Рабочая программа по литературе 5 класс 2016-2017
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
По учебнику И.Сухих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_literature_5_klass_programma_liter.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа.
Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией И.Н. Сухих, М:Издательский дом «Академия», 2013г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Уровень - базовый.
Направленность - основное общее образование.
В год – 105 ч.
Развитие речи -9 ч.
Внеклассное чтение – 9 ч.
Диагностические работы -4 ч.
В неделю - 3 ч. из расчета не менее 34 недель.
Преемственность: изучение литературы в 5 классе является логическим продолжением программы по литературе начальной школы.
Организация учебного процесса: классно-урочная система
Материально - техническое обеспечение:
- Таблицы по основным темам курса литературы;
- Интернет ресурсы;
- Цифровые образовательные ресурсы;
- Тесты.
Структура документа.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета.
Литературное развитие школьника — процесс, направленный на формирование читателя, способного понять литературное произведение в историко-культурном контексте и выразить себя в слове. Художественная литература активизирует эмоциональную сферу личности, воображение и мышление, а потому предоставляет читателю возможность освоить духовный опыт разных поколений, помогает выработать мировоззрение, а главное, раскрывая образ человека как величайшей ценности, пробуждает гуманность, вводит читателя в пространство культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Осознание гуманистических ценностей культуры и развитие творческих способностей — важнейшие условия становления эмоционально богатого и интеллектуально развитого человека, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и окружающему миру.
Изучение литературных произведений необходимо школьникам как опыт коммуникации — диалога с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия и к духовному миру народа, нашедшему отражение в фольклоре и классической литературе. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей многонациональной страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры и нравственного потенциала России.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
––формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
––развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
––постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, анализ художественного текста, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
––поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
––овладение учеников алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста;
––развитие речи и литературно- творческих способностей школьников, способности адекватно выразить себя в слове;
––овладение учащихся важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
––использование опыта изучения произведений художественной литературы в учебной деятельности, речевом самосовершенствовании школьников.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. Логика построения курса «Литература. 5—9 классы» — от образов мира в фольклоре и литературе — к образу человека, изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец, к целостному образу человека, неотделимому от окружающего его мира, времени, в котором он существует. Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5—8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В основе курса литературы 5 класса под редакцией профессора И.Н.Сухих лежит проблемно-тематический принцип, к которому добавлен литературоведческий принцип. Последовательность изучения произведений в 5 классе отражает не этапы развития русской литературы, а специфику открытия мира ребёнком, поэтому курс называется «Открытие мира». Проблемно- тематический принцип построения Программы в 5 классе вытекает также из принципа преемственности: в процессе изучения литературы в средней школе необходимо постепенно усложнять эстетическую деятельность, конкретно определять пути формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи. В учебник включены произведения из федерального компонента Государственного стандарта общего образования.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы органично включено в разные темы программы, тем самым дается возможность сопоставления проблематики и решений литературами разных народов. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение. Особенностью программы и учебника является проектная деятельность учеников. Каждая из тем учебника завершается рубрикой «Художественный проект».
Особенности контингента учащихся 5 «А» кл. ГБОУ гимназия №61 г. Санкт-Петербурга
В 5»А» классе 23 учащихся. По уровню знаний, умений и навыков класс можно разделить на несколько групп. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, высказывает свои суждения по поводу характеров и поступков героев. Следующая группа воспринимает художественное произведение довольно поверхностно, затрудняется в выражении своих мыслей, недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Учебная программа по литературе рассчитана на 3 часа в неделю (105 часов в год).
II. Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов |
Мир человека и его изображение в фольклоре. | 12 часов; из них 10 часов — на изучение произведений, 1 час — на урок внеклассного чтения, 1 час — на урок развития речи) |
Мой дом – мой мир. | 8 часов; из них 5 часов – на изучение произведений, 1 ч.- Р\р, 1ч. – внеклассное чтение, 1ч. – диагностическая работа |
Природа – мир, окружающий дом. | 33 часа: из них 26 ч. – на изучение, 3 ч. – на уроки внеклассного чтения, 3ч. – развитие речи, 1 ч. – на диагностическую работу |
Дороги к счастью | 27 ч.: из них на изучение произведений – 22 ч., на уроки внеклассного чтения – 2, на развитие речи – 2 ч., 1ч. – на диагностическую работу |
Мир – сообщество людей | 25 часов: из них – 19 ч. На изучение произведений, 2ч. – на уроки внеклассного чтения, 2 часа – на уроки развития речи, 2 часа – на диагностические работы |
Итого: 105 часов; из них 83 часа — на изучение произведений, 9 часов — на уроки внеклассного чтения, 9 часов — на уроки развития речи, 4 часа — на диагностические работы |
III. Содержание тем учебного курса.
Т е м а 1. Мир человека и его изображение в фольклоре
Представление о фольклоре как словесном творчестве народа. Истоки фольклора. Отличие фольклора от литературы. Собиратели фольклора и сказители. Фольклор в жизни человека. Жанры фольклора и их связь с обрядами. Современный
фольклор.
Р а з д е л 1. Миф как исток фольклора
Представление о мифе и мифологии. Следы славянской мифологии в фольклоре. Духовный стих «Голубиная книга».
Теоретико- литературные знания. Миф. Мифология. Духовный стих. Связь мифа и фольклора.
Культурное пространство. Мифы народов мира, славянская мифология.
Внеклассное чтение. Мифы народов мира.
Р а з д е л 2. Обрядовая поэзия
Обряд и его роль в жизни человека. Виды обрядов. Обряды и мир природы (новогодние праздники, проводы зимы и встреча весны). Содержание обряда и его символическое значение.
Обрядовые песни: веснянка «Весна красна…», свадебная величальная «Как в долу- то березонька белехонька стоит…».
Теоретико- литературные знания. Обряд. Фольклорная лирическая поэзия.
Культурное пространство. Мифологические представления разных народов. Обряды (проводы зимы, встреча весны, лета, праздник урожая) и их роль в современной жизни. Праздники и традиции празднования.
Р а з д е л 3. Малые жанры фольклора
Загадка и ее место в народной культуре. Способы загадывания. Пословицы и поговорки как явление языка и фольклора. Тематические группы пословиц. Деятельность В. И. Даля. Устойчивые словосочетания.
Теоретико- литературные знания. Отличия фольклора от литературы и их связи. Представление о жанрах. Жанры фольклора. Загадка. Пословица. Поговорка.
Культурное пространство. Русский и иностранный фольклор. Собиратели фольклора.
Внеклассное чтение. Сборники пословиц и поговорок. Сборники загадок.
Р а з д е л 4. Сказка как жанр фольклора.
Виды сказок. Нравственный смысл сказок. Сходство сказок разных народов.
