Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы в современной школе
проект по литературе по теме
Проект «Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы» направлен на решение проблемы, связанной с воспитанием и социально-педагогической поддержкой становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Литература и искусство - важнейшие национальные ценности России, поэтому «Литература» как один из ведущих гуманитарных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.
В условиях создания инновационной экономики необходимо быть еще и творческим, компетентным гражданином.
Одной из приоритетных задач для реализации этой цели является обеспечение компетентного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений.
Особое значение в связи с этим приобретает «проблема формирования коммуникативной компетенции школьников в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности».
Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении и формировании уровня речевой культуры молодежи, что способствует формированию всесторонне развитой личности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством, другими людьми.
Проект является практико – ориентированным, разработан в результате творческойдеятельности по данной проблеме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Информационная карта педагогического проекта
1 | Полное название проекта | «Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы в современной школе» |
2 | Автор проекта | Жернова Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературывысшей категории МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №2» |
3 | Территория | г. Ханты – Мансийск, ХМАО – Югра |
4 | Юридический адрес организации | 628001 г. Ханты – Мансийск, ХМАО – Югра, Тюменской области, ул. Луговая,15 |
5 | Телефон | |
6 | Тип проекта | Практико – ориентированный |
7 | Форма проведения | Построение образовательного процесса, направленного на изучение новых форм учебной деятельности, которые способствовали бы повышению уровня лингвистической подготовки школьников, развитию навыков работы с текстами разных образовательных областей, формированию коммуникативной компетенции учащихся в общении, а также развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры. |
8 | Цель проекта | Разработка и обоснование рациональных условий и совершенствование системы работы в процессе изучения литературы и во внеклассной деятельности для формирования коммуникативной компетенции как условия духовно-нравственного развития личности подростка, а также выбор эффективных форм, методов, дидактических средств, способствующих развитию речевой культуры учащихся в современной школе. |
9 | Задачи педагогического проекта | 1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике. 2. Провести анализ педагогической литературы по теме. 3. Провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности коммуникативной компетенции. 3. Разработать и методически обосновать систему работы по формированию коммуникативной компетенции, осуществить отбор технологий, методов и приемов по формированию ключевых компетенций конкретно с учетом специфики предмета « Литература». 4. Разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий. 5.Определить способы диагностики и показатели достижения результатов. |
10 | Актуальность педагогического проекта | Современное общество испытываетпотребность в человеке, отличающемсятакими качествами, как высокий уровень коммуникативной компетенции, самостоятельность, независимость суждений, сочетающихся с уважением к мнению других людей. Успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной речи, соблюдать этические нормы общения, умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач школы и в первую очередь уроков русского языка и литературы.Проблема коммуникативной компетенции нашла отражение в следующих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании; в Стратегии модернизации российского образования 20 века, в национальных проектах Президента Российской Федерации. Так в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку и литературе говорится о языковой и коммуникативной компетенциях как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка.Проблемы отсутствия коммуникативной компетенции являются приоритетными для большинства учителей литературы, так как направлены на решение следующих трудностей: - привитие интереса к чтению; - работа над повышением читательской грамотности; - разрешение противоречия между сложностью теоретических знаний попредмету и необходимостью применения их на практике; - обеспечение ученику возможностей к саморазвитию, самообразованию, самовыражению в ходе овладения знаниями; - признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса. В связи с вышеизложенным, становится очевидной актуальность нашей работы, направленной на изучение новых форм учебной деятельности, которые способствовали бы повышению уровня лингвистической подготовки школьников, развитию навыков работы с текстами разных образовательных областей, формированию коммуникативной компетенции учащихся в общении, а также развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры. |
11 | Целесообразность представленного проекта | Состоит в возможности использовать опыт работы в школьной практике преподавания литературы, при углубленном изучении предметов гуманитарного цикла, во внеклассной деятельности по предмету, а также как методические рекомендации для осуществления деятельности классного руководителя, в создании воспитательной системы, использовании современных подходов к преподаванию литературы , что позволит осуществлять целенаправленное формирование коммуникативной компетенции у учащихся, и в конечном счёте повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. |
12 | Специализация проекта | Практико - ориентированный |
13 | Срок реализации проекта | 5 лет (2012 –2016) |
14 | Место реализации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа№2» г. Ханты - Мансийска |
15 | Официальный язык проекта | Русский |
16 | Участники проекта | Обучающиеся 5 – 9 классов МБОУ СОШ №2, учителя, работающие над проблемой формирования коммуникативной компетенции у обучающихся. |
17 | История осуществления проекта | Предлагаемый проект может стать логическим продолжением ранее разработанных и внедряемых в МБОУ СОШ №2 г. Ханты – Мансийска проектов, направленных на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. |
- Обоснование необходимости проекта.
