Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы
материал по литературе на тему
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_pauls.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Новомичуринская средняя общеобразовательная школа №3» Пронского района
Рязанской области
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы
учителя русского языка
и литературы МОУ
«Новомичуринская средняя
общеобразовательная
школа №3»
Пронского района
Паульс Марины Валентиновны.
Р.т.2-25-77
Г. Новомичуринск
Содержание
Введение…………………………………………………………………….стр.3
ЧАСТЬ I
1. Паспорт инновационной педагогической деятельности…………………..стр.5
2. Описание опыта работы………………………………………………………. стр.6
3. Цели, основные этапы реализации, способы оценки результатов……… стр.7
ЧАСТЬ II
1. Теоретическая база предъявленного опыта………………………………... стр.10
- Инсценирование
1.2. Цитатный план
1.3. Развернутые ответы на вопросы
1.4. Словесное рисование.
1.5. Беседа
Заключение………………………………………………………………………… стр.16
Список литературы……………………………………………………………….. стр.17
Приложение №1. Статья «Нравственное воспитание учащихся в среднем звене средствами литературы с использованием малых жанров фольклора».
Приложение №2. Видеоматериал.
Приложение №3. Сценарий литературного вечера по творчеству Ф.И. Тютчева
Приложение №4. Сочинения учащихся.
Приложение №5. Литературно-творческие работы «Ёлшино подарило России великого художника» П.М. Боклевский, «Яков Полонский. Рязанские корни».
Приложение №6. Письменный анализ лирического стихотворения.
Приложение №7. Сочинения-рассуждения учащихся.
Введение
Современная педагогика подчеркивает важность формирования всех видов речевой деятельности учащихся, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия речевого общения (умения говорить и писать).
Сегодня в методику преподавания введены понятия компетенций: языковой, коммуникативной, речевой, лингвострановедческой, правописной. Остановимся на коммуникативной компетенции как необходимом условии формирования разных видов речевой деятельности.
Коммуникативная компетенция - это способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, аудировании. Коммуникативные умения и навыки связаны с организацией речевого общения в соответствии с его целями, мотивами, задачами, с одной стороны, а с другой, - в соответствии с социальными нормами речевого поведения. Практическая цель формирование навыков общения - выдвигается при этом на первый план.
Важность этого отмечал психолог А.Н. Леонтьев: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, быстро и правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным».
В основном требования коммуникативной направленности предъявляются к урокам русского языка, но уроки литературы и риторики тоже предоставляют широкие возможности для формирования и развития коммуникативных умений и навыков.
Изучение работ В.И.Капинос, Н.Н. Сергеевой, М.С. Соловейчик,
Н.А. Пленкина позволило мне выделить общие коммуникативные умения, ведущие к выработке соответствующих навыков.
Общие коммуникативные умения
Умение адекватно Умение раскрывать тему Умение собирать и
воспринимать и основную мысль текста систематизировать материал устную и письменную на отдельную
речь тему
Умение пересказывать подробно, выборочно
сжато исходный текст.
Умение создавать тексты разных типов и
стилей речи
Умение совершенствовать и редактировать
написанное
ЧАСТЬ I
1. Паспорт инновационной педагогической деятельности.
1.1. Основная идея инновации.
Комплексный подход к обучению и воспитанию школьников требует осмысления взаимосвязи различных сфер бытия и сознания личности. «Что такое человеческая жизнь? – пишет А.Н. Леонтьев. – Это есть совокупность, система сменяющих друг друга деятельностей … Деятельность – процесс, в котором осуществляется взаимопереходы между полюсами «субъект-объект». Связь речевой деятельности и общего психического развития ребенка помогает решить значимую проблему соотношения мышления и речи. Сближение задач литературного и речевого развития школьников оказывается условием постижения искусства слова. Речевая скованность приводит к прямолинейности оценки героев и ситуации художественного текста. Обедненность собственной речи не позволяет прочувствовать многие оттенки авторской мысли. Кроме того, каждый новый писатель, наделенный своеобразием стиля, мироощущения, требует от школьников овладения новой языковой манерой, иными пластами лексики, освоения новых интонаций речи.
В этой связи основой своей педагогической деятельности считаю развитие правильной и выразительной речи, значение родного языка и литературы. Совершенствование коммуникативной деятельности учащихся – это главная задача моих уроков.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умение общаться, ведь именно в процессе общения люди обмениваются опытом, знаниями, проявляют свою индивидуальность развиваются как личность. Цели и задачи моей педагогической деятельности направлены на обеспечение взаимодействия анализа художественного произведения и развития речи. Сложность решения этой задачи объясняется прежде всего тем, что в условиях школы литература становится учебным предметом, но не должна при этом терять качества искусства. Именно сохраняя свойства художественного воздействия на читателя, литература способствует развитию ученика, общей и речевой культуре. Но общение с содержательной, яркой, увлекательной книгой, может привести к преображению речи читателя.
Поэтому я разработала систему развития устной и письменной речи учащихся на разных этапах обучения. На уроках русского языка и литературы стараюсь донести до обучающихся важность овладения грамотной устной и письменной речью, и большое значение придаю урокам развития речи, связи уроков литературы с живописью, музыкой, сочинениям разных жанров, устным выступлениям. Эта работа начинается уже в 5 классе. Для совершенствования коммуникативной компетенции школьников планирую использовать систему уроков по этическим миниатюрам В.А. Сухомлинского. Например, уроки – изложения с элементами сочинения по темам: «Старый пес», «Что значит – быть человеком?» (Приложение). Разрабатываю различные виды дифференцированных заданий, например, уроки словесного рисования «Осень», «Весна», «Мой любимый город в разные времена», «Незабываемое» (Великая Отечественная война в жизни советского народа). Используемые словесные, исследовательские методы и приемы (анализ эпизода, анализ стихотворения, конкурс чтецов, ораторов) способствует формированию прочных знаний и навыков. Большая работа ведется с текстами как на уроках русского языка, так и литературы:
- анализ текста;
-воспроизведение текста;
-создание текста;
-совершенствование написанного.
Вся работа направлена на развитие у школьников коммуникативной компетенции. Это творческая лаборатория, наработки, полученные в ходе поиска наиболее эффективных приемов в преподавании русского языка и литературы. Все это соответствует современным требованиям развивающейся системы образования. Отсюда вытекают цели и задачи моей технологии.
Цели образовательной технологии:
- Формирование у учащихся четкого представления о специфике письменной и устной речи, в их различиях и в взаимовлияниях.
- Совершенствование навыков связной устной речи.
- Расширение понятийно-терминологического и лексического запаса.
- Совершенствование коммуникативных навыков, умения слушать, анализировать устную речь, вести диалог, организовать ситуацию общения.
- Повышение литературного образования учащихся, их читательской культуры.
- Развитие общих и специальных способностей учащихся в области литературы, их познавательной самостоятельности.
- Развитие эмоциональной сферы учащихся.
Задачи:
- Создавать представление о произведении как художественной ценности, где содержание и форма едины;
- Учить видеть особенности создания автором художественного образа;
- Учить выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- Учить выделять этическую, социально-историческую и нравственно-филосовскую проблему;
- Учить самостоятельно анализировать произведение;
- Учить выполнять исследовательские работы;
- Учить грамотно оформлять высказывание.
1.2. Значимость предъявленного опыта
Наработанные мною приемы совершенствования коммуникативной компетенции дают возможность отслеживать развитие речи школьников. Система моей работы вовлекает обучающихся в различные виды деятельности: дидактические игры, дискуссии, коллективный поиск, педагогические ситуации общения, что обогащает воображение, мышление, речь. Уроки и внеклассные мероприятия нацелены на преодоление «косноязычия» у учащихся, развитие их коммуникативных качеств.
2. Описание опыта работы
2.1. Тема работы
Организация деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции в среднем звене.
2.2. Исходная ситуация
Я работаю в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №3 г. Новомичуринска. В последние годы появились определенные препятствия для формирования устной монологической речи школьников. Это связано с компьютеризацией, появлением мобильных телефонов, электронной почты.
2.3. Проблемы
Проблема речевой скованности учеников.
Бедность лексического запаса.
Неумением учащихся излагать материал логично и последовательно.
2.4. Причины
Причины данного явления типичны для современного общества: духовное обнищание личности, кризис мировоззрений.
Конкретные причины для учащихся нашей школы – это отсутствие контроля за детьми, их чтением, увлечениями. Ученики проводят слишком много времени за компьютерными играми. Речь обладателей компьютерной техники зачастую бывает отрывочной, бессвязной, невыразительной. К сожалению, и средства массовой информации: телевидение, кинематограф – предлагает низкопробную продукцию, развивающую в людях примитивность.
2.5. Последствия
В силу перечисленных выше причин, наши дети теряют коммуникативные навыки, замыкаются в себе. Речь их поражает односложностью, языковой бедностью. В школе на уроках даже при воспроизведении приготовленного дома задания трудно добиться от ребят связанного, последовательного, выразительного ответа.