1. Сказки о животных. «Лиса и тетерев», «Швец», «Журавль и цапля» (в двух вариантах), «Курочка» (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя).
Особенности сказок о животных. Хитрецы и простаки и их роль в сказке. Человеческие недостатки и способы их осмеяния. Народная мечта, отраженная в финалах сказок, — победа слабого, но сообразительного над сильным, но глупым.
2. Волшебные сказки. «Иван Быкович», «Кощей Бессмертный», «Перышко Финиста ясна сокола» (текстуально изучается одна сказка по выбору учителя).
Художественный мир волшебной сказки и ее жанровые особенности. Представление о двоемирии. Персонажи разных миров: герой и героиня, чудесные помощники, противники, вредители. Типы героев и способы их характеристики. Образ жены- волшебницы. Композиция волшебной сказки. «Сказочные формулы». Малые фольклорные жанры в волшебной сказке и их роль. Повторы.Особенности зачина и финала. Особенности сказывания сказки.
3. Бытовые сказки. «Мудрая дева», «Мужик и заяц», «Мена»
(текстуально изучаются две сказки по выбору учителя).
Жанровые особенности бытовых сказок. Группы бытовых сказок. Отражение народных представлений о жизненных ценностях; противопоставление бедности и богатства. Победа здравого смысла и осмеяние людских пороков.
Теоретико- литературные знания. Жанр сказки. Виды фольклорной сказки. «Сказочные формулы». Устойчивые эпитеты. Метафора. Сравнение. Повторы.
Культурное пространство. Фольклор в авторском искусстве: художники — иллюстраторы фольклорных сказок (И. Билибин, В. Васнецов, Т. Маврина и др.). Сказители.
Внеклассное чтение. Сказки народов мира. Русские народные сказки.
Т е м а 2. Мой дом — мой мир
Проявление в литературном произведении авторского отношения к изображаемому. Фольклорные традиции в художественной трактовке образа дома и семьи. Родственные узы и человеческие отношения.
1. А. С. Пушкин. «Зимний вечер», «Няне»
Образы бури и дома в стихотворении «Зимний вечер»: контраст и взаимосвязь. Динамика эмоций героя в стихотворении: преодоление любовью тьмы, печали и горести. Образ няни — души дома. Роль фольклорных мотивов в стихотворении. Роль сравнений, эпитетов и повторяющихся синтаксических конструкций.
Незаконченное стихотворение «Няне». Тепло авторского отношения к няне и ее тоска. Роль эпитетов в создании образа няни и атмосферы стихотворения.
2. А. П. Чехов. «Гриша»
Специфика повествования: мир с точки зрения ребенка. Дом и окружающий мир: загадки и открытия ребенка. Динамика эмоций героя и способы ее передачи. Различия в мировосприятии ребенка и взрослого. Смешное и грустное в рассказе. Способы выражения авторской позиции.
3. Н. М. Рубцов. «В горнице»
Образ дома в стихотворении. Роль художественных деталей в создании образа дома и атмосферы стихотворения. Дом и мир. Сравнение образов прошлого, настоящего и будущего, их роль в стихотворении. Образ героя стихотворения.
Диагностическая работа. И. А. Бунин. «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…».
Теоретико- литературные знания. Представление о литературных родах (эпос, лирика). Лирическое и эпическое изображение. Способы передачи авторского отношения к изображаемому в лирике и эпосе. Тропы: сравнение, эпитет. Лирическое стихотворение. Звукопись в лирическом стихотворении. Авторская интонация. Рассказ как эпический жанр. Первоначальное представление о фабуле, конфликте и композиции. Художественная деталь. Представление о стихах и прозе. Первоначальное представление о ритме, рифме и строфе.
Культурное пространство. Детские годы А. С. Пушкина, Михайловское — родовое имение Ганнибалов- Пушкиных. Детские годы А. П. Чехова. Детские годы Н. М. Рубцова. Образы дома и семьи в зарубежной и русской литературе, в изобразительном искусстве и музыке.
Внеклассное чтение. С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»; В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»; Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы»; В. В . Голявкин. «Мой добрый папа»; Л. А. Кассиль. «Великое противостояние», «Кондуит и Швамбрания»; Д. В . Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»;
Р. П. Погодин. «Славка»; Ч. Диккенс. «Оливер Твист»; Г. Мало.«Без семьи»; М. Твен. «Принц и нищий»; Я. Корчак. «Король Матиуш Первый».
Т е м а 3. Природа — мир, окружающий дом
Природа как источник жизни и как мир, враждебный человеку.
Р а з д е л 1. Мир природы в эпических произведениях .
Связи художественной литературы с фольклором. Фольклорные традиции в авторских представлениях о природе и их изменения. Человек в мире природы. Образ природы в русской
литературе как силы, испытывающей человека. Опасность нарушения человеком природных законов и восхищение дерзостью человека, бросающего вызов природе.
1. И. С. Тургенев. «Бежин луг»
Отношение И. С. Тургенева к природе как мощной стихийной силе, величественной, но равнодушной к человеку. Красота и тайна природы в рассказе «Бежин луг». Поэзия фольклорных поверий и народное отношение к природе. Особенности композиции рассказа и ее роль в выражении авторской идеи. Образы
ребят и повествователя. Вера и неверие, суеверие. Смысл финала рассказа.
Теоретико- литературные знания. Рассказ. Композиция и ее элементы. Описания природы и их роль в эпическом произведении. Способы создания образов персонажей. Образ повествователя. Речевая характеристика. Первоначальное представление о теме, проблематике и идее эпического произведения.
2. М. М. Пришвин. «Кладовая солнца»
Мир природы и мир человека в сказке- были Пришвина. Необычность авторского обозначения жанра. Метафоричность названия. Сказочное и реальное в «Кладовой солнца». Особенности композиции. Образы Насти и Митраши. Роль пейзажей и вставных эпизодов. Фольклорные мотивы в сказке. Испытание
детей. Антипыч и Травка — помощники детей. Идея произведения.
Теоретико- литературные знания. Объективное и авторское обозначение жанра. Композиция произведения. Способы изображения персонажей. Образ повествователя и его роль в произведении. Отношение повествователя к персонажам. Олицетворение, эпитет, сравнение в прозаическом произведении. Тематика, проблематика и идея произведения. Первоначальное представление
о пейзаже в литературном произведении. Авторское отношение к персонажам.
3. В. П. Астафьев. «Васюткино озеро»
Природа как источник жизни человека и опасностей для него. Образ сибирской природы. Характер Васютки, связь между поступками и характером. Причины беды. Опыт предков и личностные качества, помогающие Васютке выжить. Авторское отношение к герою. Сопоставление рассказа Астафьева со сказкой- былью Пришвина «Кладовая солнца».