- Условия возникновения и становления проекта.
Возникновение и становление проекта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2», где учебно-воспитательная система направлена на улучшение качества жизни школьников в рамках школьной программы развития. Данная образовательная система представляет собой объединенный замыслом комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий.
2.2.Актуальность проекта.
Коммуникативная компетентность (далее КК) – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни.
Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Обучение учеников устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетенции) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.
Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной компетенции гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида.
В настоящее время основными задачами формирования речетворчества является построение свободных, корректных, уместных и успешных устных высказываний, а также умение создавать письменные тексты адекватных стилей и жанров. Этому молодых людей должна научить школа, которая, к сожалению, не имеет альтернативных целевых образовательных программ, гарантирующих высокий результат в формировании коммуникативных умений учеников, а также не располагает методическими и научно–практическими исследованиями, решающими задачу анализа «отношений между мыслью и словом» (Л. С. Выготский), что так необходимо современному педагогу, обеспечивающему становление новых генетических уровней мышления и речи.
Усиление гуманизации и гуманитаризации содержания образования требует постоянного поиска новых организационных форм и технологий обучения, использования эффективных приемов и способов педагогической деятельности. Существенно возросшие требования к уровню подготовки выпускников и уровню их духовно-нравственного развития изложены в Государственных образовательных стандартах. Актуальным требованием к выпускнику школы является повышение уровня его филологической культуры, глубокое понимание им тенденций и закономерностей литературного процесса, осознание им смысловых и нравственных положений, скрытых в литературном произведении, познание выпускником искусства слова.
Улучшение качества литературного образования изложено и в «Стратегии модернизации российского образования XX века». В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования наряду с другими декларируются и цели, « связанные с коммуникативным развитием личности». Так, среди личностных результатов образования указываются «сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, учебно – инновационной и других видах деятельности». Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования.
Таким образом, коммуникативная компетенция – это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного кода / стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком. Компетенция включает совокупность взимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Актуальность проектапрежде всего связана с наличием следующих противоречий:
- невозможностью старыми методами подготовить школьников к современным изменениям жизни;
- между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной формах, соблюдать этические нормы общения;
- между пониманием, что речь – « зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;
- между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Для школьников обучение и общение являются неотъемлемыми видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе школьника именно коммуникативная компетентность начнет играть основополагающую роль, помогая адаптироваться в условиях современной жизни.
В этой связи проблема коммуникативной компетенции нашла отражение в следующих законодательных федеральных документах: в Законе РФ «Об образовании»; в « Стратегии модернизации российского образования XX века», в национальных проектах Президента Российской Федерации.
Так, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку и литературе говорится о языковой и коммуникативной компетенции как о сквозных линиях, пронизывающих весь курс родного языка.
В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностныe требования,включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;;
-метапредметные требования,включающие освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Результатом к межпредметным требованиям выступает владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
-предметные требования,включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
По точке соприкосновения требований к результатам видно, что одной из ключевых компетенций является коммуникативная, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.
Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникаций: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности».
Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.
