конспект урока в 7 классе по литературе "Не бывает чужой боли"(по рассказу А.П.Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Рассказ А.П.Платонова "Юшка" помогает раскрыть перед читателем сущность человеческих взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_a.p.platonov.docx | 41.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по литературе в 7 классе «Не бывает чужой боли».
(по рассказу А.П.Платонова «Юшка» )
Тип урока: урок формирования и совершенствования навыков и умений.
Форма работы:1) работа в группах
2) урок с элементами дискуссии
Методы и приемы: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый.
Методическое обеспечение урока и средства обучения: компьютер,
презентация , толковые словари, раздаточные карточки, тексты
рассказа Андрея Платонова «Юшка.
Цели урока:
Образовательные: пробудить интерес к прозе Андрея Платонова, к личности
писателя; формировать умения определять тему, идею рассказа, анализировать текст, оценивать действия героев, познакомить с особенностями языка писателя; провести словарную работу, расширить кругозор учащихся.
Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение
анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать; развивать художественные
способности.
Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся, воспитывать гуманное
отношение к людям, сострадание, милосердие.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Я рада встрече с вами! Мне хочется, чтобы этот урок литературы помог вам стать добрее, милосерднее, терпимее ко всему, что вас окружает! (слайд 1)
Дарите, люди, тёплые слова!
И пусть умолкнет злобная молва!
Давайте будем счастье создавать!
Ведь слово - это мир и благодать!
- Этап актуализации знаний. Погружение в тему урока.
Учитель: Андрей Платонович Платонов писал свои художественные произведения о беспомощных и беззащитных людях, к которым художник слова испытывал истинное сострадание. (слайд 2)
- Работа в группах.
Учитель: Ребята, в словаре Сергея Ивановича Ожёгова найдите значение слов (слайд 3)
1 группа «сострадание»
2 группа «милосердие»
3 группа «гуманизм»
4 группа «доброта»
и подберите к ним синонимы.
1 группа: сострадание- жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. (сочувствие, жалость, сожаление)
2 группа: милосердие-готовность помочь или простить из чувства сострадания, человеколюбия. (сострадание, доброта, человеколюбие)
3 группа: гуманизм- направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. (доброта, человеколюбие, человечность)
4 группа: доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (ласковость, сердечность)
Учитель: Все эти слова близки по смыслу.
Как вы думаете, должны ли люди обладать чувством сострадания? Почему?
Учитель: - Какие чувства у вас возникли во время чтения рассказа «Юшка»? Почему? (Возникло чувство сострадания, потому что Юшку не любили люди)
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Учитель: -Ребята, тема нашего урока «Не бывает чужой боли».(слайд 4)
-Как вы думаете, как тема урока связана с чувством сострадания?
-Что мы должны узнать на уроке? (мы должны осознать необходимость сострадания, милосердия, недопустимости жестокости).(слайд 5)
III. Изучение нового учебного материала.
1. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель: Андрей Платонович Платонов раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир.
-Кто предстаёт перед нами таким человеком в рассказе «Юшка»?
1) Фронтальная работа.
Учитель: А сейчас мы обратимся к рассказу Платонова “Юшка”, который вы прочитали дома.
-Автор дает подробный литературный портрет Юшки.(читает ученик)
-Что означает слово «юродивый»? (слайд 6 )
Слово «Юшка» означает - юродивый, блаженный. Издавна на Руси было много блаженных. Люди , желавшие принять на себя подвиг юродства, раздавали своё имущество бедным и нищим и уходили из дома. Им негде было приклонить голову, и они обычно ночевали в открытом поле. Ходили босые, полураздетые летом и зимой. Люди часто смеялись над юродивыми за старую изношенную одежду.
«Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. “Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы”. Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он – подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.
Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня.
Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка».
Учитель:– Чего не знает о нем никто? Каким никогда не видят Юшку?
(Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым (кажется, и болезнь отступила).
Учитель: Ребята, значит, что для него являлось утешением в жизни? (природа)
-Зачитайте цитаты, в которых мы видим, как Юшка наслаждался природой?
-Чем болел Юшка?
-С кем сравнивался Юшка, когда он был наедине с природой? (со здоровым человеком)
Учитель:– А куда каждое лето уходит Юшка?
Вывод.
-Сокровенное неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего-навсего Юшка.
-Ребята, а почему люди его называли Юшкой?
-Какое настоящее имя Юшки?
Принято считать, что такие люди, слабые, тихие, незаметные, кроткие, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом.
IV.Физминутка
- Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка.
- Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему:(слайд 8 музыкальное сопровождение)
- радостно: “Приятная встреча!”;
- утешительно: “Всё будет хорошо!”;
- счастливо: “Какой успех!”;
- удивлённо: “Не может быть!”.
– Почему же люди потешаются над Юшкой? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав?(слайд 9)
-- Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним.
– Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?
Класс делится на группы; каждой из них предлагается, сосредоточившись на определенном эпизоде, подумать над прозвучавшими вопросами.
1) Работа в группах. На слайде учителем обозначены темы обсуждения. Учащиеся распределяются в группы на основе выбора темы обсуждения.
1 группа-Юшка и дети
3 группа-Юшка и взрослые
3 группа-Юшка и весёлый прохожий
4 группа-Юшка и девочка-сирота
Распределившись по группам, учащиеся получают задания.
1 группа-1. Встреча Юшки с детьми (ученики приводят цитаты и комментарии).
