Игра, посвященная 300-летию со Дня рождения М.В.Ломоносова.
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Игра раскрывает все грани таланта Великого русского ученого.Задания, предлагаемые командам, затрагивают не только вопросы химии,но и других предметов. Это дает возможность проявить себя не только тем, кто хорошо знает химию, но и тем ребятам, которые лучше ориентируются в других областях науки и вопросах искусства. Игру можно проводить и на уроке, и во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_posvyashchennaya_300-letiyu_so_dnya_rozhdeniya_m.v.lomonosova.docx | 82.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра, посвященная 300-летию со Дня рождения М.В.Ломоносова.
Цели: -образовательная: показать многообразие личности М.В.Ломоносова, познакомить с фактами биографии великого ученого, вызвать интерес к его литературному, художественному и научному творчеству.
-воспитательная: воспитать чувство патриотизма на примере личности М.В.Ломоносова, воспитывать у учащихся чувство ответственности, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.
-развивающая: развивать память, внимание, мышление, творческие способности.
Дидактическое и материально-техническое обеспечение:
-портрет М.В.Ломоносова; -репродукции мозаик М.В.Ломоносова; -карточки с заданиями; -Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; -наборы для конкурса лаборантов (штатив лабораторный, колба, перекись водорода, оксид марганца (IV), лучина, спички); -таблички с оценками для жюри, бумага, ручки.
Межпредметные связи: история, география, литература, изобразительное искусство.
Ход игры.
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать Что может собственных Плутонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать!
М.В.Ломоносов
М.В.Ломоносов (1711-1765) был сыном зажиточного крестьянина с побережья Белого моря. Вместе с отцом мальчик не раз выходил в море и впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест с указанием мелей и глубин. Ломоносов был исключительно разносторонний человек, выдающийся ученый в таких различных областях, как химия, физика, астрономия, география, история, экономика, языкознание, минералогия. Он свободно владел более чем тридцатью языками, был автором первой научной грамматики русского языка.
В стихотворениях Ломоносова часто встречаются имена собственные. Задание 1.Распределите по рубрикам карточки с именами.
Полководец | Крез, Перикл |
Монарх, правитель | Соломон, Цезарь |
Поэт, писатель | Анакреон, Гомер |
Божество | Орфей, Минерва |
Географическое название | Троя, Этна |
Философ | Сократ, Сенека |
Ученый | Птоломей, Ньютон |
|
Оценки жюри
По словам А.С.Пушкина, «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Михайло Васильевич писал стихи и строил оптические приборы, варил стекло и делал мозаические картины. Ломоносов создал несколько портретов, а также уникальную по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картину «Полтавская баталия».
Задание 2. Соберите из пазлов репродукцию одной из мозаик Ломоносова.
Оценки жюри
Перу Ломоносова принадлежат многие афоризмы и высказывания о науках. «Химия - правая рука физики, математика - ее глаз». Задание 3. Расшифруйте высказывание М.В.Ломоносова о химии. Подсказкой вам будет Периодическая система Д.И.Менделеева.
994 | 24 | 15 | 52 | 81 | 12 | 635 | 65 | 501 | 83 | 33 | 24 | ||
242 | 312 | 22 | 382 | 171 | 194 | 121 | 125 | 335 | 43 | 61 | |||
961 | 34 | 621 | 11 | 503 | 363 | 741 | 661 | 752 | 502 | ||||
562 | Ч | 342 | 843 | 73 | 231 | 472 | Ч | 284 | 471 | 336 | 222 | 102 |
«Широко простирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания».
Оценки жюри
По мнению Ломоносова в науке теория и практика неразрывно связаны. Он называет химию наукой, а не искусством, какой она ещё считалась и фактически была в те времена. Ломоносов утверждает: “Истинный химик должен быть теоретиком и практиком”
Задание 4. Собрать прибор для получения кислорода, получить кислород и доказать его наличие. (Выполняют игроки-лаборанты)
Оценки жюри
Речь Михайла Васильевича “Слово о пользе химии” начинается восхвалением знаний, которые Ломоносов разделяет на науки и “художества”: “Науки подают ясное о вещах понятие и открывают потаённые действий и свойств причины; художества к приобретению человеческой пользы оные употребляют”. В обоих случаях важную роль играет химия.