Однако, несмотря на заявленную определяющую роль коммуникативной компетентности, наши педагоги продолжают отмечать снижение уровня индивидуального словарного запаса школьников. Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения. Это происходит вследствие того, что у многих детей отсутствует терпимость к иной точке зрения в общении, проявляется речевой эгоцентризм, неадекватный биологическому возрасту, у многих школьников не сформировано умение использовать необходимую в жанре публичных выступлений логическую аргументацию, деловую тональность или адекватную эмоциональную и лексическую окраску в высказываниях. Большинство педагогов–филологов отмечают, что ребята пассивны на уроках русской словесности (русского языка и литературы, других предметах гуманитарного цикла), затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний.Интересен и тот факт, что, несмотря на полученные в процессе школьного обучения базовые лингвистические и литературоведческие знания, школьники продолжают писать сочинения, не отвечающие задаче, заявленной в теме текста, допускают большое количество орфографических, пунктуационных и речевых ошибок, не достигают необходимого уровня произвольности в письменной речи. По мнению психологов, это происходит вследствие отсутствия, своевременно поставленного ребенку фонематического восприятия речи, а также в связи с недостаточно сформированными основными навыками самоконтроля в учебной деятельности.
Проблемы отсутствия коммуникативной компетенции являются приоритетными для большинства учителей литературы, так как направлены на решение следующих задач:
- привитие интереса к чтению;
- работа над повышением читательской грамотности;
- разрешение противоречия между сложностью теоретических знаний по предмету и необходимостью применения их на практике;
- обеспечение ученику возможностей к саморазвитию, самообразованию, самовыражению в ходе овладения знаниями;
- признать ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса.
В связи с вышеизложенным становится очевидной актуальность работы педагогов, направленной на изучение новых форм учебной деятельности, которые способствовали бы повышению уровня лингвистической подготовки школьников, развитию навыков работы с текстами разных образовательных областей, формированию коммуникативной компетенции учащихся в общении, а также развитию мыслительных способностей и общей личностной культуры.
- Ведущая педагогическая идея проекта.
Ведущую педагогическую идею вижу в нахождении точных ходов успешного обучения каждого школьника через общение, так как только через него можно организовать целенаправленное педагогическое воздействие. Разговаривая с ребенком, строю систему взаимодействия с ним творчески; учитывая особенности его личности, общий психологический контекст, наконец, особенности собственной педагогической индивидуальности.
- Этапы реализации проекта.
№ п/п | Этап | Сроки | Содержание деятельности |
1. | Подготовительный | 2012-2013 годы | -изучение теоретических основ проблемы; -разработка модели; -создание «банка» компетентностно – ориентированных заданий. |
2. | Поисково – экспериментальный | 2014 – 2015 годы | -апробирование модели; -мониторинг процесса и промежуточных результатов; -корректировка дальнейшей работы. |
3. | Заключительный | 2015-2016 годы | -оценка эффективности модели; -анализ результатов, обобщение и распространение опыта. |
- Теоретическая база проекта.
Коммуникативная компетенция-это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного кода/стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным русским литературным языком, на фоне которого целенаправленно формируются специальные знания и умения, составляющие профессиональную компетенцию личности.
Коммуникативная компетенция представляет собой структурное образование, включающее в себя следующие уровни:
- языковая компетенция – знания об изученном языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложение, основы стилистики текста; умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;
- речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирование мыслей по средствам языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи;
- дискурсивная компетенция – знание об особенностях протекания речевого события и умения управлять им;
- культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, знание о взаимосвязи языка и литературы с историей народа; владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения; умение учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать свое речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения;
- риторическая компетенция – знание о риторических моделях создания текстов и способность осознано создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи.
Условия формирования коммуникативной компетенции:
- готовность учителя и ученика к сотрудничеству;
- способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям общения;
- мотивация к поиску и изучению новой информации;
- умение критично и самостоятельно мыслить, контролировать свою деятельность, ясно формулировать свои цели и ценности, использовать эмоции в процессе общения.