– Как относятся к нему дети? Что влечет детей к Юшке?
– Почему Юшка не обижается на них? Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти, терзают Юшку? Чего они ждут от него?
-В толковом словаре найти значение слова «терзать» (слайд 11)
(Терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.)
Терзать – 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.
(1. Дети не дают Юшке проходу, донимая его криками, ударами, бросая в него камни и сор. Но отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Они ждут естественной, нормальной реакции – зло в ответ на зло. Для них зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Юшка радостно откликается на радость детей, он рад от сознания своей нужности. Он понимает, что дети не виноваты в том, что в их жизни нет добра.)
– Как сам Юшка объясняет поведение детей? Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?
II группа- Встреча Юшки с взрослыми.
– Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?
-Что означает слово «блаженный»? ( 1)в высшей степени счастливый;2)чудаковатый, помешанный)( слайд 12)
(Взрослые тоже вымещают на Юшке “злое горе и обиду”, лютую ярость сердца. Они не могут простить Юшке его непохожести, молчаливой кротости. “Будь как все”, – вот чего они требуют от Юшки.)
Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила еще к большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: “Лучше бы ты умер!”.
Ш группа- Юшка и веселый прохожий.
– Чем помешал Юшка веселому прохожему?
(Встреча с веселым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику.)
– Мы уже настолько привыкли к Юшке, стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, – Юшка осерчал.
-Что означает слово «осерчал»? (рассердиться)(слайд 13)
-Почему именно слово «осерчал» использовал Платонов? Автор мог воспользоваться любым близким по значению словом – рассердился, разозлился, разгневался, возмутился. (Слово лучше соответствует его образу.)
– Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?
Юшка осознает свою ценность в этом мире (“Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…”.)
-Учитель: Платонов говорит о первозданной ценности любой человеческой жизни, неповторимости всякого человека…
– Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки?
IV группа-Юшка и девочка-сирота.
-К кому Юшка проявил особую заботу?
-Что означает слово «опека»? (слайд 14)
-Кем она была для Юшки?
-Каким образом он заботился о ней?
-Передайте состояние девушки, узнавшей о смерти Юшки.
-Чем занималась девушка?
-Как называли её люди? (дочерью доброго Юшки)
(Удивительную по благородству историю поведала девушка. Она была для Юшки никто, сирота, но жизнь свела ее с Юшкой, и он взял девушку под опеку, сделал все, чтобы она могла учиться. Каждый год он приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год. Девушка закончила университет, стала врачом.
Потом она и кузнец пошли на кладбище, девушка припала к земле, в которой лежал Юшка — человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтобы она его ела. Девушка осталась там, где жил Юшка, стала лечить больных туберкулезом. Она много делала для больных людей: лечила, помогала, утешала. Все ее знали в городе, называя дочерью доброго Юшки.
Заслушиваются ответы учеников.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
-Как вы понимаете фразу «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже свету нужен…»? (Юшка понимал своё предназначение в жизни. Он тоже человек, к которому нужно проявлять уважение, сострадание). (слайд 15)
Учитель: Юшка верил, что он нужен людям, что люди его любят, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви. Своей жизнью Юшка показал, что для любви не надо говорить громкие слова. Для любви нужно тихо помогать людям, заботиться о них. Юшкина любовь к миру не прервалась с его смертью.
Ребята, давайте составим жизненную формулу Юшки, ответив при этом на вопрос: «Любовью к чему и к кому было переполнено сердце Юшки?» (слайд 16)
У каждой группы на столах находятся 4 круглых листочка. На каждом листочке напишите по одному варианту ответа. При ответе будем выбирать ещё не озвученный вариант и прикреплять его на доске возле каждой стрелки.
Учитель: Формула жизни по Платонову-любить ближнего, уметь сострадать, иметь доброе сердце.
Пусть Ваши маленькие сердечки будут красивыми, с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.
Умирает Юшка – непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием. Хуже или лучше стало людям, изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей)
Учитель: Юшка верил, что он нужен людям, что люди его любят, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви. Своей жизнью Юшка показал, что для любви не надо говорить громкие слова. Для любви нужно тихо помогать людям, заботиться о них. Юшкина любовь к миру не прервалась с его смертью.
Каждая подгруппа должна закончить предложение.(слайд 17)
1 подгруппа. Мы должны проявлять чувство сострадания, потому что…
2 подгруппа. Мы не должны обижать людей, потому что…
3 подгруппа. Мы должны любить окружающий на мир, потому что…
4 подгруппа. Мы должны заботиться об окружающей среде, потому что…
Учитель: Я желаю вам, ребята, никогда не забывать о том, что каждый человек нуждается в сочувствии, в сострадании, в сопереживании. «Спешите делать добро, пока не стало поздно!» Пусть лучики добра согреют вас своим теплом. ( слайд 18)
Домашнее задание: написать сочинение на тему: « Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» ( слайд 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс
Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....
Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс
Применение на уроке образовательных технологий (критического мышления, личностно-ориентированной)....
Конспект урока. 7 класс. Литература. Тема "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон".
В данной публикации представлены конспект и технологическая карта разработанного мною урока для учащихся седьмого класса по произведению А.П. Чехова "Хамелеон". Для реализации проекта необходим цифров...
Открытый урок внеклассного чтения «Я поведаю вам свою боль…» по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе + презентация...
Конспект урока по литературе «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. 7 класс
Урок построен в соответствии с ФГОС,применяется ИКТ,аудиосопровождение....
Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."
Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....
Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.
Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...