Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе.
статья по английскому языку на тему
Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного владения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматика, лексика, произношение), но также иметь представление о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kompetencii.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение АЯ как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:
-речевой компетенции-совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
-умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
-языковой компетенции — систематизации ранее изученного материала;
-овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;
-развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
-социокультурной компетенции — увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
-компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
-учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках во внеурочное время (факультативах, внеклассных мероприятиях) через разнообразные формы, методы и приемы работы.
Новые задачи в обучении АЯ предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля при разных вариантах его изучения. В своей работе учитель опирается на интегрированный подход к обучению АЯ, особенно в области развития культуры речи, т. е. развитие таких компетенций, как коммуникативно-стратегическая, дискурсивная, социокультурная и др.
Продуктивность: расширяются способности учащихся использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций. В ходе диалога культур учащийся — российский коммуникант, с одной стороны, проникает в культуры других народов, а, с другой стороны, глубже постигает культуру родной страны, отраженную как в зеркале, в культуре страны изучаемого языка. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в эвристических дистанционных олимпиадах по АЯ, и на других уроках (информатика, география, МХК). Повышается мотивированность выпускника поступать в ВУЗы и выбирают специальности связанные с АЯ (дипломат, юрист-международник, менеджер, социальный работник, психолог).
Условия применения опыта: опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применять на уроках, во внеурочной работе, на кружковых и факультативных занятиях.
Для успешного опыта необходимо:
1. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач.
2. Социальная активность и криативность.
3. Чувство профессионального долга и личная ответственность
4. Занятия по самообразованию и самовоспитанию.
5. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал).
6. Предметная компетенция в сфере учительской специальности.
7. Профессиональная самореализация.
8. Работа с родителями
9. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотеками, педагогического коллектива школы.
10. Иметь в наличии аудио и видеоматериалы, мультимедийные диски.
Система работы учителя
Педагогом создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков учащихся.
Элементы системы:
• Отбор дополнительного теоретического материала;
• Расширение полученных знаний через использование межпредметных связей;
• Использование регионального компонента;
• Направленность приемов, форм и методов организации учебно — воспитательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности учащихся;
• Организации работы с родителями;
• Внеклассная работа как средство активизации познавательного интереса школьников;
• Кружковая и факультативная работа.
Отбор теоретического материала
Современные принципы коммуникативного обучения АЯ требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «последовательности и систематичности в обучении». В своей работе учитель руководствуется следующими положениями, характерными для коммуникативного обучения общению на АЯ: о коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности учащихся, об индивидуализации обучения, о ситуативной организации процесса, о новизне и информативности учебного процесса (И. Л. Бим, Е. И. Пассов).
Межпредметные связи
Уроки английского языка- это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история география, ИЗО, музыка, биология, физика - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по АЯ. В практику работы учителя вошли интегрированные уроки с информатикой («Использование АВС — английского алфавита в изучении клавиатуры компьютера»), географией («Географическое положение Великобритании, США, Канады, Новой Зеландии, Австралии»), МХК («Изучение творчества известных английских и американских писателей»), историей («Историческое наследие англосаксов и викингов»).
Применение новых информационных (компьютерных) технологий используется: в развитии навыков логического мышления (составления кроссвордов, решения лексических ребусов, составления диалогических реплик) навыков использования лексико-грамматических структур в изучении временных глагольных форм; участие во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по АЯ в системе on-line, интерактивный курс обучения «Английский язык в 3 приема», мультимедийные диски «Использование грамматики АЯ», разноуровневого характера в информационно-технологическом 10-м классе.
В ближайших планах — приобщение учащихся к работе с e-mail проектами. Участие в e-mail проектах усиливает индивидуальную и коллективную ответственность за конкретную работу в рамках проекта. Создание системы комбинированных и обобщающих уроков, направленных на формирование целостной картины окружающего мира в процессе обсуждения различных проблем на АЯ.
Знания по страноведению и истории языка, полученные учащимися на уроках АЯ применяются на уроках географии, истории, литературы. Вопросы экологического воспитания находят свое дальнейшее отражение и на уроках английского языка при изучении темы «Защита окружающей среды», «Наша планета в опасности» и целый ряд других тем.
На уроках русского языка при выполнении упражнений используются тексты англоязычной направленности, употребление заимственных английских слов (саммит -встреча на высшем уровне, мессмедиа -средства массовой информации, Интернет — сеть).
Развитие познавательного интереса
Так как последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к АЯ как средству международного общения. АЯ признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование АЯ в особое положение с другими языками, поэтому учитель работает над задачей поддержания постоянного, устойчивого познавательного интереса.
• Учитывает психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления учащихся 5-го, 6-го класса, в учебном процессе отводит большое место игровым формам работы, развивающим логическое мышление, эмоции, активность, воображение, догадку.
• Учитель апробирует собственные элементы педагогической технологии поддержания интереса, заключающиеся в роли и месте эмоционального фактора, принципа сознательного включения чувств в процесс обучения, в этом случае происходит усвоение материала на уровне трех сфер: эмоциональной; когнитивной; психомоторной.
Так на примере учебного материала по теме «Проблемы молодежи» в 9 классе формируются ассоциативные связи с внутренними, эмоциональными переживаниями в сравнении какой я был в возрасте 6 лет и какой я сейчас -подросток, с другими привычками и увлечениями.
