Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы в современной школе
проект по литературе по теме
Проект «Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы» направлен на решение проблемы, связанной с воспитанием и социально-педагогической поддержкой становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Литература и искусство - важнейшие национальные ценности России, поэтому «Литература» как один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
В условиях создания инновационной экономики необходимо быть еще и творческим, компетентным гражданином.
Одной из приоритетных задач для реализации этой цели является обеспечение компетентного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.
Особое значение в связи с этим приобретает «проблема формирования коммуникативной компетенции школьников в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности».
Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении и формировании уровня речевой культуры молодежи, что способствует формированию всесторонне развитой личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми.
Проект является практико – ориентированным, разработан в результате творческойдеятельности по данной проблеме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Информационная карта педагогического проекта
1 | Полное название проекта | «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы в современной школе» |
2 | Автор проекта | Жернова Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературывысшей категории МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №2» |
3 | Территория | г. Ханты – Мансийск, ХМАО – Югра |
4 | Юридический адрес организации | 628001 г. Ханты – Мансийск, ХМАО – Югра, Тюменской области, ул. Луговая,15 |
5 | Телефон | |
6 | Тип проекта | Практико – ориентированный |
7 | Форма проведения | Построение образовательного процесса, направленного на изучение новых форм учебной деятельности, которые способствовали бы повышению уровня лингвистической подготовки школьников, развитию навыков работы с текстами разных образовательных областей, формированию коммуникативной компетенции учащихся в общении, а также развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры. |
8 | Цель проекта | Разработка и обоснование рациональных условий и совершенствование системы работы в процессе изучения литературы и во внеклассной деятельности для формирования коммуникативной компетенции как условия духовно-нравственного развития личности подростка, а также выбор эффективных форм, методов, дидактических средств, способствующих развитию речевой культуры учащихся в современной школе. |
9 | Задачи педагогического проекта | 1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике. 2. Провести анализ педагогической литературы по теме. 3. Провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности коммуникативной компетенции. 3. Разработать и методически обосновать систему работы по формированию коммуникативной компетенции, осуществить отбор технологий, методов и приемов по формированию ключевых компетенций конкретно с учетом специфики предмета « Литература». 4. Разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий. 5.Определить способы диагностики и показатели достижения результатов. |
10 | Актуальность педагогического проекта | Современное общество испытываетпотребность в человеке, отличающемсятакими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетенции, самостоятельность, независимость суждений, сочетающихся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи, соблюдать этические нормы общения, умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и в первую очередь уроков русского языка и литературы.Проблема коммуникативной компетенции нашла отражение в следующих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании; в Стратегии модернизации российского образования 20 века, в национальных проектах Президента Российской Федерации. Так в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку и литературе говорится о языковой и коммуникативной компетенциях как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка.Проблемы отсутствия коммуникативной компетенции являются приоритетными для большинства учителей литературы, так как направлены на решение следующих трудностей: - привитие интереса к чтению; - работа над повышением читательской грамотности; - разрешение противоречия между сложностью теоретических знаний попредмету и необходимостью применения их на практике; - обеспечение ученику возможностей к саморазвитию, самообразованию, самовыражению в ходе овладения знаниями; - признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. В связи с вышеизложенным, становится очевидной актуальность нашей работы, направленной на изучение новых форм учебной деятельности, которые способствовали бы повышению уровня лингвистической подготовки школьников, развитию навыков работы с текстами разных образовательных областей, формированию коммуникативной компетенции учащихся в общении, а также развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры. |
11 | Целесообразность представленного проекта | Состоит в возможности использовать опыт работы в школьной практике преподавания литературы, при углубленном изучении предметов гуманитарного цикла, во внеклассной деятельности по предмету, а также как методические рекомендации для осуществления деятельности классного руководителя, в создании воспитательной системы, использовании современных подходов к преподаванию литературы , что позволит осуществлять целенаправленное формирование коммуникативной компетенции у учащихся, и в конечном счёте повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. |
12 | Специализация проекта | Практико - ориентированный |
13 | Срок реализации проекта | 5 лет (2012 –2016) |
14 | Место реализации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа№2» г. Ханты - Мансийска |
15 | Официальный язык проекта | Русский |
16 | Участники проекта | Обучающиеся 5 – 9 классов МБОУ СОШ №2, учителя, работающие над проблемой формирования коммуникативной компетенции у обучающихся. |
17 | История осуществления проекта | Предлагаемый проект может стать логическим продолжением ранее разработанных и внедряемых в МБОУ СОШ №2 г. Ханты – Мансийска проектов, направленных на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. |
- Обоснование необходимости проекта.
