Интегрированный урок (русский язык и литература) "Науки юношей питают..."
учебно-методическое пособие по русскому языку (8 класс) по теме
Урок для учащихся 8 класса. На материале произведений М.В.Ломоносова осуществляется повторение изученных орфограмм и пунктограмм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosovskiy_urok_v_8_klasse.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Мержевич М.В.,
учитель русского языка и литературы,
гимназия №114 Выборгского района
г. Санкт-Петербурга
Интегрированный урок русского языка и литературы
“Науки юношей питают…”
Для пользы общества коль радостно трудиться.
М.B. Ломоносов.
Цели урока:
1. Повторить пунктуацию простого и сложного предложений, правописание гласных в корне слова, приставок; синтаксический разбор простого предложения.
2. Развивать умение определять стиль, тип речи, основную мысль текста.
3. Выявить некоторые особенности поэтического стиля М В. Ломоносова.
4. Прививать чувство любви Родине, гордости за выдающихся представителей русской культуры и науки.
Оборудование урока:
1. Портрет М.В. Ломоносова.
2. Статья Г.П. Макогоненко “Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова”.
3. Карточки с отрывками из произведений М.В. Ломоносова.
Ход урока:
I Оргмомент
II Целеполагание
-Ребята, как называется место, где человек родился и вырос?
-Как мы называем человека, который любит свою родину?
(“Патриотизм” (от греч. “patris” - Родина) - любовь к родине)
-Любите ли Вы место, где родились, растете и учитесь?
-Как вы считаете, есть ли разница в определениях “человек, любящий свою родину” и “патриот своей Родины”?
Патриотом можно назвать человека, который не просто пользуется
благами Родины, а думает о ее будущем, делает практические шаги для ее
развития, процветания.
Выдающимся патриотом России XVIII века был ученый, поэт, философ М.В. Ломоносов. Он ратовал за просвещенных, грамотных сограждан, был человеком одаренным, творческим. На этом уроке и мы объединим две области знаний: литературу и русский язык.
Сформулируйте цель нашего интегрированного урока.
(Поговорить о поэтическом наследии М.В.Ломоносова, повторить орфограммы, пунктограммы, изученные на уроках русского языка).
Мы обратимся к отдельным страницам поэтического наследия Ломоносова, отражающим его взгляд на условия, обеспечивающие успешное развитие России. А также повторим орфографию пунктуацию простого и сложного предложения, правописание гласных в корне слова, правописание приставок, определим некоторые особенности поэтического стиля Ломоносова (“Стиль - общность образной системы, средств худ. выразительности, творческих приемов, обусловленных единством идейного содержания”).
III Анализ текста Г.П. Макогоненко “Жизнь и деятельность М В. Ломоноcова”
Задание:
1. Прочтите текст.
2. Определите стиль, тип речи текста.
3. Выпишите предложения, в которых заключена основная мысль, сделайте
синтаксический разбор выделенного предложения.
IV Словарная работа.
Адъюнкт - [лат. “присоединенный”] в дореволюционной России и
некоторых зарубежных странах - лицо, занимающее младшую ученую должность в учреждении (помощник профессора).
Борей- [гр.]- в древнегреческой мифологии - бог северного ветра; северный ветер.
Марс – [лат.] - в древнеримской мифологии - бог войны;
Нептун – [лат.] – в древнеримской мифологии- бог морей;
Зреть – [стар.] - видеть, смотреть;
V Повторение пунктуации простого и сложного предложения.
Пунктуационно - стилистический анализ текста.
а) Работа учащихся у доски.
Задание:
1. Прочитайте отрывок из “Оды на день восшествия на всероссийский пре стол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747г .”
2. Спишите, расставив недостающие знаки препинания.
3. Охарактеризуйте предложения по их структуре.
4. Составьте схемы предложений.
5. Какую стилистически окрашенную лексику (высокую, книжную, разговорную, простонародную, нейтральную, официальную) использовал автор? Как она помогает выразить основную Мысль?
Царей и царств земных отрада_
Возлюбленная тишина_
Блаженство сел_ градов ограда_
Коль ты полезна и красна!
Когда на трон она вступила_
Как вышний подал ей венец_
Тебя в Россию возвратила_
Войне поставила конец…
б) Самостоятельная работа учащихся по вариантам.