Единицы коммуникативной компетенции:
- сферы коммуникативной деятельности;
- темы, ситуации общения;
- речевые действия;
- социальные и коммуникативные роли собеседников (сценарий их коммуникативного поведения);
- тактика коммуникации в ситуациях при выполнении программы поведения;
- языковые и литературные минимумы.
Четыре уровня сформированности коммуникативной компетенции (по В. И. Тесленко и С. В. Латынцеву):
- базовый уровень – преобладают заучивание, репродуктивный уровень заданий;
- оптимально-адаптивный – учащиеся не владеют в достаточной мере всеми составляющими коммуникативной компетенции, но при этом демонстрируют готовность к ее проявлению и обладают заметным потенциалом;
- творческо-поисковый – учащиеся демонстрируют достаточное развитие коммуникативной компетенции, успешно действуют в проблемных ситуациях, готовы к адаптации в информационной среде;
- рефлексивно-оценочный – учащиеся самостоятельно выделяют интересующие их проблемы и организуют коммуникативные ситуации для их разрешения.
Уровни усвоения знаний:
- деятельность по узнаванию (ученический уровень) – правильное выполнение аналогичных заданий;
- деятельность по решению типовых задач (алгоритмический уровень) – полнота и действенность;
- деятельность, связанная с выбором действия (эвристический уровень) – выполнение мыслительных операций;
- деятельность по поиску решения (творческий уровень) – опора на жизненный опыт, работу воображения и активное мышление.
Четырехуровневая система оценки, где базовый уровень соответствует минимальному баллу (тройке), а рефлексивно-оценочный – высшему.
Методологические основы проекта в значительной степени опираются на следующие современные теории: психологии личности (В.В.Давыдов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Э.Шпрангер, К.Юнг и др.); структурно-системного подхода (Ю.К.Бабанский, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков и др.); формирования личности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.Н.Нечаев, А.Е.Одинцова, А.И.Щербаков, и др.); развития интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, С.А.Репин,А.В.Усова, П.И.Чернецов и др.). В своем опыте я также реализую: идею использования творческих заданий (С. Выготский); идею личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская); идеи деятельностного подхода («учение через деятельность») - Д.Дьюи., Г. П. Цедровицкий, А. А. Дергач, О. С. Анисимов; идеи развивающего обучения (П. Я. Гальперина, Л.В Занкова, В. В. Давыдова).Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С.,А.В. Хуторского, а также в использовании опыта « французских мастерских».
- Практическая база проекта.
Практическая база проекта заключается в моделировании путей формирования и внедрения коммуникативной компетенции в образовательный процесс, которые повысят эффективность образовательного процесса и качества мыслительной и речевой деятельности.
- Технология проекта.
Объект: процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Предмет: условия формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы.
Проблема работы: устранение противоречий теории и практики, неспособности ученика применить полученные знания в жизни. В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема - устранить данное противоречие путём разработки механизмов и поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования коммуникативной компетенции школьников с учётом специфики предметных областей.
Цель работы – разработка и обоснование рациональных условий и совершенствование системы работы в процессе изучения литературы и во внеклассной деятельности для формирования коммуникативной компетенции как условия духовно-нравственного развития личности подростка, а также выбор эффективных форм, методов, дидактических средств, способствующих развитию речевой культуры обучающихся в современной школе.
В основу работы положена гипотеза, согласно которой если целенаправленно и систематически использовать возможности литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им:
- значительно повысить качество знаний по литературе;
- адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
- свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач.
Гипотеза основана на предположении о том, что данный инновационный проект может стать логическим звеном в общей системе работы школы и ставить своей целью моделирование системы работы учителя - словесника, обеспечивающей формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий (слайд-фильм (презентация);интерактивный демонстрационный материал (тексты, задания, опорные схемы, таблицы, понятия);обучающий контроль; самостоятельная поисковая работа; выполнение творческих и научно-исследовательских, конкурсных работ на персональном компьютере;электронные словари – литературоведческие, толковые и др.; обучающие программы).