Теоретико- литературные знания. Рассказ. Способы создания образа персонажа. Тема, проблема и идея произведения. Композиция и ее элементы. Пейзаж. Первоначальное представление о портрете в литературном произведении.
Культурное пространство. Детские годы И. С. Тургенева. Музей- заповедник «Спасское- Лутовиново» — имение И. С. Тургенева (Орловская область) и музей- усадьба М. М. Пришвина в Дунино. Природа средней полосы России и Сибирского края. Детские годы В. П. Астафьева. Мир природы в изобразительном искусстве (А. И. Куинджи, И. И. Левитан, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин,
К. Ф. Юон).
Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»; И. С . Шмелев. «За карасями»; Д. Н . Мамин- Сибиряк. «Вольный человек Яшка».
Р а з д е л 2. Мир природы в лирических произведениях
Мир природы и человек в лирических произведениях. Автор в пейзажной лирике. Отличие лирического пейзажа от пейзажа в эпическом произведении. Сравнение стихотворений разных авторов.
1. Ф. И. Тютчев. «Летний вечер» — А. А. Фет. «Летний вечер тих и ясен…»
«Летний вечер» Ф. И. Тютчева. Поэтическая картина летнего вечера и изменения в ней. Уподобление природы человеку и роль этого приема в стихотворении. Небо и земля как два полюса в жизни природы и их соединение. Роль изобразительно- выразительных языковых средств в создании атмосферы стихотворения.
«Летний вечер тих и ясен…» А. А. Фета. Обычное и необычное в стихотворении. Глагольная лексика и смысловая связь между глаголами. Роль метафор. Авторское отношение к миру. Сопоставление стихотворений по авторской интонации и атмосфере.
2. С. А. Есенин. «Там, где капустные грядки…»
Поиск олицетворений и метафор в стихотворении. Их роль в тексте.
3. Ф. И. Тютчев. «Тихой ночью, поздним летом…» — А. А. Фет. «Какая ночь! Как воздух чист…»
«Тихой ночью, поздним летом…» Ф. И. Тютчева. Настроение и таинственная атмосфера стихотворения, зрительная конкретизация поэтического пейзажа. Авторское отношение к изображаемому и роль слова «как» и многоточий в создании настроения. Эпитеты как словесные краски в поэзии.
Стихотворение А. А. Фета «Какая ночь! Как воздух чист…» в сопоставлении со стихотворением Тютчева «Тихой ночью, поздним летом…». Сходство поэтических картин и их отличия друг от друга. Различия в интонации поэтов.
Темы и идеи стихотворений.
4. С. А. Есенин. «Прячет месяц за овинами…»
Образ весны. Цветопись и ее роль. Роль метафор и олицетворений. Эпитеты и сравнения. Глагольная лексика, передающая подвижность мира природы. Авторское отношение к природе.
Тема и идея стихотворения.
Диагностическая работа. А. С . Пушкин. «Туча». Ф. И. Тютчев.«Весенняя гроза».
Теоретико- литературные знания. Представление о лирическом стихотворении. Первоначальное представление о теме и идее (пафосе) лирического произведения. Первоначальное представление о пейзажной лирике. Представление о цветописи. Изобразительно- выразительные средства языка: сравнение, эпитет, метафора,
олицетворение. Способы выражения авторского отношения в ли- рическом стихотворении.
Культурное пространство. Русские писатели и поэты: И. С. Тургенев,
М. М. Пришвин, В. П. Астафьев, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, С. А. Есенин. Природа средней полосы России и Сибирского края. Пейзаж в литературе, изобразительном искусстве и музыке.
Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет.«Осень»;
А. К. Толстой. «Острою секирой ранена береза…», «Колокольчики мои, цветики степные…»; Н. А. Заболоцкий. «Осеннее утро»; А. А. Ахматова. «Заплаканная осень, как вдова…»; Д. С . С амойлов. «Красная осень»; Н. М. Рубцов. «Листья осенние».
Р а з д е л 3. Человек и животные в литературных произведениях
Животные в художественной литературе. Отношение человека к животным как критерий нравственности.
1. А. И. Куприн. «Сапсан»
Особенности композиции рассказа А. И. Куприна: образ героя рассказчика и деление текста на маленькие главки. Роль композиции в воплощении авторской идеи. Образ Сапсана и средства его создания. Мир, данный с точки зрения собаки. Мысли и чувства животных, их отношение к человеку. Животные и люди в рас-
сказе. Мастерство Куприна в создании образов животных.
2. Дж. Лондон. «Бурый Волк»
Драматизм авторского повествования. Конфликт в рассказе и его причины. Особенности композиции и их роль. Образ Бурого Волка и художественные средства его создания. Перипетии в жизни животного. Два мира в рассказе: Уолта и Медж Ирвинов — и Скифа Миллера. Психологизм образов собаки и людей.
Мотивы выбора Бурого Волка. Авторское отношение к героям и способы его воплощения.
Теоретико- литературные знания. Рассказ. Композиция и ее элементы. Портрет. Описание и его роль в эпическом произведении. Пейзаж. Идея произведения.
Культурное пространство. А. И. Куприн, Дж. Лондон как писатели. Русские и зарубежные писатели- натуралисты. Научно-популярные и художественные книги о природе. Экранизации литературных произведений о природе.
Внеклассное чтение. И. А. Куприн. «Белый пудель», «Золотой петух», «Изумруд»; А. П. Чехов. «Каштанка», «Белолобый»; Б. С . Житков. «Про волка»;
Г. Н . Троепольский. «Белый Бим Черное ухо»; Дж. Лондон. «Белый Клык», «Сын волка», «Дети мороза», «Зов предков», «Майкл, брат Джерри»; Э. С етон- Томпсон.
«Рассказы о животных»; Р. Киплинг. «Маугли»; Дж. Адамсон.
«Рожденная свободной»; Д. Дарелл. «Моя семья и другие звери», «Перегруженный ковчег», «Мясной рулет» и другие книги.
Р а з д е л 4. Дороги, связующие мир человека и мир природы
Человек и природа: родство и противостояние. Рациональное познание и осознание природы как тайны. Природа в фольклоре и литературе.
1. И. В. Гёте. «Лесной царь»
Баллада Гёте в переводе В. А. Жуковского. Музыкальность баллады. Таинственный мир природы, противостоящий человеку. Образ лесного царя — фольклорная традиция и ее преломление в балладе. Искушения ребенка лесным царем. Образы ребенка и его отца — два мировосприятия. Образ- символ дороги — границы между реальным и мистическим. Образы времени и пространства в балладе. Сопоставление иллюстраций к балладе Гёте.
Теоретико- литературные знания. Баллада. Вольный перевод. Изобразительно- выразительные средства языка. Звукопись. Ритм. Художественная идея.