2.6. Ключевая проблема
Проблема речевой беспомощности учащихся, бедность лексического запаса, неумение пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей.
2.7. Опыт решения исходных проблем
Над решением подобных проблем бьются многие учителя-словесники. Интересны, например, система развития речи Н.А. Пленкина, методика
Е.И. Никитиной и Т.А. Ладыженской, развивающие творческие способности учащихся, задания по литературе И.И. Аркина. Многие учителя русского языка и литературы работают над технологиями по решению проблем культуры речи.
2.8. Актуальность
Язык – важнейшее средство общения людей. Занимаясь изучением языка, его явлений, функций, учащиеся обогащают свою речь, постигают ее законы и нормы.
Развитие связной речи – важнейший аспект образования. Последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение , так как в нем видят залог формирования активной и социально-успешной личности. Современное общество все больше требует специалистов с хорошо развитой речью: юристов, менеджеров и т.д. Не научившись правильно и точно выражать свои мысли, подрастающее поколение не сможет успешно адаптироваться в новой социальной ситуации.
2.9. Новизна, авторство
Желая сделать процесс образования сознательным и творческим, постоянно ищу новые приемы и методы преподавания русского языка и литературы, изучаю опыт коллег и творчески перерабатываю его. Стараюсь вызвать у учащихся интерес к предмету, применяю различные способы организации их самостоятельной деятельности. В практике своей работы использую различные развивающие технологии. Апробировала введение основных принципов перспективно-опережающего обучения по методу А.Г. Кутузова. Важным моментом считаю личностный подход к обучению школьников. Успех – главное условие моей педагогической деятельности. На моих уроках ученики чувствуют себя комфортно, не стесняются отвечать, не боятся ошибаться. Мною разработана система дифференцированных, доступных заданий для каждого. К полной самостоятельности приучаю детей постепенно. При знакомстве с новой темой в обсуждение вовлекаю сначала сильных учеников, затем средних и лишь потом слабых. Получается, что дети понемногу учат друг друга. Это повышает качество знаний обучающихся.
2.10. Работа над технологией.
В течение 5 лет работаю над проблемой повышения уровня коммуникативной компетенции. Эта деятельность помогла развить у школьников логику рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления.
2.11. Предъявление опыта инновационной деятельности
Опытом работы делилась с коллегами на открытых уроках в школе, выступала на областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы.
3. Цели, основные этапы реализации, способы оценки результатов
3.1. Общая цель деятельности
Цель: в процессе учебных и внеклассных занятий сформировать у обучающихся умение говорить и писать в соответствии с соблюдением всех языковых норм.
3.2. Основные этапы реализации
I этап. Теоретическая подготовка.
Изучение трудов педагогов, психологов, литературоведов, лингвистов, анализ опыта коллег.
II этап. Творческий.
Поиск методов и приемов для наиболее эффективной работы по развитию речи.
Разработка уроков по развитию речи.
III этап. Апробация и корректировка методических приемов и программ.
IV этап. Подведение итогов.
3.3. Показатели достижения (индикаторы)
Показателем работы могут служить разработки уроков, активность школьников: их желание участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, их творческие работы, результаты экзаменов.
3.4. Способ оценки результатов (измерение)
Разработки уроков по развитию речи.
Сочинения учащихся.
Справка заместителя директора по УВР о качестве знаний учащихся.
Сценарии внеклассных мероприятий.
Отзыв коллег.
3.5. Конкретная цель деятельности
Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
3.6. Показатели достижения (индикаторы)
Преподавание русского языка и литературы как предмета, формирующего коммуникативную компетенцию.
3.7. Способ оценки результатов (измерении)
Обсуждение итогов на заседании МО.
3.8. Задачи технологии (планируемые задачи)
Образовательные:
Диагностика и корректировка речевых способностей и умение детей, формирование и развитие речевых умений учащихся, обогащение и речи, стимулирование интереса к родному языку и культуре.
Развивающие:
Развитие навыков самостоятельной поисковой работы, расширение кругозора.
Воспитательные:
Воспитание толерантности – терпимости к чужому мнению, внимательного и доброжелательного отношения к оппоненту, умения вести диалог, отстаивать свое мнение, формирование социальной активности, интереса к общественной жизни и ответственности за порученное дело.
3.9. Целевые группы
Учащиеся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы.
3.10. Ресурсное обеспечение проекта
Учебники, учебно-методическая литература, видеофильмы, аудиокассеты.
3.11. Факторы, способствующие и препятствующие реализации работы
К факторам, способствующим реализации проекта, следует отнести осознание большей частью учащихся необходимости занятий по развитию речи. Это связано и с проблемами в общении, и с подготовкой к выпускным экзаменам, и с выбором профессии.
Мешает успешному воплощению поставленных задач недостаточное материально-техническое оснащение кабинетов.
ЧАСТЬ II
1. Теоретическая база предъявленного опыта.
Формирование коммуникативной деятельности учащихся – это, на мой взгляд, основная задача уроков русского языка и литературы.
Социализация ребенка определяется не только его социальной адаптацией в детском коллективе, но и умением общаться в разных ситуациях, выражать себя, а главное - умением отвечать за свои поступки и брать ответственность за команду. Становление высших уровней коммуникативной культуры является определяющим показателем развитого мышления, а значит и умению учиться, адаптироваться в новой социальной ситуации, искать собственные жизненные смыслы, решать сложные когнитивные, морально-нравственные и социальные задачи. Иными словами, мы должны не просто дать ученикам груз знаний, но и научить их выделять главное, классифицировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, переходить от частного к общему.
Проблема общения сложна и многогранна. В последние годы она стала предметом изучения не только педагогов, но и философов, и социологов и экономистов, и юристов. Особенно детально занимается ею психология.
Умение общаться - великий дар для любого человека, ведь именно в процессе общения люди обмениваются опытом, знаниями, проявляют свою индивидуальность, развиваются как личности.
По словам В.А.Сухомлинского, потребность человека в человеке неискоренима. Именно поэтому мы учим грамотному общению, которое необходимо всем - от рабочего до политика. Проблема общения занимался целый ряд известных психологов (Ананьев Б.г., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Андреева т.М., Ломов Б.Ф.), которые называют общее наиболее важным видом человеческой деятельности. Компетентность и грамотность в общении - один из факторов успеха в любой сфере.
В последние годы появились определенные препятствия для формирования устной монологической речи школьников. Это связано с компьютеризацией, появлением мобильных телефонов, электронной почты. Речь обладателей компьютерной техники зачастую бывает отрывочной, отличается отсутствием богатства лексики, образности, поэтому коммуникативно-речевая деятельность должна занять свое решающее место в обучение в школе.
Изменение темпа жизни, расширение контактов требуют от современных идей и новых качеств. В стремлении быть успешным человек должен быть коммуникативно-активным, социально компетентным, уметь управлять процессами общения, уметь сотрудничать, участвовать в коллективной деятельности. Развитие творческого потенциала личности - вот главная задача образования.
Зачем это нужно?
Дело в том, что в наш век стремительно развивается новые технологии во всех областях. Это требует от школьников умения самостоятельно добывать знания, проявлять личную инициативу, выражать собственную точку зрения и отстаивать ее, анализировать свои действия. Такой подход к образованию называется деятельностным. Он предполагает не передачу информации, полученной от учителя, а самостоятельное решение мыслительных задач. При этом ученик получает способ деятельности, применяемой в любой сфере жизни.
Основными идеями современного образования являются:
- гуманизация
- демократизация
- опережающее образование
- непрерывное образование
Используя законодательные и нормативные документы по вопросам образования, программы и учебники по предмету, мы должны подготовить обучающихся к участию в ЕГЭ, создать положительную мотивацию в обучении родному языку как предмету, влияющую на воспитание и развитие личности.
Для этого существуют как стандартные, так и нестандартные формы работы (урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут, урок-игра, урок-практикум, урок-зачет, урок-защита проекта, творческие работы – сочинения различных жанров).
Таким образом, задачей школы является воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационной компетентной личности. Такую личность и призваны создавать, прежде всего, уроки русского языка и литературы.
Коммуникативная культура включает в себя творческое, нестандартное мышление, культуру речевого воздействия (грамотность построения фраз, простоту и ясность изложения мыслей, образность речи, аргументированность, хорошую дикцию), культуру самонастройки на общение, культуру жестов и эмоций.
Все это формируется в процессе учебно - воспитательной работы в
школе.
Основные источники приобретения коммуникативной
компетенции:
1) соционормативный опыт народной культуры;
2) знание языков общения, используемых народной культурой;
3) опыт межличностного общения;
4) опыт восприятия искусства.
Современный выпускник должен знать и понимать предмет, обладать определенными умениями и использовать знания и умения на практике.