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
- формирование коммуникативной компетенции школьников;
- высокий уровень читательской активности и мотивации к изучению предмета;
- повышение качества знаний в процессе преподавания предмета;
- высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной деятельности, но и во внеклассной.
Анализ проблемы коммуникативной компетенции школьников.
Общение с учащимися – среднего и старшего звена показывает, что они хотели бы, чтобы школа уделяла гораздо большее внимание развитию их умения общаться в рамках урочных занятий.
Учащимся 5- 9 классов было предложено определить, что мешает им настойчиво и убедительно действовать в коммуникативных ситуациях.
Анализ исследований показал, что учащиеся – выпускники тоже испытывают затруднения в учебной деятельности, связанные с традициями школьного урока в области риторики и коммуникации.
Это хорошо видно из представленной ниже таблицы:
Коммуникативные умения | 9 классы | |
Сделать это мне… | Скорее тяжело… | Скорее легко… |
1 | 2 | 3 |
Говорить перед классом | 72 | 28 |
Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений Разъяснением и уточнением | 64 | 36 |
Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов | 81 | 19 |
Отвечать у доски | 58 | 42 |
Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении домашнего задания | 44 | 56 |
Увлечь одноклассников своим ответом | 38 | 62 |
Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии | 51 | 49 |
Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением | 72 | 28 |
Внимательно и заинтересованно слушать своих одноклассников | 68 | 32 |
При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя | 47 | 53 |
Сообща работать в группе | 35 | 65 |
Вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе | 69 | 31 |
Анализ исследования показывает, что учащиеся 5 - 9 классов испытывают серьезные затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Им трудно свободно говорить перед классом, делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту, если нужно сделать при этом самостоятельный вывод.
Учащиеся отметили затруднения и в таких вопросах как умение слушать другого человека, ждать возможности высказать свое мнение, считаться с мнением своих одноклассников. Эти факты в полной мере свидетельствуют о том, что учащиеся испытывают определенный дискомфорт в учебных занятиях, который напрямую связан с их интерактивной компетенцией.
Анализ результатов анкеты с учителями показывает, что педагоги тоже достаточно критически оценивают результаты анкеты и отмечают отсутствие у многих учащихся определенных умений в области коммуникации.
К ним относятся:
- неумение логично и связно построить высказывание;
- неумение выражаться по сути обсуждаемого вопроса;
- беднота выразительных средств речевого высказывания;
- нехватка словарного запаса;
- односложность при ответе;
- отсутствие умения выражать мысль своими словами;
- неумение слушать своих одноклассников;
- отсутствие потребности считаться с мнением других людей;
- отсутствие умения говорить, обращаясь к одноклассникам;
- отсутствие умения работать в группе;
- неуверенность и уход от ответа при возможной ситуации.
Таким образом, педагоги свидетельствуют о низкой коммуникативной компетенции учащихся.
В результате исследования складывается парадоксальная ситуация: сетования взрослых и учащихся совпадают, однако с той лишь разницей, что взрослый должен был помочь ученику овладеть выше перечисленными умениями в ходе учебных занятий, независимо от преподаваемого предмета.
Почему такое происходит?
Анализ посещаемых уроков учителей, беседы с учащимися подтверждают в полной мере выводы, которыми изобилует педагогическая литература.
Примерно 60 – 70% учебного времени занимает на уроке речь учителя. Это связано как с объективными, так и субъективными причинами. К объективным причинам относятся: перенасыщение учебных программ, недостаточное количество часов на изучение отдельных тем и курсов, трудности содержания учебного курса или темы. Помимо выше перечисленных причин есть причины, которые связаны с коммуникативным поведением педагога, его умением разумно распределять учебное время.