- Условия возникновения и становления проекта.
Возникновение и становление проекта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2», где учебно-воспитательная система направлена на улучшение качества жизни школьников в рамках школьной программы развития. Данная образовательная система представляет собой объединенный замыслом комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий.
2.2.Актуальность проекта.
Коммуникативная компетентность (далее КК) – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни.
Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Обучение учеников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетенции) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.
Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной компетенции гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида.
В настоящее время основными задачами формирования речетворчества является построение свободных, корректных, уместных и успешных устных высказываний, а также умение создавать письменные тексты адекватных стилей и жанров. Этому молодых людей должна научить школа, которая, к сожалению, не имеет альтернативных целевых образовательных программ, гарантирующих высокий результат в формировании коммуникативных умений учеников, а также не располагает методическими и научно–практическими исследованиями, решающими задачу анализа «отношений между мыслью и словом» (Л. С. Выготский), что так необходимо современному педагогу, обеспечивающему становление новых генетических уровней мышления и речи.
Усиление гуманизации и гуманитаризации содержания образования требует постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения, использования эффективных приемов и способов педагогической деятельности. Существенно возросшие требования к уровню подготовки выпускников и уровню их духовно-нравственного развития изложены в Государственных образовательных стандартах. Актуальным требованием к выпускнику школы является повышение уровня его филологической культуры, глубокое понимание им тенденций и закономерностей литературного процесса, осознание им смысловых и нравственных положений, скрытых в литературном произведении, познание выпускником искусства слова.
Улучшение качества литературного образования изложено и в «Стратегии модернизации российского образования XX века». В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования наряду с другими декларируются и цели, « связанные с коммуникативным развитием личности». Так, среди личностных результатов образования указываются «сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, учебно – инновационной и других видах деятельности». Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования.
Таким образом, коммуникативная компетенция – это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного кода / стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком. Компетенция включает совокупность взимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Актуальность проектапрежде всего связана с наличием следующих противоречий:
- невозможностью старыми методами подготовить школьников к современным изменениям жизни;
- между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной формах, соблюдать этические нормы общения;
- между пониманием, что речь – « зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;
- между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для школьников обучение и общение являются неотъемлемыми видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая адаптироваться в условиях современной жизни.
В этой связи проблема коммуникативной компетенции нашла отражение в следующих законодательных федеральных документах: в Законе РФ «Об образовании»; в « Стратегии модернизации российского образования XX века», в национальных проектах Президента Российской Федерации.
Так, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку и литературе говорится о языковой и коммуникативной компетенции как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка.
В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностныe требования,включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;;
-метапредметные требования,включающие освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Результатом к межпредметным требованиям выступает владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
-предметные требования,включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
По точке соприкосновения требований к результатам видно, что одной из ключевых компетенций является коммуникативная, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.
Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникаций: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности».
Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.
Однако, несмотря на заявленную определяющую роль коммуникативной компетентности, наши педагоги продолжают отмечать снижение уровня индивидуального словарного запаса школьников. Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Это происходит вследствие того, что у многих детей отсутствует терпимость к иной точке зрения в общении, проявляется речевой эгоцентризм, неадекватный биологическому возрасту, у многих школьников не сформировано умение использовать необходимую в жанре публичных выступлений логическую аргументацию, деловую тональность или адекватную эмоциональную и лексическую окраску в высказываниях. Большинство педагогов–филологов отмечают, что ребята пассивны на уроках русской словесности (русского языка и литературы, других предметах гуманитарного цикла), затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний.Интересен и тот факт, что, несмотря на полученные в процессе школьного обучения базовые лингвистические и литературоведческие знания, школьники продолжают писать сочинения, не отвечающие задаче, заявленной в теме текста, допускают большое количество орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, не достигают необходимого уровня произвольности в письменной речи. По мнению психологов, это происходит вследствие отсутствия, своевременно поставленного ребенку фонематического восприятия речи, а также в связи с недостаточно сформированными основными навыками самоконтроля в учебной деятельности.