Система обучения коммуникативно - речевой деятельности на уроках литературы предполагает следующее:
1) совершенствование творческого чтения; чтение наизусть; подробный, краткий пересказ; рассказывание;
2) формирование и развитие способов читательской деятельности - обучение пониманию учебной задачи, сформулированной учителем; обучение составлению планов, цитированию, построению монолога, участию в диалоге;
3) овладение умениями создания собственного текста - изложение текста с сохранением элементов авторского стиля; написание отзыва, рецензии и сочинения.
Работа по формированию коммуникативно - речевой деятельности учащихся на уроках литературы представляет собой стройную систему.
Начинается она с чтения вслух, обсуждения прочитанного в 5 классе, в 6 классе это обучение составлению простых, сложных, тезисных и цитатных планов, в 7-8 классах - истолкование текстов, рассказывание с элементами анализа, активное цитирование, обучение подробному и краткому изложению с выражением стиля автора. В 9 классе происходит самостоятельное создание текста, написание сочинения на литературную тему, анализ эпизода эпического произведения.
В 10-11 классах продолжается анализ эпизода эпического произведения, совершенствуется умение анализа лирического произведения и написания сочинения на литературную тему, а также проходит подготовка к итоговой аттестации.
В системе школьных занятий урок литературы занимает особое место. Чтобы вырасти Личность, нужно взять за основу следующие умения:
Этика (общение)
↓
Воля (трудиться)
↓
Поиск (учиться)
↓
Культура мышления (думать)
Для этого необходимо систематическое чтение художественной произведений, которое ведет к раздумьям над окружающей действительностью, ее законам, наблюдению за жизнью персонажей книг, их поведением, поступками в различных ситуациях.
Методы обучения, применимые при изучении курса:
- целостный подход к освоению художественного произведения;
- творческие методы обучения.
Приемы, методы и формы работы:
- Объяснительное чтение
- Ознакомительное чтение
- Анализ изобразительно-выразительных средств
- Подробная характеристика литературных персонажей
- Творческий пересказ
- Исследовательская работа
- Творческие работы
- Создание проектов.
Урок - виртуальная экскурсия в творческую мастерскую писатель, урок – проба пера, урок – конференция, урок – деловая игра, урок – театр, урок – путешествие – это уроки нестандартного типа. Формы таких уроков активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивает интерес к предмету, творческие способности, межпредметные связи. Я работаю по программе, разработанной авторским коллективом под руководством А.Г.Кутузова. В среднем звене предусматривается знакомство учащихся с жанрами фольклора. Развитие коммуникативной компетенции учащихся при изучении фольклора описала в статье «Нравственное воспитание учащихся в среднем звене средствами литературы с использованием малых жанров фольклора» (приложение №1). Заключительным этапом по теме «Фольклор в русской литературе» были проведены занятия по защите группового проекта. В ходе работы ребята защитили проект «Иллюстрации в сказках», где они рассказали об иллюстраторе Иване Билибине, представили свои иллюстрации и провели викторину. Следующим этапом защиты проекта было инсценирование русской народной сказки. Ученики готовились к этой работе задолго до урока: была выбрана сказка, распределены роли, продуманы костюмы. В ходе защиты проекта ученики рассказали о жанре «сказка», подготовили сообщения о сказках А. С. Пушкина, Г. Андерсена, о собирателе русских народных сказках Афанасьеве.
Работа по учебно-методическому комплексу «В мире литературы» помогает реализовать концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность и развитие коммуникативных способностей учащихся. Однако предо мной стоял вопрос: как, обучая каждого, обучать всех? Классы очень неоднородные по уровню развития и восприятия учебного материала. Перед прохождением произведения я стала давать учащимся вопросы, которые были рассчитаны на знание текста, на творческое восприятие, задание повышенного уровня сложности. Все это дается перед началом урока. Каждый из учеников сам определяет для себя задания и, соответственно, оценку. Ученику приходится не раз обращаться к тексту, перечитывать его, вглядываться в детали. Отсюда повышается техника чтения и речи у ученика. Никто не хочет останавливаться на удовлетворительной отметке. Выполняют ребята творческие задания, которые в учебнике обозначены в разделе «В творческой мастерской». Пятиклассники сочиняют загадки, сказки, составляют кроссворды, пишут сочинения. (Творческие работы учащихся в приложении).
В качестве контроля использую также тесты. Я считаю, что введение тестов с пятого класса наилучшим образом подготовит школьников к стандартизированному единому государственному экзамену. Кроме того, тест является и хорошим обучающим средством, ориентирующим ученика в нужном направлении. Тек же, как и в старших классах я придерживаюсь принципа разноуровневого прочтения художественного текста. Ученики включаются в работу на каждом уроке, отпадает традиционная накопляемость оценок.
Также для развития коммуникативных способностей учащихся наиболее эффективными методическими приемами считаю следующие:
- Инсценирование
Прием инсценирования, театрализации достаточно сложен для учащихся, но полезен для восприятия художественного произведения, так как осуществляется через чувства, образы и мысли детей. Его можно использовать, начиная с начальной школы. А проводится он в следующем порядке:
- Подбор части произведения(небольшой рассказ можно взять целиком).
- Деление текста на эпизоды, их озаглавлевание.
- Заполнение эпизодов воображаемыми кадрами-картинками так. Как будто действие происходит на сцене.
- Инсценирование по ходу экранизации диалогов. Если они имеются.
- Определение характера музыкального сопровождения.
Формы инсценирования усложняются с учетом возрастных возможностей детей и целей урока. В любом случае речь учащихся становится образной, яркой, запоминающей. Им нравится вживаться в образы героев.
При изучении басен И.А.Крылова ученики не только читают тексты по ролям, но и инсценируют понравившуюся басню, придумывают костюмы, выбирают артистов.
Так, в 7 классе ребята выступали с инсценировкой самых ярких и запоминающихся эпизодов не только для всей параллели, но и в городской библиотеке (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»). (Видеоматериал. Приложение №2).
- проведение литературных вечеров
В 11 классе ученики сами составляют сценарии литературных вечеров (по творчеству Ф.И. Тютчева, М.И. Цветаевой), читают собственные стихотворения. (приложение №3).
После каждой творческой работы провожу анализ, исправляем речевые ошибки. В 6 классе закрепляем умения составлять простой план, учимся сложному, цитатному, тезисному плану.
1.2. Цитатный план
Цитатный план – один из приемов работы над содержанием произведения. Он нацеливает учащихся более точно и глубоко познать содержание текста, раскрыть его сущность. Обычно составление плана используется на заключительном этапе работы с текстом произведения . Наибольшее затруднение в обучении детей вызывает деление текста на смысловые части, поэтому в начале обучения составлению плана учащимся предлагают задания подготовительного характера6 разнообразные упражнения с картинным планом, деление текста на части, относительно законченные по смыслу, озаглавливание частей.
Так, при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский» учащиеся составляли цитатный план, сопоставляя письмо Егоровны молодому Дубровскому и письмо Арины Родионовны Пушкину.
Письмо Егоровны Письмо Арины Родионовны
1. «Государь ты наш, Владимир 1.«Любезный мой друг Александр
Андреевич…» Сергеевич…»
(патриархальное обращение) (душевная близость)
2. «Твоя верная раба» 2. «Твоя многолюбящая няня»
(полная подчиненность) (внутреннее достоинство)
3. «Доложи царю-батюшке о том, что 3. «Поживи, дружочек, хорошенько,
Нас отдают Троекурову» самому слюбится»
(настойчиво требует действий) (тревога за судьбу + примирение с жизнью)
4. «В животе и смерти бог волен» 4. «За все ваши милости благодарна …
(покорность Богу и протест против беспрестанно в сердце и на уме»
произвола) (любовь и смирение)
Вывод: А.С. Пушкин показал сходство между письмами: сердечный тон, живой язык, мудрость
«народных присловий», нежные обращения.
1.3 Прием аудирования на уроке.
Формирование умения адекватно воспринимать устную и письменную речь начинается, прежде всего, с аудирования.
Психологи и лингвисты определили важные приемы работы по развитию умения слушать, воспринимать речь: запись фактов, составление плана и тезисов, конспектирование, кодирование информации и др. Важность данных приемов в том, что работа слуховых анализаторов подкрепляется моторным звеном: слушающий проговаривает про себя важнейшую информацию или фиксирует ее на письме.
Учить приемам активного слушания в средней школе нужно с 5-го класса.
Так, на вводном уроке по литературе «Книга и ее компоненты. Роль книги в жизни человека и общества» (5 класс) я пишу на доске:
Писатель Типография Читатель
знания редактор сопереживание
наблюдение корректор сочувствие
опыт художник негодование
чувства наборщик любовь
фантазия обложка
титул
форзац
сноски
оглавление
иллюстрации
Эти слова позволяют младшим школьникам сосредоточить внимание на основном, эффективнее слушать и понимать небольшую лекцию учителя, подсказывают приемы работы при аудировании.