Культурное пространство. И. В. Гёте, В. А. Жуковский как деятели культуры. Фольклорные и литературные образы природы. Музыкальные интерпретации литературных произведений Ф. Шуберт — немецкий композитор.
2. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога», «Бесы»
Лирический пейзаж в «Зимней дороге» и «Бесах» — сходство и отличия. Настроение героя и динамика его чувств в каждом стихотворении. Образ дороги. Изобразительно- выразительные средства языка в «Зимней дороге» и их роль в создании пейзажа и передаче настроения героя. Роль ритма.
Настроение и средства его выражения в стихотворении «Бесы». Реальное и фантастическое в стихотворении. Роль рефрена «Мчатся тучи, вьются тучи…». Связь ритма с содержанием стихотворения. Сопоставление с балладой Гёте в переводе Жуковского «Лесной царь». Роль названия каждого стихотворения Пушкина.
Идеи этих стихотворений.
Теоретико- литературные знания. Лирическое стихотворение. Пейзажная лирика. Пейзаж в лирическом стихотворении. Звукопись. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение. Эмоционально- оценочная лексика. Повтор. Ритм. Тема и идея лирического стихотворения.
Культурное пространство. А. С. Пушкин в Михайловском. Русские художники- пейзажисты. Пейзаж в музыке.
3. М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»
Баллада М. Ю. Лермонтова и ее символическое значение. Поэтический мир природы и рациональный мир человека в произведении. Композиция баллады. Конфликт мечты и действительности и причины его трагического разрешения. Изобразительновыразительные средства создания образов. Способы выражения
авторского отношения к персонажам и событиям.
Диагностическая работа. М. Ю. Лермонтов. «Листок».
Теоретико- литературные знания. Баллада. Образ- символ. Конфликт. Тропы. Авторская позиция.
Культурное пространство. М. Ю. Лермонтов. Образ дороги в искусстве. Литература и живопись.
Внеклассное чтение. Английская и шотландская народная поэзия в переводе
С. Я. Маршака: «Три баллады о Робин Гуде» («Рождение Робин Гуда», «Робин Гуд и мясник», «Робин Гуд и шериф»), «Королева Элинор»; В. А. Жуковский. «Ивиковы
журавли», «Людмила», «Кубок»; М. Ю. Лермонтов. Из Гёте («Горные вершины…»), «Казачья колыбельная»; Н. М. Языков «Пловец»; И. В . Гёте. «Приветствие духа» (в переводе Ф. И. Тютчева), «На озере» (в переводе А. А. Фета), «Рыбак» (в переводе В. А. Жуковского); Г. Гейне. «Лорелей» (в переводе
С. Я. Маршака).
Тема 4. Дороги к счастью
Тема пути, дороги, странствий человека, открывающего мир и постигающего его. Тайны, загадки окружающего мира, индивидуальное мировосприятие и желание приобщиться к тайне. Нравственные ценности, представления о добре и зле, объединяющие разные народы. Оппозиция «дом — мир» и единство дома и мира.
Истинная и мнимая красота, преходящее и вечное, свобода и рабство как противоположные состояния мира и человека. Путь к истине и к самому себе. Законы реального мира и их нарушение.
Литературная сказка
Фольклорные и литературные сказки. Использование фольклорных сюжетов в зарубежной и русской литературе. Фабула и ее авторские варианты. Отражение национальных особенностей в переложении одной фабулы.
1. Братья Я. и В. Гримм. «Шиповничек», «Снегурочка».
2. Ш. Перро. «Спящая красавица».
3. В. А. Жуковский. «Спящая царевна».
4. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Сюжет о спящей красавице (царевне) и его интерпретации во французской, немецкой фольклорной сказке и русской авторской сказке. Объединение французского и немецкого вариантов в стихотворном переложении В. А. Жуковского. Русская и немецкая фольклорные сказки об умершей царевне и сказка А. С. Пушкина. Сопоставление сказки «Шиповничек» из сборника братьев Я. и В. Гримм со сказками Ш. Перро и В. А. Жуковского о спящей царевне — сходство и различие сюжетов, образов персонажей, поступков и их мотивов. Художественные средства фольклорной и литературной сказки. Сопоставление сказки «Снегурочка» из сборника братьев Я. и В. Гримм со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Характеры персонажей и способы их создания. Причины гибели царевны в сказках. Фольклорные мотивы в литературной сказке и способы выражения авторского отношения к героям и событиям. Сравнение образов
мачехи и царевны в сказке Пушкина. Образ зеркальца и его роль в развитии действия. Причины победы над злом в фольклорной и литературной сказках. Идея каждого произведения.
Теоретико- литературные знания. Фольклорная волшебная сказка и литературная волшебная сказка. Композиция. Литературный герой и художественные средства создания его образа. Стилистическая и композиционная деталь. Способы выражения
авторского отношения к изображаемому. Идея произведения.
Культурное пространство. Русская и зарубежная сказочная литература. Собиратели фольклора братья Я. и В. Гримм. Литературная деятельность Ш. Перро. Сказка в жизни А. С. Пушкина. Экранизации фольклорных и литературных сказок, анимационные фильмы. Художники — иллюстраторы фольклорных и литературных сказок. Литературная сказка на сцене театра.
5. Х. К. Андерсен. «Снежная королева»
Образы зла, зимы, холода, смерти и противостоящие им образы добра, весны, света, любви и жизни. Холодность рассудка и тепло человеческого сердца. Любовь как основа жизни. Образы Снежной королевы, тролля и волшебного зеркала. Зеркала
в сказках братьев Гримм, Пушкина, Андерсена. Кай, его характер и причины его похищения. Образ Герды в композиции сказки. Роль вступления и каждой главы в развитии действия. Эпизод «Герда у женщины, умевшей колдовать» и его роль. Маленькая разбойница и Герда. Причины изменений в героях. Образы времени и пространства. Причины победы Герды. Смысл финала. Авторское отношение к персонажам и событиям и способы его выражения. Художественная идея сказки.
Теоретико- литературные знания. Литературная сказка. Композиция. Образ персонажа и способы его создания. Конфликт. Композиционная деталь. Первоначальное представление о пространстве и времени в литературном произведении. Пейзаж. Интерьер.
Культурное пространство. Х. К. Андерсен — писатель- сказочник. Дания — родина Андерсена. Представления разных народов о добре и зле, о прекрасном. Иллюстрации В. Ерко к сказке «Снежная королева». Театральные постановки, музыкальные спектакли и экранизации литературных сказок. Режиссеры и ак-
теры. Анимационные фильмы и иллюстрации как интерпретации литературного произведения. Сказки Андерсена в музыкальном искусстве.
6. Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес»
Современное в сказке. Дороги, которые мы выбираем. Образы Алисы и Страны Чудес. Открытия Алисы. Нарушение норм и правил в сказке. Абсурд и реальность. Комические ситуации. Превращения и их секреты. Литературная пародия. Языковая игра как важнейшее средство создания сказочного мира в сказке
Кэрролла. Проблема перевода сказки.
