Брейн-ринг по литературе «Науки юношей питают…», посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
классный час по литературе (6 класс) на тему
Брейн-ринг по литературе «Науки юношей питают…», посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, проведен на методической неделе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
breyn-ring.docx | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели брейн-ринга:
- пропаганда жизни и творчества М.В. Ломоносова, И. А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова. Н.В. Гоголя, А.И. Куприна, Л.Н. Андреева, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, А.А. Фета, Н.И. Рыленкова, Ф.И. Тютчева, Ф. Шиллера, Г.Х. Андерсена, В.М. Васнецова, Н.А. Римского-Корсакова;
- воспитание интереса к русской классической и зарубежной литературе.
- интегрирование литературы, музыки, живописи;
- формирование уважительного отношения к национальной культуре;
- развитие эстетического вкуса обучающихся.
I. Представление команд (под музыку И. Штрауса-сына «Радецкий марш»).
-Начинаем наш брейн-ринг.
Хочу представить вам команды, участвующие сегодня в игре. Команда 6 «а» класса «Зазнайки». Её участники. Капитан команды. Команда 6 «б» класса «Знатоки». Её участники. Капитан команды. Наши эксперты сегодня.
Как всегда, веду игру я, Мозжухина Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы.
II. Вступительное слово учителя.
Сегодняшний брейн-ринг называется «Науки юношей питают...», он посвящен 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова, энциклопедически образованного человека, известнейшего ученого, который внес большой вклад в развитие наук таких, как русский язык, литература, история, физика, химия, астрономия и многих других. Слова « Науки юношей питают...» из известной оды М.В. Ломоносова 1847 года. АС. Пушкин сказал о М.В. Ломоносове так: «Ломоносов был великий человек. Между Петром и Екатериной он один являлся самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
III. Условия игры.
1. На обдумывание вопроса дается одна минута.
2. Максимальное количество баллов за правильный ответ – 5, неточный ответ и верное добавление другой команды – 1.
3. Не поднимать сигнальные карточки, не прослушав вопрос до конца.
4. Если ответ вам знаком, сигнальную карточку поднимать сразу после вопроса.
5. В случае одновременного поднятия сигнальных карточек обеими командами, отвечать будут поочередно: на один вопрос команда «Знатоки», при следующем совпадении – команда «Зазнайки».
6. Речь должна быть разборчивой.
7. Болельщики, обращение к вам: за подсказку очки снижаются.
-Обе команды, играющие сегодня, сильные. Желаю всем успеха! Начинаем!
IV. Вопросы:
1. Кому подарил В.А. Жуковский свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»?
Ответ: А.С. Пушкину
2. Сколько всего сборников басен было написано И. А. Крыловым? Ответ: 9
3. Какое животное встречается в баснях И. А. Крылова всего один раз?
Ответ: Заяц
Внимание! Конкурсов капитанов!
4. В какой басне И. А. Крылова узнал себя русский полководец М.И. Кутузов?
Ответ: «Волк на псарне»
(По свидетельству военных историков, М. Кутузов, читая басню боевым офицерам и произнося ответ Ловчего Волку: « Ты, сэр, а я, приятель, сед», приподнял фуражку, показав свои седины).
5. Из каких басен И. А. Крылова взяты эти выражения?
а) «У сильного всегда бессильный виноват».
Ответ: « Волк и Ягненок»
б) «Ты всё пела? Это дело
Так поди же попляши!»
Ответ: «Стрекоза и Муравей»
в) «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!»
Ответ: «Слон и Моська»
г) «Кукушка хвалит Петуха
За то, что хвалит он Кукушку»
Ответ: «Кукушка и Петух»
д) « А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь»
Ответ: «Квартет»
е) «В сердце льстец всегда отыщет уголок»
Ответ: «Ворона и Лисица»
6. Назовите имя соседа Демьяна из басни И. А. Крылова «Демьянова уха».
Ответ: Фока
7. Как по-другому называется иносказание, скрытый смысл?
Ответ: Аллегория
8. Внимание! Таинственная шкатулка! (Ученик выносит под музыку)
В шкатулке находится предмет, о котором говорится в балладе Фридриха Шиллера. История с этим предметом помогает раскрыть характеры персонажей и их взаимоотношения. Итак, что находится в шкатулке?
Ответ: Перчатка
9. Узнайте произведение по его началу. Назовите произведение и автора.
а) «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней».
Ответ: И. С. Тургенев «Муму»
б) «Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась».
(Л.Н. Андреев «Кусака»)
в) «Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа»
(А.И. Куприн «Белый пудель»)
10. Внимание! Музыкальный вопрос! Сейчас прозвучит отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова. На сюжет какого произведения, изученного в этом году, написал оперу Н. А. Римский- Корсаков?
(«Майская ночь, или Утопленница» Н. В. Гоголя)
-Опера называется «Майская ночь»
11. Чей это портрет? Назовите героя, произведение, автора.
а) «Глаза черные, светлые и лицом красивая. На шее монисто, все из русских полтинников».
(Дина из были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»)
б) «Мужчина двенадцати вершков рост, сложенный богатырем»
(Герасим из рассказа И. С. Тургенева «Муму»)
в) «От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой».
