Жанр басни. Истоки басенного жанра.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Расширить представления о басне, как одном из старейших жанров литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_literature_v_5_klasse.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урока по литературе в 5 классе.
Дата проведения: 01.10.2021.
Тема: Жанр басни. Истоки басенного жанра.
Цель: расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы.
Задачи
Образовательные:
- Углубить знания учащихся о басне и ее происхождении;
- Сформировать умение отличать басню от других жанров литературы.
Развивающие:
- Развивать умение пересказывать текст по плану;
- Развивать навык выразительного чтения.
Воспитательные:
- На примере басен показать учащимся, что необходимо трудиться.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать определение басни и историю ее происхождения;
- Уметь отличать басню от других литературных жанров.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Принимает и сохраняет учебную задачу;
- Планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные:
- Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные:
- Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные:
- Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе.
Ход урока
Деятельность учащихся
Мотивация.
Как вы думаете, что объединяет всех перечисленных писателей: Эзоп (грек) – Федр (римлянин) – Ж.Лафонтен (француз) – А.Сумароков (русский).
Одним из старейших жанров (ganre (фр.) — вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти.
В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни в этом жанре продолжают работать С. Михалков, Л. Филатов и другие поэты.
Сформулируйте тему и цель урока.
Запишем тему урока в тетрадь: Жанр басни. Истоки басенного жанра.
Они все баснописцы.
Жанр басни.
Актуализация.
- К какому роду литературы относится сказка?
- Какие роды литературы еще вы знаете?
- Чем они отличаются?
- Вспомните, что такое басня?
- Какие басни вы уже читали?
Ответы учащихся.
Объяснение материала.
Прочитаем статью учебника на странице 55.
Запишем определение басни в тетрадь.
Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).
— Что такое мораль басни?
Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Один из самых известных баснописцев — Эзоп — жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными.
Подготовленные ученики читают басни Эзопа.
ВОРОН И ЛИСИЦА
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
Так и у людей, иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
О чем эти басни?
Назовите признаки басни?
Какова мораль этих басен?
В России писатели XVIII и XIX вв. тоже сочиняли басни. Пишут басни и поэты нашего времени. Но самым прославленным русским баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.
Читаем статью учебника, посвященную жизни и творчеству И. А. Крылова (с. 56—58).
- Подчеркнем, что именно чтение помогло Крылову стать одним из самых образованных людей своего времени.
- Где родился писатель? Назовите дату рождения.
- В каком возрасте и где пришлось писателю начать свой трудовой путь?
- Какие произведения приносят известность И. А. Крылову?
- Расскажите о басне. Когда зародился этот жанр? Как композиционно строится басня?
- Какие басни Крылова вы уже читали? Какие знаете наизусть?
Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, безобидная насмешливость — эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел ее до совершенства.
Запись в тетрадь.
Ответы учащихся.
Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали?
Каким вам представляется И.А. Крылов?
Домашнее задание.
Знать биографию И.А. Крылова. Прочитать басню «Волк и ягненок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вечный жанр. (Басня в мировой литературе. Истоки жанра)"
На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и развивают свои творческие способности....
Басня. Истоки басенного жанра.
Урок №1 в системе уроков, посвященных творчеству И.А. Крылова...
истоки басенного жанра
презентация к уроку литературы 5 класс об истоках басенного жанра...
презентация "Истоки басенного жанра"
Данная презентация составлена к уроку литературы по теме "Басня" и содержит дополнительный материал...
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...
План конспект урока "Вечный жанр. Басня в мировой литературе. Истоки жанра"
Приводится план-конспект урока литературы в 5 классе...
Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)
Разработка учебного занятия по литературе....