Теоретико- литературные знания. Литературная сказка. Представление о комическом. Представление о литературной пародии. Языковые игры.
Культурное пространство. Л. Кэрролл — английский писатель. Англия эпохи королевы Виктории. Английская сказочная и юмористическая литература. Способы создания комического в литературе. Язык оригинала и проблемы перевода. Экрани-
зации «Алисы в Стране Чудес» (телевизионный фильм Н. Уиллинга; полнометражный анимационный фильм К. Джероними, У. Джексон, Г. Ласки; художественные фильмы Е. Пружанского и Т. Бертона; анимационный фильм Е. Пружанского, В. Фомина, Ю. Бутырина; и др.).
7. Ю. К. Олеша. «Три Толстяка»
Тема свободы и человеческого достоинства в сказке Ю. К. Олеши. Реальное, социальное и романтическое, волшебное в сказке. Фольклорные мотивы, их развитие и обогащение: образы Трех Толстяков, Тутти — мальчика с «железным сердцем», богатыря Просперо, ученого- волшебника доктора Гаспара Арнери. Обра-
зы времени и пространства. Пейзажи и портреты персонажей. Антитеза как средство композиции. Цирк как особый, свободный мир. Дети как надежда на будущее. Образы Суок и Тутти — разлученных брата и сестры и их роль в композиции произведения. Причины победы добра над злом. Комические ситуации и коми-
ческие образы и их роль, художественные средства их создания. Трагическое в сказке и его роль. Образы- символы в сказке. Язык сказки, роль метафоры в создании сказочного мира. Авторское отношение к персонажам и событиям. Идея сказки и способы ее выражения.
Диагностическая работа. А. И. Куприн. «Чудесный доктор».
Теоретико- литературные знания. Композиция. Конфликт. Время и пространство в литературном произведении и фольклоре. Пейзаж. Портрет. Антитеза. Изменение точки зрения на событие. Тематика, проблематика и идея произведения.
Культурное пространство. Художественный фильм «Три Толстяка» (режиссеры А. Баталов, И. Ольшевский). Художники- иллюстраторы «Трех Толстяков». Цирк в современной культуре.
Внеклассное чтение. Е. Л. Шварц. «Золушка», «Два клена», «Снежная королева»; Т. Г. Габбе. «Город мастеров»; В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне», «Лето в Старогорске», «Мальчик и ящерка» (трилогия), «Гуси- гуси, га- га- га»; К. Булычев. «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», «Миллион приключений»; Э. Лир. Лимерики, «Прогулка верхом» (в переводе С. Я. Маршака); Л. Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье», «Баллада о старом Вильяме»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; Д. Биссет. «Забытый день рожденья»; П. Треверс. «Мери Поппинс»; Д. Р. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно».
Тема 5. Мир — сообщество людей
Исторический и художественный мир: люди и их социальные роли. Авторское отношение к событиям и героям.
Р а з д е л 1. Тема защиты Родины в литературе
Представления о Родине в фольклоре и литературе. Отношение к войне. Образы защитников Отечества и образ врага. Патриотические чувства и общечеловеческие ценности.
1. М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Бородинское сражение в изображении М. Ю. Лермонтова. Особенности композиции стихотворения. Точка зрения — рассказ солдата. Своеобразие образа сражения. Чувства героев и автора стихотворения. Народная речь в стихотворном тексте.
Причины победы русских войск на Бородинском поле в понимании М. Ю. Лермонтова. Тема и художественная идея произведения.
Теоретико- литературные знания. Ритм. Строфа. Речь героя. Диалог и монолог. Разговорная интонация. Авторская позиция. Тема и идея произведения.
Культурное пространство. М. Ю. Лермонтов — офицер и поэт. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Галерея героев войны 1812 года в Зимнем дворце Санкт- Петербурга (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html).
2. Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник»
Кавказская война в изображении Л. Н. Толстого. Установка на достоверность, подчеркнутая авторским определением жанра произведения, — быль. Общечеловеческое и национальное в повести. Образы дома и мира. Мужество — и трусость; любовь, милосердие — и ненависть. Два типа человеческого поведения.
Образ Жилина как идеал солдата и человека. Костылин как антипод Жилина. Образ Дины и его роль в повести. Способы создания образов персонажей. Отношение Л. Н. Толстого к героям и событиям и способы его выражения. Лаконизм как особенность стиля.
Тематика, проблематика и идея рассказа.
Диагностическая работа. В. П. Катаев. «Сын полка».
Теоретико- литературные знания. Рассказ. Субъективное обозначение жанра (быль). Антитеза. Портрет и пейзаж в литературном произведении. Повествование в художественном произведении. Авторское отношение к изображаемому. Тема и идея произведения.
Культурное пространство. Кавказ, народы Кавказа, быт и обычаи горцев. Война России с кавказскими народами в XIX веке. Л. Н. Толстой — офицер и писатель.
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Поле Бородина»; К. Ф. Рылеев. «Смерть Ермака»; Р. Л. С тивенсон. «Вересковый мед» (в переводе С. Я. Маршака); Д. Б. Кедрин. «Зодчие»; К. М. С имонов. «Сын артиллериста».
Р а з д е л 2. Отношения людей
Проблема социальных отношений и ее отражение в литературе. Внешние и внутренние причины конфликтов и возможности их преодоления.
1. И. А. Крылов. «Волк и Ягненок», «Квартет»
Конфликт в басне «Волк и Ягненок». Диалог как средство характеристики персонажей. Аллегорические образы Волка и Ягненка и расшифровка аллегорий. Вариативность трактовки басни. Авторская позиция и мораль. Причины неудачи персонажей в басне «Квартет». Композиция басни. Способы создания образов персонажей. Иносказание и мораль. Авторское отношение и художественная идея.
Особенности басенного языка И. А. Крылова. Роль пословиц и поговорок, устойчивых словосочетаний в баснях Крылова.
Теоретико- литературные знания. Жанр басни. Персонажи басни. Диалог. Аллегория. Эзопов язык. Мораль. Авторская позиция. Художественная идея басни. Крылатые выражения. Устойчивые словосочетания.
Культурное пространство. Художники — иллюстраторы басен. Баснописцы. Аллегории в изобразительном искусстве. Памятник И. А. Крылову в Летнем саду в Санкт- Петербурге.
Внеклассное чтение. И. А. Крылов. Басни.
2. Ф. Шиллер. «Перчатка» (в переводах М. Ю. Лермонтова и В. А. Жуковского).
Композиция и конфликт баллады Ф. Шиллера. Роль образов зверинца и придворных. Человеческое достоинство и любовь. Перевод как интерпретация произведения. Сопоставление переводов В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова: ритмический рисунок, система образов, характеры героев и художественная идея.