Проблемы отсутствия коммуникативной компетенции являются приоритетными для большинства учителей литературы, так как направлены на решение следующих задач:
- привитие интереса к чтению;
- работа над повышением читательской грамотности;
- разрешение противоречия между сложностью теоретических знаний по предмету и необходимостью применения их на практике;
- обеспечение ученику возможностей к саморазвитию, самообразованию, самовыражению в ходе овладения знаниями;
- признать ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса.
В связи с вышеизложенным становится очевидной актуальность работы педагогов, направленной на изучение новых форм учебной деятельности, которые способствовали бы повышению уровня лингвистической подготовки школьников, развитию навыков работы с текстами разных образовательных областей, формированию коммуникативной компетенции учащихся в общении, а также развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры.
- Ведущая педагогическая идея проекта.
Ведущую педагогическую идею вижу в нахождении точных ходов успешного обучения каждого школьника через общение, так как только через него можно организовать целенаправленное педагогическое воздействие. Разговаривая с ребенком, строю систему взаимодействия с ним творчески; учитывая особенности его личности, общий психологический контекст, наконец, особенности собственной педагогической индивидуальности.
- Этапы реализации проекта.
№ п/п | Этап | Сроки | Содержание деятельности |
1. | Подготовительный | 2012-2013 годы | -изучение теоретических основ проблемы; -разработка модели; -создание «банка» компетентностно – ориентированных заданий. |
2. | Поисково – экспериментальный | 2014 – 2015 годы | -апробирование модели; -мониторинг процесса и промежуточных результатов; -корректировка дальнейшей работы. |
3. | Заключительный | 2015-2016 годы | -оценка эффективности модели; -анализ результатов, обобщение и распространение опыта. |
- Теоретическая база проекта.
Коммуникативная компетенция-это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного кода/стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком, на фоне которого целенаправленно формируются специальные знания и умения, составляющие профессиональную компетенцию личности.
Коммуникативная компетенция представляет собой структурное образование, включающее в себя следующие уровни:
- языковая компетенция – знания об изученном языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложение, основы стилистики текста; умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;
- речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирование мыслей по средствам языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи;
- дискурсивная компетенция – знание об особенностях протекания речевого события и умения управлять им;
- культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, знание о взаимосвязи языка и литературы с историей народа; владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения; умение учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать свое речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения;
- риторическая компетенция – знание о риторических моделях создания текстов и способность осознано создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи.
Условия формирования коммуникативной компетенции:
- готовность учителя и ученика к сотрудничеству;
- способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям общения;
- мотивация к поиску и изучению новой информации;
- умение критично и самостоятельно мыслить, контролировать свою деятельность, ясно формулировать свои цели и ценности, использовать эмоции в процессе общения.
Единицы коммуникативной компетенции:
- сферы коммуникативной деятельности;
- темы, ситуации общения;
- речевые действия;
- социальные и коммуникативные роли собеседников (сценарий их коммуникативного поведения);
- тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения;
- языковые и литературные минимумы.
Четыре уровня сформированности коммуникативной компетенции (по В. И. Тесленко и С. В. Латынцеву):
- базовый уровень – преобладают заучивание, репродуктивный уровень заданий;
- оптимально-адаптивный – учащиеся не владеют в достаточной мере всеми составляющими коммуникативной компетенции, но при этом демонстрируют готовность к ее проявлению и обладают заметным потенциалом;
- творческо-поисковый – учащиеся демонстрируют достаточное развитие коммуникативной компетенции, успешно действуют в проблемных ситуациях, готовы к адаптации в информационной среде;
- рефлексивно-оценочный – учащиеся самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют коммуникативные ситуации для их разрешения.
Уровни усвоения знаний:
- деятельность по узнаванию (ученический уровень) – правильное выполнение аналогичных заданий;
- деятельность по решению типовых задач (алгоритмический уровень) – полнота и действенность;
- деятельность, связанная с выбором действия (эвристический уровень) – выполнение мыслительных операций;
- деятельность по поиску решения (творческий уровень) – опора на жизненный опыт, работу воображения и активное мышление.
Четырехуровневая система оценки, где базовый уровень соответствует минимальному баллу (тройке), а рефлексивно-оценочный – высшему.
