шесть лет своей жизни. Эта пора сильно повлияла на становление Пушкина как поэта. Во многом начало этому становлению положил случай, когда 16-летний Александр Сергеевич в присутствии Г.Р. Державина прочел свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе».

После выпуска из Лицея в 1817 году Александр Сергеевич поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Он становится членом литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа».

В начале сентября 1826 года Пушкин был вызван в Москву на аудиенцию к новому императору Николаю I. Царь гарантировал поэту личное покровительство и освобождение от общей цензуры.

В 1830 Пушкин во второй раз делает предложение 18-летней Наталии Гончаровой и получает согласие. В качестве свадебного подарка от отца он получает деревню Кистенево, расположенную неподалеку от отцовского имения Болдино в Нижегородской области. Именно в Болдино он и едет, дабы вступить во владение деревней. Здесь Пушкину пришлось задержаться на три месяца по причине холерного карантина. Эти три месяца и стали пиком его творчества, знаменитой Болдинской осенью.

Зимой 1837 года судьба столкнула Пушкина с Жоржем Дантесом, поступившим на службу в русскую гвардию. Между ними возник конфликт, итогом которого стала печальная дуэль, состоявшаяся 27 января 1837 года. Получив ранение на этой дуэли, Александр Сергеевич Пушкин скончался через два дня.

- Поветь – эпический прозаический жанр, занимающий срединное положение между романом и рассказом.

1.В повести происходит много событий в жизни главного героя.

2.В повести много действующих лиц, но главных героев 1-2.

3.В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.

4.Характер героя не меняется.

5.Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, историческими и т.д.

6.Объём не имеет значения.

7.Важен образ повествователя.

3.Работа над произведением.

-Сейчас я хочу проверить насколько внимательно вы читали повесть.

- Давайте определим повесть ли это?

- Много здесь сюжетных линий или одна? Докажите.

- Попробуйте выделить эпизоды в этой повести.

(Работа с текстом произведения)

- Важное значение в литературном произведении имеют люди, их характеры. Давайте посмотрим, как Пушкин создает характеры действующих лиц. Возьмем главных героев. Кто это?

(таблица в тетрадях заполняется по мере раскрытия вопроса)

- Какие средства раскрытия характеров вы знаете?

- Есть ли в повести портреты героев, как они их характеризуют?  

Лиза

Алексей

Барышня

«Бетси, как звал ее обыкновенно Григорий Иванович»

 17 лет

«Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя»

Резвость и поминутные проказы

Барин

Стройного стана

«Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях, и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы»

«Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»

«…такой добрый, такой веселый»

-Дают ли другие персонажи оценки героям, какие? Найдите в тексте.

- Как представлена Лиза в повести?

-Что хотел сказать А.Пушкин таким приёмом, как раздвоение героини?

- Есть ли в повести пейзажи, как они помогают понять героиню?

- А теперь самое главное: кто рассказывает читателю историю Лизы и Алексея? А.С.Пушкин? Присутствует ли он как действующие лицо? Найдите знак присутствия  автора-повествователя. (с.119-136)

- Прочтите последнее объяснение Ивана Калиныча об этой повести (с.137)

- Итак, повесть входит в цикл «Повести Ивана Петровича Белкина». А.С.Пушкин не только написал, но еще и выдумал автора-повествователя Белкина.

 

- Одна сюжетная линия, связанная с главными героями: Лизой и Алексеем.

1.Приезд Алексея Берестова в деревню.

2.Задумка Лизы с переодеванием

3.Встреча Лизы и Алексея в роще.

4. Мир установлен.

5.Приезд Берестовых к Муромским.

6.Воля отца - женитьба Алексея.

7.Алексей узнал Лизу. Счастливая развязка.

- В двух лицах.

- Любят человека, а не его положение в обществе.

- «Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела».

«В одно ясное, холодное утро (из тех, какими богата наша русская осень) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом, на всякий случай взяв с собою пары три борзых, стремянного и несколько дворовых мальчишек с трещотками. В то же самое время Григорий Иванович Муромский, соблазнясь хорошею погодою, велел оседлать куцую свою кобылку и рысью поехал около своих англизированных владений».

-И.П. Белкин.

4.Тест «Самый внимательный»

1.В названии повести:

  1. Слова-антонимы
  2. Слова-синонимы
  3. Олицетворение

2.Действие происходит:

  1. В XVIII веке
  2. В  XIX веке
  3. В наши дни

3.Берестов и Муромский были:

  1. Соседями
  2. Однополчанами
  3. Служили на одной фабрике

4.Помещики:

  1. Были очень дружны
  2. Только познакомились
  3. Были в ссоре

5.Лизу звали Бетси:

  1. Это ее второе имя
  2. Это ее шутливое прозвище
  3. Так звал ее отец на английский манер

6.Лиза:

  1. любила Алексея давно
  2. ненавидела его
  3. заинтересовалась и захотела с ним познакомиться

7.Акулина – это:

  1. Лиза
  2. Нянька Лизы
  3. Служанка Лизы

8.Алексей полюбил Лизу за:

  1. Искренность и простоту
  2. За красоту
  3. За безграмотность

9.Муромский и Берестов:

  1. Помирились в конце концов
  2. Так и остались врагами
  3. Стали родственниками

10.Акулина:

  1. Сама открылась Алексею
  2. Предстала перед ним неожиданно в облике Лизы
  3. Муромский сам рассказал  Алексею

Ключ:

1.а

2.б

3.а

4.с

5.с

6.с

7.а

8.а

9.ас

10.б

5.Домашнее задание.

Домашнее задание: выбрать и записать словесные обороты, которыми автор характеризует Берестова и Муромского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по повести А.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Данный тест проводится в 9 классе коррекционной школы VIII вида...

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

Конспект урока по литературе по теме "А.С.Пушкин "Барышня-крестьянка"

Конспект урока разработан по литературе к учебнику 7 класса под ред.Т.Курдюмовой...

Конспект открытого урока по литературе 6 кл. "Человеческая ценность повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

Тема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста. Развивать умение анализи...

Открытый урок по литературе в 7 классе на тему:"Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка""

Конспект урока содержит анализ образов повести, коспозиции, сюжета. Сравнительная характеристика главных героев и разбор изобразительно- выразительных средств. Роль антитезы в повести "Барышня- кресть...