Неоднозначность художественной идеи баллады.
Теоретико- литературные знания. Баллада. Композиция. Конфликт. Антитеза. Ритм. Строфа. Композиционная деталь. Тема и художественная идея.
Культурное пространство. Эпоха французского короля Франциска I, рыцарские турниры, рыцарский кодекс чести.
Внеклассное чтение. Ф. Шиллер. Баллады; Р. Киплинг. «Баллада о царице Бунди»; А. Мицкевич. «Будрыс и его сыновья»; А. Дюма. «Три мушкетера»; М. Рид. «Всадник без головы».
3. А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»
Конфликт в рассказе Чехова. Художественные средства создания комического. Антитеза и ее роль. Речевая характеристика персонажей как средство создания образа. Роль второстепенных персонажей. Стилистические и композиционные детали и их роль в выражении авторского отношения к персонажам и событию. Смешное и грустное в произведении. Тема, проблема и идея рассказа.
Теоретико- литературные знания. Юмористический рассказ. Комическое. Фабула. Конфликт, образ персонажа, речь персонажа. Авторская позиция. Антитеза. Тема, проблема и идея произведения.
Культурное пространство. Чиновник в Российской империи XIX века. Быт чиновника. А. П. Чехов — писатель- юморист.
Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия»;
М. М. Зощенко. «Леля и Минька»; А. Г. Алексин.«Необычайные похождения Севы Котлова»; В. П. Крапивин. «Та сторона, где ветер».
Р а з д е л 3. Идеалы и ценности
Творчество в жизни человека. Преодоление жизненных невзгод и обретение подлинной свободы и счастья в творчестве. Безграничные возможности человеческого духа.
1. В. Г. Короленко. «Мгновение»
История человеческой души. Особенности композиции рассказа. Причины погружения героя в духовное оцепенение и причины его пробуждения. Роль пейзажей и интерьеров в создании образа героя. Символическое значение образа моря. Идея рассказа.
Теоретико- литературные знания. Рассказ. Композиция. Внутренний
конфликт. Образ персонажа и способы его создания. Пей- заж. Интерьер. Описание и повествование. Способы выражения авторского отношения к событиям и персонажам. Образ- символ.
Культурное пространство. В. Г. Короленко — русский писатель. Образы моря в мировом искусстве (картины А. И. Куинджи, И. К. Айвазовского).
Внеклассное чтение. В. Г. Короленко. «Слепой музыкант», «В дурном обществе»; А. А. Лиханов. «Музыка».
2. К. Г. Паустовский. «Парусный мастер»
Творчество как источник жизни человека. Композиция рассказа и конфликт. Композиционные детали и их роль в раскрытии авторской идеи. Образ корабля, паруса и моря в рассказе, художественные средства создания этих образов. Речь героя как средство его характеристики. Влюбленность в свое дело Федора
Марченко. Мечта парусного мастера и стремление к ее осуществлению. Отношение к Марченко персонажей рассказа, читателя и автора.
Идея произведения.
Диагностическая работа. А. П. Платонов. «Цветок на земле».
Теоретико- литературные знания. Композиция эпического произведения. Конфликт в эпическом произведении. Средства создания образов. Речь персонажа и речь автора. Авторское отношение к персонажам и способы его выражения. Художественная идея произведения.
Культурное пространство. Русский парусный флот, русские флотоводцы. Художники- маринисты.
Внеклассное чтение. П. П. Бажов. Сказы; К. Г. Паустовский.«Золотая роза»; В. П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».
Библиографическая деятельность учеников 5 класса. Подбор литературы по теме. Поиск книг и необходимых сведений в Интернете. Знакомство с детскими литературными сайтами в Интернете.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема, изучаемые произведения | Контроль знаний. Творческие работы, аналитическая деятельность | Теоретико-литературные знания. Культурология | Часы | Сроки проведения | Фактически | Коррек ция | ||||||
1. | Вн. чт. Приглашение к чтению и размышлению | 1 | |||||||||||
Тема 1: Мир человека и его изображение в фольклоре. (12 часов; из них 10 часов — на изучение произведений, 1 час — на урок внеклассного чтения, 1 час — на урок развития речи) | |||||||||||||
2. | Представление о мифе. Представление о славянской мифологии («Голубиная книга»). | Чтение, аргументированные ответы на вопросы Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Сопоставление космогонических мифов разных народов | Миф Мифология Духовный стих | 1 | |||||||||
3. | Обрядовая поэзия. Обрядовые песни: веснянки, свадебные. | Расшифровка обрядовых символов | Обряд Праздники и традиции празднования | 1 | |||||||||
4. | Малые жанры фольклора. Загадки. Особенности построения загадок. | Сочинение загадок (уроки словесности «Русская речь») | Загадка Метафора Собиратели фольклора и сказители | Составление иллюстрированных сборника «Загадки»
| 1 | ||||||||
5-6 | Пословицы и поговорки. Иносказательность пословиц и поговорок. | Сочинения по пословицам и поговоркам, составление диалогов на определённую тему с использованием поговорок. | Пословица Поговорка Устойчивое словосочетание | Составление иллюстрированных сборников «Пословицы и поговорки народов мира». | 2 | ||||||||
7. | Сказка как жанр фольклора. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Сказки о животных: «Лиса и тетерев», «Швец», «Журавль и цапля», «Курочка» | Сказывание сказок, Инсценирование сказок Иллюстрирование сказок. | Жанр сказки Сказочные формулы Устойчивые эпитеты Метафора Сравнение Повторы | 1 | |||||||||
8-10 | Тайны волшебной сказки. «Иван Быкович», «Кощей Бессмертный», «Перышко Финиста ясна сокола». | Сравнение сказок разных народов с похожей фабулой. Устный отзыв о мультфильме, кинофильме по народной сказке. Устный отзыв об иллюстрациях к сказке. | Элементы сюжета: присказка, зачин, концовка. Сказочные формулы. | 3 | |||||||||
11. | Бытовые сказки: «Мудрая дева», «Мена», «Мужик и заяц». | Особенности бытовых сказок. | 1 | ||||||||||
12. | Вн. чт. Мир сказок | Сказывание сказок, инсценирование сказок Иллюстрирование сказок. | Диагностическая работа по одной из сказок, которая не анализировалась в классе(Дом. раб.) | 1 | |||||||||
13. | Р/р Сочинение сказки | Проект: книга сказок учащихся 5а класса | 1 | ||||||||||
Тема 2: Мой дом – мой мир.( 8 часов; из них 5 часов – на изучение произведений, 1 ч.- Р\р, 1ч. – внеклассное чтение, 1ч. – диагностическая работа) | |||||||||||||