Методологические основы проекта в значительной степени опираются на следующие современные теории: психологии личности (В.В.Давыдов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Э.Шпрангер, К.Юнг и др.); структурно-системного подхода (Ю.К.Бабанский, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков и др.); формирования личности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.Н.Нечаев, А.Е.Одинцова, А.И.Щербаков, и др.); развития интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, С.А.Репин,А.В.Усова, П.И.Чернецов и др.). В своем опыте я также реализую: идею использования творческих заданий (С. Выготский); идею личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская); идеи деятельностного подхода («учение через деятельность») - Д.Дьюи., Г. П. Цедровицкий, А. А. Дергач, О. С. Анисимов; идеи развивающего обучения (П. Я. Гальперина, Л.В Занкова, В. В. Давыдова).Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С.,А.В. Хуторского, а также в использовании опыта « французских мастерских».
- Практическая база проекта.
Практическая база проекта заключается в моделировании путей формирования и внедрения коммуникативной компетенции в образовательный процесс, которые повысят эффективность образовательного процесса и качества мыслительной и речевой деятельности.
- Технология проекта.
Объект: процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Предмет: условия формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы.
Проблема работы: устранение противоречий теории и практики, неспособности ученика применить полученные знания в жизни. В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема - устранить данное противоречие путём разработки механизмов и поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования коммуникативной компетенции школьников с учётом специфики предметных областей.
Цель работы – разработка и обоснование рациональных условий и совершенствование системы работы в процессе изучения литературы и во внеклассной деятельности для формирования коммуникативной компетенции как условия духовно-нравственного развития личности подростка, а также выбор эффективных форм, методов, дидактических средств, способствующих развитию речевой культуры обучающихся в современной школе.
В основу работы положена гипотеза, согласно которой если целенаправленно и систематически использовать возможности литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им:
- значительно повысить качество знаний по литературе;
- адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
- свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.
Гипотеза основана на предположении о том, что данный инновационный проект может стать логическим звеном в общей системе работы школы и ставить своей целью моделирование системы работы учителя - словесника, обеспечивающей формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий (слайд-фильм (презентация);интерактивный демонстрационный материал (тексты, задания, опорные схемы, таблицы, понятия);обучающий контроль; самостоятельная поисковая работа; выполнение творческих и научно-исследовательских, конкурсных работ на персональном компьютере;электронные словари – литературоведческие, толковые и др.; обучающие программы).
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
- формирование коммуникативной компетенции школьников;
- высокий уровень читательской активности и мотивации к изучению предмета;
- повышение качества знаний в процессе преподавания предмета;
- высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной деятельности, но и во внеклассной.
Анализ проблемы коммуникативной компетенции школьников.
Общение с учащимися – среднего и старшего звена показывает, что они хотели бы, чтобы школа уделяла гораздо большее внимание развитию их умения общаться в рамках урочных занятий.
Учащимся 5- 9 классов было предложено определить, что мешает им настойчиво и убедительно действовать в коммуникативных ситуациях.
Анализ исследований показал, что учащиеся – выпускники тоже испытывают затруднения в учебной деятельности, связанные с традициями школьного урока в области риторики и коммуникации.
Это хорошо видно из представленной ниже таблицы:
Коммуникативные умения | 9 классы | |
Сделать это мне… | Скорее тяжело… | Скорее легко… |
1 | 2 | 3 |
Говорить перед классом | 72 | 28 |
Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений Разъяснением и уточнением | 64 | 36 |
Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов | 81 | 19 |
Отвечать у доски | 58 | 42 |
Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении домашнего задания | 44 | 56 |
Увлечь одноклассников своим ответом | 38 | 62 |
Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии | 51 | 49 |
Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением | 72 | 28 |
Внимательно и заинтересованно слушать своих одноклассников | 68 | 32 |
При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя | 47 | 53 |
Сообща работать в группе | 35 | 65 |
Вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе | 69 | 31 |
Анализ исследования показывает, что учащиеся 5 - 9 классов испытывают серьезные затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно сделать при этом самостоятельный вывод.
Учащиеся отметили затруднения и в таких вопросах как умение слушать другого человека, ждать возможности высказать свое мнение, считаться с мнением своих одноклассников. Эти факты в полной мере свидетельствуют о том, что учащиеся испытывают определенный дискомфорт в учебных занятиях, который напрямую связан с их интерактивной компетенцией.
Анализ результатов анкеты с учителями показывает, что педагоги тоже достаточно критически оценивают результаты анкеты и отмечают отсутствие у многих учащихся определенных умений в области коммуникации.