Шестиклассникам я предлагаю запись ключевых слов, дат при работе с текстом учебника (чтение).
На уроке литературы, когда дети знакомятся со статьей о древнерусской литературе, я выписываю на доске, а дети в тетрадь имена собственные:
Древняя Русь
Киев
Днепр
Ярослав Мудрый
Киево-Печерский монастырь
Нестор, Сильвестр
Князь Владимир
«Повесть временных лет».
Устно комментирую их. В результате учащиеся значительно легче воспринимают текст учебника, который для них достаточно сложен (и поэтому разбирается в классе с учителем), дольше удерживают внимание.
1.4. Развернутые ответы на вопросы
Для развития устной и письменной речи особенное значение приобретает работа над развернутыми ответами на вопросы.
Школьники овладевают умениями строить устные сообщения, короткие доклады, выступают при обсуждениях книг, спектаклей, кинофильмов. Например: в 7 классе ребята писали сочинение на тему «В чем актуальность древнерусской литературы для современного читателя?». Тема сложная, но при составлении подробного плана, учащихся справились с поставленной задачей. Так в результате работы ими был составлен следующий план.
План:
- Что такое древнерусская литература?
- Каковы жанры древнерусской литературы?
О чем они рассказывают?
3. Познавательное значение древнерусской литературы?
4. Воспитывающая роль (на примере изучения преданий)
5. Чем близки нам произведения древнерусской литературы?
Отвечая на дискуссионные вопросы школьники учатся говорить аргументировано и логично.
Умение раскрывать тему и основную мысль текста начинают формировать и развивать еще учителя начальной школы.
С понятием темы и основной мысли текста учащиеся знакомятся на уроках русского языка в 5 классе, а на протяжении всех лет обучения в школе совершенствуют знания и умения на уроках русского языка, литературы и риторики.
При знакомстве с абзацем на уроках русского языка и при изучении отдельной темы на уроках риторики вводится понятие «микротемы».Учащимся важно освоить выделение микротем и членения текста на абзацы, выделение их при письме красной строкой, научиться озаглавливать части текста, исходя из подтемы или основной мысли. Такая работа – основа обучения составлению плана высказывания.
Предлагаю учащимся следующее задание: «Определите тему текста. Понаблюдайте, из каких отдельных зарисовок складывается общая картина осени. Выделите микротемы, озаглавьте части текста, запишите план».
Осень пришла и завладела землей. Все сразу стало осенним.
В саду суетились синицы. Крик их походил на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена.
Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. (По К.Г.Паустовскому).
Учащиеся уже 5-6 классов должны учиться не выходить за рамки заданной темы. Следующее упражнение позволяет решать поставленную задачу. Задание: проанализировать план сочинения на тему «Краски золотой осени». Все ли указанные подтемы соответствуют общей теме сочинения? Исключите пункты плана, раскрытие которых «уведет» от заданной темы.
1.Осенние березы.
2.Яркие рябины.
3.Осины.
4.Зеленые елочки.
5.Осенние работы в полях.
6.Сборы птиц и дорогу
Умение определять границы темы совершенствуется от класса к классу. Очень эффективна работа по сопоставлению тем сочинений.
а) В 6 классе при знакомстве с описанием природы на уроках русского языка предлагаю сравнить следующие темы: «Снег», «Что такое снег?», «Снег идет!», «Снегопад», «Однажды зимним днем…», «Проказы матушки зимы», «В зимнем лесу»; «Небо перед грозой», «Люблю грозу в начале мая!», «Что такое гроза?», «Это было в грозу», «Почему бывает гроза?», «Перед грозой».
б) В 9-11 классах на уроках литературы предлагаю сопоставить следующие темы:
9 класс - «Личная и общественная драма Чацкого», «А.С.Грибоедов и Чацкий», «Чацкий против фамусовской Москвы», «Кто такой Чацкий – победитель или побежденный?»
10 класс - «Смысл названия поэмы Гоголя «Мертвые души», «Живая Русь в поэме Гоголя «Мертвые души», «Мертвые души» в поэме Гоголя».
11 класс - «Пьеса М.Горького «На дне» как социально-философская драма о босяках», «Проблематика пьесы М.Горького «На дне», «Проблема гуманизма в пьесе М.Горького «На дне», «Споры о человеке в пьесе М.Горького «На дне».
Задания, подобные следующему, помогают мне формировать у младших школьников умение анализировать глубину раскрытия темы.
Перед вами сочинение ученика 5 класса на тему «Как я учился плавать». Раскрыта ли в нем тема? Какой части в сочинении недостает? Составьте рабочие материалы для этой части, указав в них те действия, из которых складывается обучение и их последовательность.
В сентябре я начал заниматься плаванием в детской спортивной школе. Плавать я тогда почти не умел. Скоро я уже овладел многими стилями: брассом, кролем, баттерфляем. Через несколько месяцев я участвовал в соревнованиях..
Знание терминов «тема» и «основная мысль» текста, умение их определять развивается и совершенствуется в процессе работы над заголовком текста. В курсе русского языка 7 класса есть тема «Заголовок». Учащиеся узнают, что есть заголовок-ассоциация (отражающий основную мысль текста) и заголовок-прогноз (отражающий тему текста).
Логически строить собственный текст, применять различные синтаксические конструкции, использовать на практике все речевые навыки помогает другой вид творческой работы – анализ эпизода эпического произведения.
Актуальным видом работы считаю сочинения в жанре эссе, которые способствуют подготовке выпускников к сдаче экзаменов в новой форме. При подготовке к экзаменам школьники учатся использовать авторский текст, сокращая его, обозначают поднимаемую проблему, записывают опорные слова и выражения, приводят примеры из художественной литературы, публицистики, телепередач, из жизни.
Примером таких работ служат сочинения: «В каждом слове - бездна образов», «Каким я представляю себе красивого человека» (см. приложение №7). Совершенствованию коммуникативной деятельности помогают сочинения-миниатюры: «Осенний денек», «Первый снег», «Мое любимое занятие».
Развитию умения собирать и систематизировать материалы к устному и письменному высказыванию на определенную тему способствуют уроки, посвященные собиранию и систематизации материалов к сочинению.
Подходы к изучению этих тем достаточно хорошо разработаны в методике.
В старших классах на уроках литературы наиболее эффективной мне представляется поэтапная подготовка к сочинению, основанная на системе письменных работ (идея Г.А.Обернихиной) при изучении творчества определенного автора. Работая над системой письменных работ, я ставлю перед собой задачу так организовать деятельность учащихся на уроках литературы и дома, чтобы она была направлена на систематическое развитие у школьников умений и навыков, необходимых для создания текста.
Возможно использование следующих заданий: словарная работа, цитирование, составление характеристики персонажа, изложение с элементами анализа, изложение с элементами сочинения, составление плана критической статьи или произведения (его части), составление тезисов, сочинение-миниатюра, письменные ответы на вопросы, подбор (или анализ) эпиграфа, составление плана сочинения и другие.
Система письменных работ при изучении пьесы А.Н.Островского «Гроза» в 10 классе.
- Словарная работа.
1. Объясните смысл слов: невежество, деспотизм, обличать, ханжа.
2. Найдите в тексте ключевые слова, характеризующие Дикого, Кабаниху, Бориса, Тихона, Варвару, Кудряша.
3. Найдите в речи персонажей пьесы фольклорные элементы. С какой целью вводит их Островский?
4. Найдите характерные слова и выражения в речи Катерины и Кабанихи. Как они раскрывают их характеры?
- Цитирование.
Выпишите из текста примеры, составляющие речевые характеристики различных персонажей драмы «Гроза».
- Изложение.
Напишите изложение с элементами анализа на одну из тем: «Жизнь Катерины в доме родителей и в семье Кабановых», «Жестокие нравы…».
- Составление характеристики персонажа.
Напишите характеристику одного из представителей «темного царства», используя слова и выражения: подавлять стремление к воле; невежество; деспотизм; ханжество; эксплуатировать; держать в страхе; унижать; издеваться; требовать безоговорочного послушания; защищать старые «домостроевские» обычаи; суеверие; отсталость; лицемерие; страх перед новым.
- Анализ критической статьи.
Составьте развернутый план ответа на вопрос: «Как Добролюбов и Писарев оценивают образ Катерины?»
- Сочинение-миниатюра.
Напишите сочинение- миниатюру на одну из тем: «Пейзаж города Калинова», «Портрет Кабанихи», «Почему для Катерины самоубийство - единственный выход?», «Достоин ли Борис любви Катерины?»
VII. Составление плана сочинения.
Составьте план к сочинению по теме «Смысл названия пьесы «Гроза»»», «Живая душа в “темном царстве”», «Роль второстепенных персонажей в пьесе «Гроза»».