14-15 | А.С.Пушкин «Зимний вечер», «Няне». Образы дома и бури в стихотворении «Зимний вечер». | Литературные роды: эпос, лирика. Конкретизация представлений о собственном доме: | Тропы: сравнение, эпитет Лирическое стихотворение. Ритм, рифма. Строфа, строка | 2 | |||||||||
16-17 | А.П.Чехов «Гриша». Мир Гриши и мир взрослых. | Сочинение рассказов о доме | Рассказ как эпический жанр Фабула Конфликт Композиция Способы передачи авторского отношения в эпосе. | 2 | |||||||||
18. | Н.М. Рубцов «В горнице». Образ дома в стихотворении. | Подбор сравнений, эпитетов, ассоциаций, передающих личное отношение ребёнка к своему дому. | Фольклорные образы в литературе Художественная деталь Образы дома в русской и зарубежной литературе, в изобразительном искусстве. | 1 | |||||||||
19. | Р\Р:Ритм, рифма Строфа и строка | 1 | |||||||||||
20. | Вн. чт. Мир своего дома в русской литературе. | Проект: Видеоальбом «Мой дом – мой мир» | 1 | ||||||||||
21. | Диагностическая работа: И.А. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора » | Контрольная работа | 1 | ||||||||||
Природа – мир, окружающий дом. (33 часа: из них 26 ч. – на изучение, 3 ч. – на уроки внеклассного чтения, 3ч. – развитие речи, 1 ч. – на диагностическую работу | |||||||||||||
Мир природы в эпическом произведении.(9 часов) | |||||||||||||
22-24 | И.С.Тургенев «Бежин луг». Таинственная жизнь природы. Образы мальчиков в рассказе. | Сопоставление научного и художественного описаний («Русская речь»). Сопоставление произведения и иллюстраций к нему. Сочинение пейзажных миниатюр – описаний местности в определённое время суток. | Рассказ Композиция и её элементы. Автор-повествователь Способы создания образов персонажей. Речевая характеристика Пейзаж в литературе и в изобразительном искусстве | 3 | |||||||||
25. | Р\Р: Письменный отзыв об иллюстрациях в художественном произведении | План отзыва. Сбор материала. | Понятие об отзыве. | 1 | |||||||||
26-29 | М.Пришвин «Кладовая солнца». Настя и Митраша: характеристика героев. Люди и животные. Испытания Насти и Митраши. | Письменный отзыв об иллюстрациях к литературному произведению. | Композиция Способы изображения персонажей Олицетворение Эпитет, сравнение Проблематика произведения | 4 | |||||||||
30-32 | В.Астафьев «Васюткино озеро». Законы тайги: поведение героя в экстремальной ситуации. | Сочинение рассказов о людях в экстремальных обстоятельствах. Создание художественного описания | Рассказ Пейзаж и портрет в литературном произведении | 3 | |||||||||
Мир природы в лирических произведениях.(5ч.) | |||||||||||||
33-37 | Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, С.Есенин | Выразительное чтение. Сочинение лирических миниатюр-описаний природы («Утро», «Две зари», «Ночь»). Сочинение рассказов («На озере», «В лесу») | Лирическое стихотворение Тема и идея лирического стихотворения Лирический пейзаж Цветопись | 5 | |||||||||
38 | Вн. чт. Мое любимое стихотворение о природе | Выразительное чтение стихотворений | 1 | ||||||||||
39 | Р\Р: Сочинение лирических миниатюр | Отработка понятий «эпитет», «олицетворение», «сравнение» | 1 | ||||||||||
40 | Диагностическая работа по стих А.С. Пушкина «Туча» и Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» | Контроль (д/з) | 1 | ||||||||||
Человек и животные в литературных произведениях.(5 часав) | |||||||||||||
41-42 43-45 | А.И.Куприн «Сапсан». Мир животного (от первого лица) в рассказе. Д.Лондон «Бурый Волк». История приручения Волка. | Выразительное чтение.. Иллюстрирование рассказов. | Описание Пейзаж Проблематика и идея произведения Экранизация литературных произведений о природе: кинематографические приёмы создания образа | 2 3 | |||||||||
46. | Вн. чт.: И.А. Куприн «Изумруд» | 1 | |||||||||||
47. | Вн. чт. : Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» | Проект: выпуск научно-художественного журнала «В мире животных» | 1 | ||||||||||
48-49 | Р\Р: Сочинение-описание «Портрет животного», сочинение-рассказ «В зоопарке» | Сочинение рассказов о домашних животных | 2 | ||||||||||
Дороги, связующие мир человека и мир природы.(7ч.) | |||||||||||||
50. | И.В.Гёте «Лесной царь» | Выразительное чтение. Анализ иллюстраций к балладе | Баллада Ритм Художественная идея | 1 | |||||||||
51-53 | А.С.Пушкин «Зимняя дорога», «Бесы». Атмосфера пейзажа в стихотворениях. | Выразительное чтение. Сопоставление пейзажей в литературе и живописи. Сопоставление стихотворений (композиции, идеи) | Лирическое стихотворение Образ Звукопись Рефрен, ритм | 3 | |||||||||
54. | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» | Устное словесное рисование пейзажа, составление плана событий | Баллада Конфликт Авторская позиция Образ дороги в искусстве | 1 | |||||||||
55. | Вн. чт. Баллада в зарубежной литературе | 1 | |||||||||||
56 | Диагностическая работа: М.Ю. Лермонтов «Листок» | Контроль | 1 | ||||||||||
Дороги к счастью.(27 ч.: из них на изучение произведений – 22 ч., на уроки внеклассного чтения – 2, на развитие речи – 2 ч., 1ч. – на диагностическую работу) | |||||||||||||
57. 58. 59-60 61-62 63-65 | Братья Гримм «Шиповничек», «Снегурочка» Ш.Перро «Спящая красавица» В.Жуковский «Спящая царевна» А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…» | Выразительное чтение. Сопоставление иллюстраций к сказкам. Отзыв о фильме. Сопоставление сюжетов сказок. Сопоставительный анализ образов (мачехи и зеркала). | Фольклорная и литературная сказка Литературный герой Композиционная деталь Идея произведения Способы выражения авторского отношения «Бродячие» сюжеты Художники-иллюстраторы фольклорных и литературных сказок | Проект музея сказочного героя | 1 1 2 2 3 | ||||||||
66-70. | Х.К.Андерсен «Снежная королева». Испытания героев (Кай и Герда). Добро и зло в сказке. | Творческие пересказы от лица персонажей. Отзыв об иллюстрации к сказке. Инсценирование эпизодов сказки Андерсена. Отзыв о фрагменте экранизации сказки. | Литературная сказка Композиция Образ персонажа Конфликт Время и пространство в произведении Пейзаж Интерьер Фильмы и иллюстрации как интерпретации литературного произведения | 5 | |||||||||
71. | Вн. чт. По сказкам Х.К. Андерсена и Е.Л. Шварца «Спящая красавица» | Сравнительный анализ сказок разных писателей. | 1 | ||||||||||