В 6 классе по теме «Времена года» учитель отводит особую роль музыке, что объясняется способностью музыкально-акустических стимулов вызывать определенные эмоциональные состояния, учащиеся аргументировано высказывают свою точку зрения и могут пояснить, почему выбранное время года они называют любимым. Учитель практикует элементы эмоционального влияния с целью мотивирования, снятия напряжения и скованности, стимулирования когнитивных и ассоциативных процессов, а в конечном итоге речевой деятельности учащихся на примере соединения музыки и движений. Учащиеся поют под фонограмму известны им песни, демонстрируют движения, называемые ими предполагаемые по содержанию текста. • Коллаж (соединение речи и картинок в фото) используется учителем по теме «Внешность», учащиеся получают большое количество картинок с героями, какие они были в детстве и сейчас, описывают внешность, характер или получают фото современной знаменитости страны изучаемого языка. Уч-ся составляют фото биографию: периоды детства, юности, зрелости, начало карьеры. Юмор и ирония поощряются. Подобная форма работы вызывает у каждого уч-ся живой эмоциональный отклик и желание принять непосредственное участие.
Эмоциональное насыщенное усвоение АЯ, в целостном обучении уч-ся АЯ носит деятельностный характер, что обеспечивается взаимодействием речевых и неречевых действий, а также движений, зрительных, слуховых и кинестетических представлений. И в целом успешно развивает познавательный интерес и творческие способности уч-ся. • Элективный курс «Английский для деловых отношений» по английскому языку реализуется в 10 классах, соблюдается преемственность в изучении английского языка с расширением и углублением коммуникативно-познавательных способностей учащихся ведения деловой переписки, официального общения, составления резюме, написания претензий, выражения согласия и несогласия по ведению офисной документации.
Организация самостоятельной работы
Учитель ставит такие задачи в организации самостоятельной деятельности уч-ся, которые позволяют в дальнейшем успешное специализированное доучивание, дает возможность осуществлять самообучение АЯ в нескольких направлениях:
• поддержание и совершенствование достигнутого уровня коммуникативной компетенции;
• изучение второго ИЯ (французского или немецкого языка) в 9 классе.
Поэтапно осуществляет формирование элементов самоконтроля уч-ся:
• научиться понимать и принимать контроль учителя;
• научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих одноклассников;
• научиться осуществлять самонаблюдения своей учебной деятельности, анализ, корректировку и оценку.
При формировании самоконтроля учитель руководствуется принципами посильности и доступности:
• дает установку на контроль одного из аспектов языка: грамматики, лексики, фонетики;
• затем усложняет задачу включением в контроль двух аспектов и в конечном результате контроль уч-ся направляется не только на языковое оформление, но и на содержание продукта речевой деятельности.
Неотделима оценка и самооценка, так при изучении темы «Увлечения» в 11 классе уч-ся пользуются схемой: оценка учителя- взаимооценка- самооценка.
Нетрадиционные формы уроков.
Системы обучения АЯ в урочное и внеурочное время будут включать разнообразные мультимедийные средства, в том числе сеть Интернет, электронную почту для обучения чтению и письму, микрокомпьютеры и органайзеры-переводчики, электронные словари и т. д. Педагог использует, кроме традиционного, такие формы построения учебно — воспитательного процесса.
• урок — лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Британии»);
• урок — путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);
• урок — игра («Путешествие по зоопарку»);
• урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);
• урок-викторина («Занимательная грамматика»);
• видео-урок («Путешествие по англоговорящим странам»);
• урок конференция («Система образования в России и Канаде» с участием носителем языка);
• урок- брейн- ринг («Достопримечательности Лондона», «Политическая система Великобритания»);
• урок -розыгрыш («Интрига»)
• урок-разговор по душам («Внешность»)
• урок-защита проекта («Средства массовой информации»)
• урок-зачет («Планы на будущее»)
• урок-экскурсия («Мой город. Где находится....?», «Покупки»)
Работа с родителями
С родителями проводятся беседы на морально-этические, экологические темы, обсуждаются проблемы подростков в современном обществе. От того, какой пример подают взрослые в своих семьях, зависит уровень культуры ребенка. На родительских собраниях читаются доклады, где даются рекомендации по формированию здорового образа жизни в семье, проводятся лекции психолога, ролевые игры на решение возникающих жизненных проблем подростков, беседы нарколога о вредных привычках (находят отражения на уроках АЯ по теме «Здоровый образ жизни», «Активный, пассивный образ жизни»).
Условия: благоприятный морально — психологический климат, тесная дружба детей и родителей, повышенной внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
Совместное мероприятие уч-ся (7 класс) с родителями «За здоровый образ жизни». «Моя будущая профессия» совместный творческий проект (стенд) 8 класс. Родители стали вместе с детьми готовить праздники, помогать в приготовлении и приобретении наглядности, оформлении мероприятий, кабинета, изготовлении сувениров, подборке необходимой литературы.
Внеклассная работа.
В основу обучения положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Данный принцип реализуется через преодоление противоречия между обучением в «жизнеподобных» ситуациях и необходимыми другими упражнениями. Поэтому учитель направляет внеклассную работу на усвоение, как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий, учет индивидуальных способностей каждого учащегося. Для этого проводятся конкурсы, игры, викторины на параллель: • конкурс на лучший проект по теме «Увлечения подростков англо-говорящих стран» 9 классы;
• 11 классы по теме «Конвенция по защите прав детей» уч-ся отразили возрастные ограничения подростков англоговорящих стран в сравнении с российскими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"
Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....
Использование здоровьесберегающей технологии для создания условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка.
Обобщение опыта по теме. Из опыта работы учителя....
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием JAZZ CHANTS.
Данная статья показывает как можно использовать JAZZ CHANTS на уроках английского языка при изучении фонетики, лексики и грамматики....
Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Данная статья посвящена формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин. В работе представлены примеры заданий с картинами, которые...
Статья "Использование технологии развития критического мышления для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроке английского языка в начальной школе."
В статье представлен опыт работы по применению ТРКМ в начальной школе....
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка (из опыта работы)...