В подтверждение этого можно привести результаты исследования, которые были направлены на изучение методического репертуара учителя:
Методический репертуар учителя | Использую часто | Использую время от времени | Использую редко | Не использую никогда |
Учебная беседа | 20% | 25% | 28% | 27% |
Учебная дискуссия | 18% | 32% | 36% | 14% |
Групповая работа | 39% | 40% | 7% | 14% |
Реферативная | 10% | 15% | 43% | 32% |
Исследовательская и экспериментальная | 5% | 19% | 46% | 30% |
Различные формы работы у доски | 37% | 38% | 15% | 10% |
Максимальное развитие речи учащихся на уроке (рассказы по цепочке, диалоги…) | 44% | 32% | 14% | 10% |
Учитель отдает предпочтение своей речи на уроке | 70% | 22% | 8% |
Анализ таблицы и результаты дискуссии с педагогами по проблеме «коммуникативной компетенции учащихся» показывают, что педагог, жалуясь на пассивность учащихся в ходе учебных занятий, неумение их общаться и нежелание говорить во время урока, подчеркивает неумение учителя построить урок таким образом, чтобы максимально развить и использовать умения ученика.
Учитывая тот факт, что в уроке педагог отдает предпочтение своей речи, можно сделать вывод о том, что речь учителя преобладает на уроке, что приводит к явному и постоянному доминированию учителя на уроке и тем самым убивает речь ученика. Необходимость и педагогическая значимость увеличения коммуникативной тренировки ученика на уроке после всего сказанного бесспорна.
Если проанализировать деятельность и действия ученика и учителя на уроке, то они существенно разнятся. Давайте обратимся к таблице, которая сразу обращает на себя внимание:
Действия учителя при подготовке к уроку и на уроке | Действия ученика при подготовке к уроку и на уроке |
Планирует | Смотрит |
Экспериментирует | Слушает |
Организует | Следит за действиями других и учителя |
Инструктирует | Воспринимает |
Демонстрирует | Запоминает |
Объясняет | Воспроизводит |
Решает | Доказывает |
Ставит проблему | Выполняет |
Проявляет инициативу | Приспосабливается |
Контролирует | Переживает |
Анализирует | Отвечает |
Оценивает | |
Исправляет | |
Информирует | |
Принимает ответственность |
Как видно из таблицы, действия учителя и учащихся существенно разнятся и по количеству и по качеству. Активность учителя часто приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся на уроке, провоцирует агрессивное и деструктивное поведение, что влечет за собой разочарование в учебной деятельности со стороны учеников и проявляется в чувстве тревоги со стороны педагога.
Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы на уроке предпочтениеотдавалось активной речи ученика, а учитель в большей степени был дирижером этого процесса?
Безусловно, необходимо осознанное понимание нами (педагогами) необходимости повышения собственной коммуникативной культуры, которая изменит структуру учебных занятий, а также целенаправленные действия учителя на уроке по повышению коммуникативной компетенции учащихся.
Интенсификация коммуникативного обучения - это возможный путь, который поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворенность и успех на уроке.
Перспективы повышения коммуникативной компетенции учащихся:
Ученик | Учитель |
Повышение интереса к учению | Повышение продуктивности и результативности урока |
Рост учебной мотивации | Интенсификация учебного занятия |
Рост учебных достижений | Сокращение принуждения учащихся в уроке. |
Самостоятельность суждений | Сокращение физического и психического напряжения |
Умение работать в команде, группе | Использование интересного дополнительного материала |
Владение методами коммуникации | Совершенствование профессиональных умений педагога |
Рост речевой культуры | Снижение недоверия к ученикам |
Рост учебной самостоятельности | Изменение ситуации общенияна уроке |
Уверенность в своих силах | Возможность творчества |
Основные положения документов о школе, касающиеся обучения учащихся говорят о том, что формы уроков ориентированы на школьников.
Главным критерием оценки учебных достижений ученика является его устный ответ на уроке, хотя в практике школьной жизни не всегда устный ответ ученикапринимается за основу оценки его учебных достижений.
В последнее время значительно изменилась область социализации современной молодежи. Семьи стали маленькими, в них воспитывается по 1 - 2 ребенка, что способствует формированию эгоизма, индивидуализма, ведет к потере общения между людьми.