VIII. Письменные ответы на вопросы.
- Почему драматург нам рассказывает о двух свиданиях Варвары с Кудряшом и Катерины с Борисом? В чем смысл подобного сопоставления?
- Почему в своем грехе Катерина кается публично?
- Как помогает понять поступок героини разразившаяся внезапно гроза? Как связаны в пьесе мотивы грозы и любви?
IX. По аналогии с «Замечаниями для господ актеров», написанными Н.В.Гоголем к поэме «Ревизор», составьте собственные «Замечания…» по пьесе «Гроза».
Обычно учащиеся успешно выполняют подобные задания. Например, работа десятиклассницы:
Дикой - купец. Представитель “темного царства”. Он самый богатый и знаменитый человек в городе, и чем больше он богатеет, тем бесцеремоннее становится. Деньги развязывают ему руки, и это дает ему возможность издеваться над бедными людьми. Его речь груба, ее нельзя спутать с речью других героев.
Тихон – сын Кабановой, муж Катерины. Этот человек живет умом матери, он ей никогда ни в чем не перечит, он ее собственность. Робкий и безвольный, он ищет забвения в вине.
Катерина – жена Тихона, женщина гордая, волевая, она отдана замуж за человека слабого, безвольного, находящегося в полном подчинении у матери. Натура светлая, мечтательная, она попала в атмосферу ханжества, лжи. Свободолюбива, она постоянно сносит попреки свекрови. Является центральным образом в драме.
Другая работа:
Дикой внешне представляет собой человека богатырского сложения. У него густая борода. Одет в народную одежду, на голове картуз. Голос у него громкий и властный. Разговаривает тоном, не допускающим возражений, ведет себя беспардонно.
Кабаниха – немолодая женщина, одета в традиционную русскую одежду. Со всеми разговаривает ворчливо-повелительным тоном. Разговаривая с детьми, она еще больше его повышает. По-своему умна, но консервативна.
Катерина – молодая красивая женщина с яркими, мечтательными глазами. Говорит эмоционально. Умная, очень набожная. Одета в русское платье, чисто и аккуратно.
Не все задания целесообразно предлагать всему классу. Это зависит от личности конкретного ученика, от особенностей его мышления (писать сочинение-миниатюру или изложение и т. д.). Но учителю необходимо продумать систему заданий, которые помогут в сборе материала к сочинению, ведь работа над сочинением очень сложна для школьников. Л.А.С.Выготский подчеркивал, что литературное творчество становится доступным ребенку «только на очень высокой степени развития личного внутреннего мира». Эта психологическая предпосылка, на мой взгляд, и должна определять всю систему последовательного обучения созданию текста – сочинения.
Следовательно, последнее задание в системе письменных работ -
X. Написание сочинения.
1.5. Словесное рисование.
Считаю одним из эффективных способов развития речи учащихся – это словесное рисование. В классе провожу уроки словесного рисования под общим названием «Времена года». На уроках, посвященных осени и весне, мои ученики получали опережающее задание подготовить выразительное чтение стихотворения, найти в нем тропы и высказать свое отношение к тексту. Они описывали пейзажи, играли в буриме. Творческому настрою способствовала звучащая на уроке музыка П.И. Чайковского. На уроках шестиклассники учились внимательному отношению к слову, искали синонимы, овладевали приемами монологической речи.
1.6 Образная речь школьника при знакомстве с картинами.
Считаю, что формирование коммуникативной компетенции учащихся будет еще более действительным, если параллельно с изучением литературы школьники ознакомятся с другими видами искусства и прежде всего с живописью. Образцы искусства благодаря знанию «языка» воспринимаются ярко, образно, формируют чувства, помогают глубже воспринимать окружающую действительность. Наиболее эффективны уроки литературы, где использовались соответствующие произведения русской классической живописи в целях углубления идейного и эстетического воспитания учащихся. Всю свою работу распределила по следующим направлениям:
- Показать, как в процессе обучения картина художника, поставленная наряду с литературно-художественными произведениями, может выполнять те же познавательно-воспитательные задачи, что и литературное произведение, но разрешает их своими художественными средствами, присущими живописи.
- Показать, как и в каких случаях, картина художника помогает учащимся лучше понять литературное произведение с его основными компонентами (персонаж, быт, пейзаж).
- Познакомить с результатами («общение» учащихся с картиной в форме сочинения-описания).
Содержание беседы определяется следующими вопросами:
- Какие темы берут писатели и художники для своих произведений?
- Из какой среды отбирают художники и писатели образы своих персонажей?
- С каких сторон они характеризуют своих героев?
- Как они относятся к своим героям?
- Как отношение автора к своим героям определяет художественные приемы писателя и живописца в том, или ином произведении?
После просмотра картин, учащиеся делятся между собой впечатлениями, пишут заметки в тетрадях. Эти заметки позднее оформляются в их творческих работах. («О чем можно подумать, смотря на картину Боровиковского «Портрет Т.И. Лопухиной?», «Что общего в мироощущениях художника Боровиковского и писателя Карамзина?»).
При подготовке к уроку «Русская старина в изобразительном искусстве и литературе» учащимся заранее предлагается подготовить сообщение о принятии христианства на Руси, рассказать о традициях фольклора в литературе и искусстве. Итогом этого урока – путешествия являются задание на дом в форме творческой работы («Какие мысли и чувства вызывают у вас произведения древнерусских живописцев?»).
Проникнуться чувством любви к родному краю помогают уроки о Великой Отечественной войне. Кроме опорных вопросов, учащихся заранее готовят записи песен о ВОВ, выставку работ художников-плакатистов, оформляют стенд «Фотографии военных лет» (Урок в 7 классе «Военной песни негасимый свет»). В конце урока прошу учеников нарисовать дома плакат по теме и написать сочинение «У каждой песни, как и у людей, своя судьба …»
1.7. Роль беседы в развитии коммуникативных способностей учащихся.
Беседа и все ее формы, требующие коллективного обсуждения – один из ведущих методов преподавания и развития коммуникативной компетентности. В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. Искусство писать есть искусство видеть, искусство общаться, чувствовать, оценивать. А раз письменная и устная речь есть искусство, этому искусству надо обучать. Для того, чтобы учащиеся могли дать самостоятельную устную или письменную работу описательного характера, провожу коллективные и индивидуальные беседы по поводу проанализированных литературно-художественных произведений. Умение вести беседу – это значит повысить речевую грамотность, обогатить словарный запас, усовершенствовать все виды речевой деятельности, уметь вести диалог, уметь слушать, развивать «идеальную речь» (правильную, точную, простую, чистую, логичную, выразительную и богатую).
Как известно, речевая деятельность имеет следующие виды: говорение (беседа) → слушание → письмо → чтение.
Но как показывает практика не всегда и не все правила поведения во время беседы (диалога) соблюдается учениками. Над этим нужно работать. Поэтому вместе со своими учениками мы составили правила на уроках литературы «Как вести беседу?».
Правила поведения во время беседы.
- Затрагивай ту тему, которая заинтересует твоего собеседника.
- Меньше говори о себе.
- Учись внимательно слушать.
- Не говори громче собеседника.
- Если тебя перебили, помолчи и выслушай.
- Разговаривая, смотри на собеседника.
- Умей привлекать не руками, а словами.
Особенно важны, на мой взгляд, эвристические беседы, когда отвечая на вопросы, ученики самостоятельно приходят к решению языковой задачи, выясняют проблематику произведения, его идею. Один из важнейших принципов построения беседы – диалогичность. Необходимо, чтобы школьники не только отвечали на предложенные вопросы, но и сами задавали их, были готовы продолжить диалог не только с учителем, но и со своими одноклассниками, поэтому активно используются не только беседы, но и диспуты, ответы на вопросы, подготовленные самими учащимися, викторины, иные формы диалога (полилог, диалог с самим собой, с героем произведения, построение диалога с учетом выполняемой роли и т. д.). В связи с этим надо отметить, что ребятам очень нравится задавать свои вопросы, и я поощряю этот вид их речемыслительной деятельности. Однако анализ “вопросников” показал, что не все дети умеют формулировать проблемные вопросы к беседе. В начале пятого класса увидеть заложенную автором проблему и придумать вопрос к классу могли только 32% учащихся. Остальные 68% ограничивались вопросами по содержанию, требующими лишь знания текста и не показывающими, насколько дети поняли идею автора. К концу учебного года это соотношение составило 59% к 41%.
Следующим приемом является разыгрывание коммуникативных ситуаций, в процессе которых дети открывают для себя эффективные приемы создания текста, реагируют на реплики партнеров, эмоционально “проживают” те речевые действия, которые станут основой их коммуникативной компетентности. Это не только традиционное “чтение по ролям”, а в большинстве своем упражнения, в которых школьники сами создают текст (в соответствии с заданной темой, коммуникативной ролью и т. п.). Чаще всего такие ситуации связаны с понятием «речевой этикет», поэтому развивается и культуроведческая компетенция, которая предполагает владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Любая разыгранная детьми речевая ситуация подлежит обсуждению, после чего бывает полезным еще раз разыграть ситуацию в прежнем виде или внеся изменения в исходные условия.