К ним относятся:
- неумение логично и связно построить высказывание;
- неумение выражаться по сути обсуждаемого вопроса;
- беднота выразительных средств речевого высказывания;
- нехватка словарного запаса;
- односложность при ответе;
- отсутствие умения выражать мысль своими словами;
- неумение слушать своих одноклассников;
- отсутствие потребности считаться с мнением других людей;
- отсутствие умения говорить, обращаясь к одноклассникам;
- отсутствие умения работать в группе;
- неуверенность и уход от ответа при возможной ситуации.
Таким образом, педагоги свидетельствуют о низкой коммуникативной компетенции учащихся.
В результате исследования складывается парадоксальная ситуация: сетования взрослых и учащихся совпадают, однако с той лишь разницей, что взрослый должен был помочь ученику овладеть выше перечисленными умениями в ходе учебных занятий, независимо от преподаваемого предмета.
Почему такое происходит?
Анализ посещаемых уроков учителей, беседы с учащимися подтверждают в полной мере выводы, которыми изобилует педагогическая литература.
Примерно 60 – 70% учебного времени занимает на уроке речь учителя. Это связано как с объективными, так и субъективными причинами. К объективным причинам относятся: перенасыщение учебных программ, недостаточное количество часов на изучение отдельных тем и курсов, трудности содержания учебного курса или темы. Помимо выше перечисленных причин есть причины, которые связаны с коммуникативным поведением педагога, его умением разумно распределять учебное время.
В подтверждение этого можно привести результаты исследования, которые были направлены на изучение методического репертуара учителя:
Методический репертуар учителя | Использую часто | Использую время от времени | Использую редко | Не использую никогда |
Учебная беседа | 20% | 25% | 28% | 27% |
Учебная дискуссия | 18% | 32% | 36% | 14% |
Групповая работа | 39% | 40% | 7% | 14% |
Реферативная | 10% | 15% | 43% | 32% |
Исследовательская и экспериментальная | 5% | 19% | 46% | 30% |
Различные формы работы у доски | 37% | 38% | 15% | 10% |
Максимальное развитие речи учащихся на уроке (рассказы по цепочке, диалоги…) | 44% | 32% | 14% | 10% |
Учитель отдает предпочтение своей речи на уроке | 70% | 22% | 8% |
Анализ таблицы и результаты дискуссии с педагогами по проблеме «коммуникативной компетенции учащихся» показывают, что педагог, жалуясь на пассивность учащихся в ходе учебных занятий, неумение их общаться и нежелание говорить во время урока, подчеркивает неумение учителя построить урок таким образом, чтобы максимально развить и использовать умения ученика.
Учитывая тот факт, что в уроке педагог отдает предпочтение своей речи, можно сделать вывод о том, что речь учителя преобладает на уроке, что приводит к явному и постоянному доминированию учителя на уроке и тем самым убивает речь ученика. Необходимость и педагогическая значимость увеличения коммуникативной тренировки ученика на уроке после всего сказанного бесспорна.
Если проанализировать деятельность и действия ученика и учителя на уроке, то они существенно разнятся. Давайте обратимся к таблице, которая сразу обращает на себя внимание:
Действия учителя при подготовке к уроку и на уроке | Действия ученика при подготовке к уроку и на уроке |
Планирует | Смотрит |
Экспериментирует | Слушает |
Организует | Следит за действиями других и учителя |
Инструктирует | Воспринимает |
Демонстрирует | Запоминает |
Объясняет | Воспроизводит |
Решает | Доказывает |
Ставит проблему | Выполняет |
Проявляет инициативу | Приспосабливается |
Контролирует | Переживает |
Анализирует | Отвечает |
Оценивает | |
Исправляет | |
Информирует | |
Принимает ответственность |
Как видно из таблицы, действия учителя и учащихся существенно разнятся и по количеству и по качеству. Активность учителя часто приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся на уроке, провоцирует агрессивное и деструктивное поведение, что влечет за собой разочарование в учебной деятельности со стороны учеников и проявляется в чувстве тревоги со стороны педагога.
Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы на уроке предпочтениеотдавалось активной речи ученика, а учитель в большей степени был дирижером этого процесса?
Безусловно, необходимо осознанное понимание нами (педагогами) необходимости повышения собственной коммуникативной культуры, которая изменит структуру учебных занятий, а также целенаправленные действия учителя на уроке по повышению коммуникативной компетенции учащихся.
Интенсификация коммуникативного обучения - это возможный путь, который поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворенность и успех на уроке.