Задание:
l. Прочтите отрывки из “Оды…”
2. Какие страницы истории вспоминает поэт?
В чем он видит прогрессивное значение деятельности Петра I?
3. Спишите, расставив недостающие знаки препинания.
4. Охарактеризуйте предложения по их структуре.
5. Составьте схему предложений.
l вариант:
В полях кровавых Марс страшился_
Свой меч в Петровых зря руках_
И с трепетом Нептун чудился_
Взирая на Российский флаг_
II вариант Тогда божественны науки
Через горы_ реки и моря
В Россию простирали руки.
В) Самодиктант с взаимопроверкой
Задание:
1. Прочитайте отрывок из “Оды…”
2. Что, по мнению Ломоносова, является духовной пищей, защитой и опорой человека?
3. Охарактеризуйте предложение по его строению.
4. Запишите отрывок по памяти.
5. Проверьте работы друг у друга
VI Повторение правописания гласных в корне.
а) Орфографически - стилистический анализ текста,
Задание:
1. Прочтите отрывок.
2. Какой видит Сибирь Ломоносов?
3. При помощи каких средств выразительности речи (эпитет, метафора, сравнение, антитеза) поэт изобразил суровый климат, непроходимые просторы Сибири, полноводную Лену?
4. Выпишите в два столбика слова
с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму и с безударными гласными в корне, не проверяемыми ударением, обозначьте орфограмму:
Хотя всегдашними снегами
Покрыта северна страна,
Где мерзлыми борей крылами
Твои взвевает знамена,
Но Бог меж льдистыми горами
Велик своими чудесами:
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы наполняет
И бреги наконец теряет,
Сравнившись морю шириной.
б) Игра “Угадай слово”
Учитель: примером жанра научной поэзии является философско - дидактическое стихотворение “Письмо О пользе стекла”, где Ломоносов перечисляет полезные свойства стекла.
Задание: Прослушайте отрывки из стихотворения. По созвучному окончанию строк определите недостающее слово, запишите его, обозначьте орфограмму в слове и объясните ее:
1. Пою перед тобой в восторге похвалу,
Не камням дорогим, ни злату, но стеклу.
2. Лекарства, что в стекле хранят и составляют;
В стекле одном они безвредны пребывают.
3 Когда б вы в зеркале не видели себя,
Вы вдвое пригожи, стекло употребя.
4.Оно способствием искусныя руки
Подать нам зрение умеет чрез очки!
5. Но в нынешних веках нам микроскоп открыл,
Что Бог в невидимых животных сотворил!
6. Мы пламень солнечный стеклом здесь получаем,
И Прометею тем безбедно подражаем.
VII Конструирование предложения с прямой речью.
Задание: Запишите высказывание критика В. Г. Белинского в форме предложения с прямой речью.
С Ломоносова начинается наша литература. Он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим. В. Г. Белинский
VIII Подведение итогов урока.
1 Аналитическая беседа.
-О каких произведениях поэта мы сегодня говорили?
-Каков их жанр?
-Какие вопросы поднимает в них поэт?
-Что восхищает Ломоносова в правлении Елисаветы Петровны, Петра I?
-При каких условиях, по его мнению, будет успешно развиваться государство?
-Назовите стилистические особенности научной поэзии М.В.Ломоносова.
-Какие синтаксические конструкции, средства языковой выразительности использует поэт?
2 Вывод.
Сегодня мы еще раз обратились к “ Оде на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елиcаветы Петровна. 1747 г.” и стихотворению “Письмо о пользе стекла”, в них передается мысль о том, что главным условием процветания государства является мир, знание отечественной истории, развитие наук, освоение, исследование необъятных просторов России.
Языку оды, стихотворению, написанному в жанре научной поэзии, свойственны, в основном, сложные синтаксические конструкции, употребление восклицательных и вопросительных предложений, в которых широко используются обращения, обособленные члены предложения, сравнительные обороты.
-А сейчас снова вернемся к эпиграфу: “Для пользы общества коль радостно трудиться!”
-Актуальны ли слова поэта в наши дни?
Мысль нашего великого соотечественника, высказанная в эпоху Просвещения, важна и сегодня. Знания, которыми вы овладеваете сейчас, принесут пользу Родине в будущем.
IX Рефлексия
Приложение.
Жизнь и деятельность М В. Ломоносова.