(Владимир Дубровский из романа АС. Пушкина «Дубровский»)
г) «Почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик».
(Маруся из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»)
д) «Был моложе сестры на 2 года. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его учителя в школе».
(Митраша из сказки – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)
12. Сколько лет Дине, героине были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?
13. Внимание! Иллюстрация!
Какому произведению посвящена иллюстрация Д. А. Шмаринова?
(Роману А.С. Пушкина «Дубровский». Ее название – «В беседке»)
14.Кому принадлежат эти слова?
а) «Так и скажи: не все, мол, продается, что покупается. Да! Ты собаку-то лучше не гладь, это ни к чему».
(Дедушка Лодыжкин)
б) «Дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного».
(Троекуров из романа А. С. Пушкина «Дубровский»)
в) «И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях: носики такие задорные».
(Настя и Митраша из сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»).
15. Многие произведения русской и советской литературы экранизированы. По представленному в экранизации отрывку вы должны вспомнить произведение, автора и героев.
- Отрывок из художественного фильма «Среди серых камней» Режиссер Кира Муратова.
16. Назовите фамилию писателя, который использовал псевдоним: Человек без селезенки, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек.
( А. П. Чехов)
17. Назовите фамилию чиновника из рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника».
(Червяков)
18. Назовите автора и произведение, в котором одна из глав называется «Мшары». Что такое мшары?
(К.Г. Паустовский. Цикл очерков «Мещерская сторона». Мшары – мещерские болота)
19. Вспомним мифы Древней Греции.
а) Сколько подвигов совершил Геракл?
(12).
б) Богиня охоты в древнегреческой мифологии.
(Артемида).
в) Бог огня в древнегреческой мифологии.
(Гефест).
г) Богиня любви и красоты в древнегреческой мифологии.
(Афродита).
д) Имя героя, который по воле Зевса был прикован к скале.
(Прометей)
е) Почему Зевс приказал приковать Прометея к скале?
(Принес людям священный огонь).
20. Внимание! Таинственная шкатулка!
В шкатулке находится предмет, который должен был помочь Маше Троекуровой встретиться с Владимиром Дубровским. Итак, что находится в шкатулке?
(Кольцо).
А.С. Пушкин в романе «Дубровский» пишет: «Он взял ее руку и надел ей на палец кольцо. Если решитесь прибегнуть ко мне, - сказал Дубровский, - то принесите кольцо сюда, опустите его в дупло этого дуба. Я буду знать, что делать».
21. Как называется трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге?
(Амфибрахий)
22. Откуда эти строки?
Назовите произведение и автора.
а)
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
( В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»)
б)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
(А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»).
в)
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
(М.Ю. Лермонтов «Парус»)
г)
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
(А. А.Фет «Осенняя роза»)
д)
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
(Н.И. Рыленков «Все в тающей дымке...»)
е)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
(АС. Пушкин «Няне»).
ж)
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
(М.Ю. Лермонтов «Бородино»).
з) «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь!"
(Н.В Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница»)
Внимание! Конкурс капитанов!
23. О каком стихотворении Ф.И. Тютчева писал Н.А. Некрасов: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось долой с плеч...»?
(«Весенние воды»:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят..)
24. Внимание! Иллюстрация!
Какому произведению посвящена иллюстрация В.М. Васнецова?
(Произведению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Ее название – «Прощание князя Олега с любимым конем»).
25. Домашнее задание. Вопросы команд друг другу.
V. Подведение итогов. Награждение команд.
а) - Игра закончена. Слово экспертам. Заключительное слово экспертов.
б) Заключительное слово учителя.
- Обе команды, игравшие сегодня, - молодцы! Вы показали хорошее знание произведений русской классической и советской литературы, изученных в 5 и 6 классах.
Закончить сегодняшний брейн-ринг «Науки юношей питают...» мне хотелось бы словами М.В. Ломоносова. Это обращение к вам, к юношеству. Это призыв изучать науки:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный праздник, посвященный 300-летию со дня рождения В.М. Ломоносова
Внеклассное мероприятие....
Интеллектуальная игра для учащихся 6-7 классов "Он сам был первым нашим университетом", посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова
Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной...
внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Внеклассное мероприятие, посвященное 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.Предварительно провести мероприятие по изучению биографии Ломоносова....
Игра, посвященная 300-летию со Дня рождения М.В.Ломоносова.
Игра раскрывает все грани таланта Великого русского ученого.Задания, предлагаемые командам, затрагивают не только вопросы химии,но и других предметов. Это дает возможность проявить себя не только тем,...
Внеклассное мероприятие "Пресс-конференция ,посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова" для учеников 4 класса
Задачи занятия: Образовательные: Повторить основные действия с натуральными числами. Познакомиться с деятельностью М. В. Ломоносова. Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных компе...
Брейн-ринг по литературе «Науки юношей питают…», посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Брейн-ринг по литературе «Науки юношей питают…», посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова проведен на методической неделе....
Интегрированный урок (русский язык и литература) "Науки юношей питают..."
Урок для учащихся 8 класса. На материале произведений М.В.Ломоносова осуществляется повторение изученных орфограмм и пунктограмм...