Безусловно, формирование устной речи неразрывно связано с навыками излагать свои мысли на письме. Еще Цицерон писал, что “письмо развивает искусство владения словом”. Да и некоторые дети лучше раскрываются именно в письменных творческих работах, где на них не оказывает давления присутствие одноклассников. Кроме традиционных для уроков русского языка и литературы сочинений разных жанров, я учу детей писать отзывы, статьи, эссе. После экскурсий, посещения театра, выставок, где дети имеют возможность понаблюдать за коммуникативной деятельностью людей, школьники в письменной форме делятся своими впечатлениями, размышляют об увиденном и услышанном, а потом организуют обсуждение в классе. Так, результатом экскурсии в село Константиново на родину С. Есенина стало создание странички будущего учебника, посвященного рязанским писателям. Лучшие работы обязательно читаем вслух, остальные – по желанию, при этом слушатели имеют право на критику. Ребята не только оценивают чужие тексты, но и редактируют свои, учатся адекватно воспринимать критические замечания в свой адрес и тактично, основываясь на правилах речевого этикета, указывать на недочеты других. Вообще, анализ текста (письменного или устного) – один из наиболее распространенных приемов, используемых на уроках. Ребята анализируют не только собственные тексты, но и уже готовые. Для анализа используются два вида текстов: образцовые и дефектные. Первые используются как модель для подражания, как идеал, к которому следует стремиться. При работе с образцовыми текстами школьники должны выделять качества текста, способствующие полной реализации цели говорящего. Ученики должны как бы проникнуть в творческую лабораторию автора, определить, почему текст построен именно таким образом, насколько автор учел речевую ситуацию, что еще способствовало успеху. Задача в том, чтобы школьники не просто знакомились с лучшими образцами словесного искусства, но могли что-то из них позаимствовать для собственной речевой деятельности.
Ребятам предлагается прослушать текст, найти монолог или диалог (отрывок из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»), ответить на вопрос: «Какой вид речи (монолог или диалог) составляет основу этого текста?» При доказательстве прошу ребят не забывать о правилах поведения беседы. Заключительным этапом является сочинение – рассуждение «Почему книгу надо беречь?»
Такой вид работы, с моей точки зрения, не только формирует коммуникативную компетенцию, но и совершенствует коммуникативные умения и творческие способности, знакомит с основами речеведческими понятиями, обучает навыкам культуры речи.
В 7 классе к концу изучения курса литературы ребята получают навыки работы по группам, в команде. Умеют связывать произведения с историческими событиями, раскрывают роль картин природы в изображении внутреннего состояния героя, создания комического в произведении, анализировать в целом самостоятельно прочитанное произведение.
В 8 классе начинаю работать над образом литературного героя. Ярким примером этого может служить образ Петра Андреевича Гринева из пушкинской «Капитанской дочки». Ребята не только составляют план анализа, обсуждают поступки героя, но и проводят связь с общечеловеческими приоритетами, работают над эпиграфом «Береги честь смолоду», его значениями для современного человека. Восьмиклассники говорят о роли детства, воспитания в жизни человека, о самовоспитании, о роли родителей. Такой подход к изучению произведения дает большой отклик в душах ребят.
К концу учебного года школьники приобретают навык анализа композиции рассказа (антитеза, пейзаж, портрет, внутренний монолог), особенностей драматического произведения, могут объединять художественные тексты по темам.
В 9 классе происходит более детальное знакомство учащихся с образами литературных героев. Ребята используют критические статьи, спорят с мнениями известных литераторов. На новую ступень поднимается и речевое оформление сочинений обучающихся: расширяется лексический состав языка, большую значимость приобретают литературоведческие термины, высказывания строятся с соблюдением заданного стиля.
1.7 Использование регионального компонента при развитии речевых способностей учащихся.
«Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма», - писал Н.Г. Чернышевский. Немало выдающихся людей, оказавших значительное влияние на развитие передовой научной мысли, литературы и искусства, дала рязанская земля. Художественно-познавательная информация активно обогащает речь учащихся, заставляет вести диалог с прошлым, формирует движение вперед в овладении связной речью, в овладении умением создавать определенные речевые тексты. Обогащается словарный запас, используются различные стили и жанры речевых высказываний, личностность речи (интонация, образность). Ученик осознает законы языка, т.е. обнаруживается речевая компетентность школьника и его креативный потенциал.
Для того, чтобы познакомить учащихся с моментами жизни и деятельности знатных рязанцев, которые составляют «гордость и славу земли русской», привлекаю их к подготовке сообщений и докладов, к выполнению литературно-творческих работ («Ёлшино подарило России великого художника»
(П.М. Боклевский), «Яков Полонский. Рязанские корни.) (приложение №5).
Лирика – самый интимный и трепетный род литературы. Именно при изучении поэтических произведений формируется эмоциональная отзывчивость, совершенствуются мышление и речь, создаются основы читательской культуры.
Для этого необходим анализ поэтических произведений. Для верного понимания стихотворения вместе с ребятами определили принципы, на основе которых можно будет глубже осмыслить лирику:
- Максимально приблизится к состоянию, пережитому поэтом.
- Первичное чтение должно быть ярким и эмоциональным.
- При первичном чтении не задавай вопросов. Не отвлекайся от восприятия поэтического слова.
- Не спеши с анализом. Осмысли сказанное.
- Каково твое настроение?
- Поговорим о поэтическом слове и образе.
- Найди самый яркий, интересный образ.
- Определи идею стихотворения как выражение чувств и переживаний поэта.
- Выразительно прочитай стихотворение.
Примером вдумчивого отношения к поэтическому наследию могут служить представляемые мною работы учащихся 10 класса - сочинение анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Неохотно и несмело …», анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», стихотворение
А. Блока «Русь» (приложение №4).
На уроках анализа лирического стихотворения происходит совершенствование устной речи учащихся. Это самый сложный вид творческой работы. Элементам анализа стихотворения обучаю с 5 класса. В 9 - 11 классах работа усложняется, здесь требуется большая подготовка, умение писать сочинение, а не просто отвечать на вопросы. Объясняю старшеклассникам, что они должны не только знать содержание текста, но и уметь анализировать его с литературоведческой точки зрения. При анализе эпизода эпического произведения и анализе стихотворения учащимся необходимо владение грамотной речью, умение избегать повторов, использовать термины, связывать части текста, высказывать свое мнение и многое другое.
Приведу примеры.
Ученики писали сочинение-анализ стихотворения Н.Заболоцкого «Есть лица ... » Это коротенькое стихотворение. Работы совершенно не были похожи друг на друга. В сочинениях школьники показали и литературные знания, и эмоциональное развитие, и глубокий ум. Соблюдая алгоритм данной работы, обучающиеся продемонстрировали свою индивидуальность, свою точку зрения, выразили свои настроения при истолковании стихотворного текста.
Вдумчивым отношением к поэтическому наследию отличаются и работы учащихся 10 класса сочинение-анализ стихотворения Ф. Тютчева «Неохотно и смело ... », анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», стихотворения А. Блока «Русь». (см. приложение №6).
Большая роль в развитии речи учащихся, формировании их словарного· запаса, умении устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые выводы, ярко и образно строить высказывания принадлежит устной речи. Одним из приемов обогащения устной речи является конкурс ораторов, на котором ученики четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения рассказывают о каком-нибудь предмете, например, о ручке, пенале, будильнике.
Еще один прием - активизация чувственного опыта, когда учитель обращается к воображению воспитанников, стремится вызвать в них представления, основанные на жизненных впечатлениях и одновременно близкие к теме изучаемого произведения - уроки юмора.
Ориентируясь на современные требования к речи, провожу уроки по знакомству с деловым этикетом, используя при этом ролевые игры.
- Развитие коммуникативных способностей личности ребенка при проявлении творчества.
Мне кажется, что важнейшая цель учителя-словесника в наше время - формирование навыков общения. Еще А.Экзюпери утверждал, что общение – единственная постоянная роскошь, необходимая человеку. Где же ребенку приобрести умение общаться, если не на уроках русского языка, литературы и словесности. Ведь эти учебные предметы обязаны создавать импульсы, вызывающие стремление личности к самовыражению. А самым мощным импульсом в развитии человека является творчество. Потенциальная гениальность есть в каждом, поэтому учитель должен постараться найти и развить те крупицы душевного таланта, которые, бесспорно, имеются в любом ученике.
Потребность в творческом созидании заложена в самой природе человека. Ребенок, как и взрослый, стремится выразить свой внутренний мир и свое видение мира внешнего, окружающего. Принято считать, что дети уже рождаются творчески одаренными и, если им не мешать, они обязательно проявят свои способности, но мы, работающие с подростками, хорошо знаем, что потребность в творчестве в течение жизни реализуется далеко не полностью и не у всех.
Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности, поэтому так велика, на мой взгляд, роль учителя в создании условий для самореализации личности ребенка. Ребенку нужно помочь освободиться от комплексов, мешающих ему жить, и дать возможность поверить в себя.
Творчество, по мнению психолога Л.Е.Выготского, является нормой детского развития, так как ребенок мыслит образами. Необычное лучше запоминается. Это свойство человеческой психики я и стараюсь использовать на уроках.
Для успешного овладения нормами русского языка многим детям необходима систематическая помощь взрослых. Часто родители, пытающиеся эту помощь оказать, разводят руками: и правила вместе повторяют, и домашние диктанты пишут, а толку нет. Нередко дети знают правила, но применять их на практике не умеют, а вернее, не успевают, так как при написании требуется быстрая мыслительная реакция, то есть мгновенное создание цепочки проверочных слов. Вот этой быстроты в реакции, скорости и точности часто и не хватает нашим детям, поэтому и относятся они к русскому языку (хотя знание его дается с детства) как к источнику бед, неудач и бесконечных огорчений.
Чтобы избежать такого устойчиво негативного отношения к родному языку, изучение правил грамматики я превращаю в игру, то есть перевожу логическое мышление в образное, более доступное и понятное детям.
Такой прием не только развивает воображение, но и позволяет ребенку быстро, качественно, и самое главное – без отрицательных эмоций запомнить правила.
Эту идею когда-то давно подала мне С.М.Бондаренко в брошюре «Беседы о грамотности». Ее грамматические сказки так заинтересовали нас с ребятами, что мы и сами стали их сочинять. Такая творческая работа окончательно убедила меня, что воображение и фантазия активно способствуют обучению. Если поначалу дети только подражали грамматическим сказкам, созданным писателями, то впоследствии они даже организовали соревнование на придумывание самой интересной ситуации для сюжета сказки.
Грамматические сказки учащихся шестого класса.
Кому нужны падежи?
В некотором царстве-государстве жили-были падежи.
Жили они дружно, друг с другом никогда не ссорились. Были они в ладу не только с собой, но и со всеми людьми. И люди благодарны были падежам за то, что те существуют на свете, иначе как бы они могли общаться друг с другом? Как можно говорить, писать, думать, не изменяя слов?
Каждый падеж был по-своему дорог и понятен людям, а было-то падежей - шесть братьев.
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ давал всему живому и неживому имя;
РОДИТЕЛЬНЫЙ знал кого или чего нет рядом;
ДАТЕЛЬНЫЙ – самый добрый и щедрый - вечно что-нибудь кому-нибудь дарил;
ВИНИТЕЛЬНЫЙ уважали не меньше других, хоть он постоянно винил кого-то за проделки и все всегда видел;
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ – самый работящий падеж - вечно он что-нибудь выдумывал и чем-нибудь гордился, а последний –
ПРЕДЛОЖНЫЙ - знал все обо всем и обо всех помнил.
Если бы не имелось падежей-братьев, обеднел бы язык людей, не смогли бы они написать красивых песен, не сложили бы стихов и сказок. Потому и берегут издавна люди братцев и живут с ними в мире и согласии.
(Холодова Света)
Хорошие друзья.
В одном сказочном городе жили Имена Существительные, которые во всем любили порядок и всегда все делали по правилам. Им нравилось склоняться по падежам и изменяться по числам, потому что так предписывали традиции.
Однажды в город прибыли заграничные слова. Понравились Существительные иностранцам, завязалась между ними тесная дружба. Однако вскоре гости почувствовали себя плохо, стало им нездоровиться.
Никто не мог понять, что происходит с гостями. И решили горожане обратиться к мудрецу. Осмотрел Мудрец приезжих и сказал, что местные правила им вредны и должны они покинуть город.
Жаль стало горожанам расставаться с иноземцами, и решили они придумать для них новое правило. В правиле этом говорилось, что существительным иноязычным разрешается отныне не склоняться по падежам и не изменяться по числам.
Это правило пришлось по душе иностранцам, и остались они жить в городе.
( Киселева Катя)
Развитие креативных способностей ребенка – залог нравственного здоровья личности.
Многолетний опыт работы с детьми убедил меня, что потребность в творчестве необходимо поддерживать и стимулировать, создавать условия для самовыражения.
Опора на творческий потенциал ребенка на уроке и во внеурочное время делает учебный процесс увлекательным и позволяет личности повышать свою культуру.
Вера в ребенка, любовь к нему – основа развития и креативных способностей личности, и нравственного здоровья семьи, а значит, и общества.
Привожу примеры творческих работ учащихся 5-8 классов по некоторым темам.
Пейзажные миниатюры.
Зимнее утро.
В это трудно поверить сейчас, но ночью мела метель.
На дворе тихо. От свежего снега рябит в глазах. Он искрится, скрипит под ногами, лежит ровным белым ковром. Дворники с трудом убирают его с тротуаров. Чистый морозный воздух приятно холодит лицо. Ясное небо и звонкое чириканье воробьев, гоняющихся друг за другом, поднимают настроение. С такого утра хорошо начинать день.
(Мякишева Лина, 6 класс)
Природа отдыхает.
Декабрь. Как долго мы ждали тихого, спокойного дня. И вот он настал. Кончились снегопады и метели. Сумерки. На улице тихо. Неподвижно лежит ровный снежный ковер. Кажется, что безмятежные ели и тонконогие березки уснули под толстым белым покрывалом. Темное небо грузно нависло над поселком. Идет мелкий сонный снег. Я люблю такие тихие дни. На душе умиление и бескрайняя свобода. За окном ни звука. Природа отдыхает.
(Ситникова Аня, 6 класс)
Что за чудо эта рябина!
Что за чудо эта рябина! Посмотришь, даже глазу приятно! Стоит она, припорошенная снегом, как невеста. А из-под фаты выглядывают красные серьги, переливающиеся в лучах солнца, как бриллианты. Улыбнется, встряхнет головой и посыплется на землю дождь из белых, так же переливающихся снежинок. А вот прилетел поздравить невесту снегирь. Он одет в черный пиджак и красный фрак. Рябина в честь праздника угостила гостя своими янтарными ягодами. Ах, как вкусно, сладко! Спускается вечер, гостю пора улетать. Рябина долго машет ему вслед ветками и сыплет белым снегом… Но вот и она уснула.
(Теплякова Анна, 6 класс)
- Сотрудничество учителя и ученика как ступень к осознанной мотивации учения.
Современный урок – это прежде всего диалог. Диалог учителя и ученика.
Если раньше учитель-словесник пытался достичь двух наиболее важных целей: дать знания о языке как науке и научить грамотно писать и говорить, то сейчас этих умений явно недостаточно. Перед учителем на современном этапе поставлена более сложная задача – обучить ребенка владению языком как средством общения и познания мира.
Современный урок обязательно должен иметь коммуникативную направленность, должен реализовать потребность школьника в навыках речевого поведения, то есть взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях.
Учитель и ученик – субъекты одного процесса, поэтому их отношения необходимо строить на правах партнерства. Задача учителя – направлять и организовывать ученический поиск, создавать условия для расширения и углубления объема знаний и умений. Я убеждена, что эффективность урока определяется уровнем самостоятельного поиска: когда интеллектуальная энергия учащихся находит выход в удовлетворении собственной познавательной активности, тогда никого не надо уговаривать или заставлять учиться. А убедили меня в этом уроки нестандартных форм.
Психологическая цепочка: отсутствие давления со стороны учителя – чувство комфортности и уверенности в своих силах и знаниях - создает предпосылки для раскрепощения эмоциональной сферы ребенка. Тогда даже у учащихся с низким уровнем развития появляется интерес к учебному материалу (а это уже ключ к интеллектуальному развитию личности). Учителю же нестандартный урок дает реальную возможность повысить самооценку слабоуспевающего ученика, показать ему, что он тоже имеет неплохие перспективы.
Групповые работы не только раскрепощают, но и, создавая ситуацию диалога, в котором востребовано мнение каждого ученика, обогащают ребенка коммуникативным опытом. В группе учащиеся с низким уровнем учебных навыков не только получают знания, но и, убедившись, что им не грозит плохая отметка, принимают посильное, а иногда и активное участие в обсуждении проблемы. Такой подход к учебному процессу позволяет учителю привлечь учащихся с высоким уровнем познавательной активности для обучения остальных, а учебный труд из принудительной обязанности превращается в средство постижения окружающего мира. Убедительным аргументом в пользу групповых форм обучения могут послужить творческие мастерские, лабораторные или исследовательские работы на уроках литературы.