Сегодня очень много говорят о личностно - ориентированном обучении, основной составной частью которого является социально - коммуникативный компонент.
Мы, учителя, ставя перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должны хорошо представлять себе, какие основные формы учебной коммуникации могут развиваться на уроке.
Основные формы учебной коммуникации:
Монологические формы речевой коммуникации | Диалогические формы речевой коммуникации |
Выступать с готовой заранее речью | Учебная беседа учителя и ученика |
Выступать с неподготовленной речью | Учебная беседа в парах |
Рассказывать | Учебная беседа в группах |
Пересказывать | Дискуссия |
Спрашивать и задавать вопросы | Дебаты |
Сообщать | Переговоры |
Докладывать | Ответы на вопросы |
Отвечать на вопросы | Ролевая игра |
Аргументировать | Театрализация |
Ассоциировать | Блиц - турнир |
Критиковать | Учебный ринг |
Доказывать и опровергать | Открытый микрофон |
Защищать и доказывать свое мнение | Защита проекта |
Речевая компетенция ученика формируется:
- через обучение содержанию предмета;
- через развитие прикладных исследовательских умений;
- через развитие социально - коммуникативных умений;
- через личностно ориентированный аспект учебной коммуникации.
Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке.
Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:
Первый этап.
На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:
- готовность учащихся участвовать в урочном общении;
- отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
- задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
- комментировать вопросы и ответы;
- делать сообщения;
- рассказывать логично и последовательно.
Второй этап.
На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:
- простота и четкость речевого высказывания;
- отработка умений сделать свое высказывание понятным каждому человеку;
- умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;
- умение высказывать примеры, подтверждающие высказывание;
- умение использовать риторические вопросы;
- умение вступать в контакт с партнером и собеседником;
- умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
Третий этап.
На третьем этапе обрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:
- умение вести беседу в паре, в группе;
- умение поддерживать беседу;
- умение вести конструктивный диалог, дебаты;
- умение построить дискуссию и вести ее;
- умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.
Анализ педагогической литературы по теме.
В своей работе я осваиваиваю и применяю на практике опыт педагогических «Мастерских», труды педагогов - новаторов: Лысенковой Н.А., Ильина Е.П., Амонашвили и концептуальных основ технологии ЛОО (модель Якиманской И.С., Серикова В.В., Бондаревской Е.В.).
Критерии эффективности урока ЛОО (по И.С. Якиманской):
- Мотивация к целеполаганию.
- Использование проблемных заданий.
- Применение заданий, позволяющих ученику самому выбрать вид, тип и форму материала (словесную, графическую, условно – символическую).
- Сообщение в начале урока не только темы, но организация учебной деятельности в ходе урока.
- Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, сделать по – другому.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрения) при опросе на уроке не только правильного ответа, но и анализа того, как ученик рассуждал, какойспособ использовал, почему и в чем ошибка.
- Оценка, выставляемая ученику в конце урока должна аргументироваться, как минимум, по таким параметрам, какправильность, самостоятельность, оригинальность.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует подробно и рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Содержание обучения.
Формы учебно-воспитательной работы
При формировании навыков коммуникативной компетенции использую как новые формы уроков и внеурочной деятельности () так и формы самостоятельной творческой работы учащихся на уроках с дидактическими материалами:
Вовлечение в творческую деятельность осуществляется и во внеурочное время и эффективно на занятиях элективных курсов, внеклассных мероприятиях, при написании докладов, рефератов, в участии в олимпиадах, конкурсах, при создании проектов.
Методы учебно-воспитательной работы:
С каким настроением учащиеся идут на урок
- Общая успеваемость и качество знаний обучающихся по литературе
Таблица 1
№ п/п | Показатели | 2013 – 2014 I четверть | 2013 – 2014 II четверть |
1 | Общая успеваемость, % | 100 | 100 |
2 | Качество знаний, % | 64 | 67 |
- Участие обучающихся в предметных олимпиадах
Таблица 2.