72-75 | Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес». Странные герои сказки. | Словесные игры по аналогии с играми Кэрролла. Сопоставление переводов отдельных эпизодов сказки. Отзыв об иллюстрациях. | Представление о комическом Представление о литературной пародии Языковые игры | 4 | |||||||||
76. | Развитие речи «Алисины игры» | 1 | |||||||||||
77-80 | Ю.К.Олеша «Три толстяка». Вечные темы в повести (отвага и трусость, честность и лицемерие, милосердие и жестокость). | Выразительное чтение по ролям. Составление киносценариев по эпизоду. Сопоставление образов Суок Тутти с образами Герды и Кая. Отзыв о цирковом представлении. Анализ кинофрагментов. | Композиция Конфликт Время и пространство в произведении Портрет Пейзаж Антитеза Тематика, проблематика и идея произведения | 4 | |||||||||
81. | Р\Р: Сочинение «Сны Трёх Толстяков» (или Гаспара, Тибула) | 1 | |||||||||||
82. | Вн. чт. Парад любимых литературных героев | 1 | |||||||||||
83. | Диагностическая работа А.И. Куприн «Чудесный доктор» | Контроль | 1 | ||||||||||
Мир – сообщество людей. (25 часов: из них – 19 ч. На изучение произведений, 2ч. – на уроки внеклассного чтения, 2 часа – на уроки развития речи, 2 часа – на диагностические работы) | |||||||||||||
84-85 | М.Ю.Лермонтов «Бородино». Тема защиты Родины в стихотворении. | Сопоставление со стихотворение Лермонтова «Поле Бородина» | Ритм Строфа Способы рифмовки Диалог и монолог Разговорная интонация Бородинское сражение Война 1812 года | Проект: выпуск газеты «Война и дети». | 2 | ||||||||
85- 88. | Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в мире горцев. | Выразительное чтение эпизодов. Составление творческих пересказов от лица одного из персонажей. Характеристика персонажей. | Рассказ-быль Антитеза Портрет и пейзаж в произведении Авторское отношение Быт и обычаи горцев Образ войны в искусстве | 4 | |||||||||
89. | Диагностические работа. В.П. Катаев «Сын полка» | 1 | |||||||||||
Отношения людей (8 часов) | |||||||||||||
90 | И.А.Крылов «Волк и Ягнёнок», «Квартет». Раскрытие смысла в баснях. | Выразительное чтение по ролям. Анализ иллюстраций разных художников к басне. Толкование аллегорий. Сравнение басен разных авторов на один сюжет. | Басня Персонажи басни Диалог Аллегория Эзопов язык Мораль Крылатые выражения | 3 | |||||||||
91 | Ф.Шиллер «Перчатка» (различные переводы). Композиция и система художественных образов в двух переводах. | Выразительное чтение. Сопоставление различных переводов. Составление киносценариев по балладе. | Баллада Композиция Конфликт Антитеза Композиционная деталь Рыцарские турниры | 1 | |||||||||
92 | А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Причины конфликта в рассказе. | Сопоставление чернового и окончательного вариантов рассказа. Сравнение образов персонажей. Учимся писать юмористический рассказ. | Конфликт Образ персонажа Речь персонажа Авторская позиция Юмор Антитеза Чиновник | 1 | |||||||||
93 | Р\р: Учимся писать юмористический рассказ | 1 | |||||||||||
Идеалы и ценности.(6 часов) | |||||||||||||
94-95 | В. Г.Короленко «Мгновения». Образ моря в рассказе. Время в рассказе. | Выразительное чтение фрагментов рассказа. Творческие пересказы событий от лица героев. Сочинение о человеке, преодолевшем удары судьбы. | Рассказ Композиция Внутренний конфликт Способы создания образа персонажа Пейзаж Образы моря в искусстве |
2 | |||||||||
96-97 | К.Г.Паустовский «Парусный мастер». Море и судьба человека. | Рисование картин на морскую тематику. Сообщение «Истории парусных кораблей» | Композиция Конфликт Речь персонажей и речь автора. Художественная идея Художники-маринисты | 3 | |||||||||
98 | Р\Р: Сочинение-мечта «Я и море». | 1 | |||||||||||
99 | Вн. чт. В.П. Крапивин «Мальчик со шпагой» | 1 | |||||||||||
100 | Р/Р: сочинение на свободную тему | 1 | |||||||||||
101-102 | Итоговая диагностическая работа. А.П. Платонов «» | 2 | |||||||||||
103 | Обобщающий урок по курсу литературы. | Терминологический диктант | 1 | ||||||||||
104 | Проверка техники чтения. | 1 | |||||||||||
105 | Урок внеклассного чтения. | 1 | |||||||||||
ИТОГО: | 105час |
Литература
1. Литература: учебник для 5 класса общеобразоват.учреждений: основное общее образование: в 2 ч./Под ред. И.Н.Сухих.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Рыжкова Т.В. Методические рекомендации и тематическое планирование по литературе для 5 класса: методическое пособие: основное общее образование/Т.В.Рыжкова.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Тетрадь по литературе для 5 класса./ Под ред. И.Н. Сухих.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Рекомендуемые ресурсы в И нтернете
http://www.krugosvet.ru универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.ru энциклопедия «Рубрикон».
http://www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
http://mifolog.ru Иллюстрированная мифологическая энциклопедия.
http://www.slovari.ru Электронные словари.
http://www.rulex.ru Русский биографический словарь.
http://slovar.lib.ru Словарь литературоведческих терминов.
http://feb- web.ru Фундаментальная электронная библиотека: русская литература и фольклор.
http://lib.rin.ru Библиотека «Золотой фонд мировой литературы».
http://www.gumer.info Библиотека Гумер — гуманитарные науки.
http://www.philolog.ru Тексты русской классики.
http://rifmoved.ru Все о рифме и стихосложении: словари, статьи, справочники.
http://rifma.com.ru Русская поэзия и стихосложение.
http://www.philology.ru/default.htm Русский филологический портал.
http://www.gramota.ru Справочно- информационный интернет- портал «Русский язык».
http://gramma.ru Русский язык: культура письменной речи. Учебные и справочные материалы. Консультации по русскому языку и литерату-
ре, ответы на вопросы.
http://www.hrono.ru/ «Хронос» — всемирная история в интернете.
http://homofestivus.ru Книги, статьи, материалы о праздниках и праздничной культуре, обрядах, ритуалах и традициях.
http://www.nasledie- rus.ru литературный журнал «Наше наследие».
http://lit.academia- moscow.ru Преподавание литературы в школе.Литература 5—11 класс (под редакцией И. Н. Сухих).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г....