Перспективы повышения коммуникативной компетенции учащихся:
Ученик | Учитель |
Повышение интереса к учению | Повышение продуктивности и результативности урока |
Рост учебной мотивации | Интенсификация учебного занятия |
Рост учебных достижений | Сокращение принуждения учащихся в уроке. |
Самостоятельность суждений | Сокращение физического и психического напряжения |
Умение работать в команде, группе | Использование интересного дополнительного материала |
Владение методами коммуникации | Совершенствование профессиональных умений педагога |
Рост речевой культуры | Снижение недоверия к ученикам |
Рост учебной самостоятельности | Изменение ситуации общенияна уроке |
Уверенность в своих силах | Возможность творчества |
Основные положения документов о школе, касающиеся обучения учащихся говорят о том, что формы уроков ориентированы на школьников.
Главным критерием оценки учебных достижений ученика является его устный ответ на уроке, хотя в практике школьной жизни не всегда устный ответ ученикапринимается за основу оценки его учебных достижений.
В последнее время значительно изменилась область социализации современной молодежи. Семьи стали маленькими, в них воспитывается по 1 - 2 ребенка, что способствует формированию эгоизма, индивидуализма, ведет к потере общения между людьми.
Сегодня очень много говорят о личностно - ориентированном обучении, основной составной частью которого является социально - коммуникативный компонент.
Мы, учителя, ставя перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должны хорошо представлять себе, какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке.
Основные формы учебной коммуникации:
Монологические формы речевой коммуникации | Диалогические формы речевой коммуникации |
Выступать с готовой заранее речью | Учебная беседа учителя и ученика |
Выступать с неподготовленной речью | Учебная беседа в парах |
Рассказывать | Учебная беседа в группах |
Пересказывать | Дискуссия |
Спрашивать и задавать вопросы | Дебаты |
Сообщать | Переговоры |
Докладывать | Ответы на вопросы |
Отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Аргументировать | Театрализация |
Ассоциировать | Блиц - турнир |
Критиковать | Учебный ринг |
Доказывать и опровергать | Открытый микрофон |
Защищать и доказывать свое мнение | Защита проекта |
Речевая компетенция ученика формируется:
- через обучение содержанию предмета;
- через развитие прикладных исследовательских умений;
- через развитие социально - коммуникативных умений;
- через личностно ориентированный аспект учебной коммуникации.
Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке.
Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:
Первый этап.
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:
- готовность учащихся участвовать в урочном общении;
- отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
- задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
- комментировать вопросы и ответы;
- делать сообщения;
- рассказывать логично и последовательно.
Второй этап.
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и четкость речевого высказывания;
- отработка умений сделать свое высказывание понятным каждому человеку;
- умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;
- умение высказывать примеры, подтверждающие высказывание;
- умение использовать риторические вопросы;
- умение вступать в контакт с партнером и собеседником;
- умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
Третий этап.
На третьем этапе обрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:
- умение вести беседу в паре, в группе;
- умение поддерживать беседу;
- умение вести конструктивный диалог, дебаты;
- умение построить дискуссию и вести ее;
- умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
Анализ педагогической литературы по теме.
В своей работе я осваиваиваю и применяю на практике опыт педагогических «Мастерских», труды педагогов - новаторов: Лысенковой Н.А., Ильина Е.П., Амонашвили и концептуальных основ технологии ЛОО (модель Якиманской И.С., Серикова В.В., Бондаревской Е.В.).
Критерии эффективности урока ЛОО (по И.С. Якиманской):
- Мотивация к целеполаганию.
- Использование проблемных заданий.
- Применение заданий, позволяющих ученику самому выбрать вид, тип и форму материала (словесную, графическую, условно – символическую).
- Сообщение в начале урока не только темы, но организация учебной деятельности в ходе урока.
- Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, сделать по – другому.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрения) при опросе на уроке не только правильного ответа, но и анализа того, как ученик рассуждал, какойспособ использовал, почему и в чем ошибка.
- Оценка, выставляемая ученику в конце урока должна аргументироваться, как минимум, по таким параметрам, какправильность, самостоятельность, оригинальность.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует подробно и рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Содержание обучения.
Формы учебно-воспитательной работы
При формировании навыков коммуникативной компетенции использую как новые формы уроков и внеурочной деятельности () так и формы самостоятельной творческой работы учащихся на уроках с дидактическими материалами:
Вовлечение в творческую деятельность осуществляется и во внеурочное время и эффективно на занятиях элективных курсов, внеклассных мероприятиях, при написании докладов, рефератов, в участии в олимпиадах, конкурсах, при создании проектов.