Зная, что большинство детей слабо владеют навыками сотрудничества, имея ярко выраженную ориентацию на себя, на уроке я применяю интерактивные методы обучения, которые тесно переплетаются с проблемным обучением, заставляющим учащихся самостоятельно находить пути решения. Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Это делает продуктивным сам процесс обучения. Во время работы на уроках литературы все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получить не только новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроке дает возможность организации и развитию диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. На моих уроках нет доминирования как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организую индивидуальную, парную и групповую работу, применяю исследовательские проекты, ролевые игры, используются творческие работы. Чаще всего групповые формы обучения использую на заключительных обобщающих уроках. Наиболее известные и часто используемые из них - «большой круг», «вертушка», «дебаты», «аквариум». Эти формы эффективны, когда обсуждается какая-либо проблема в целом. Например, «Человек есть тайна» Проблема человека в творчестве Ф. М. Достоевского», «Человек – это звучит гордо…Есть - люди, а есть иные человеки»… Проблема человека в творчестве А. М.Горького.» Ценное в этих формах то, что они позволяют ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышав аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.
Применение проблемных ситуаций на уроках литературы дает возможность мне демонстрации нестандартных, неожиданных ходов в рассмотрении идей и образов художественного произведения, развития эстетического чутья, коммуникативных способностей учащихся. Художественное произведение обычно построено на столкновении противоположных суждений, чувств, борющихся в читателе. Л. С. Выготский назвал это явление «законом противочувствования». В условиях проблемной ситуации позиции учеников обнаруживаются резко, явно, отчетливо. Моя задача на данном этапе – не самоустранение, не сохранение авторитета: учитель обязан выявить разнообразные точки зрения, помочь четко их сформулировать, следя за чередованием противоположных аргументов, побуждающим тщательно обосновывать позицию, глубоко разрешать проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация представляет собой момент урока, когда ученик осознает наличие учебной проблемы и недостаточность имеющихся у него знаний для ее разрешения. Иначе говоря, такое положение, при котором ученик обнаруживает противоречие между известными ему знаниями и невозможностью определить новые факты и явления.
Ситуация затруднения, по мнению В.Г. Маранцмана и Т.В. Чирковской «оказывается необходимым импульсом процесса познания». Потребность в новой мысли при этом ощущается учеником как насущная, внутренняя необходимость. «Взволнованность спора – импульс к движению мысли, к поиску истины. И если спор затевается для того, чтобы не было равнодушных, то проблемная ситуация разрешается для того, чтобы не было неубежденных».
Для верного построения и течения проблемной ситуации важно выбирать основной вопрос, лежащий в сфере интересов учащихся. Однако проблемную ситуацию создает на всякий вопрос, начинающийся с «почему». Опираясь на требования современных методик, я разработала алгоритм создания проблемных ситуаций.
Алгоритм создания проблемной ситуации.
- Достаточная сложность вопроса, создающая ситуацию затруднения.
- Возможность развернуть проблемный вопрос в более частные, более доступные для ответа вопросы.
- Неразрывность поиска ответа на вопрос с усиленной работой над текстом (источником не только поставленных вопросов, но и найденных ответов).
- Потребность самостоятельного поиска, активизация мышления учащегося.
- Безусловно, положительное эмоциональное отношение учеников к рассматриваемой проблеме, заинтересованность в правильности ответа.
Особенности проблемной ситуации на уроках литературы.
- При разрешении проблемной ситуации на уроке литературы она не всегда может быть доведена до категорического разрешения. Проблемная ситуация на подобных уроках чаще разрешается по принципу дополнительности, наибольшей вероятности, наибольшей близости мировоззрения читателя и автора произведения.
- Проблемные ситуации на уроках литературы строятся не только по законам логики. Они призваны разбудить еще и художественную интуицию, образное видение, воображение ребят. Эмоциональное чутье и интеллектуальная деятельность должны иметь одинаковое значение при разрешении проблемных ситуаций.
Универсальность проблемной ситуации состоит в целесообразности использования ее на любых этапах изучения произведения.
В старших классах, сохраняя и углубляя интерес к нравственным вопросам, проблемная ситуация помогает мне определить их тесную взаимосвязь с социальными и философскими проблемами, отразившими своеобразие мировоззрения автора и особенности его творческого метода.
Появляется такая разновидность проблемных ситуаций, как движение к истине через столкновение позиций не героев произведений, а критиков – современников автора. Часто проблемная ситуация возникает в начале урока как бы сама собой, ненароком – просто сталкиваются два эпиграфа, а искры от их столкновения разжигают костер дискуссии или просто подогревают интерес к возникшей проблеме.
5. Результативность технологии.
В результате применение технологии развития коммуникативных способностей:
- происходит развитие умений и навыков пересказа, сокращения текста, изложения его с сохранением стиля автора,
- умения рассуждать на тему и приводить свои аргументы,
- использовать официально-деловой, публицистический и художественный стили, - проводить анализ эпизода художественного произведения эпического характера, анализ лирического стихотворения. Все это способствует развитию личности школьников.
Коммуникативная деятельность учащихся помогает многим не только лучше учиться, но и стать лидерами в коллективе, активно участвовать в общественной жизни школы и за ее пределами, по-взрослому ставить и решать проблемы, четко определить свое будущее и осуществлять конкретные шаги к его приближению. Такова моя система работы по развитию коммуникативных умений и навыков с опорой на идеи современных ученых, методистов. Моя задача - научить ребенка чувствовать собеседника, понимать ситуацию общения, строить свою речь соответственно этой конкретной ситуации. А в идеале – воспитать творца. Стихотворения моих учеников печатаются в поэтических сборниках не только районного уровня, но и областного. Так в 2000 году вышел сборник стихов «Алмаз неграненый», где напечатано стихотворение Гопиенко С., в котором он выразил признание в любви учителям.
Учитель мой, тебе отдам
Все, что имею до конца;
Учитель мой, избавь меня
От этого кольца;
Учитель мой, к тебе взову –
На произвол не брось;
Учитель мой, скорей, прошу,
Из горла вынь мне кость;
Учитель мой, не отвернись,
Но помоги мне встать,
Чтоб, отряхнув с коленей тлен,
До неба мог достать.
Данная технология позволила добиться мне 100% успеваемости по русскому языку и литературе. Качество знаний по русскому языку колеблется от 34% до 74%, по литературе от 68% до 96%.
Таблицу вставить
Мои ученики активные участники декады предметов гуманитарного цикла в школе. Так в 2008/09 учебном году Филин С. занял первое место в конкурсе чтецов среди 5 классов, Букино С. – 2 место среди 6 классов. В 2009/10 году Болдин А. – 1 место в конкурсе чтецов. В школьной олимпиаде по русскому языку Назаров С. занял первое место среди учащихся 7 классов. Причем он лучше всех выполнил задания, связанные с анализом текста.
Нужно отметить, что по исследованиям психологов у моих учащихся устойчивый интерес к урокам литературы и русского языка. хорошо развита устная и письменная речь.
На уроках литературы мы с ребятами занимаемся исследовательской и проектной работой, что позволяет нам активизировать мыслительную и речевую деятельность. Так в 5 классе учащиеся выполняли коллективный проект по теме «Малые жанры фольклора», в 6 классе была выполнена работа «История создания военных плакатов». С исследовательскими работами старшеклассники принимали участие в районной краеведческой конференции.
Назаров С, Болдин А. стали лауреатами областного конкурса «Зову тебя в Мещеру 2010». Также мои воспитанники становились неоднократными призерами районного конкурса «Слово доброе посеять…», активные участники всех конкурсных сочинений.
По результатам контрольных и проверочных работ у 75% учащихся развиты навыки связной речи. 65% из них правильно выполняют задания по орфоэпии. У них развиты умения по определению темы, проблемы текста. 78% на достаточно хорошем уровне владеют навыками подробного, сжатого и выборочного пересказа. Ученики составляют сюжетные планы к произведениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературы
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Организация деятельности учащихся, обеспечивающая формирование умения структурирования знания в процессе решения задач по теме «Площади фигур» в 8 классе.
Данный проект содержит систему трех задач по геометрии: олимпиадная, практико-ориентированная, исследовательская. Для каждой задачи составлена технологическая карта работы над задачей....
Мастер-класс: «Организация деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка в средней школе»
Основу мастер-класса составляет фрагмент урока изучения нового материала, включающий этапы целеполагания, планирования работы, выработки критериев достижения результатов; самостоятельная деятельность ...
Формирование коммуникативных УУД на уроках литературы.
Данная работа представляет из себя статью о приёмах и методах формирования коммуникативных УУД на уроках литературы. Помимо теоретического материала, относящегося к определению УУД, их классификации и...
«ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ НА УРОКАХ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Это выступление для МО. В нем раскрыта Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания....
Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.
Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....
Методическая разработка "Компетентностный потенциал учебного предмета «Литература» (на примере формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах)"
В методической разработке представлен опыт формирования коммуникативной компетентности на уроках литературы в 5-6 классах, изучения запросов учащихся, причин недостаточной сформированности данных комп...