М. В. Ломоносов родился на севере России в деревне Мишанинской, Холмогорского уезда Архангельской губернии, в семье крестьянина - рыбака. Отец был человеком смелым, богатырского сложения. Сын повторил отца. Огромный рост, физическая сила, бесстрашие сделали из юноши отличного рыбака. В зимние месяцы, когда работы было меньше, юный Ломоносов научился грамоте и пристрастился к книгам. Любовь к знаниям обусловила решение юноши идти учиться в Москву. Скрыв крестьянское происхождение, выхлопотав головой паспорт, с одним из рыбных обозов, он отправляется в Москву. Там, выдав себя за холмогорского дворянина, он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Учиться девятнадцатилетнему юноше было трудно: одолевала нужда, надо было догнать мальчиков - соучеников, спешно овладевать латинским языком, на котором велись важные предметы.
Через шесть лет в числе лучших учеников он был послан в Петербург, в академический университет. Вскоре его посылают в Германию, где в течение пяти лет он изучает философию, физику, основы металлургии. В 1741 году М.В. Ломоносов возвращается в Петербург, куда зачислен в штат Академии младшим адъюнктом. В 1745 году становится профессором. 23 года работает в Академии, закладывая основы современной науки.
Большое внимание он уделял химии: организовал производство цветного стекла, солей и красок, фарфора. Сам выполнил несколько мозаичных картин. В физике стал создателем атомно - молекулярной теории строения вещества, обосновал закон сохранения, а также явления нагрева как следствие движения частиц. В астрономии - открыл присутствие на Венере атмосферы. В лингвистике разработал первую грамматику русского языка “Российскую грамматику”. В геологии и географии - обосновал возможность “прохода Сибирским океаном в Восточную Индию”, составил множество географических карт. Написал исторические труды: “Краткий Российский летописец, древнюю Российскую историю”. Заложил основы горного дела, металлургии. При его содействии в 1755 г был открыт Московский университет. Но Ломоносов, прежде всего, - поэт, его литературное творчество пронизано глубоким патриотизмом. Основные темы произведений – военные подвиги России, пропаганда просвещения и великой роли науки. Этим темам посвящены оды “ На взятие Хотина”, “Петр Великий”, стихотворения “Письмо о пользе стекла”, “Письмо о пользе химии”.
Если поэт А.П. Сумароков считал, что литературным героем могут
быть только дворяне, “ как первые члены общества”, то творчество Ломоносова демократично: героем поэзии, по его мнению, может быть всякий, “от земледельца до царя”. М.В. Ломоносовым написано 20 од. Разработан жанр научной поэзии (“Утреннее размышление о Божием величестве”, “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния”). В теоретическом сочинении “О пользе книг церковных в российском языке он изложил “теорию трех штилей”, сыгравшую большую роль в выработке русского литературного языка. Переводы латинских поэтов, надписи, басни и другие литературные произведения вошли в первое собрание сочинений, появившееся в двух томах В 1751 г.
Карточка 1
Задание:
1. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания.
2 В чем М. В. Ломоносов видит заслугу императрицы Елисаветы Петровны?
Молчите_ пламенные звуки_
И колебать престаньте свет;
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет.
“ Ода на день восшествия…”
Карточка 2
Задание:
1. Прочтите отрывок из стихотворения М. В. Ломоносова “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния”.
2. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания.
3.Какие средства выразительности речи помогают передать восхищение
автора картиной северного сияния?
Но где ж натура твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное"
Интегрированный урок русский язык + английский язык в 6 классе по теме "Числительное". Числительные в русских и английских пословицах....
Интегрированный урок русского языка и МХК «Русский офицер и художник - Павел Андреевич Федотов»
Данный интегрированный урок – совместный проект учителей русского языка, МХК и истории, разработанный прежде всего для учащихся кадетских классов. Кроме реализации учебных задач (развитие ...
Интегрированный урок (русский язык, английский язык) по теме: «Роль причастий в русской и английской речи»
Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (автор-составитель С.И. Львова, В.В. Львов М., Мнемозина, 2010) и английскому языку для учащихся 6 класса. Урок имеет цель...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...
Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»
Интегрированный урок русского языка и ИЗО Тема: «Русским людям на загляденье»(подготовка к сочинению-описанию игрушки, предмета домашнего обихода в 5 классе)...
- Мне нравится (1)