Этапы | 2013 – 2014 Русский язык | 2013 – 2014 Литература |
Школьный | 2 место | 2 место |
Муниципальный | - | - |
- Участие обучающихся в конкурсах 2013 – 2014 уч. год
Таблица 3.
Учитель: Жернова Л.В.
Уровень | Мероприятие | Участники | Результат |
1. Всероссийский уровень | Всероссийская предметная олимпиада (Олимпус) по русскому языку ( Ноябрь) | 5 В класс: 1. Шамсудинова М. 2.Наказная Алекс. 3. Долгов Даниил 4. Кисель Кирилл 5. Мухаметова А. 6. СамуратовЕвг. 7. МинхаироваОкс. 8. Усманова Валер. 9.Васильев Игорь 10. Калинин Влад. | |
2. Международный уровень | Международный проект « Грамотей» | 5 класс: 1. МинхаироваОкс. 2.Самуратов Евген. 3.Губогло Данил 4.Васильев Игорь 5.Мухаметова Ам. 6.Долгов Даниил 7.Наказная Алекс. 8.Усманова Валер. 9. Кисель Кирилл | 83% 1м. 74% 65% 66% 72% 72% 88% 2 м, 3 м. 85% 2 м. 84% 1м. |
3.Всероссийский уровень | проект « Пятерочка» | 5 класс: 1.Васильев Игорь 2.Губогло Данил 3. Долгов Даниил 4. Наказная Алекс. 5. Минхаирова О. 6. Мухаметова А. 7. Усманова Вал. 8.Самуратов Евген. 9.Саагат уулуАрген 10.Калинин Владим. 11. Плесовских А (9) 12. Жолудь Игорь(9) 13.Меретуков Ш(9) | |
4. Всероссийский уровень. | Альбус по русскому языку. ( Зимняя сессия) | 5 класс: 1. Наказная Ал. 2. Минхаирова О. 3. Усманова В. 4. Кисель Кирилл 5.Мухаметова А. | |
5.Организатор конкурса – детский клуб « Таис» ВПО « Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», департамент образования г. Омска. | 5. Конкурс литературного творчества « Проба пера» | 1. Мухаметова А. 2. Минхаирова О. |
Литература:
- Амфилова М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. Санкт - Петербург « Паритет» 2013.
2. Айзерман Л.С. Литература в старших классах. Уроки и проблемы.
М. « Просвещение» 2006.
3. Егоров О. Коммуникативная функция урока. «Народное образова-
ние» № 5 2008.
4. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на
уроке и во внеклассной работе. М. 2012.
5. Зарецкая И.И. Саморазвитие коммуникативного потенциала лично-
сти. « Школа и производство» 2008 - 4 с.7.
6. Белова Н. Урок - мастерская: приглашение к поиску // Частная
школа - 2011г. - №1.
- Имен Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя - словестника. Книга
для учителя ( Из опыта работы) 1988г.
- Ильин Е.Н. Искусство общения / Педагогика - 1994 /.
- Канн - Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.
/ Книга для учителя/ М. « Просвещение» 1987 с. 190.
9. Селевко Г.К. Современная образовательная технология / Народ-
ное образование» - 1998.
10. Лейфман И. М. Мастерство писателя . М. - 2006 .
11. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированногообразо-
вания. М. - 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-206901-1361212804.jpg)
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе.
Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного владения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматика, лексика, произношение), но также иметь пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-362197-1386346994.jpg)
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-408884-1392918520.jpg)
Презентация на тему"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"
Показаны некоторые моменты по теме"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-596159-1424791004.jpg)
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка
текст выступления на ШМО учителей английского языка...
«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка»
Использование коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, происходящее в разных условиях, естественным образом корректирует отношение к тем или иным методологическим ориентирам. В условиях...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/12/picture-812358-1473678147.jpg)
Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы
Данная статья предназначена для учителей литературы. В ней рассказывается о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках литературы....
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникатиной компетенции является важным фактором современного школьного образования, поэтому данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, т.к. раскрывает формы и...