Методы учебно-воспитательной работы:
С каким настроением учащиеся идут на урок
- Общая успеваемость и качество знаний обучающихся по литературе
Таблица 1
№ п/п | Показатели | 2013 – 2014 I четверть | 2013 – 2014 II четверть |
1 | Общая успеваемость, % | 100 | 100 |
2 | Качество знаний, % | 64 | 67 |
- Участие обучающихся в предметных олимпиадах
Таблица 2.
Этапы | 2013 – 2014 Русский язык | 2013 – 2014 Литература |
Школьный | 2 место | 2 место |
Муниципальный | - | - |
- Участие обучающихся в конкурсах 2013 – 2014 уч. год
Таблица 3.
Учитель: Жернова Л.В.
Уровень | Мероприятие | Участники | Результат |
1. Всероссийский уровень | Всероссийская предметная олимпиада (Олимпус) по русскому языку ( Ноябрь) | 5 В класс: 1. Шамсудинова М. 2.Наказная Алекс. 3. Долгов Даниил 4. Кисель Кирилл 5. Мухаметова А. 6. СамуратовЕвг. 7. МинхаироваОкс. 8. Усманова Валер. 9.Васильев Игорь 10. Калинин Влад. | |
2. Международный уровень | Международный проект « Грамотей» | 5 класс: 1. МинхаироваОкс. 2.Самуратов Евген. 3.Губогло Данил 4.Васильев Игорь 5.Мухаметова Ам. 6.Долгов Даниил 7.Наказная Алекс. 8.Усманова Валер. 9. Кисель Кирилл | 83% 1м. 74% 65% 66% 72% 72% 88% 2 м, 3 м. 85% 2 м. 84% 1м. |
3.Всероссийский уровень | проект « Пятерочка» | 5 класс: 1.Васильев Игорь 2.Губогло Данил 3. Долгов Даниил 4. Наказная Алекс. 5. Минхаирова О. 6. Мухаметова А. 7. Усманова Вал. 8.Самуратов Евген. 9.Саагат уулуАрген 10.Калинин Владим. 11. Плесовских А (9) 12. Жолудь Игорь(9) 13.Меретуков Ш(9) | |
4. Всероссийский уровень. | Альбус по русскому языку. ( Зимняя сессия) | 5 класс: 1. Наказная Ал. 2. Минхаирова О. 3. Усманова В. 4. Кисель Кирилл 5.Мухаметова А. | |
5.Организатор конкурса – детский клуб « Таис» ВПО « Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», департамент образования г. Омска. | 5. Конкурс литературного творчества « Проба пера» | 1. Мухаметова А. 2. Минхаирова О. |
Литература:
- Амфилова М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. Санкт - Петербург « Паритет» 2013.
2. Айзерман Л.С. Литература в старших классах. Уроки и проблемы.
М. « Просвещение» 2006.
3. Егоров О. Коммуникативная функция урока. «Народное образова-
ние» № 5 2008.
4. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на
уроке и во внеклассной работе. М. 2012.
5. Зарецкая И.И. Саморазвитие коммуникативного потенциала лично-
сти. « Школа и производство» 2008 - 4 с.7.
6. Белова Н. Урок - мастерская: приглашение к поиску // Частная
школа - 2011г. - №1.
- Имен Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя - словестника. Книга
для учителя ( Из опыта работы) 1988г.
- Ильин Е.Н. Искусство общения / Педагогика - 1994 /.
- Канн - Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.
/ Книга для учителя/ М. « Просвещение» 1987 с. 190.
9. Селевко Г.К. Современная образовательная технология / Народ-
ное образование» - 1998.
10. Лейфман И. М. Мастерство писателя . М. - 2006 .
11. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированногообразо-
вания. М. - 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе.
Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного владения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматика, лексика, произношение), но также иметь пр...
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы...
Презентация на тему"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"
Показаны некоторые моменты по теме"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"...
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка
текст выступления на ШМО учителей английского языка...
«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка»
Использование коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, происходящее в разных условиях, естественным образом корректирует отношение к тем или иным методологическим ориентирам. В условиях...
Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы
Данная статья предназначена для учителей литературы. В ней рассказывается о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках литературы....
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникатиной компетенции является важным фактором современного школьного образования, поэтому данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, т.к. раскрывает формы и...