Задание 5. Перегонки: ответить на вопросы. Участвуют обе команды. Первым отвечает тот, кто быстрее поднял руку.
- Соединение, состоящее из атомов двух химических элементов, один из которых кислород (оксид).
- Растворимые в воде основания (щелочи).
- Неметалл – жидкость (бром).
- Соли серной кислоты (сульфаты).
- Другое название хлороводородной кислоты (соляная).
- Реакция между двумя сложными веществами, при которой они обмениваются своими составными частями (обмена).
- Им дышит все живое на Земле (кислород).
- Формула снега (H2O).
- Единица измерения количества вещества (моль).
- Соли азотной кислоты (нитраты).
- Автор закона сохранения массы веществ (Ломоносов).
- Металл- жидкость (ртуть).
- Какой газ выделяется при дыхании (углекислый).
- Наука о веществах, их свойствах и превращениях (химия).
Оценки жюри
Ломоносов самостоятельно сформулировал законы сохранения материи (массы веществ)
Задание 6. Найди ошибку: в каких уравнениях реакции неправильно расставлены коэффициенты?
3СО + Fe2O3→ 2Fe + 3CO2 +
Оценки жюри
Задание 7. Задание для капитанов: старинный свиток из шкатулки. Текст с пословицей или поговоркой, записанный химическим языком перевести на русский.
- Не все то аурум, что металлическим блеском обладает (не все то золото, что блестит).
- Куй феррум, пока температура высока (куй железо, пока гооячо).
- Много оксида водорода утекло с тех пор (много воды утекло с тех пор).
- Слово –аргентум, молчание – аурум (слово – серебро, молчание – золото).
- Хлеб да хлорид натрия (хлеб да соль).
- Уходит как аш-два-о сквозь пальцы (уходит как вода сквозь пальцы).
Оценки жюри
Задание 8 Турнир шарад, метаграмм и логогрифов.
- Из названия какого химического элемента, переставляя первую букву в конец можно получить название четырехугольника? (Бром-ромб)
- Из названия какого химического элемента, заменив лишь последнюю букву на другую можно получить тело, обладающее способностью притягивать железные предметы? (Магний-магнит)
- Из названия какого химического элемента, заменив лишь первую букву на другую можно получить слово, обозначающее местность, где в почве много воды? (Золото-болото)
- Из названия какого химического элемента, переставляя первую букву в конец можно получить полезное ископаемое? (Фтор-торф)
- Из названия какого химического элемента, заменив лишь последнюю букву на другую можно получить название горной системы, являющейся границей между Европой и Азией? (Уран-Урал)
- Из названия какого химического элемента, заменив лишь первую букву на другую можно получить единицу летоисчисления? (Йод-год)
- Из названия какого химического элемента, заменив лишь третью букву на другую можно получить слово, обозначающее человека, обладающего высшими творческими способностями? (Гелий-гений)
Оценки жюри и подведение итогов игры
Эпилог: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют».
М.В.ЛОМОНОСОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный праздник, посвященный 300-летию со дня рождения В.М. Ломоносова
Внеклассное мероприятие....
Интеллектуальная игра для учащихся 6-7 классов "Он сам был первым нашим университетом", посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова
Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой величины в России XVIII века по праву является Михаил Васильевич Ломоносов. Первый русский академик, пионер отечественной...
внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Внеклассное мероприятие, посвященное 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.Предварительно провести мероприятие по изучению биографии Ломоносова....
Внеклассное мероприятие "Пресс-конференция ,посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова" для учеников 4 класса
Задачи занятия: Образовательные: Повторить основные действия с натуральными числами. Познакомиться с деятельностью М. В. Ломоносова. Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных компе...
Внеклассное мероприятие "Северный Леонардо", посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Представлены подробный план проведения мероприятия с презентация PowerPoint...
Методическая разработка литературной игры, посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Зпо Познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова, вызвать интерес к литературному творчеству ученого, воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова....
Мероприятие по химии посвященное 300 летию со дня рождения М. В. Ломоносова
на примере гениальной и талантливой личности М.В. Ломоносова и его вклада в становление науки показать необходимость учения, самосовершенствования....